Напоминание

Совершенствование навыков говорения на основе текста


Автор: Чкадуа Ольга Владимировна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово–технологический техникум"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование навыков говорения на основе текста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В

настоящее

время

знание

иностранных

языков

является

необходимостью

для

современного

образованного

человека

по

многим

причинам,

в

том

числе

и

потому,

что

иностранный язык обогащает и дисциплинирует ум, расширяет знания о культуре, истории,

традициях

и

обычаях

страны

изучаемого

языка.

Владение

иностранными

языками

предоставляет широкий спектр возможностей, начиная от простого общения с друзьями в сети

Интернет

до

реализации

потенциальной

возможности

трудоустройства

на

престижную

высокооплачиваемую работу. Знание иностранных языков позволяет устанавливать широкие

образовательные, культурные и профессиональные контакты.

В среднем профессиональном учебном заведении иностранный язык является одной из

общеобразовательных

дисциплин

и

обязательным

компонентом

гуманитарной

подготовки

специалиста. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту на уроках

иностранного

языка

обучающиеся

знакомятся

с

основами

делового

иностранного

языка,

необходимой профессиональной лексикой, читают тексты, содержащие специальную лексику,

развивают диалогическую и монологическую речь. В системе среднего профессионального

образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у

обучающихся

формируются

умения

и

навыки

пользования

чужим

языком

как

средством

общения,

средством

получения

новой,

актуальной

и

полезной

информации

из

различных

областей

знаний.

Изучение

иностранного

языка

в

техникуме

направлено

на

достижение

коммуникативной

компетенции,

а

также

развитие

личности

обучающегося

посредством

реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Требования ФГОС формировать

коммуникативную компетенцию обучающихся

предполагают развитие умения говорения и

чтения, как одних из ведущих видов речевой деятельности.

Говорение

-

продуктивный

вид

речевой

деятельности,

посредством

которого

осуществляется

устное

вербальное

общение.

Содержанием

говорения

является

выражение

мыслей

в

устной

форме.

Говорение

выступает

в

двух

формах

-

монологической

и

диалогической.

Монологическая

речь

-

это

речь

одного

лица,

состоящая

из

ряда

логически,

последовательно

связанных

между

собой

предложений,

интонационно

оформленных

и

объединенных

единым

содержанием

и

целью

высказывания.

Построение

связного

высказывания

предполагает

осуществление

следующих

операций.

Во-первых,

определение

цели, в учебных условиях, «принятие» предмета сообщения, иными словами, о чем говорить.

Во-вторых, произвести «инвентаризацию» языковых средств, находящихся в памяти, и отобрать

те

из

них,

которые

нужны

для

реализации

замысла.

В-третьих,

логически

построить

высказывание

в

соответствии

с

замыслами,

придать

ему

воздейственную,

эмоционально-

выразительную окрашенность во внешней речи.

Диалогическая речь - это процесс общения двух или более собеседников - партнеров,

поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве

слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать»,

так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера.

Диалогическая речь в большей степени ситуативно обусловлена, чем монологическая, и ей

свойственна большая эмоциональность и экспрессивность, которая проявляется, в частности, в

использовании невербальных средств: мимики, жестов и т.д.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с

восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками,

и

является

одним

из

важнейших

видов

коммуникативно-познавательной

деятельности

обучающихся.

Эта

деятельность

направлена

на

извлечение

информации

из

письменно

фиксированного текста. Чтение на иностранном языке является видом речевой деятельности,

позволяющим

не

имитировать,

а воспроизводить

одну

из

форм

реального

общения

на

иностранном языке. Работая с текстом, обучающийся не всегда может найти ответы на вопросы,

либо может дать ошибочные ответы по тексту из-за невнимательного прочтения или неумения

выделять

основную

и

второстепенную

информацию.

Причиной

является

отсутствие

сформированного навыка – читать осмысленно. Говорение на основе текста - это предпосылка

для качественного осуществления ситуативного (неподготовленного) говорения.

Согласно теории поколений, которая была описана в 1991 году Нилом Хау и Уильямом

Штраусом, поколения сменяют друг друга раз в 20-25 лет. Если мы рассмотрим современного

подростка

с

позиции

данной

теории,

то

сегодня

учителя

имеют

дело

с

так

называемым

поколением Z

или

центениалами.

Это

дети,

которые

родились

после

2000

года

в

эпоху

Интернета. Они

не знают, какова была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и

планшетами более 8 часов в день. Большим минусом можно считать и то, что центениалы не

любят долго концентрироваться. Также среди них распространен синдром дефицита внимания и

гиперактивность. Поэтому поколение Z предпочитает смотреть, а не читать. Им нужно уловить

максимум

информации

в

короткий

срок.

В

результате

такого

поведения

появляется

ряд

трудностей в ходе работы над чтением текстов.

На сегодня существует большое количество технологий, методов, приемов, использование

которых позволяет формировать, совершенствовать навыки чтения.

Для того чтобы текст стал

реальной и продуктивной основой обучения говорению важно научить обучающихся работать с

текстом,

в

связи

с

чем

предпочтительно

обращать

внимание

на

все

3

этапа

работы:

предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап

На

предтекстовом

этапе

проводится

подготовка

к

чтению,

т.е.

снятие

языковых

трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми

в

тексте.

Немаловажное

условие

успешного

проведения

дальнейшей

работы

с

текстом

-

создание доброжелательной атмосферы в группе, поэтому учитель на предтекстовом этапе

должен заинтересовать обучающихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную

мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на

предтекстовом

этапе

предназначаются

для

дифференциации

языковых

единиц

и

речевых

образцов,

их

узнавания

в

тексте,

овладения

различными

структурными

материалами

(словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой

догадкой для формирования навыков прогнозирования.

