Напоминание

«Слово о музыке…»


Автор: Шумкина Екатерина Олеговна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Краснотурьинск
Наименование материала: Свободная эссе–фантазия
Тема: «Слово о музыке…»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Свободная эссе-фантазия «Слово о музыке…»

Составитель: Шумкина Е.О.

Преподаватель теоретических дисциплин

г. Краснотурьинск

2019 г.

Однажды кто-то сказал – и да будет звук созданный!

Так и появилась Музыка. Конечно, изначально она, как и все мы, была юна,

ограничена,

несколько

однообразна…

Однако

шло

время.

Музыка

развивалась,

обогащалась,

приобретала

новые

черты,

наследия.

В

итоге,

претерпев множество изменений, она стала такой, какой мы ее видим сейчас

– некий образ прекрасной дамы в годах, умудренной опытом.

Но что же было раньше? Продолжим аналогию с человеком – в античности

Музыка была схожа с маленьким ребенком – только начинали появляться

отдельные фрагменты и основы теории, Музыка едва встала на ноги, зависела

от

других

видов

искусств,

не

могла

существовать

без

них.

Безусловно,

Музыке уделяли огромнейшее внимание, как средству воспитания человека и

формирования его душевных качеств.

«Двенадцать муз кружат вокруг,

Определяя все искусство мира,

Рожденье Музыки влекут,

В руках имея лиру»

Длительный

период

Средневековья

можно

отождествить

с

духовным

воспитанием

ребенка

ведь

главная

идея

Музыки

этого

периода

религиозная.

И только с эпохи Барокко начинается все самое интересное – Музыка пышно

расцветает,

резко

вырастает

из

прежних

норм,

приобретает

совершенно

новые идеи и мысли, примеряет на себя разнообразные украшения – как

молодая девушка.

Несомненно, повзрослевшая девушка должна быть строга к себе, развиваться

по определенным канонам, правилам, что и отражает эпоха Классицизма.

2

Затем развитие Музыки не наблюдает резких скачков до двадцатого века,

можно лишь сказать, что она превращается в даму с романтичным складом

характера, не чуждую переменам.

В двадцатом веке Музыка приобретает «чудовищную многоликость» (Е.В.

Назайкинский), множество новых направлений и стилей, становится крайне

многогранной и загадочной, как зрелая женщина.

Конечно,

иногда

Музыке

хочется

вернуться

к

тому,

что

было

раньше,

поэтому более мелкие поздние периоды являются будто бы подражанием

Музыки себе юной, но с высоты приобретенного опыта. И, несомненно, у

Музыки появились и наследники, которые не устают спорить меж собой:

- Я являюсь душой всей Музыки! Почему это я не могу быть главной!? – из

века в век возмущалась Мелодия (М).

- Душа Музыки! А если бы я не помогала тебе, если бы мы не творили

вместе? Ты бы была скучна! – парировала Гармония (Г).

- Послушайте, без моих указаний вы бы никогда не соединились в нечто

прекрасное! – вспылил Ритм (Р).

Этот спор был и будет вечен, кто же важнее, главнее. Но как на это смотрит

сама Музыка?

«Живу я вечно, как и споры,

Кто же главнее, кто важней?

Не прекратятся разговоры -

О нас ведут их много дней.

И вот – решила я вмешаться.

Зачем же поощрять раздор?

Не нужно ссориться, ругаться -

К вам есть серьезный разговор.

3

Открою тайну вам большую…»

Г: - Откроешь?

М: -Тайну?

Р: - Но какую?..

«Без вас немила жизнь мне вовсе

,

Без вас не существую я…»

Р: - Но как!? Ведь ты древнее света,

Где ты, там мы – и так всегда!

«Подумай, если бы была я

Однообразна и скучна,

Запомнили меня бы люди,

Была бы я сейчас жива?»

М и Г: - Постой-постой, но ведь свой образ

Ты получаешь от меня!

Р: - И я усилия прилагаю…

- И не забудьте про меня! – забавным детским голоском воскликнул Лад.

Музыка улыбнулась:

«Не стоит забывать о младших:

Фактура, Жанр, Темп и Лад,

А также Форма, Метр, Тональность –

Они нам тоже подсобят».

Р: - Так почему же все мы вместе,

Но спорим, кто из нас главней?

4

«Ах, вы не поняли? Все просто –

Никто конкретно – не важней.

Поодиночке – все мы слабы,

И только вместе – всех сильней.

Несем прекрасное – в союзе!»

Так продолжалось много дней…

Таким образом, ни один из элементов музыки не будет являться главным

поодиночке – он важен лишь в союзе с другими элементами, в составе самой

музыки.

И все же, споры, которые ведутся с самого начала, так и будут

продолжать существовать - ведь каждый хочет оказаться прав.

5



В раздел образования