Напоминание

Начальная подготовка в восточных единоборствах-Айкидо и Айкидзютцу


Автор: Иванов Михаил Константинович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Школа на проспекте Вернадского"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования детей
Тема: Начальная подготовка в восточных единоборствах-Айкидо и Айкидзютцу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Московский департамент образования

западное окружное управление образования

центр детского творчества «Созвездие»

Утверждено

Педагогическим советом

ЦДТ «Созвездие»

Протокол № ________ от ________ 20 г.

Директор _______________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Начальная подготовка в восточных единоборствах – Айкидо и Айкидзютцу»

Возраст детей: 10 – 17 лет

Срок реализации: 3 учебных года

Автор: Иванов Михаил Константинович,

педагог дополнительного образования

Москва, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Актуальность программы

В настоящее время в обществе остро стоит вопрос о физическом и морально нравственном

воспитании

подрастающего

поколения.

Одним

из

путей

его

решения

являются

занятия

восточными

единоборствами,

являющимися

способом

комплексного

воспитания

человека,

гармонично

сочетающего

в

себе

физическое

развитие,

обучение

прикладным

навыкам

самообороны, спорт, психологическую подготовку, развитие морально-нравственных качеств,

дисциплины и самоконтроля.

Среди всех направлений восточных единоборств особое место занимает система Айкидо,

изначально создававшаяся для гармоничного развития человека.

Дети

и

подростки,

занимающиеся

боевыми

искусствами

вообще

и

Айкидо

в

частности,

становятся физически развитыми, дисциплинированными, уверенными в себе, спокойными,

овладевают

позитивным

мышлением,

повышают

результаты

в

учебе

и

других

видах

деятельности, укрепляют свое здоровье.

Айкидо в чистом виде - это не спорт и не самооборона, а стройная система развития человека,

в которой гармонично сочетаются философия, искусство и практика. Искусство Айкидо - это

школа воспитания духа, это образ жизни для совершенствующегося человека. Современная

система Айкидо имеет в своем арсенале, наряду с традиционными методиками, серьезные

разработки на базе кинезиологии, психологии и спортивной медицины, использует разработки

на основе биомеханики и методов математического моделирования.

С точки зрения теории двигательной деятельности Айкидо - это такой вид двигательной

деятельности, где конечным результатом является бросок соперника путем выведения его из

равновесия,

либо

фиксации

его

болевым

приемом

с

помощью

использования

движений

соперника, а также непосредственных мышечных физических воздействий на его тело. В

арсенал приемов Айкидо входят - броски выведением из равновесия и болевым контролем

(Наге Ваза), болевые приемы (Кансетсу Ваза), удержания и фиксации противника (Осае Ваза),

броски с использованием силы противника (Кокю Наге), удары руками и ногами (Атэми Ваза),

дыхательные упражнения (Кокю Хо), работа с традиционным и подручным оружием (Ко Будо),

самозащита (Госин Ваза). Техники выполняются в виде формальных упражнений (Ката), в виде

свободной атаки и защиты (Дзю Ваза), поединка по правилам (Рандори), как приемы реальной

самозащиты (Госин Дзютцу), как упражнения на достижение внутренней и внешней гармонии

(Ва

но

Сэйшен).

В

настоящее

время,

для

повышения

интереса

к

занятиям

и

для

совершенствования изучаемых техник, допускается участие учеников в соревнованиях по

различным правилам.

Данная программа составлена на основе "Аттестационных требований" Мирового Центра

Айкидо (Токио), "Аттестационной программы" Ассоциации Традиционного и Спортивного

Айкидо "Айкидо Кёги Ренмэй" (Россия) и "Единой системы технической классификации"

Межрегионального Центра Изучения Единоборств (Россия) с дополнениями и изменениями

введенными применительно к работе с детьми в системе дополнительного образования.

Отличительные особенности программы

В программе реализуется комплексный подход к обучению, заключающийся в сочетании общей и

специальной

физической

подготовки,

различных

технических

разделов

единоборств

(элементы

единоборств

без

оружия,

элементы

фехтования,

самооборона,

спортивные

соревнования),

психологической и интеллектуальной подготовки, патриотического воспитания.

