Автор: Кривцова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 162
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подборка дидактических игр и упражнений по формированию морфологического строя речи"
Раздел: дошкольное образование
Подборка дидактических игр и упражнений по формированию
морфологического строя речи.
Цель: развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования
(существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют
практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный
и активный словарь ребенка.
Дидактические игры и упражнения по формированию именительного
падежа множественного числа
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного
падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и
множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного
предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета,
но в большем количестве.
Речевой материал:
- У меня красный шар.
- А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с
окончанием - ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети
рассматривали картинку, а воспитатель постепенно вывешивал вокруг этой
картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб,
цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного числа существительных с
окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во
множественном числе, воспитатель поднимал свою картинку и спрашивает
детей у кого есть похожая.
- На моей картинке нарисован стул.
У кого есть такая же?
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного
падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч,
он должен назвать слово во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного
падежа единственного числа с предлогами
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа
единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздать детям. Дети должны
определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево:
«У меня лист упал с клена».
1.
Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного
падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал:
- У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям прчитать сказку «Колобок», затем прочитать по второму
разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки,
от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа
множественного числа
1.
Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа
множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.
Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во
время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).
2.
Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение
образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму
заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты
и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов,
и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что
изображено на их картинках.
3.
Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать множественное число
существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во
множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали:
«Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа
единственного и множественного числа
1.
Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в
единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель
без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д.
Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать:
«У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками,
собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета,
мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать
кому он, что даст.
Речевой материал:
- Я дам конфету девочкам;
- Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по
игрушки, у воспитателя зайчик, на столе разложены картинки с угощением.
Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:
- Орехи я дам белке;
- Мед я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа
1.
Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать
больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в
единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов
поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в
правильном варианте.
Речевой материал:
- Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);
- Цени что? (труд, забота, дружба);
- Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);
- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа
1.
Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного
падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и
отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и
согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного
падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением
инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи,
ножницы и т.д. Дети должны составить словосочетания, отвечая на вопрос
«Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
3.Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
а)Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года,
и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди
команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за
кем стоит.
Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры для уточнения формы предложного падежа
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение
формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети,
ухаживающие за животными и растениями.
Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного
падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а
картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде.
Детям предлагалось помочь животным найти свой дом. Ответ дается
полным предложением.
Занятия на формирование изменение глаголов по лицам
1.
Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что
отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным
изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и
ответ девочки в 1 лице настоящего времени.
2.
Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».
Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного
числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен
угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же. Речевой
материал:
Вова идет. – Я иду.
Катя спит. – Я сплю.
Таня пьет. – Я пью.
Алина рисует. – Я рисую.
Артем бежит. – Я бегу.
Оля читает. – Я читаю.
3.
Игровое упражнение «Делай как я…»
Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени
единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход задания: воспитатель называет действие в единственном числе, а дети
должны ответить во множественном числе.
Речевой материал:
Я иду. – Мы идем.
Я пою. – Мы поем.
Я мою руки. – Мы моем руки.
Я гуляю. – Мы гуляем.
Я играю. – Мы играем.
Я сплю. – Мы спим.
4.
Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного
числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: воспитатель начинает говорить предложения в 1-м лице, потом
обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он
отвечает в 3-м лице.
Речевой материал:
Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);
Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);
Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);
Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);
Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и
имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением
1.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям
раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди
выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а
затем маленький под маленьким.
2.
Игровое упражнение «Еж и ежик».
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование,
уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и
маленький.
Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям,
что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с
изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи
ежам, и рассказывали, что кому они дадут.
Речевой материал:
- Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.),
а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
3.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным
значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.
Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование
относительные прилагательные от имени существительного
1.
Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать
относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и
экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на
зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Воспитатель
задает вопросы, и дети отвечают по своим картинкам. Речевой материал:
- Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса,
малины, персиков, абрикосов);
- Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок,
смородины, груш, слив);
- Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов,
помидоров, свеклы, картофеля, гороха).
Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование
приставочных глаголов
1.
Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ
с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: воспитатель показывает действия с машинкой и начинает
предложения, а дети должны продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал:
- Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала);
- Машина по дороге…(ПОехала);
- Машина к мосту…(ПОДъехала);
- Машина на мост…(Въехала);
- Машина с моста…(Съехала);
- Машина дерево…(ОБъехала).
Воспитатель повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя
голосом приставки.
2.
Игровое упражнение «Игра с водой».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их.
Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны
были исправлять ошибки.
3.
Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.
Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет
действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным
значением.
Речевой материал:
- НАливает – ВЫливает;
- Входит – ВЫходит;
- ЗАкрывает – ОТкрывает;
- ПРИплывает – ОТплывает;
- СОбирает – РАЗбирает;
- ПОДъезжает – ОТъезжает.
Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей
животных
1.
Игровое упражнение «Страшный зверь».
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями
их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая
картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал:
«У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка
с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята
побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята
смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и
побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к…
(утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).
2.
Игровое упражнение «День рождения Пуха».
Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями
их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со
взрослыми животными. Воспитатель рассказывает детям про котенка Пуха и
его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и
сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляют
подходящие по смыслу слова и отвечают на вопросы.
Игровые упражнения на формирование навыков образовывать
притяжательные прилагательные
1.
Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры:
1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а
детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по
очереди выходят к доске, и называют какого животного у них часть.
2 вариант. Воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы: чей?,
чья?, чьи?
Игровое упражнение на формирование навыков образовывать
сравнительную степень прилагательных.
1.
Игра «Договори предложения».
Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную
степень.
Ход игры: воспитатель зачитывает предложения, а дети должны его
закончить.
Речевой материал:
- Вова сильный, а его брат еще… (сильнее);
- Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее);
- Весной погода теплая, а летом еще… (теплее);
- У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее);
- Вечер темный, а ночь еще… (темнее);
- Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).
Задания на образование двухсоставных слов
1. Игра: «Эхо»
Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией
каждая значимая часть слова. После детям заново читалось стихотворение, но
дети сами его заканчивали.
Речевой материал:
Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
Землю копает землекоп.
Пешком ходит пешеход.
Лед колет ледокол.
Листья падают – наступает листопад.
Лес рубит лесоруб.
Трубы чистит трубочист.
По дороге едет вездеход.
Пыль сосет пылесос.
2.
Игра «Профессии».
Цель: закрепить понятия и названия профессий, научить детей
образовывать названия профессий от действий и предметов.
3.
Игра «Посуда»
Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей, научить
образовывать сложные слова от названий посуды.