Напоминание

исследовательская работа " Радуга"


Автор: Святова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Холстовская СШ
Населённый пункт: с. Холстовка Павловский район Ульяновская область
Наименование материала: презентация
Тема: исследовательская работа " Радуга"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Холстовская средняя школа

Изучение природного явления «РАДУГА».

Учебно-исследовательский проект.

Выполнила: Алькина Любовь

Ученица 3 класса.

Холстовская средняя школа

Руководитель: Святова Т.П.

Цель работы: изучить природу возникновения радуги

Задачи:

1.узнать, при каких условиях образуется радуга;

2. изучить, какие виды радуг бывают в природе;

3. с помощью экспериментов выяснить, возможно ли воспроизвести

радугу в домашних условиях

.

Объектом исследования

является природное явление радуга.

Предмет исследования

– происхождение радуги.

Гипотеза:

Радугу можно получить даже дома

Основные методы

, которые использовались – наблюдение,

эксперимент.

Опрос одноклассников

Провела анкетирование с одноклассниками

Когда возникает радуга- 3 человек

Знают цвета радуги -5 человек

Последовательность цветов -6 человек

Почему именно такие цвета имеет радуга- 0

Почему мы видим радугу в виде дуги-0

Можно ли радугу сделать самому-0

НЕМНОГО

ИСТОРИИ

Так что же это такое - радуга?

Есть несколько версий происхождения этого слова. В древности данное

явление

называли «райская дуга».

Затем эти два слова соединились в одно и появилось «радуга». Славянские

народы придумывали для радуги

разные названия: веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много

других.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом,

перекинутым с неба на землю,

дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек.

Издавна считается, что в месте, откуда берет

начало радуга, зарыт клад.

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в

воздухе?

За ответом на этот вопрос нам пришлось обратиться к энциклопедии

призма

спектр

В 1672 году, английский физик Исаак Ньютон провел такой опыт .На пути солнечного

луча ученый поставил призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску

« спектр». Он объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на его составляющие.

Таких цветов в спектре – семь.

Во время дождя в воздухе находится

огромное количество водяных

капель. Каждая капелька выполняет

роль крохотной призмы. А поскольку

их очень много, то и радуга

получается в полнеба.

Образование радуги

Секреты радуги

Секреты радуги

1.

Радуга возникает , когда в стороне, противоположной солнцу,

ещё идет дождь. И солнце освещает завесу дождя.

2.

Чтобы увидеть радугу, нужно находиться строго между

солнцем ( оно должно быть сзади) и дождем ( он должен быть

перед вами)

3.

Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на оной

линии!

Вот почему радугу можно наблюдать утром или ближе к вечеру

Необычные радуги в природе

Двойная радуга

Лунная радуга

Перевернутая радуга

Тройная радуга

Огненная радуга

Зимняя радуга

Лунная радуга

Радуга в домашних условиях

Вывод:

Вывод:

Ура! Гипотеза

подтвердилась. Я

доказала, что радугу

можно получить

дома и в любое

время года.

Цель- узнать о

радуге и

попробовать

повторить ее в

домашних условиях -

достигнута

Список используемой литературы:

Список используемой литературы:

1.

1.

Словари и энциклопедии на Академике.

Словари и энциклопедии на Академике.

2.

2.

Википедия.

Википедия.

Литература

Сколько радуг можно увидеть одновременно?

Неискушенный наблюдатель видит обычно одну радугу, изредка две. Причем

вторая радуга, концентрическая с первой, имеет угловой радиус около 50° и

располагается над первой. Вторая радуга более широкая, блеклая, расположение

цветов в ней обратное первой радуге: внешняя дуга у нее фиолетовая, а

внутренняя красная.

Самое удивительное, что большинство людей, наблюдавших радугу много раз, не

видят, а точнее не замечают дополнительных дуг в виде нежнейших цветных арок

внутри первой и снаружи второй радуг (т. е. со стороны фиолетовых краев радуг).

Эти цветные дуги (их обычно три-четыре) неправильно названы дополнительными

— в действительности они такие же основные (или главные), как первая и вторая

радуги.

Эти дуги не образуют целого полукруга или большой дуги и видны только в самых

верхних частях радуг, т. е. вблизи « вершин », или « макушек », основных радуг,

когда же последние переходят в вертикальное положение (или близкое к нему),

дополнительные дуги пропадают. Именно в этих дугах, а не в основных,

сосредоточено наибольшее богатство чистых цветовых тонов, которое и породило

выражение „все цвета радуги".

Как возникает радуга?

Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Все радуги — это солнечный свет, разложенный на компоненты и

перемещенный по небосводу таким образом, что он кажется исходящим от

части небосвода, противоположной той, где находится Солнце.

Научное объяснение радуги впервые дал Репе Декарт в 1637 г. Декарт

объяснил радугу на основании законов преломления и отражения

солнечного света в каплях выпадающего дождя. В то время еще не была

открыта дисперсия — разложение белого света в спектр при преломлении.