Процесс

обучения

разбит

на

ряд

этапов

(подготовительный,

начальной

подготовки,

базовой

подготовки,

совершенствования

мастерства),

отличающихся

уровнем

сложности,

что

позволяет

связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствование личностных

качеств обучающихся.

Целью программы является содействие всестороннему физическому развитию детей и подростков.

Задачи

программы: всестороннее

и

гармоничное

физическое

развитие

детей

и

подростков;

воспитание морально-волевых качеств; подготовка учеников к проведению официальных аттестаций

по

линии

российских

и

международных

федераций;

подготовка

из

числа

старших

учеников

инструкторов и судей по спорту; подготовка к участию в соревнованиях; обучение практическим

навыкам самообороны.

Возраст детей.

В секцию принимаются дети с 10 лет. Дети 5 - 9 лет занимаются в группах начальной

подготовки в рамках курса "ОФП с элементами Айкидо".

В основу разделения занимающихся на группы положены возраст и спортивно-техническая

подготовленность.

Задачами группы начальной подготовки являются:

-

развитие

морфофункциональных

возможностей

на

основе

разносторонней

физической

подготовки, укрепление здоровья занимающихся;

- развитие основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков;

- изучение основ техники;

- формирование у занимающихся интереса к занятиям единоборствами.

Задачами учебно-тренировочных групп являются:

-

дальнейшее

совершенствование

морфологических

и

функциональных

возможностей

организма и укрепление здоровья занимающихся;

- развитие и совершенствование основных физических качеств;

- изучение и совершенствование технических и тактических навыков и умений;

- изучение основ теории восточных единоборств.

Минимальное

количество

занимающихся

в

группе

-

10

человек.

Это

количество

обеспечивает полноценное проведение группового занятия: позволяет работать в парах и

проводить

разделение

на

две

команды

при

общеразвивающих

и

спортивных

играх.

Максимальное количество учеников в группе - 25 - 30 человек, что позволяет поддерживать

требуемый

уровень

дисциплины,

в

достаточной

степени

уделять

внимание

каждому

занимающемуся, свободно заниматься как при групповом уроке, так и в парах.

Сроки реализации программы – 3 учебных года.

Форма и режим занятий.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ

преподавателя, сопровождаемый наглядным показом, групповой урок, индивидуальный урок

.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует

удержанию внимания детей и позволяет избегать их переутомления.

К

практическим

заданиям,

адресованным

обучающимся,

могут

привлекаться

родители

(при

условии предварительно консультирования с педагогом).

При

определении

режима

занятий

учтены

санитарно-эпидемиологические

требования

к

учреждениям дополнительного образования детей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для учеников основных учебно-тренировочных групп – по 2

учебных часа (по 45 мин.) с перерывом 10 мин.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по

годам обучения.

Планируемые результаты после первого года обучения: улучшение физического развития детей;

овладение ими основами техники выполнения физических упражнений.

Планируемые

результаты

после

второго

года

обучения:

достижение

оптимального

уровня

физической и функциональной готовности; овладение основами техники единоборства; развитие

ведущих физических качеств; определение спортивных задатков и способностей.

Планируемые результаты после третьего года обучения: совершенствование техники единоборств в

избранном

виде;

овладение

основами

тактики;

дальнейшее

повышение

уровня

физической

и

функциональной готовности.

Формы подведения итогов реализации программы.

Отслеживание

(проверка)

перечисленных

результатов

осуществляется

в

виде

текущего,

промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для

чего используются, в том числе, домашние задания.

Формами промежуточного и итогового контроля являются тестовые и контрольно-проверочные

занятия;

соревнования

по

ОФП

и

СФП;

соревнования

по

технике

единоборств

(тестовые,

внутриклубные, межклубные, открытые); аттестационные экзамены.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по годам обучения)

Процесс обучения разбивается на этапы:

- начальной подготовки,

- переходный,

- углубленного совершенствования мастерства,

- реализации индивидуальных возможностей.

Последние два этапа являются усложненными этапами мастерского уровня и в данной

программе не рассматриваются.

Этапы различаются стоящими задачами, объемом получаемой информации и требованиями к

качеству ее усвоения.

