Напоминание

Духовно–нравственное здоровье российского общества, как особая забота церкви и государства»


Автор: Суркова Елена Анатолиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 40"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно–нравственное здоровье российского общества, как особая забота церкви и государства»
Раздел: среднее образование





Назад




Суркова Елена Анатолиевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ № 40», г. Нижневартовск

«Духовно-нравственное здоровье российского общества, как особая забота

церкви и государства»

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х

гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные

любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали

деструктивное

воздействие

на

общественную

нравственность

и

гражданское

самосознание.

Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной

девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров

молодежи привели к тому, что современная Россия - среди стран, лидирующих по

числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от

потребления

алкоголя

и

наркотиков,

занимает

одно

из

лидирующих

мест.

В

демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начаться

физическое вырождение нации.

Быстрый

демонтаж

советской

идеологической

системы

и

поспешное

копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей

рыночной

экономики

привели

к

обесцениванию

ряда

важных

морально-

нравственных

норм

и

ценностных

установок,

исторически

традиционных

для

России.

Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых

главная - обогащение и успех любой ценой.

Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных

ориентиров, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и

1

социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и

государству, сложившееся в 90-е гг. неверие в себя приводят к тому, что Россия,

даже в глазах значительной части своих граждан, не является привлекательной для

жизни страной.

По

данным

Института

социологии

РАН,

часто

отождествляют

себя

с

россиянами

35%

респондентов,

50%

-

иногда,

15%

имеют

отрицательную

гражданскую

идентичность.

До

сих

пор

многие

россияне

в

полной

мере

не

ощущают себя гражданами России, т. е. не обладают полноценной российской

идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

На

западе

сейчас

очень

распространено

движение

«чилдрфри»

-

т.е.

«свободные от детей». Они: более образованные, мене религиозные, имеют более

высокий доход.

Эти люди осознанно не рожают детей, возводя в культ идеи эгоизма и

геденизма. Есть такое течение и у нас. И оно постоянно ширит свои ряды. Уже

сегодня в нашей стране 50% семей не имеют детей. 20% не хотят иметь более 2-х

детей. Сейчас в России 50 млн. матерей и только 4% из них – многодетны. А еще

чуть больше века назад многодетность была нормой. В каком государстве будут

жить наши внуки? Будут ли они в нем хозяевами?

В Послании Федеральному собранию президент Путин В.В. в декабре 2013

года отметил: «По последним данным статистики за январь-октябрь 2013 года в

России

зафиксирован

естественный

прирост

населения.

Такие

результаты

мы

имеем ВПЕРВЫЕ с 1991 года». Согласитесь – данные впечатляют! 22 года мы

находились в демографической, хотелось бы думать, ремиссии.

Более

двух

десятилетий

мы

жили

без

ясно

сформулированных

национальных идеалов и духовно-нравственных ценностей.

Одна

из

причин

такого

положения

в

том,

что

не

завершен

процесс

формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе

до

сих

пор

ощущается

недостаток

сознательно

принимаемых

большинством

2

граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и

конструктивного

социального

поведения,

от су т с т ву ют созидательные

смысложизненные

ориентиры.

Есть

сильное

государство,

но

пока

нет

общеразделяемого

представления

о

едином

российском

народе,

сплоченном

чувством

патриотизма,

укорененном

в

национальной

истории,

культуре,

нравственности, имеющем общий идеал будущего.

Здесь на память приходят слова апостола Павла, грозно предупреждающего

грядущие

поколения

:

«Люди

будут

самолюбивы,

сребролюбивы,

надменны,

з л о р е ч и в ы ,

р о д и т е л я м

н е п о ко р н ы ,

н е б л а г о д а р н ы ,

н е ч е с т и в ы ,

недружелюбны….более сластолюбивы, нежели боголюбивы…»

(2 Тим.3, 2-5).

Сейчас все хорошо понимают, что мы далеки от благополучия

в сфере

семейной жизни – сейчас так часты разводы среди молодёжи, не уменьшается

число брошенных детей и сирот при живых родителях.

Общество ищет пути выхода из этого духовного тупика. И, слава Богу, находит

его в консолидации усилий в этом направлении государства и Церкви.

В Послании Федеральному собранию в

2008 году

президент (тогда –

Медведев

Д.А.)

отмечал:

«Свободной

и

законопослушной

может

быть

только

нравственная личность. Нравственность в отличие от морали укоренена не столько

в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье».

Для определения четких ориентиров выхода из такой ситуации был создан в

2008

году

проект

Концепции

духовно-нравтвенного

воспитания

российских

школьников,

а

в

2010

году

этот

важный

документ

стал

частью

федерального

государственного образовательного стандарта общего образования. Здесь впервые

четко

очерчена

государственная

воспитательная

идея

Национальный

воспитательный идеал.