Цели:

определить

(сформулировать)

речевую

задачу

для

первого

прочтения;

создать

необходимый уровень мотивации у обучающихся; сократить уровень языковых и речевых

трудностей.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и

достаточных

для

рецепции

конкретного

текста,

на

устранение

смысловых

и

языковых

трудностей

его

понимания

и

одновременно

на

формирование

навыков

и

умений

чтения,

выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-

смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению

текста.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1. «Антиципация» (развитие смысловой догадки).

Целью

является

проявление

познавательной

активности,

позволяющей

предугадывать

будущие события, используя изученный языковой материал.

1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного

текста.

2) О чем, по-вашему мнению, этот текст.

3) Откуда возможно взят данный текст? (из романа, из дневника. Из журнала, из газеты

и т.д.).

2. «Вопрос - ответ».

Учитель

диктует

5-10

вопросов

к

незнакомому

для

обучающихся

тексту.

Затем

он

предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все

вопросы. Каждый обучающийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст -

оригинал. После этого обучающиеся пересказывают данный текст.

3. «Кластер, карта памяти, ёжик».

Учитель пишет на доске ключевое слово. Обучающимся нужно подобрать к данному слову

спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором

речь

идет

о

выше

названном

ключевом

слове,

раздается

обучающимся.

Его

читают

и

пересказывают.

4. «Читай и угадывай!»

Обучающиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или

лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и

прочесть несколько предложений. После этого обучающиеся читают и пересказывают весь

текст.

Текстовый этап

В

текстовых

заданиях

обучающимся

предлагаются

коммуникативные

установки,

в

которых

содержатся

указания

на

вид

чтения

(изучающее,

ознакомительное,

просмотровое,

поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных

задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и

речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1. «Чтение по диагонали».

Учитель дает рабочий лист с текстом. Обучающиеся прикрывают листом бумаги часть

текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и обучающиеся

по

памяти

отвечают

на

следующие

вопросы:

Что

является

темой?

Какой

точки

зрения

придерживается автор? И т.д. После этого текст читают и пересказывают.

2. «Кто читает?»

Обучающиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения,

вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый выбирает себе роль, которая, по

его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки

каждый

обучающийся

читает

текст

(отрывок)

также

выразительно,

как,

по

его

мнению,

прочитал бы его выбранный персонаж. Группа

должна угадать, кто это читает и в какой

ситуации.

Предлагаемые роли: ведущий новостей, первокурсник, марафонец во время бега, диск-

жокей, сказочник, спортивный репортер во время футбольного репортажа, офицер, поп-звезда

во время интервью и т.д.

3. «Фантазия».

Учитель раздает обучающимся начало истории (текста) и предлагает продолжить историю

несколькими предложениями. Сюда подходят небольшие истории, притчи. В конце каждый

зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.

4. «Текст и словарь».

Учитель дает короткий текст для перевода. Обучающиеся работают в двух подгруппах:

одна подгруппа работает без словаря, другая – со словарем. При обсуждении сравниваются все

три версии перевода.

5. «Люкентекст» (Текст с пропущенными словами).

Учитель

раздает

текст,

где

пропущены

слова.

Обучающиеся

должны

восстановить

недостающую информацию за счет собственного лексического запаса.

6. «Текстовый микс» (восстановление логики повествования).

Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Обучающиеся

работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности

и пересказывают. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии,

картинки.

Послетекстовый этап

Послетекстовые

задания

предназначены

для

проверки

понимания

прочитанного,

для

контроля

за

степенью

сформированности

умений

чтения

и

возможного

использования

полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цель:

использовать

ситуацию

текста

в

качестве

языковой

(речевой),

содержательной

опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1. «Одноминутное эссе».

После прочтения текста обучающимся предлагается за ограниченное количество времени

(1 минута) изложить основную идею текста.

- Сделать итоговый вывод по содержанию текста.

- Выделить элементы, которые несут важную информацию.

- Составить сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора их с

предложенных 20.

- Сформулировать ключевую мысль каждого абзаца.

2. «Измени сюжет!».

После прочтения текста обучающимся предлагается изменить логическое содержание

(сюжет) текста. Затем каждый рассказывает свою версию.

3. «Изменение временной формы».

После прочтения текста обучающимся предлагается передать смысл текста,

используя

другую видовременную форму глагола.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

учебный

текст

выполняет

обучающую,

образовательную, развивающую и воспитательную функции. Обучение говорению на основе

учебного текста способствует эффективности процесса обучения иностранному языку, цель

которого

формирование

иноязычной

коммуникативной

компетенции

в

совокупности

ее

составляющих, а также развитие и воспитание обучающихся средствами иностранного языка.

Список литературы

1.Волошина М.Л. Реализация ФГОС: готовность учителя к качественному образовательному

результату. Немецкий язык. Все для учителя!, 2017, № 7-8.

2.Гальскова

Н.Д.

Гез

Н.И.

Теория

обучения

иностранным

языкам: Лингводидактика и

методика. – М.: Академия, 2010.

3.

Горлова

Н.А.

Методика

обучения

иностранному

языку.

М.

:

Издательский

центр

«Академия», 2013 (часть 2).

4.Ласкина

Н.А.

Технологии

работы

с

текстом

для

чтения.

Английский

язык.

Все

для

учителя!, 2017, № 5-6.

5.Рябкова В.В. Приемы работы с текстом на уроках английского языка. Иностранные языки

в школе, 2017, № 5.



В раздел образования