Напоминание

"Цветной фонизм хрустальных обертонов" Расшифровка приёмов игры на арфе.


Автор: Томилина Елена Владимировна
Должность: Преподаватель по классу арфы
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО ДШИ им. В.А.Гаврилина
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Цветной фонизм хрустальных обертонов" Расшифровка приёмов игры на арфе.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Санкт-Петербургская детская школа искусств им.

В.А.Гаврилина»

Методическая разработка

«Цветной фонизм хрустальных обертонов»

Расшифровка приемов игры на арфе

Составитель: Томилина Е.В.

Преподаватель по классу арфы

г.Санкт-Петербург

2019г.

Учитывая многообразие возможных эффектов для исполнения на арфе,

данная статья имеет цель расшифровать некоторые нюансы, отмеченные

композиторами в нотах.

Несмотря на то, что арфа является одним из старейших инструментов в

мире, в своем нынешнем виде она существует только с начала 19-го века,

когда была изобретена педаль двойного действия. Арфа стала более

совершенным инструментом. Педали можно перемещать быстро и легко, а

настройка точна. С течением времени, возможности инструмента

расширялись, находились новые приёмы игры.

Конечно, можно исполнять произведение, не вникая и не отвлекаясь на

специально отмеченные композитором эффекты. Но тогда это произведение

не будет нести в себе задумку автора. Большинство, даже практически все

современные эффекты и приёмы написаны на иностранном языке

(английском, французском, итальянском).

Помимо классических терминов, которые характерны для многих

инструментов, (arpeggio, tremolo) как клавишных, так и щипковых, есть те,

которые отвечают специфике только арфы.

Bisbigliando (итал., шептать, сокращенно bisbigl, bisb)

Bisbigliando обозначается как аккорд-тремоло, с термином bisb выше или

ниже. Если обозначение ниже, исполнитель может сыграть точное количество

нот, а не bisbigliando. (играть очень быстро без счета, в заданный

промежуток).

Bisbigliando, обе руки играют один и тот же аккорд:

Bisbigliando, руки играют чередующиеся аккорды:

Près de la Table по-французски означает – играть у деки.

Исполнитель щипает струны как обычно, но у самой деки, внизу.

P.d.l.t может быть написано над нотами или под ними. Должно быть понятно

когда приём p.d.l.t. заканчивается. Ord. – обычным способом.

Bas dans les Cordes французский термин, означает – ниже по струнам.

Звук извлекается как обычно, но немного ниже. Между серединой струны и

резонаторной декой.

Haut dans les Cordes по-французски, выше по струнам.

Исполняется обычным способом, но ближе к колковой деке.

Près des Chevilles так же французский термин, означает – рядом с колками.

Звук извлекается из части струны между колком и ближайшей вилочкой.

Xylophonic sounds - приглушенные звуки с четко выраженным тоном.

Для создания xylo звуков одна рука приглушает струны, прижимая их

пальцами к деки. Другая рука играет на струнах обычно.

String buzz – дребезжащие струны. Такой звук получается, когда струну

натягивают с такой силой, что она сталкивается со следующей струной,

создавая дребезжащий звук.

Vibrato - вибрато одной струны может быть получено путем нажатия на

струну между колком и верхней вилкой. Правая рука играет на струне, а левая

прижимает ее вниз или в стороны.

Использован материал с сайта финской академии музыки.



В раздел образования