Процесс обучения состоит из теоретического и практического разделов. Учебный материал

теоретического раздела включает в себя:

- обзор истории единоборств вообще и Айкидо в частности;

- характеристику различных видов, стилей и школ единоборств;

- краткие сведения о физической культуре и физическом воспитании;

- философские, этические, психологические и другие аспекты единоборств;

- краткие сведения об анатомии и физиологии;

- терминологию;

- теоретические основы техники и тактики;

- основы методики обучения и тренировки;

- причины травматизма, типовые травмы и первую помощь при травмах;

- краткие сведения о биомеханике человека;

- правила соревнований.

Практический раздел включает в себя:

-

изучение

и

отработку

технических

и

тактических

действий,

приемов

самозащиты

и

рукопашного боя;

- работу с традиционным оружием;

- специальные упражнения на развитие пластики движений;

- работу с подручным оружием;

- физические упражнения;

- подвижные и развивающие игры;

- психотехнические игры и упражнения.

Программы процесса обучения

1. Этап начальной подготовки

На этом этапе решаются задачи:

- воспитания интереса к занятиям;

- приобщения к конкретному виду единоборств (Айкидо);

- развития физических качеств в общем плане и с учетом специфики Айкидо;

- раскрытия смысла противоборства, вооружения занимающихся основными средствами его

ведения.

За это время занимающиеся проходят путь от новичка до высшей ученической ступени.

Этап начальной подготовки состоит из трех периодов: подготовительного, периода базовой

подготовки, периода совершенствования базовой техники.

Подготовительный период.

Подготовительный период предусматривает:

- общее укрепление организма;

- втягивание в регулярные тренировки;

- знакомство с особенностями Айкидо;

- начальное обучение технике;

- выработку волевых качеств.

Главной задачей периода является создание у обучающихся представлений о правильном

выполнении двигательных действий, побуждение их к сознательному и активному овладению

действиями.

В практический раздел периода входит изучение и отработка ритуальных и основных

базовых стоек, способов передвижения, наиболее простых в понимании и исполнении блоков,

ударов, бросков и болевых замков, подготовительные и начальные формальные комплексы,

физические упражнения.

Теоретический

раздел

призван

обеспечить

минимально

необходимый

уровень

общеобразовательной культуры в области физического воспитания в целом и единоборств в

частности.

Период базовой подготовки.

Период базовой подготовки посвящается овладению базовой техникой стоек, передвижений,

блоков, ударов, бросков и болевых приемов, знакомству с комбинациями приемов и действий,

изучению и совершенствованию начальных формальных комплексов, развитию физических и

морально-волевых качеств.

Процесс обучения делится на два отрезка. Главной задачей первого является обучение

основам техники и ведущим движениям, стабильности их исполнения. Большое внимание

должно быть уделено развитию способности к анализу движений по мышечным ощущениям,

предупреждению и исправлению двигательных ошибок.

Практический раздел данного отрезка периода знакомит обучающихся со всеми основными

базовыми техническими приемами. В него также входит изучение начальных формальных

комплексов, физические упражнения и подсечки.

Теоретические

занятия

должны

быть

направлены

на

повышение

уровня

общеобразовательной культуры в области физвоспитания в целом и единоборств в частности и

должны дать обучающимся необходимые знания медико-биологического характера.

Второй отрезок периода базовой подготовки, которым заканчивается изучение базовой

техники

и

начальных

комплексов

формальных

упражнений,

посвящен

базовой

технико-

тактической, физической подготовке, закреплению приобретенного умения выполнять сложные

двигательные

действия.

Главная

задача

-

сформировать

двигательный

навык

в

основном

варианте и создать основу для формирования умения пользоваться им в различных условиях. В

практический раздел дополнительно включаются приемы самозащиты против невооруженного

противника, корпусные броски.

Теоретические занятия данного отрезка периода базовой подготовки должны быть

направлены на реализацию собственных двигательных действий, эффективное использование

усвоенного в учебной и соревновательной практике материала.

Период совершенствования базовой техники.

Третий период этапа начальной подготовки направлен на совершенствование базовой

техники и на специальную технико-тактическую, физическую, соревновательную подготовку,

индивидуализацию

техники

выполнения

приемов,

на

обучение

применения

знаний

в

различных

условиях.

В

процессе

обучения

изучаются

усложненные

комплексы

техник

и

формальных

упражнений,

совершенствуются

приемы

самозащиты,

бросковая

техника

и

болевые замки, изучается работа с оружием.

