Автор: Андриянова Людмила Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Саратовский политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность педагога "Использование мультимедиа-технологий при обучении физике"
Раздел: среднее профессиональное
Инновационная деятельность педагога
«Использование мультимедиа-технологий при обучении
физике»
Андриянова Людмила Александровна,
преподаватель физики ГАПОУ СО
«Саратовский политехнический
колледж»,
г. Саратов
Преподавание физики, в силу особенностей предмета, представляет
собой благоприятную среду для применения информационно-
коммуникативных технологий (ИКТ). В процессе преподавания физики
информационные технологии могут быть использованы в различных формах:
1.Урок с мультимедийной поддержкой;
2.Урок с компьютерной поддержкой;
3.Урок с выходом во всемирную сеть Интернет.
4.Видеоуроки
Уроки с мультимедийной поддержкой начала использовать более 5лет
назад, как только в нашем учебном заведении купили ноутбук. Мультимедиа-
технологию использую на всех этапах урока: при изучении нового материала,
при
закреплении
пройденной
темы,
при
отработке
учебных
умений
и
навыков
при
повторении;
использую
мультимедийную
поддержку
для
организации и проведения исследовательской деятельности обучающихся, а
также
во
внеклассной
работе.
Использование
ИКТ
позволяет
экономить
учебное
время,
обеспечивать
аудиовизуальное
восприятие
информации,
рационально использовать различные формы и методы работы, создавать
положительный
эмоциональный
фон
урока,
а
также
развивать
ко м м у н и к а т и в н ы е
у м е н и я
о б у ч а ю щ и х с я
и
о с у щ е с т в л я т ь
дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Источниками
демонстрационных
материалов
служат
имеющиеся
в
продаже
мультимедийные
диски
«Электронные
уроки
и
тесты»,
электронные
приложения
к
учебникам
Г.Я.Мякишева,
Б.Б.Буховцева,
Н.Н.Сотского
«Физика-10»
и
Г.Я.Мякишева,
Б.Б.Буховцева,
В.М.Чаругина
«Физика-11»,
«Открытая физика» фирмы Физикон и др.
Результаты
анкетирования
подтверждают
все
позитивные
факторы
использования
ИКТ
на
уроках
физики:
необходимо
использовать
мультимедиа
отмечают
100%
обучающихся,
необходимо
использовать
презентации
-
84%
обучающихся,
вызывают
интерес
презентации
одногруппников - 72% студентов. Привожу ответы обучающихся, ответивших
на вопрос «Что вам дало создание презентации по физике?» Было опрошено
35 человек. Отметили:
Систематизация знаний по теме –16 чел (45,7%);
Получение новых знаний – 25 чел (71,4%);
Запоминание большего объема информации – 20 чел (57,1%);
Появился интерес к уроку –18 чел (51,4%);
Информация стала доступнее для понимания –20 чел (57,1%);
Я научился выбирать самое главное из большого количества
информации –19 чел (54,3%);
Научился работать на компьютере (до этого в основном играл) –9 чел
(25,7%);
Хорошие оценки по физике –16 чел (45,7%);
Ничего – таких ответов не было, хотя анкетирование проводилось
выборочно в разных группах, анонимно.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет,
где
в
свободном
доступе
находится
большое
количество
фотографий,
плакатов
и
фрагментов
видеофильмов
различных
физических
явлений.
Однако уроки с компьютерной поддержкой я только осваиваю, так как новый
компьютерный класс купили в 2013 году, уроки с выходом в сеть Интернет
провожу чаще, приношу модем из дома.
В соответствии с требованиями к проведению современного урока мною
подготовлены презентации к урокам различных типов: урока закрепления и
совершенствования знаний для профессии 15.01.25 «Станочник
(металлообработка)» «Законы постоянного тока», профессии 15.01.30
«Слесарь»
«Деформации, их учет и использование», урока – конференции
«Атомная энергетика и ее экологические проблемы», обобщающего урока для
профессии 29.01.05. «Закройщик»
по той же теме «Деформации», но с другой
презентацией, с учетом специфики их профессии. Своей находкой считаю
приобретение дисков «Видеоуроки. Физика 10 класс», в котором содержится
81 видеоурок, 81 презентация и 33 теста и «Видеоуроки. Физика 11класс», в
котором содержатся 59 видеоуроков, 59 презентаций и 41тест, а также 4
контрольные работы в формате ЕГЭ. Диски выпущены по учебникам
Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского «Физика-10» и Г.Я.Мякишева,
Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина «Физика-11». Уроки стали более яркими,
разнообразными и интересными. На дисках есть исторический материал, все
явления показаны в действии, подводятся итоги каждого урока (т.е, что надо
запомнить). Эти материалы являются огромным подспорьем в работе. Ребята
с удовольствием смотрят эти уроки, объяснения просты, понятны и
доступны. Физика – наука экспериментальная, поэтому провела небольшое
исследование: как влияет использование различных мультимедиа-технологий
на качество знаний. За основу взяла результаты рубежного контроля,
проведенного по теме «Внутренняя энергия», которая изучалась по
традиционной технологии; рубежного контроля, проведенного по теме
«Кристаллические и аморфные тела», изучаемой с использованием
презентации по данной теме и рубежного контроля, проведенного после
изучения темы «Что изучает электродинамика. Закон Кулона» с просмотром
видеоурока.
Результаты вы видите на диаграмме.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
35%
47%
63%
97%
100%
100%
Сравнительный анализ результатов рубежного контроля знаний
Качество
знаний по
предмету
Упеваемость
Меня они впечатлили. Конечно, как преподаватель, я понимаю, что это
темы разные по сложности, но и разрыв большой. Этот небольшой
эксперимент только подтверждает вывод педагогической науки России:
использование ИКТ на уроках позволяет повышать и совершенствовать
качество процесса обучения, формировать образовательную среду,
способствующую наиболее полной реализации реальных учебных
возможностей обучающихся на уроках физики.
Литература.
1.Водопьян Г.М., Филиппова И.Я. «Использование информационных
технологий на уроках физики».
2. Газета «Физика» издательского дома «1 сентября», 2003г, №22.