Поэтому радуга Декарта была белой.

Спустя 30 лет Исаак Ньютон, открывший дисперсию белого света при

преломлении, дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются

цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского

ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в

наше время, „Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон

расцветил ее всеми красками спектра".

Несмотря на то что теория радуги Декарта — Ньютона создана более 300 лет

назад, она правильно объясняет основные особенности радуги: положение

главных дуг, их угловые размеры, расположение цветов в радугах

различных порядков.

Для объяснения радуги мы пока и ограничимся теорией Декарта — Ньютона,

которая подкупает своей удивительной наглядностью и простотой.

Почему радуга бывает разной?

По теории Декарта — Ньютона радуга должна быть всегда одинаковой —

„застывшей". Эти ученые правильно объяснили положение радуги на

небосводе, размер дуг, расположение цветов в основных радугах любого

порядка. В частности, по теории ширине дуг радуг всегда было „положено"

быть одной и той же. Однако радуга содержала еще много секретов.

Внимательный наблюдатель видел иногда серию красочных

дополнительных дуг, которым совсем „не было места" в теории Декарта —

Ньютона. Иногда радуга имела яркие насыщенные тона, а порой была

совсем блеклой, почти белой. Радуга бывала и широкой и узкой — и всё это

„не укладывалось" в теорию Декарта — Ньютона.

Объяснение всего комплекса радуги, со всеми неразгаданными, ее

особенностями, было сделано позже, когда была создана общая теория

рассеяния (дифракции) световых лучей в атмосфере. В частности, стало

ясно, что дополнительные дуги возникают вследствие интерференции

лучей, лежавших но обе стороны от наименее отклоненного луча (луча

радуги) и в непосредственной близости от него.

Радуга без дождя?

Бывают ли радуги без дождя или без полос падения дождя? Оказывается, бывают

— в лаборатории. Искусственные радуги создавались в результате преломления

света в одной подвешенной капельке дистиллированной воды, воды с сиропом или

прозрачного масла. Размеры капель варьировали от 1,5 до 4,5 мм. Тяжелые капли

вытягивались под действием силы тяжести, и их сечение в вертикальной

плоскости представляло собою эллипс. При освещении капельки лучом гелий-

неонового лазера (с длиной волны 0,6328 мкм) появлялись не только первая и

вторая радуги, но и необычайно яркие третья и четвертая, с центром вокруг

источника света (в данном случае лазера). Иногда удавалось получать даже пятую

и шестую радуги. Эти радуги, как первая и вторая, снова были в стороне,

противоположной источнику.

Итак, одна капелька создала столько радуг! Правда, эти радуги не были

радужными. Все они были одноцветными, красными, так как образованы не белым

источником света, а монохроматическим красным лучом.

Получение радуги в домашних условиях.

Шаг 1.

В первую очередь, для изготовления радуги, нам понадобился хотя бы

лучик света из окна.

Шаг 2.

Мы взяли маленькое зеркальце и неглубокую посудину (такую, чтобы

зеркало немного выходило за её пределы).

Шаг 3.

Наполовину заполнили ёмкость водой.

Шаг 4.

Погрузили зеркало в воду так, чтобы на него падал луч солнца и

отражался куда-нибудь на стену. Регулировали угол наклона зеркала и

поворот до тех пор, пока на стене не появится кусочек радуги.

(Всё зависит от того, насколько высоко будет стоять солнце).

Шаг 5.

Чем больше будет зеркало (и, соответственно, ёмкость с водой), тем

больше будет наш кусочек радуги дома!

БЛАГОДАРИМ ЗА УДЕЛЁННОЕ

БЛАГОДАРИМ ЗА УДЕЛЁННОЕ

ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ!

Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была

сделана в 1611 г. архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги

противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к

смертной казни. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись казни, но его

тело и рукописи были сожжены.

Обычно наблюдаемая радуга — это цветная дуга угловым радиусом 42°, видимая

на фоне завесы ливневого дождя или полос падения дождя, часто не достигающих

поверхности Земли. Радуга видна в стороне небосвода, противоположной Солнцу,

и обязательно при Солнце, не закрытом облаками. Такие условия чаще всего

создаются при выпадении летних ливневых дождей, называемых в народе «

грибными » дождями. Центром радуги является точка, диаметрально

противоположная Солнцу,— антисолярная точка. Внешняя дуга радуги красная, за

нею идет оранжевая, желтая, зеленая дуги и т. д., кончая внутренней фиолетовой.

Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель,

разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой.

Можно самому создать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к

Солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками. У фонтанов и водопадов

случалось видеть, кроме описанных двух основных и трех-четырех

дополнительных дуг к каждой основной, еще одну или две радуги вокруг Солнца.



В раздел образования