Теоретические занятия призваны обеспечить специальную теоретическую подготовку по

проведению самостоятельных занятий и включают в себя темы, раскрывающие основы их

проведения и инструкторско-методического характера.

2. Переходный этап.

Задачами переходного этапа являются:

-

адаптация

к

повышенным

требованиям,

предъявляемым

при

аттестации

на

мастерские

ступени;

- дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики;

- укрепление физических и морально-волевых качеств;

- изучение и совершенствование приемов самозащиты, обучение основам рукопашного боя.

Заканчивается этап сдачей экзамена на первую мастерскую ступень.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫХ УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП АЙКИДО

(распределение учебного времени по темам в часах)

№п/п

Содержание занятий

I

год

II

год

III

год

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1.

История единоборств и Айкидо

0,5

-

-

2.

Стили боев. иск. и стили Айкидо

0,5

-

0,5

3.

Айкидо в мире и в России

1

-

-

4.

Морально-этические и философские

основы единоборств

1

1

2

5.

Ритуал и поведение в зале

0,5

-

-

6.

Терминология

1

1

1

7.

Теоретические основы Айкидо

2

2

2

8.

Основы анатомии и медицины

1

1

1

9.

Основы методики обучения

0,5

0,5

0,5

10.

Правила соревнований

-

0,5

1

Всего часов:

8

6

8

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1.

Общая физическая подготовка

24

24

12

2.

Специальная физическая подготовка

19

20

20

3.

Изучение основ техники

20

-

10

4.

Изучение и совершенствование

техники и тактики

60

70

70

5.

Формальные упражнения

6

6

6

6.

Работа с оружием

1

4

4

7.

Развивающие и подвижные игры

2

-

-

8.

Подготовка к соревнованиям

-

10

10

9.

Аттестация

4

4

4

Всего часов:

136

138

136

Итого часов:

144

144

144

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ТИПОВОГО ЗАНЯТИЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП I И II ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

I. Вводная часть (30% времени)

1. Построение и приветствие.

2. Беседа по теме занятия.

3. "Минута тишины".

4. Дыхательные упражнения.

5. Разминка в движении по залу и на месте.

6. Упражнения на растягивание мышц и связок.

II. Основная часть (50% времени)

1. Самостраховка.

2. Стойки и передвижения.

3. Изучение и отработка базовой техники.

4. Контроль дистанции и движения.

5. Изучение и отработка приемов с традиционным оружием.

6. Совершенствование изученных приемов.

7. Формальные упражнения.

III. Заключительная часть (20% времени)

2. Дыхательные упражнения.

3. Беседа по плану теоретических занятий.

4. "Минута тишины".

5. Построение и приветствие.

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ТИПОВОГО ЗАНЯТИЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

I. Вводная часть (30% времени)

1. Построение и приветствие.

2. Беседа по теме занятия.

3. "Минута тишины".

4. Дыхательные упражнения.

5. Разминка в движении по залу и на месте.

6. Упражнения на растягивание мышц и связок.

7. Упражнения для подготовки тела к бою.

II. Основная часть (50% времени)

1. Тренировка базовой техники.

2. Тренировка формальных упражнений.

3. Упражнения на пластику.

4. Упражнения в парах.

5. Упражнения на выработку чувства дистанции.

6. Работа с оружием.

7. Тренировка боя.

8. Силовая тренировка.

III. Заключительная часть (20% времени)

1. Дыхательные упражнения.

2. Беседа по плану теоретических занятий.

3. "Минута тишины".

4. Построение и приветствие.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

(по годам обучения)

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(для первого, второго и третьего годов обучения)

1. История единоборств. Их возникновение, развитие, взаимовлияние.

2. История Айкидзютцу и Айкидо. Мастера, стили, оздоровительные и боевые аспекты.

Связь с комплексом самурайских Бу Дзютцу.

3. Характеристика различных видов, стилей и школ единоборств. Существующие системы

классификации единоборств. Единоборства Востока и Запада, их сходства и различия,

взаимовлияние.

4. Традиционные и современные (спортивные и прикладные) виды единоборств.

5. История единоборств в России. "Русские" стили. Кулачный бой и борьба. Система

САМБО. Восточные единоборства в нашей стране. Айкидо в России.

