Автор: Шумкина Екатерина Олеговна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Краснотурьинск
Наименование материала: Свободная эссе–фантазия
Тема: «Слово о музыке…»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Свободная эссе-фантазия «Слово о музыке…»
Составитель: Шумкина Е.О.
Преподаватель теоретических дисциплин
г. Краснотурьинск
2019 г.
Однажды кто-то сказал – и да будет звук созданный!
Так и появилась Музыка. Конечно, изначально она, как и все мы, была юна,
ограничена,
несколько
однообразна…
Однако
шло
время.
Музыка
развивалась,
обогащалась,
приобретала
новые
черты,
наследия.
В
итоге,
претерпев множество изменений, она стала такой, какой мы ее видим сейчас
– некий образ прекрасной дамы в годах, умудренной опытом.
Но что же было раньше? Продолжим аналогию с человеком – в античности
Музыка была схожа с маленьким ребенком – только начинали появляться
отдельные фрагменты и основы теории, Музыка едва встала на ноги, зависела
от
других
видов
искусств,
не
могла
существовать
без
них.
Безусловно,
Музыке уделяли огромнейшее внимание, как средству воспитания человека и
формирования его душевных качеств.
«Двенадцать муз кружат вокруг,
Определяя все искусство мира,
Рожденье Музыки влекут,
В руках имея лиру»
Длительный
период
Средневековья
можно
отождествить
с
духовным
воспитанием
ребенка
–
ведь
главная
идея
Музыки
этого
периода
–
религиозная.
И только с эпохи Барокко начинается все самое интересное – Музыка пышно
расцветает,
резко
вырастает
из
прежних
норм,
приобретает
совершенно
новые идеи и мысли, примеряет на себя разнообразные украшения – как
молодая девушка.
Несомненно, повзрослевшая девушка должна быть строга к себе, развиваться
по определенным канонам, правилам, что и отражает эпоха Классицизма.
2
Затем развитие Музыки не наблюдает резких скачков до двадцатого века,
можно лишь сказать, что она превращается в даму с романтичным складом
характера, не чуждую переменам.
В двадцатом веке Музыка приобретает «чудовищную многоликость» (Е.В.
Назайкинский), множество новых направлений и стилей, становится крайне
многогранной и загадочной, как зрелая женщина.
Конечно,
иногда
Музыке
хочется
вернуться
к
тому,
что
было
раньше,
поэтому более мелкие поздние периоды являются будто бы подражанием
Музыки себе юной, но с высоты приобретенного опыта. И, несомненно, у
Музыки появились и наследники, которые не устают спорить меж собой:
- Я являюсь душой всей Музыки! Почему это я не могу быть главной!? – из
века в век возмущалась Мелодия (М).
- Душа Музыки! А если бы я не помогала тебе, если бы мы не творили
вместе? Ты бы была скучна! – парировала Гармония (Г).
- Послушайте, без моих указаний вы бы никогда не соединились в нечто
прекрасное! – вспылил Ритм (Р).
Этот спор был и будет вечен, кто же важнее, главнее. Но как на это смотрит
сама Музыка?
«Живу я вечно, как и споры,
Кто же главнее, кто важней?
Не прекратятся разговоры -
О нас ведут их много дней.
И вот – решила я вмешаться.
Зачем же поощрять раздор?
Не нужно ссориться, ругаться -
К вам есть серьезный разговор.
3
Открою тайну вам большую…»
Г: - Откроешь?
М: -Тайну?
Р: - Но какую?..
«Без вас немила жизнь мне вовсе
,
Без вас не существую я…»
Р: - Но как!? Ведь ты древнее света,
Где ты, там мы – и так всегда!
«Подумай, если бы была я
Однообразна и скучна,
Запомнили меня бы люди,
Была бы я сейчас жива?»
М и Г: - Постой-постой, но ведь свой образ
Ты получаешь от меня!
Р: - И я усилия прилагаю…
- И не забудьте про меня! – забавным детским голоском воскликнул Лад.
Музыка улыбнулась:
«Не стоит забывать о младших:
Фактура, Жанр, Темп и Лад,
А также Форма, Метр, Тональность –
Они нам тоже подсобят».
Р: - Так почему же все мы вместе,
Но спорим, кто из нас главней?
4
«Ах, вы не поняли? Все просто –
Никто конкретно – не важней.
Поодиночке – все мы слабы,
И только вместе – всех сильней.
Несем прекрасное – в союзе!»
Так продолжалось много дней…
Таким образом, ни один из элементов музыки не будет являться главным
поодиночке – он важен лишь в союзе с другими элементами, в составе самой
музыки.
И все же, споры, которые ведутся с самого начала, так и будут
продолжать существовать - ведь каждый хочет оказаться прав.
5