Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Теоретическая основа формирования первоначальных игровых навыков будущего скрипача
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Методическая разработка
«Теоретическая основа формирования первоначальных
игровых навыков будущего скрипача»
Составитель: Шумкина Ю.В.
Преподаватель по классу скрипки
г. Краснотурьинск
2019 г.
Теоретическая основа формирования первоначальных игровых
навыков будущего скрипача
Музыка
является
важным
средством
формирования
личностных
качеств
человека,
его
духовного
мира.
Современные
научные
исследования
свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое
воздействие
на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление,
ребенок
становится
чутким
к
красоте
в
искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических
впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Учреждения дополнительного образования играют большую роль в
жизненном
становлении
и
профессиональном
самоопределении
ребенка.
Детская
музыкальная
школа
–
это
первая
ступень
профессионального
музыкального
образования.
Одна
из
основных
задач
учреждений
дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его
природные способности.
Первые годы воспитания начинающего музыканта являются тем
своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности
общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребёнка.
Обучение музыканта-исполнителя
в классе специального
музыкального
инструмента,
в
условиях
детской
музыкальной
школы,
представляет собой сложный процесс, который включает в себя множество
задач:
- воспитание художественного мышления
- развитие музыкально-слуховых представлений
- накопление и осмысление музыкальной информации
- формирование навыков интонирования, звукоизвлечения
- формирование музыкально-игровых навыков
- формирование потребности самовыражения в творческом процессе
- развитие самостоятельности и творческости
2
- развитие эмоциональной отзывчивости и др.
В педагогическом процессе для педагога представляется важным
проследить динамику развития личности ребёнка.
Начальный этап обучения игре на скрипке имеет свои особенности,
сложности, свою специфику. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка
к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о всестороннем воспитании
ребенка,
что
справедливо
считается
ответственным
и
сложным
делом.
Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто,
если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное
развитие ученика.
Современная методика обучения игре на скрипке основывается на
таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно
быть
направлено
на
художественную
сторону
воспитания
начинающего
скрипача.
Согласно
этим
принципам,
надо
с
первых
уроков
приобщать
ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную
речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.
Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном,
доступном и интересном игровом материале.
Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами
музыкальной
грамоты,
на
начальном
этапе
обучения
необходимо
особое
внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха,
ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей
ученика
является
доминирующей
на
начальном
этапе
обучения.
В
скрипичной методике существует много рекомендаций для решения этой
проблемы. Однако в практике индивидуального обучения зачастую требуются
дополнительные нетрадиционные средства (в частности, включение игры в
учебный
процесс)
для
решения
определенных
задач,
в
том
числе
и
на
развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика, музыкально-слуховых
представлений.
3
Музыкальная педагогика накопила богатейший опыт выдающихся
педагогов-скрипачей в области всестороннего музыкально-художественного
развития
учеников.
Блестящие
образцы
развивающей
педагогики
представляют собой творчество мастеров русской и советской скрипичной
школы:
А.И.
Ямпольского,
Ю.И.
Янкелевича,
П.С.
Столярского,
Д.Ф.
Ойстраха, Л.М. Цейтлина, Л. Ауэра.
Скрипка – сугубо профессиональный инструмент, на котором даже для
любительского
музицирования
требуется
овладение
разносторонним
комплексом специальных умений и навыков. Поэтому очень важно с самых
первых шагов органично сочетать профессиональный подход с весьма гибкой
тактикой обучения основам скрипичной игры.
В классе специального инструмента одной из главных задач является
формирование игровых навыков и их последующее развитие. Формирование
первоначальных игровых
навыков – это основа всего обучения будущего
музыканта. Правильно сформированная основа даёт возможность достичь
более высокого развития исполнительской техники.
Проблема развития и формирования у младших школьников начальных
навыков игры на скрипке очевидна и продиктована практикой. Очевидным
является то, что в практике обучения недостаточно учитываются особенности
начального этапа обучения, что является немаловажным, поскольку учёт этих
особенностей даёт возможность более точно сориентироваться в построении
процесса обучения, обеспечивая ему прочную основу. Данное обстоятельство
позволяет считать выбранную проблему актуальной.
Скрипка имеет свои особенности, касающиеся рациональной
постановки, специфики звукоизвлечения, техники пальцев. Наиболее важным
и
ответственным
является
начальный
период
работы
с
учащимися-
скрипачами,
поскольку
именно
здесь
закладываются
те
основы,
которые
определяют дальнейшее продвижение учащихся на всех последующих этапах
обучения.
4
5