Автор: Радс Тийя Пеетеровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации "Педагогический колледж"
Населённый пункт: Черняховск
Наименование материала: статья
Тема: "ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Т.П. Радс, преподаватель ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Основная
цель
каждой
дошкольной
образовательной
организации
направлена на поиск форм и методов организации образовательного процесса,
позволяющих
реализовать
основную
задачу
дошкольного
образования
по
созданию
условий
позитивной
социализации
ребёнка,
его
всестороннего
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующих
дошкольному
возрасту
видов
деятельности.
Подтверждение
необходимости
внесения изменений в образовательный процесс находим в нормативно-правовых
документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций:
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
и
личностных
качеств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими
образовательных
программ
начального
общего
образования,
на
основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей дошкольного возраста видов деятельности.
Специфика
дошкольного
возраста
заключается
в
том,
что
достижения
дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
совокупностью личностных качеств, в том числе качеств, которые обеспечивают
психологическую готовность детей к школе. Следует отметить, что наиболее
значительное
отличие
дошкольного
образования
от
общего
образования
выражается в том, что в дошкольных учреждениях отсутствует предметность.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155,
предполагает
корректировку
образовательной
деятельности
дошкольных
образовательных
организаций
и
приведение
в
соответствие
с
требованиями
Стандарта
и
основной
образовательной
программы
ДОО,
внедряется
новая
образовательная
парадигма
–
человек,
его
интересы
и
потребности,
потенциальные
возможности
и
способности
оказываются
в
центре
внимания
специалистов, меняется роль педагога в образовательном процессе – на смену
роли «транслятора» знаний приходит роль опытного наставника, собеседника.
В условиях реализации ФГОС ДО каждой дошкольной образовательной
организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание
атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития
и
проявления
творческих
способностей
детей,
обеспечение
конструктивного
сотрудничества участников образовательного процесса.
Интерактивная
песочница
–
уникальный
игровой
образовательный
комплекс,
оснащенный
компьютером,
датчиком
глубины,
проектором.
Работа
интерактивной
песочницы
построена
на
3D-технологиях.
Интерактивная
песочница содержит сценарные игровые решения со звуковым сопровождением,
направленные на развитие внимания, мышления, памяти и мелкой моторики.
Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных
ситуаций
(игровых,
практических,
театрализованных
и
т.д.)
используя
возможности
интерактивной
песочницы
позволяет
воспитывать
гуманное
отношение к окружающему миру, развивать любознательность, познавательные,
сенсорные,
речевые,
творческие
способности.
Технология
использования
интерактивной песочницы, как обучающего комплекса для современного развития
детей,
способствует
наполнению
повседневной
жизни
группы
интересными
делами, проблемами, идеями, включению каждого ребенка в содержательную
деятельность,
способствующую
реализации
детских
интересов
и
жизненной
активности.
В
основе
деятельности
в
интерактивной
песочнице
лежат
технологии
личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными
особенностями которых являются:
1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие;
изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к
ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2) основной доминантой является выявление личностных особенностей
каждого
ребенка
как
индивидуального
субъекта
познания
и
других
видов
деятельности;
3) содержание образования не должно представлять собой только лишь
набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения,
оно должно включать содержание субъектного опыта
ребенка как опыта его
индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится
обезличенным, формальным, невостребованным.
4)
создание
педагогом
условий
для
максимального
влияния
образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация
субъектного опыта детей;
5) оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и
темпа
деятельности,
раскрытии
и
развитии
индивидуальных
познавательных
процессов и интересов;
6)
содействие
ребенку
в
формировании
положительной
Я-концепции,
развитии
творческих
способностей,
овладении
умениями
и
навыками
самопознания.
Применение
интерактивной
песочницы
в
совместной
образовательной
деятельности с дошкольниками направлено на :
Знакомство со структурой поверхности и свойствами материалов.
Закрепление представления о свойствах песка.
Закрепление умения аккуратно пользоваться песком. Совершать манипуляции с
песком только внутри песочницы, воспитывая опрятность;
Воспитание умения работать в команде, вызывает у детей радость от восприятия
результата общей работы;
Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности. Обогащение опыты
детей новыми способами исследования окружающего мира.
Развитие творчества детей; создание образов предметов, объектов природы,
сказочных персонажей и др.;
Создание песочных композиций в
интерактивной песочнице не требует
особых умений. Во время работы с песком ребенок постоянно получает ситуацию
успеха, что сказывается на его эмоциональном благополучии.
При организации игровых образовательных ситуаций необходимо вместе с детьми
выработать ряд правил поведения в песочнице.
Правила поведения в интерактивной песочнице
Нельзя!
1.Сдувать
песчаную
пыль
ртом
(исключить
образование
пыли),
нюхать
песок.
2.Играть
с
подбрасыванием
песка
вверх,
с
бросанием
его
друг
в
друга;насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь.
3. Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу.
Можно!
1. Быть аккуратным и внимательным.
2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.
3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по
завершению деятельности.
4. Мыть руки после игры с песком.
Интерактивная песочница - это игровой полигон для реализации самых
разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования
заложенных в ФГОС ДО.
Литература.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.:
Речь, 2006.
Серых, Л.В. Педагогическая песочница как компонент образовательного
процесса в дошкольной образовательной организации/ Методическое пособие/
Серых Л.В., Махова Г.А., Мережко Е.А. – Белгород, 2017. – 53 с