Напоминание

"Выявление талантливых детей"


Автор: Калашникова Наталия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ Омского кадетского военного корпуса МО РФ
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Выявление талантливых детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Выявление талантливых детей

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих

специалистов.

Чаще

всего

одаренные

дети

лишены

необходимой

для

развития

их

талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого,

ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

При

осуществлении

работы

с

одаренными

детьми

в

педагогическом

процессе

вырисовываются

три

основные

задачи:

способствовать

развитию

каждой

личности;

довести

индивидуальные

достижения

как

можно

раньше

до

максимального

уровня;

способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все эти задачи очень тесно взаимосвязаны, но доминирующей задачей является первая,

поскольку

она

основывается

на

фундаментальном

этическом

правиле

для

любого

профессионала, которому по роду занятий доверена забота о человеке. В нашей работе мы

больше касаемся интеллектуальной и академической одаренности. А это нечто иное, как

умственный

потенциал,

или

интеллект;

целостная

характеристика

(индивидуальная)

познавательных возможностей и способностей к учению. Для педагогического коллектива

корпуса актуален третий период проявления одарённости, который приходится на 11 – 14

лет, в этот период вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский

характер.

Если

основываться

на фундаментальные знания одаренности, то существуют две

крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются

крайне редко». Выявлением и развитием одаренных детей ученые, педагоги, психологи

занимаются

ни

одно

столетие.

Отечественные

и

зарубежные

педагоги,

психологи,

исследователи пытались дать характеристику одаренным детям. До средины прошлого

столетия считалось, что одаренный ребенок – это ребенок, у которого развит интеллект.

Примерно в это же время приходит понимание того, что для достижения выдающихся

результатов в самых разных сферах деятельности требуется не «интеллект», а какое-то

более сложное качественное своеобразие психики, это привело к утверждению нового

этапа в исследовании одаренности как интегральной личностной характеристики.

Способность

генерировать

новые,

оригинальные

идеи,

находить

новые,

нетрадиционные способы решения проблемных задач, определяется в наиболее общем

виде

как

«креативность».

Все

эти

умозаключения

привели

к

интеграции

понятий

«интеллект» и «креативность» в теории одаренности.

Под этим подразумевался некий

конгломерат интеллектуальных и творческих способностей. Данные концептуальные идеи

послужили прекрасным материалом для решения ряда прикладных психологических и

педагогических проблем.

Примером может служить «теория интеллекта» Д. Гилфорда.

Она

легла

в

фундамент

многих

психолого-педагогических

концепций

(диагностики,

прогнозирования обучения и развития одаренных детей) в

педагогической теории и

практике.

В отечественной психолого-педагогической науке это направление развил Б.М.

Теплов. Эти представления привели к иному, более целостному пониманию одаренности

как

интегративного

психического

свойства.

Таким

образом,

понятия

«интеллект»

и

«креативность» не дифференцируются, а их сумма рассматривается в исходном значении

как единый комплекс, именовавшийся ранее «умом», «умственными способностями».

Сегодня ученые в многозначительном термине «одаренность» первостепенную роль стали

отводить наряду с интеллектуальным потенциалом творческой стороне ума. Сейчас уже

раскрыты

особенности

познавательных

процессов

способных

детей

и

некоторые

механизмы

их

творчества.

Тренировка

творческого

мышления

-

это

залог

развития

одарённости.

Формирование

творческого

интеллекта

у

детей

связано

с

развитием

определенных умений и навыков, к которым следует отнести:

-Умение пространственно представлять себе рассматриваемое явление в данный момент и

его развитие во времени.

-Умение отличать существенное от несущественного.

-Умение абстрактно мыслить.

-Умение от конкретной ситуации перейти к модели.

-Умение от материальной модели перейти к математической.

-Умение анализировать, разбирать частные случаи.

-Умение применять научные выводы в конкретной ситуации.

-Умение критиковать и ставить новые вопросы.

-Умение выдвигать гипотезы.

