Автор: Каща Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" ИГО СК
Населённый пункт: г. Изобильного, Ставропольского края
Наименование материала: Конспект урока по лирике Николая Рубцова
Тема: "В МИНУТЫ МУЗЫКИ ПЕЧАЛЬНОЙ НЕ ГОВОРИТЕ НИ О ЧЕМ…"
Раздел: среднее образование
Урок по лирике
Николая Рубцова.
«В МИНУТЫ МУЗЫКИ
ПЕЧАЛЬНОЙ НЕ
ГОВОРИТЕ НИ О ЧЕМ…»
Учитель Каща И.А.
Оформление доски
Портрет
поэта
«ВМИНУТЫ МУЗЫКИ ПЕЧАЛЬНОЙ НЕ
ГОВОРИТЕ НЕ О ЧЁМ»
1
Биографическая
справка о Н.Рубцове
( о с н о в н ы е
д а т ы ,
события,
поэтические
сборники
Текст
стихотворения
– миниатюры
«Улетели
листья
с
тополей…»
Рабочие
материалы
у р о к а
( з а п и с и
в
процессе
ана лиз а
поэтического
текста;
ассоциативные
ряды).
2
Поэтические эпиграфы:
1.Светлеет
грусть,
когда
цветут
цветы…
2.О, вид смиренный и родной!
Берёзы избы по буграм.
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, божий храм.
3.Не жаль мне, не жаль мне
Растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне
Разрушенных белых церквей.
Н.Рубцов
4.Есть
поэт
вс е ро с с ийс кий,
всельнский,
А не тотьминский и не псковской;
Нет поэзии деревенской,
Нет поэзии городской.
Е.Евтушенко
Памяти Н.Рубцова
3
Работа по теории
литературы
(ТЛ):
лирика
–
это…
родовая
природа
лирики-
1…
2…
3…
Лирические
жанры…
Тематическая
классификация
лирических
произведений:
философская
лирика,
пейзажная
лирика,
гражданская
лирика,
политическая
лирика…
« Г р о м к а я »
и
«тихая» лирика…
Вопросы и задания для
учащихся по лирике
Н.Рубцова
1.Составьте
«свой»
сборник
избранных стихов Н.Рубцова
2.Найдите самые
«музыкальные» и
«живописные» стихи поэта.
3.Найдите в стихах Н.Рубцова
строчки – заклинания.
4.Почему
в
его
стихах
так
часто
повторяется
слово
«душа».
Д/з:
1.Выделить
ассоциативные
р я д ы
в
2 - 3
стихотворениях
Н.Рубцова.
2.Анализ
о д н о г о
и з
стихотворений.
Цели и задачи урока
1.
Введение
учащихся
в
жанровую
и
тематическую
классификацию современной лирики.
2. Знакомство с «тихой» и «громкой» лирикой.
3. Работа над поэтическими композициями по стихотворениям
Н. Рубцова.
4. Работа над ассоциативными рядами в поэзии Н. Рубцова.
5. Обучение анализу лирического произведения.
6. Развитие поэтического слуха и вкуса.
Оборудование:Зрительный
ряд
—
русские
«деревенские»
пейзажи (по выбору учителя);
выставка
сборников
стихов
поэтов
«тихой»
лирики:
А.
Жигулина, А. Прасолова, В. Соколова, Ю. Кузнецова, Н. Тряпкина,
Н. Рубцова;
портреты поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н.
Гоголя,
Ф.
Достоевского,
Ф.
Тютчева,
А.
Фета,
С.
Есенина,
Д.
Кедрина;
театральный реквизит для поэтических композиций;
пластинки
с
песнями
на
стихи
Н.
Рубцова:
«В
минуты
музыки...»;
цикл песен И. Ешкова на стихи Н. Рубцова «Думы тихой
ночью...»;
песни на стихи Н. Рубцова в исполнении Анны Смирновой;
оформленная доска.
Предварительная подготовка учащихся
1. Прочитать избранные стихотворения Н. Рубцова. Выучить 1
- 2 стихотворения наизусть.
2. Творческое задание по группам: подготовить тематическую
композицию на стихи Н. Рубцова:
1-я группа. Композиция «В горнице моей светло...» (детство,
образ матери, юношеские воспоминания).