6.

Международные

и

национальные

организации,

занимающиеся

развитием

и

пропагандой единоборств.

7. Философские, этические, психологические и другие аспекты единоборств. Ритуал в

восточных единоборствах.

8. Терминология восточных единоборств. Проблемы, традиции, современные подходы.

9.

Краткие

сведения

об

анатомии

и

физиологии

человеческого

организма.

Краткие

сведения о биомеханике человека, понятие о кинезиологии.

10. Теоретические основы техники и тактики единоборств. Западный и восточный подход

к движению, метод базовых движений, методы обучения движению. Основы методики

обучения и тренировки, планирование и методика самостоятельных занятий.

11. Гигиена, закаливание, режим и питание.

12. Техника безопасности при занятиях единоборствами, причины травматизма, типичные

травмы, первая помощь при травмах.

13. Соревновательные виды единоборств (Каратэ, Таэквондо, Саньда, Томики Айкидо,

Кикбоксинг,

Рукопашный

бой,

Дзюдо,

Самбо,

Бокс,

Фехтование,

Бои

без

правил,

Гимнастика

Ушу

и

т.д.).

Контактные

и

бесконтактные

виды.

Особенность

соревновательных боев. Правила соревнований. Методика подготовки к соревнованиям.

14. Оборудование, инвентарь и снаряжение для единоборств.

15. Боевые искусства в кино, на сцене и в жизни. Кино - жанры и актеры. Традиционный

китайский театр. Боевые искусства в сценической подготовке актеров. Единоборства в

реальной

жизни

-

армия,

спецподразделения,

органы

охраны

правопорядка,

бытовая

самооборона. Правда и мифы о боевых искусствах.

16.

Традиционное

восточное

искусство

-

поэзия,

живопись,

проза,

скульптура,

декоративно-прикладное творчество.

17. Юридические аспекты единоборств и самозащиты. Понятие о необходимой обороне.

II.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

О б ш а я и с п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а

(для всех годов обучения)

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для рук плечевого пояса. Упражнения для

мышц ног. Упражнения для развития мышц шеи и туловища.

Акробатические упражнения: кувырки, мост, колесо, рондад, стойки на руках.

Бег: на короткие дистанции, на средние дистанции, кроссовый бег. Прыжки в длину и в

высоту.

Спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка

Упражнения

для

развития

быстроты.

Бег,

эстафеты,

упражнения

на

скорость

передвижения в боевой стойке, специальные упражнения для тренировки скорости удара

и захвата.

Упражнения для развития ловкости. Упражнения в равновесии, упражнения на развитие

координации движений, подвижные и спортивные игры, игры с элементами единоборств,

упражнения в маневрировании с партнером.

Упражнения

для

развития

силы.

Одиночные

упражнения,

упражнения

с

партнером,

упражнения со стандартными (гантели, штанга, набивной мяч) и специальными (булавы,

тяжелые

шесты,

утяжелители

на

руки

и

ноги

и

т.д.)

отягощениями,

упражнения

с

резиновым эспандером и т.д.

Упражнения

для

развития

выносливости.

Кроссовый

бег,

выполнение

специальных

упражнений с большой интенсивностью и короткими паузами отдыха, учебные и вольные

бои с короткими перерывами.

Упражнения для развития гибкости. Махи, шпагаты и т.п.

Упражнения для подготовки тела к бою. Самомассаж. Специальный комплекс упражнений

для безопасного приема ударов.

Упражнения на расслабление.

И з у ч е н и е и с о в е р ш е н с т в о в а н и е т е х н и к и и т а к т и к и

Группы "ОФП с элементами Айкидо"

1. Основные положения и движения.

Стойки: Санкаку Тай, Шико Тай, Мусуби Тай, Йой Дачи, Сэйза.

Передвижения: Цуги Аси, Аюми Аси, Ирими, Ираки, О Ирими, Нагаси, Унсоку I, II, III,

Шикко.

Техника рук: Шомен Учи, Урамен Учи, Йокомен Учи, Ой Цки.

Техника ног: Хидза Гери, Мае Гери, Какато Гери, Фумикоми Гери.

Защиты: Уке Ката.

