Напоминание

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.


Автор: Скрылова Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Населённый пункт: д. Дрожжино, Москвовская область
Наименование материала: урок
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока

«Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. » (2 класс)

Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и

применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка

правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем

ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание

учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со

сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего

рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка

процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной

деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями

Ход урока

I.

Орг.момент.

Доброе утро, ребята. Посмотрите как много у нас сегодня гостей, они пришли

посмотреть чему Вы научились и порадоваться за Вас. Давайте поздороваемся с ними,

подарим им свои улыбки и хорошее настроение. Тихо сели мальчики, теперь девочки.

Открываем свои тетради, записываем

17 января

Классная работа

Вспоминаем правила посадки при письме - (ученик проговаривает)

Кстати, ребята, Вы знаете, что сегодня день непростой – 17 января отмечают день

детских изобретений. Да, оказывается дети тоже могут быть изобретателями. Водные

лыжи, фруктовое мороженое на палочке, меховые наушники - все это появилось на свет

благодаря детям.

Ребята, Вас сегодня приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это

за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ. (буквы)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа. Фронтальная работа.

Чистописание

- Эти жители очень любят играть.

- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. Какие буквы спрятались?

Запишите эти буквы в тетрадь.

- Проверим, какие буквы спрятались?

Ученики записывают буквы ш, ж, ч, щ, и, а, у.

- Что связывает эти буквы?

(буквосочетания- жи-ши, ча-ща, чу-щу)

-Определите тему нашего урока.

Тема нашего урока «Написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, в словах».

- Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Это новая для нас тема? ( т.е будем повторять и закреплять полученные знания)

- Вы любите сказки? А какие сказки называют народными?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую народную сказку, которую вы

хорошо знаете.

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик? /Теремок/

2. Словарная работа.

- Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок.

Бежит мимо мышка – норушка, собирает зёрнышки

Увидела теремок, остановилась.

Да колоски уж очень хороши.

- Поможем ей, ребята, собрать быстрее зёрнышки и добежать до теремка?

- Вставить пропущенные буквы в слова, назвать ударные и безударные гласные.

(написать на доске, закрыть зёрнышками)

Вставляют буквы, записывают слова в тетрадь, подчеркивают безударные гласные,

которые надо запомнить, ставят знак ударения.

Когда будете писать держите у себя в голове нашу любимую пословицу – пишут не

пером, а умом. Что она обозначает?

М…дведь, за…ц, в…лк, л…гушка, л…сица.

- Что можете сказать о пропущенных буквах? ( Эти гласные надо запомнить, т. к. их

нельзя проверить, это словарные слова.)

- Какое слово здесь лишнее? Почему? ( Слово «волк», состоит из одного слога, нет

безударной гласной, не словарное слово).

Молодцы!

- Хотела мышка, подойти к теремку, а не может….Очень крутой склон…помогите мышке

съехать к домику. Нужно правильно собрать слова и записать их в тетрадь.

(как называются слова, значение которых меняется, в зависимости на какой слог падает

ударение) – омографы.

Молодцы!

Добралась наша мышка до теремка. Зашла она и стала жить в теремке. Она благодарит

вас за помощь.

Ну, что продолжаем наш путь. А помогать рассказывать сказку мне будут ребята, у

которых есть карточки с животными.

- Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? (ученик)

- Я, мышка – норушка, а ты кто?

- Я, лягушка – квакушка. Можно я с тобой буду жить?(ученик)

- Можно, если выполнишь задание.

Расположить предложения в правильном порядке и прочитать текст. (Работа в

группе)

Чудесные снежинки были похожи на стайку белых мотыльков.

На небо полетел пушистый снежок.

Они медленно кружились в воздухе.

Земля радостно встречала белый пух зимы.

Серая туча затянула всё небо.

Проверка на доске.

Задание для самых внимательных. Посчитайте сколько раз в тексте, вам встретились

орфограммы, которые мы сегодня повторяем. (7)

Спишите первое предложение и подчеркните в нём грамматическую основу.

- Что такое подлежащее, что такое сказуемое?

Молодцы!

- Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.

- Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? ( ученик)

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.( ученик)

- Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.

- Мы бы взяли, да вот помоги нам с заданием справиться.

- Ребята, помогайте!

Учебник С.11 упр.14 Запиши слова, распределив их в 3 столбика. ( 3 чел.у доски)

- Стали они жить втроем.

Весело живут. Физкультурой занимаются.

Физминутка.

Ш. Обобщение и систематизация знаний.

Идёт лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка. А ты кто?

- Я, лисичка – сестричка. Пустите меня, я с вами хочу жить.

Подумали звери и говорят:

- Мы согласны, если ты поможешь нам распутать верёвочки.

Задание по рядам, чей ряд быстрее заполнит пропуски в словах.

кувш..н, удач..,ж..нь,ч..дак, грач..та, рощ..а, круж..ть, слож..ть, щ..вель.

- Стали они жить вчетвером.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка. А ты кто?

- Я, волчок – серый бочок. Пустите меня в теремок. Я тоже хочу с вами жить.

Подумали звери, хоть и тесно, да волка жалко. В тесноте, да не в обиде.

- Пустим тебя, но только сходи, налови нам рыбки.

Пошёл волк рыбу ловить.

А какую, вы узнаете,отгадав загадку:

Драчуны и забияки,

Живут в воде,

Когти на спине ( ерши)

Правильно. Давайте поможем волку наловить рыбы.

Работа в парах.

Каждая парта получает рыбку с заданием.

сделай транскрипцию слова и определи количество букв и звуков в словах.

ерши - [й*иршы]

- Молодцы, ребята! Много рыбы наловили.

- Волк влез в теремок. Стали они жить впятером. Вместе дружно живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь. Увидел теремок, вкусный запах почуял, песни услыхал и

заревел во всю мощь:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка.

- Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

- Я, медведь косолапый. Я тоже хочу с вами жить.

Звери ему отвечают:

- Мы бы рады тебя впустить, да ты уж очень большой, а у нас места мало.

Медведь говорит:

- Я буду у вас на крыше жить.

Влез он на крышу и только уселся – трах – бабах!- раздавил теремок. Еле – еле успели

все из него выскочить, но остались целые и невредимые.

Допустил Медведь большую ошибку. Стали все дружно её исправлять.

Принялись они брёвна носить, доски пилить, новый теремок строить.

А вам предстоит сейчас исправить ошибки в тексте.

Самостоятельная работа. Учащиеся исправляют ошибки в тексте на карточке и сдают

учителю.

У маши кошка мурка. У мурки родился котёнок. Он рыжый и пушыстый. Котёнок

пьёт малако из чяшки. маша и котёнок чясто играют.

Итог урока. Рефлексия.

- Потрудились они на славу. Выстроили новый теремок.

Дружба им помогла. Лучше прежнего получился теремок! Стали они вместе жить –

поживать, да добра наживать.

- А какие знания вам сегодня понадобились? (Знание орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши)

- Какие задания вам больше всего понравились? Почему?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом?

Мне было интересно и легко– красный цветок

Было трудно – белый цветок.

Жители теремка благодарят вас за помощь и дарят вам вот такие цветные карточки для

выполнения дома. Вы выбираете любой уровень задания и его выполняете.

Спасибо за урок.



В раздел образования