Напоминание

"Подборка дидактических игр и упражнений по формированию морфологического строя речи"


Автор: Кривцова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 162
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подборка дидактических игр и упражнений по формированию морфологического строя речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подборка дидактических игр и упражнений по формированию

морфологического строя речи.

Цель: развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования

(существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют

практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный

и активный словарь ребенка.

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного

падежа множественного числа

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного

падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и

множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного

предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета,

но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар.

- А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с

окончанием - ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети

рассматривали картинку, а воспитатель постепенно вывешивал вокруг этой

картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб,

цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);

- В лесу растет одна сосна?

- В лесу растет один гриб?

3. Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с

окончанием на -ья.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во

множественном числе, воспитатель поднимал свою картинку и спрашивает

детей у кого есть похожая.

- На моей картинке нарисован стул.

У кого есть такая же?

4. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного

падежа существительных с разными окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч,

он должен назвать слово во множественном числе.

Дидактические игры и упражнения по формированию родительного

падежа единственного числа с предлогами

1. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа

единственного числа с предлогом С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздать детям. Дети должны

определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево:

«У меня лист упал с клена».

1.

Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного

падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал:

- У кого большой хобот?

- У кого пушистый хвост?

- У кого нос пяточком?

- У кого длинные уши?

- У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

Ход игры: детям прчитать сказку «Колобок», затем прочитать по второму

разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки,

от волка, от зайца, от медведя).

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа

множественного числа

1.

Дидактическая игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа

множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.

Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во

время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал:

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (носков),

И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).

2.

Игровое упражнение «Заготовки на зиму».

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение

образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму

заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты

и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов,

и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что

изображено на их картинках.

3.

Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число

существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во

множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали:

«Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа

единственного и множественного числа

1.

Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»

Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в

единственном и множественном числе.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель

без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д.

Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать:

«У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками,

собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета,

мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать

кому он, что даст.

Речевой материал:

- Я дам конфету девочкам;

- Я дам книгу мишкам.

2. Игра «Гости».

Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.

Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по

игрушки, у воспитателя зайчик, на столе разложены картинки с угощением.

Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:

- Орехи я дам белке;

- Мед я дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа

1.

Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать

больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в

единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

- Я вижу столы, окна, стулья…

2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».

Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов

поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в

правильном варианте.

Речевой материал:

- Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);

- Цени что? (труд, забота, дружба);

- Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);

- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа

1.

Дидактическая игра «Кто, чем защищается».

Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного

падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и

отвечали на вопросы: кто чем защищается?

Речевой материал:

- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?».

Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и

согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного

падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением

инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи,

ножницы и т.д. Дети должны составить словосочетания, отвечая на вопрос

«Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

3.Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».

Цель: закрепить форму творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

а)Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года,

и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».

б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди

команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за

кем стоит.

Правильный ответ поощряется фишкой.

Игры для уточнения формы предложного падежа

1. Игровое упражнение «Забота».

Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение

формы предложного падежа.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети,

ухаживающие за животными и растениями.

Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».

2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».

Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного

падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а

картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде.

Детям предлагалось помочь животным найти свой дом. Ответ дается

полным предложением.

Занятия на формирование изменение глаголов по лицам

1.

Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что

отвечает».

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным

изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и

ответ девочки в 1 лице настоящего времени.

2.

Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».

Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного

числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.

Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен

угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же. Речевой

материал:

Вова идет. – Я иду.

Катя спит. – Я сплю.

Таня пьет. – Я пью.

Алина рисует. – Я рисую.

Артем бежит. – Я бегу.

Оля читает. – Я читаю.

3.

Игровое упражнение «Делай как я…»

Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени

единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.

Ход задания: воспитатель называет действие в единственном числе, а дети

должны ответить во множественном числе.

Речевой материал:

Я иду. – Мы идем.

Я пою. – Мы поем.

Я мою руки. – Мы моем руки.

Я гуляю. – Мы гуляем.