Базовые движения: Тэгатана Доса I - V, Камаэ Хо, Сэйза Хо.

Подводящие упражнения: Тэгатана Авасэ.

2. Формы (Ката): Унсоку но Ката, Тэгатана Доса но Ката.

3. Простые действия нападения и обороны.

Комбинации передвижений и ударов. Комбинации защитных и контратакующих действий.

Атакующие комбинации. Упражнения во взаимодействии с партнером. Броски и болевые

приемы.

4. Самостраховка: Уширо Укеми, Йоко Укеми, Мае Дзю-хо Укеми.

Учебно-тренировочные группы I года обучения

1.Основные положения и движения.

Стойки: Санкаку Тай, Шико Тай, Мусуби Тай, Йой Дачи, Сэйза.

Позиции: Хидари Камае, Миги Камае, Чудан Камае, Дзедан Камае, Гедан Камае.

Передвижения: Цуги Аси, Аюми Аси, Ирими, Ираки, О Ирими, Нагаси, Унсоку I, II, III,

Шикко Мае и Уширо, Шикко Тэнкан, Шикко О Ирими.

Удары руками: Ой Цки, Шомен Учи, Йокомен Учи Омотэ и Ура.

Удары ногами: Чудан Мае Гери.

Базовые движения: Камаэ Хо, Сэйза Хо, Тэгатана Доса I - V, Хирикинойоесэй но Аши,

Тай но Хэнка но Аши, Хирикинойосэй I, II, Тай но Хэнка I, II.

Подводящие упражнения: Тэгатана Авасэ, Тачи Ай Кокю Хо Ирими и Тэнкан, Уке Ката,

Кудзуши Ката.

2. Самостраховка: Го Хо Укеми (Мае, Йоко, Уширо), Дзю Хо Укеми (Мае, Уширо, Йоко,

Гиаку), Дайширин.

3. Вводный курс Ко Будо: Мэн Учи, Кэндо Субури.

4. Формальные упражнения: Унсоку но Ката, Тэгатана Доса но Ката.

5. Изучение и совершенствование базовой техники.

Базовые техники Томики Айкидо: Шомен Ате, Ай Гамае Ате, Гиаку Гамае Ате, Гедан Ате,

Уширо Ате.

Базовые техники Ёсинкан Айкидо: Йккаджо, Никаджо, Санкаджо, Йонкаджо, Шихо Наге,

Ирими Наге, Котэ Гаеши.

6. Спарринговая подготовка: Танто Уки, Рандори хоу Тайсабаки.

Учебно-тренировочные группы II года обучения

1.Основные положения и движения.

Повторение изученного в I год.

Базовые движения: Хирикинойосэй, Тай но Хэнка, Шуматцу Доса, Тэ Ходоки, Со Тай

Доса, Тандоку Ундо.

Техника захватов: Кататэ Мочи, Рётэ Мочи, Мунэ Мочи, Ёко Куби Симе, Усиро Реката

Мочи, Усиро Какаэ Мочи, Усиро Рётэ Мочи, Усиро Эри Мочи, Усиро Куби Симэ.

2. Самостраховка: Кохо Укеми, Кохо Кайтэн Укеми, Зэнпо Укеми, Зенпо Кайтэн Укеми,

Зенпо Ираки Укеми.

3. Дыхательные упражнения: Кокю Хо (Тачи Ваза и Сувари Ваза), Мисоги.

4. Работа с оружием (Ко Будо): Кэндо Субури, Айки Кэн Субури, Айки Дзё Цки Субури.

5. Изучение и совершенствование техники.

Техника Томики Айкидо: Кихон Ваза Дзю Нана хон но Ката.

Техника Ёсинкан Айкидо: Кихон но Ката, Кихон Ги Хо.

6. Спарринговая подготовка: Рандори хоу Тайсабаки.

Учебно-тренировочные группы III года обучения

1.Основные положения и движения.

Повторение изученного в I и II годы обучения.

2. Самостраховка.

Повторение изученного в I и II годы обучения.

3. Дыхательные упражнения.

Повторение изученного в I и II годы обучения.

4. Работа с оружием (Ко Будо): Куми Тачи, Айки Дзё Учи Субури, Кэйбо Дзютцу Ваза.

5. Изучение и совершенствование техники.