3

Национальный

воспитательный

идеал

-

высшая

цель

образования,

нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и

развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни:

государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных

организаций.

Впервые в постсоветском пространстве звучит от государства приглашение

представителей основных в России религиозных конфессий к делу воспитания

подрастающего поколения. Это несомненно стало знаменательным событием в

жизни нашего общества. И, конечно, так сложилось исторически, главную позицию

здесь занимает Русская Православная Церковь.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и

представлен

для

православных

христиан

прежде

всего

в

образе

Христа.

Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и

государства

в

общем

пространстве

религиозного,

духовно-нравственного

воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих

духовное

единство

народа.

Именно

православная

вера

является

фундаментом

формирования общей системы нравственных ориентиров, ценностей и смыслов

жизни,

таких

как

честь,

верность,

соборность,

самоотверженность,

служение,

любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие

православие, а не только этнические русские) в единый народ.

Именно национальное самосознание, формировавшееся со времён князя

Владимира, просветившего как солнце, языческую Русь Православием, позволило

в смутные для нашего Отечества времена, в то время, как государство оказалось без

власти,

очистить

страну

от

польских

захватчиков.

Народное

ополчение

возглавляемое тогда князем Дмитрием Пожарским и посадским старостой Кузьмой

Мининым отражало не только захватчиков своей земли, но и попытки насаждения

на Святой Руси иноземной «латинянской» веры. Есть ли сегодня у нас такое

национальное самосознание.

Его необходимо воссоздавать заново.

4

С 2012 года во всех школах Российской Федерации вводится курс ОРКСЭ.

Курс,

как

все

мы

уже

знаем,

состоит

из

6

модулей:

«Основы

православной

культуры», «Основы культуры ислама», «Основы культуры иудаизма», «Основы

буддийской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики».

«Вопреки прогнозам скептиков, апробация не привела к росту конфликтных

настроений и разделений среди детей по религиозному признаку, что во многом

стало

возможным

благодаря

активному

межрелигиозному

сотрудничеству,

в частности,

по вопросам

подготовки

педагогов

и экспертизы

учебных

пособий

по религиозным культурам». Это слова

Патриарха

Кирилла на Архиерейском

соборе Русской Православной Церкви в феврале 2013 года. Можно сделать вывод:

апробация курса прошла успешно.

Но, лично меня, как педагога, как гражданина, как православного человека,

прежде всего, волнует то, что как мне кажется, не может полноценно реализоваться

целевая

установка

курса

формирование

духовно-нравственных

ценностей

у

наших детей.

Ведь духовность здесь призвана формироваться через изучение религиозных

культур. Но мониторинг выбора родителей в подавляющем большинстве регионов

России говорит о том, что большинство (от 60 до 100%) выбирают «Светскую

этику».

Я учитель истории и обществознания. Хорошо знаю учебники своего предмета

разных авторов. И могу с уверенностью констатировать следующий факт: учебник

«Светской

этики»

почти

калькирует

учебник

обществознания

5-6

класса.

Получается,

что

действительно

религиозные

культуры,

как

первоисточники

нравственных ценностей нашего народа смогут изучать меньше половины наших

детей?

Не лучше ли в пакете курса оставить только религиозные культуры? Принимая

во внимание все выше сказанное?

5

Ведь, как отметил в своё время знакомства с учебниками курса ОРКСЭ наш

Патриарх, выбирая для своих детей «Светскую этику» мы обрекаем своих детей на

изучение атеизма.

Завершить свой доклад мне бы хотелось словами Митрополита Тобольского и

Тюменского

Димитрия,

которые

я

услышала

на

Всероссийской

научно-

практической конференции «Филофеевские образовательные чтения» в 2011 году в

Тюмени:

«Мера

нашей

ответственности

судьба

России.

Сегодня

мы

живём

в

секулярном мире, который объявил себя не только постиндустриальным, но даже

постхристианским. Смысл образования в наши дни всё более выхолащивается,

теряя своё первоначальное, подлинное содержание. Но не смотря на это, образ

Божий

всегда

присутствует

в

человеке.

А

потому

задача

образования

в

ее

нравственном понимании

будет неизменно заключаться в том, чтобы помочь

каждому в начале его самостоятельного пути обрести верные ориентиры и далее, в

течение всей своей жизни вырастать в меру высокого предназначения человека».

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Москва, 2010 г.

2.

Сборник

Всероссийской

научно-практической

конференции

«Филофеевские

образовательные чтения», Тюмень, 2011г.

3. Новый Завет.

4. Послание Президента Федеральному собранию, Москва, декабрь 2013 года.

5. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной

культуры народов России. Светская этика. – 4 класс. – Москва: Баласс, Дрофа,201

2г.

6. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-

нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5

класс. – Москва: Дрофа,201 2г.

6

7



В раздел образования