2-я
группа.
Композиция
«Я
буду
скакать
по
холмам
задремавшей Отчизны...» (образ Родины, тема русской истории).
3-я
группа.
Композиция
«Улетели
листья
с
тополей...»
(осенние этюды, философские размышления о жизни).
4-я группа. Композиция «Спасибо, скромный русский огонек»
(тема
одиночества
и
спасения
человеческой
души
добротой,
любовью, дружбой).
5-я группа. Композиция «Про ворону, зайца и козу» (детские
стихи взрослого поэта).
6-я группа. Композиция «О чем шумят друзья мои, поэты...»
(стихи, посвященные поэтам и писателям).
Каждая группа самостоятельно подбирает стихи, музыкальное
и «зрительнос» оформление для своей композиции.
3. Индивидуальные сообщения о поэте Н. Рубцове.
Литература для проведения урока
1. Сборники стихов Н. Рубцова: «Лирика», «Подорожники»,
«Душа хранит», «Звезда полей».
2. Панина Н.Горит его звезда I/Литература в школе. 1991. № 3.
3. Зуев Н. Поэзия Николая Рубцова I/Литература в школе. 1984.
№ 1.
4. Квятковский А. Поэтический словарь. М.; 1966.
5. Михайлов А. Поэты и поэзия. М., 1978.
6. Вишневский К. Д. Мир глазами поэта. М., 1979.
Ход урока
1. Музыкальное вступление
Песня на стихи Н. Рубцова «В минуты музыки печальной не
говорите ни о чем...»
2. Вступительное слово учителя
Лирика
более,
чем
эпос
и
драма,
дитя
своего
времени,
барометр
современности,
так
как
поэт
знает
одну
тему,
тему
современности,
отражает
одно
настроение
—
настроение
современников,
как
свое
собственное.
О
связи
поэзии
с
современностью говорил еще Гете: «Мир так велик и богат, и жизнь
так
разнообразна,
что
в
поводах
для
стихов
никогда
не
будет
недостатка, но все это должны быть стихи «по поводу».
Вспомним, что такое лирика как один из трех родов искусства,
что отличает лирическое произведение от эпоса и драмы, какова
родовая природа лирики?
3. Работа по теории литературы
Запись основных положений опорного конспекта.
4. Слово учителя
В
современном
литературоведении
существуют,
не
противореча
друг
другу,
разные
подходы к
лирическим
произведениям: жанровая, тематическая классификации; деление
поэзии на «городскую» и «деревенскую», «громкую» и «тихую».
Сегодня
мы
попробуем
поговорить
о
так
называемой
«тихой»
лирике.
А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, А. Прасолов, Ст. Куняев,
Ю.
Кузнецов...
—
все
это
серьезная
лирика,
предпочитающая
спокойные,
даже
приглушенные
тона,
краски,
интонации.
Одни
критики связывают эту поэзию с интеллектуальным направлением в
русской
поэзии,
с
творческими
заветами
Тютчева;
другие
—
с
мелодичной
стилистикой
Фета.
Если
принять
эту
связь
как
реальность, то очевидно, что одна из главных особенностей данного
направления — значительная концентрация аналитической мысли,
ее преобладание над непосредственным переживанием, чувством.
Однако
«тихая»
лирика
не
означает
о с л а бл е н и я
публицистичности.
Напротив,
она
пронизана
ощущением
сегодняшних социальных бурь и потрясений и отнюдь не пытается
убаюкать
читателя
своими
сладкозвучными
рифмами.
Просто
о
самых серьезных и важных вопросах жизни можно говорить в
различной
тональности.
Сегодня
направление
«тихой»
лирики
представляет поэт Николай Рубцов.
5. Сообщения учащихся
1-й ученик. Из биографии поэта.
2-й
ученик.
Из
воспоминаний о
Н.
Рубцове
(звучат
воспоминания
поэтов С т. Куняева,
В.
Коротаева,
С.
Викулова;
критиков В. Оботурова, В. Кожинова).
6. Выступления творческих групп
Музыкально-поэтические композиции по стихам Н. Рубцова.