Техника Томики Айкидо: Рандори но Ката.

Техника Ёсинкан Айкидо: Кихон но Ката, Кихон Ги Хо, Дзю Ваза.

Техника Кейдзютцукай Айкидо: Госин но Ката.

6. Спарринговая подготовка: Рандори хоу Тайсабаки, Дзю Кумитэ, Танто Рандори.

Т а к т и ч е с к а я п о д г о т о в к а

(для групп второго и третьего годов обучения)

Обучение тактике применения приемов и действий в боевых искусствах происходит

одновременно

и

в

неразрывной

связи

с

работой

над

повышением

технического

мастерства.

Тактическая подготовка включает:

-

объяснение

инструктора

при

изучении

нового

приема,

тактическое

обоснование

применения этого приема в бою;

- специальные парные упражнения с тактической направленностью;

- учебные и тренировочные бои;

- участие в соревнованиях;

- изучение теории, тактики, просмотр и анализ соревнований.

Основными задачами тактической подготовки являются:

- сохранение дистанции, сближение с противником, разрыв дистанции, обманывание

противника в дистанции, овладение полем боя;

- вызовы противника на желаемые действия, финты;

- разведка - сил противника, боеспособности противника, его технической и тактической

подготовленности;

- маскировка своих действий и намерений;

- развитие боевой ориентировки.

П с и х о л о г и ч е с к а я п о д г о т о в к а

(для групп всех годов обучения)

Психологическая подготовка - одна из важнейших сторон воспитательного процесса в

боевых искусствах. Основной задачей психологической подготовки является достижение

состояния повседневного контроля ситуации, спокойствия в экстремальных ситуациях,

психической готовности к бою.

Частными задачами психологической подготовки являются:

- создание обоснованной уверенности в своих силах;

- умение управлять своими чувствами, действиями, эмоциями, поведением;

- воспитание стремления до конца бороться за победу;

-

обладание

высокой

помехоустойчивостью

против

неблагоприятных

внешних

и

внутренних влияний.

К средствам психологической подготовки относятся:

- рассказ и убеждение со стороны инструктора;

- специальные психотехнические упражнения и игры;

- постановка посильных задач для достижения результата;

- проведение специальных упражнений в парах;

- индивидуальные уроки и учебные бои;

- вольные бои, соревнования.

И н с т р у к т о р с к а я и с у д е й с к а я п р а к т и к а

(для групп второго и третьего годов обучения)

Инструкторская и судейская практика осуществляется в ходе учебно-тренировочных

занятий, семинаров, соревнований, специальных курсов. Она включает:

1. Составление комплексов по ОФП и проведение по ним занятий.

2. Составление комплексов по СФП и проведение по ним занятий.

3. Составление комплексов по технической подготовке и проведение по ним занятий.

4. Проведение учебно-тренировочного занятия в качестве помощника тренера.

5.

Самостоятельное

проведение

частей

тренировочного

занятия:

подготовительной,

основной, заключительной.

6. Самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий.

7. Участие в судейской бригаде на соревнованиях.

8. Судейство на соревнованиях.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебно-тренировочный процесс строится в соответствии с задачами, стоящими перед

каждой учебной группой.

Учебный материал программы распределяется по годам обучения в соответствии с

физической и спортивно-технической подготовленностью учащихся. Объем и характер

применения средств подготовки при планировании учебного процесса определяется в

зависимости от специализации, периода и этапа подготовки, года занятий, физической и

специальной подготовленности занимающихся.

Теоретические занятия проводятся в процессе практических занятий, на которых

отводится время на беседы, а также в форме отдельных бесед и лекций с демонстрацией

наглядных пособий, и видеофильмов. Беседы и лекции проводятся с учетом возраста и

объема знаний занимающихся.

Общая физическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных

занятий, а также на специализированных занятиях по ОФП.

Приемы и технические действия изучаются на учебно-тренировочных занятиях в

форме группового урока, в парных упражнениях, в индивидуальных уроках с тренером, в

учебных, вольных и соревновательных боях. Основной формой организации и проведения

учебно-тренировочной работы является групповой урок.