Я играю. – Мы играем.

Я сплю. – Мы спим.

4.

Игровое упражнение «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного

числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры: воспитатель начинает говорить предложения в 1-м лице, потом

обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он

отвечает в 3-м лице.

Речевой материал:

Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);

Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);

Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);

Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);

Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и

имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением

1.

Дидактическая игра «Большой – маленький».

Цель: научить детей образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям

раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди

выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а

затем маленький под маленьким.

2.

Игровое упражнение «Еж и ежик».

Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование,

уменьшительно-ласкательный суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и

маленький.

Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям,

что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с

изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи

ежам, и рассказывали, что кому они дадут.

Речевой материал:

- Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.),

а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

3.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным

значением.

Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.

Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование

относительные прилагательные от имени существительного

1.

Игра «Заготовки на зиму».

Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать

относительные прилагательные от названия овощей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и

экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на

зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Воспитатель

задает вопросы, и дети отвечают по своим картинкам. Речевой материал:

- Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса,

малины, персиков, абрикосов);

- Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок,

смородины, груш, слив);

- Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов,

помидоров, свеклы, картофеля, гороха).

Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».

Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование

приставочных глаголов

1.

Игровое упражнение «Подскажи действия».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ

с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: воспитатель показывает действия с машинкой и начинает

предложения, а дети должны продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал:

- Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала);

- Машина по дороге…(ПОехала);

- Машина к мосту…(ПОДъехала);

- Машина на мост…(Въехала);

- Машина с моста…(Съехала);

- Машина дерево…(ОБъехала).

Воспитатель повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя

голосом приставки.

2.

Игровое упражнение «Игра с водой».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ

Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.

Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их.

Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны

были исправлять ошибки.

3.

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.

Наглядный материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет

действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным

значением.

Речевой материал:

- НАливает – ВЫливает;

- Входит – ВЫходит;

- ЗАкрывает – ОТкрывает;

- ПРИплывает – ОТплывает;

- СОбирает – РАЗбирает;

- ПОДъезжает – ОТъезжает.

Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей

животных

1.

Игровое упражнение «Страшный зверь».

Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями

их детенышей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая

картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.

Речевой материал:

«У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка

с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята

побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята

смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и

побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к…

(утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).

2.

Игровое упражнение «День рождения Пуха».

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями

их детенышей.

Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.

Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со

взрослыми животными. Воспитатель рассказывает детям про котенка Пуха и

его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и

сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляют

подходящие по смыслу слова и отвечают на вопросы.

Игровые упражнения на формирование навыков образовывать

притяжательные прилагательные

1.

Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.

Ход игры:

1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а

детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по

очереди выходят к доске, и называют какого животного у них часть.

2 вариант. Воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы: чей?,

чья?, чьи?

Игровое упражнение на формирование навыков образовывать

сравнительную степень прилагательных.

1.

Игра «Договори предложения».

Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную

степень.

Ход игры: воспитатель зачитывает предложения, а дети должны его

закончить.

Речевой материал:

- Вова сильный, а его брат еще… (сильнее);

- Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее);

- Весной погода теплая, а летом еще… (теплее);

- У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее);

- Вечер темный, а ночь еще… (темнее);

- Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

Задания на образование двухсоставных слов

1. Игра: «Эхо»

Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией

каждая значимая часть слова. После детям заново читалось стихотворение, но

дети сами его заканчивали.

Речевой материал:

Рыбу ловит рыболов.

Пчел разводит пчеловод.

Землю копает землекоп.

Пешком ходит пешеход.

Лед колет ледокол.

Листья падают – наступает листопад.

Лес рубит лесоруб.

Трубы чистит трубочист.

По дороге едет вездеход.

Пыль сосет пылесос.

2.

Игра «Профессии».

Цель: закрепить понятия и названия профессий, научить детей

образовывать названия профессий от действий и предметов.

3.

Игра «Посуда»

Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей, научить

образовывать сложные слова от названий посуды.



В раздел образования