-Умение использовать индуктивный и дедуктивный путь мышления.

Как указывают многочисленные авторы, одаренность может проявляться:

1.

Как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты

утверждают, что количество таких «явно одаренных» детей примерно составляет 1 - 3% от

общего числа детей;

2.

Как

одаренность

возрастная,

т.е.

в

одном

возрасте

ребенок

показывает

явную

одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда – то исчезает;

3.

Как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность по каким – то причинам

не

проявила

себя

в

учебной

или

деятельности

данного

ребенка.

Детей

со

скрытой

одаренностью примерно 20-25% от общего числа обучающихся.

Таким образом, проблема выявления одаренных детей – это, прежде всего, проблема

создания благоприятных условий для их интеллектуального, творческого, личностного

роста.

Выявление одаренных обучающихся сложная и многоступенчатая процедура. Включает в

себя 5 этапов.

1.

Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видов деятельности

учащегося с использованием формализованных методов: данных стандартизированных

педагогических наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты, оценка работ (в том

числе и экзаменационных) достижений школьной успеваемости; и т.д.;

2.

Изучение условий и истории развития обучающегося в семье, его

интересов,

увлечений в семье, о раннем развитие ребенка, о его интересах и необычных способностях

с помощью вопросников и интервью родителей;

3.

Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников,

самоотчетов, собеседовании (первичная диагностика);

4.

Создание банка данных одаренных детей;

5.

Психологическое

тестирование:

показатели

интеллектуального

развития

(особенности

абстрактного,

логического

мышления,

математические

способности,

технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и

личностного развития обучающегося с помощью психодиагностических тестов.

Итогом комплексной диагностики должна стать не только констатация факта об уровне

одаренности ребенка в какой – либо сфере, но и характеристика одаренности, выделение

индивидуальных

особенностей

ее

проявления,

рекомендации

к

организации

педагогической

деятельности.

При

выявлении

одаренных

детей

необходимо

дифференцировать: 1. вид одаренности и актуальный уровень ее развития на данном

возрастном

этапе.

2.

особенности

конкретных

проявлений

одаренности,

связанные

с

попытками ее реализации в различных видах деятельности 3. потенциальные возможности

ребенка к развитию.

Наиболее серьезным и распространенным препятствием является для выявления

детей

с

высоким

интеллектом

является

стереотипные

ожидания,

сложившиеся

под

влиянием житейских представлений об одаренных детях. Часто полагают, что ребенок с

высоким

интеллектов

часто

превышает

и

во

всех

прочих

отношениях.

Поэтому

все

ожидают

от

ученика

большей

эмоциональности,

социальной

зрелости,

самоконтроля,

независимости и т.д. Считается, что такой ребенок больше стремиться радовать учителя,

больше

может

заниматься

самостоятельно.

Это

значит,

что

часто

мы

с

вами

не

рассматриваем одаренного ученика как нуждающегося в индивидуализации обучения и

помощи, если он демонстрирует некоторую незрелость социального и эмоционального

развития. Еще один вид ожиданий, связанный с умственно одаренными детьми, это – это

предположение,

что

им

всегда

присуща

высокая

мотивация

к

достижениям,

которая

проявляется в стремлении быть лучшим. Однако практика показывает зачастую картину

совсем наоборот.

Подводя итог, можно сказать, что если повнимательнее присмотреться к своим

ученикам,

то,

почти

наверняка,

можно

увидеть

одаренность

там,

где

раньше

ее

не

замечали, в самом обычном ребенке. А значит, высокая вероятность того, что, оперевшись

вовремя

на

подставленную

руку

педагога,

этот

ребенок

может

вырасти

из

просто

способного, в поистине незаурядную, талантливую личность.

Список литературы:

1.

Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М., 1999г.

2.

Краткий психологический словарь. М., 1995. С. 389.

3.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. М., 2003.

4.

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

5.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина,

Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

6.

Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.

7.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

8.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2 т. М., 1985.



В раздел образования