Обучение отдельному приему проходит последовательно три фазы: ознакомление,

разучивание и совершенствование. При обучении приему применяются методы: рассказа

и показа, самостоятельного выполнения приема занимающимся, выполнение приема на

подсобных снарядах, выполнение приема с помощью партнера или тренера, выполнение

приема в условиях учебного боя.

При проведении занятий с группами начальной подготовки особое внимание

уделяется укреплению здоровья и общему физическому развитию детей. При проведении

занятий с детьми младшего возраста широко применяется игровой метод проведения

упражнений. При изучении техник и приемов особое внимание обращается на правильное

усвоение техники, своевременное исправление ошибок.

В занятиях с девушками учитываются особенности женского организма,

применяются

необходимые

меры

предосторожности

(использование

облегченных

вариантов упражнений, применение защитного снаряжения и т.д.).

Важное место в учебном процессе занимает работа с родителями, заключающаяся в

регулярном

проведении

родительских

собраний

по

вопросам

методики

и

гигиены

самостоятельных занятий, пошива костюмов, приобретения и изготовления защитного

снаряжения и др., а также в проведении открытых уроков, приглашении родителей на

соревнования, аттестационные экзамены и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Айкидо начинающему (учебно-методич. пособие). Киев, 1993.

2.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии, - М., ФиС, 1991.

3.

Брандт Р. Айкидо. Учение и техника гармонического развития. "Двойная звезда",

1996.

4.

Боевые искусства: Китай, Япония. – М., ООО «Издательство Астрель», ООО

«Издательство АСТ», 2002.

5.

Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов. – М., Астрель-АСТ, 2003.

6.

Бурцев Г.А. и др. Основы рукопашного боя - М., Воениздат, 1991.

7.

Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. - М., ФиС, 1985.

8.

Гвоздев С.А. Айкидо: Учебное пособие для ДЮСШ, - Мн., "Кроссворд", 1995.

9.

Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. - М., Наука, 1990.

10. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы

развития физических качеств), - М., Лептос, 1994.

11. Иванов М.К.

Комплексные программы образования и их роль в воспитании

учащихся/ Материалы третьей междисциплинарной конференции («НБИТТ-21»). –

Петрозаводск: ПГУ, 2004

12. Маленькая энциклопедия айкидо. Тверь, "Полина-Мартин", 1994.

13. Матвеев В. Айкидо. М., ФиС, 1990.

14. Одзава Ясухиро. Хакко-рю Дзю-дзюцу.Харьков, 1997.

15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М., Аст-Астрель, 2002.

16. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо (Учебно-методическое пособие для

тренеров и спортсменов), -Пермь, "Урал-Пресс Лтд",1993.

17. Пахомова О.Н., Темчин М.З. Драка с разных точек зрения: Учебное пособие,

(Учеб. сер."Шаг за шагом", Психология). М., Изд-во гимназии "Открытый мир",

1995.

18. Пилоян Р.А. Не бойся. Воспитай себя сам. - Малаховка, МОГИФК, 1994.

19. Радишевский

Е.А.

Джиу-джитсу.

Боевое

искусство

самураев.

Мн.,

«Совр.

Слово», 2003.

20. Садао Камеи. Динамика айкидо. Харьков, 1997.

21. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, - М.,Новая школа,1995.

22. Санг Х. Ким. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике. – Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2002.

23. Санг Х. Ким. Преподавание боевых искусств. Путь Мастера. – Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2003.

24. Сиода Годзо, Сиода Ясухиса. Айкидо. Мастер-курс. – К., «София», 2000.

25. Смолевский В.М. Внимание: и раз, и два ..., - М., ФиС, 1974.

26. Строцци-Хеклер Р. В поисках духа воина. – М., Аст-Астрель, 2006.

27. Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие. Мн., Харвест, 2004

28. Уэстбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера. Мн., СЭКАЙ, 1994.

29. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М., 1994.

30. Флоке А. Айкибудо. Тверь, "Полина-Мартин", 1995.

31. Харрингтон П. Дзюдо. – М., Фаир-Пресс, 2003.

32. Чой Сунг Мо. Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах. – Ростов-на-

Дону, «Феникс», 2003.

33. Чой Сунг Мо. Гибкость в боевых искусствах. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

34. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте, М., ФиС, 1985.

35. Шерекин П.П. Кейдзедзюцу. Японская система палочного боя. – Харьков, 2005.



В раздел образования