1-я композиция
«В горнице моей светло...»
Для
композиции
использованы
песни:
«Родная
деревня»,
«Прощальная колыбельная»; стихи: «Детство», «Памяти матери»,
«Тихая моя родина», «В горнице», «Родная деревня», «Ночь на
родине», «Деревенские ночи», «Аленький цветочек»; интерьер —
имитация
деревенской
избы,
керосиновая
лампа,
семейные
фотографии.
2-я композиция
«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»
Для композиции использованы песня «Баллада о всаднике»;
стихи: «Видения на холме», «О Московском кремле», «Таковы на
Руси...», «Привет, Россия», «Звезда полей», «Тихая моя родина»,
«Душа
хранит»,
«Старая
дорога»;
декорации
—
поле,
дорога,
одинокие березы, купола церквей.
3-я композиция
«Улетели листья с тополей...»
Для
композиции
использованы
песни:
«Осенняя
песня»,
«Улетели листья с тополей»; стихи: «Осенние этюды», «Березы»,
«Журавли», «Листья осенние», «Я так люблю осенний лес», «Слез
не лей...», «По мокрым скверам бродит осень»; реквизит — осенние
листья, ваза, осенний букет.
4-я композиция
«Спасибо, скромный русский огонек»
Для композиции использованы песня «Зимний вальс»; стихи
«Русский огонек», «Неизвестный», «По дороге из дома», «Утро
утраты»; декорации и реквизит — черный фон, звезды, свечи.
5-я композиция
«Детские стихи взрослого поэта»
Для
композиции
использована
песня
«Прощальная
колыбельная»;
стихи:
«Ворона»,
«Ласточка»,
«Воробей»,
«Про
зайца», «Коза», «Медведь»; декорации и реквизит — студия детских
передач, детские игрушки, детские фотографии.
б-я композиция
«О чем шумят друзья мои, поэты.,»
Для композиции использованы песня «В минуты музыки»;
стихи: «О чем шумят друзья мои, поэты», «Дуэль»; «О Пушкине»,
«Сергей
Есенин»,
«Приезд
Тютчева»;
реквизит
—
портреты
и
бюсты
русских
поэтов,
писателей:
Тютчева,
Фета,
Пушкина,
Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Есенина и Кедрина.
7. Вопросы и задания для учащихся, ведущие к
анализу поэтического текста
Устное рисование поэтической картины «тихой» лирики.
Работа над ассоциативными рядами в поэзии Н. Рубцова: поля
и холмы — кони — купола и кресты — размытые старые дороги —
одинокие березы — ветер — уставший путник — звезда — огонек...
Выстраивание
«зрительного»
ряда
(из
имеющегося
«живописного»,
иллюстративного
материала)
согласн о
полученному ассоциативному ряду поэзии Н. Рубцова.
8.
Анализ
поэтического
текста
на
примере
лирической
миниатюры «Улетели листья с тополей...»
тема, главная мысль;
тональность, настроение;
композиционное решение;
жанровое своеобразие;
автор и лирический герой;
лексика; поэтические тропы, фигуры; синтаксис.
9. Заключительное слово учителя
(записывается в рабочих тетрадях)
На
примере
поэзии
Н.
Рубцова
мы
старались
понять,
что
«тихая»
лирика
обладает
такими
качествами,
как
интимность,
исповедальность, родниковость. «Тихая» лирика — это мудрость и
светоносность,
это
светлая
печаль,
это
одинокая
звезда
для
уставшего путника, это причалы Добра на реке Жизни.
С помощью Поэта мы создали образ вечного размышления
человека о жизни и смерти, о добре и зле, о радости и печали. Так
бывает
всегда,
когда
погружаешься
в
мир
большой
поэзии.
Настоящая поэзия напоминает о нравственных законах, единых для
всего
человечества
во
все
времена.
Запомним
одно
мудрое
изречение: «Мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше
подобно своду, который только потому и держится, что камни не
дают друг другу упасть» (древний философ Сенека).
10. Музыкальное заключение
Песня на стихи Н. Рубцова «Баллада о всаднике».
11.Итоги урока
Домашнее задание (см. на доске).