Автор: Томилина Елена Владимировна
Должность: Преподаватель по классу арфы
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО ДШИ им. В.А.Гаврилина
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Цветной фонизм хрустальных обертонов" Расшифровка приёмов игры на арфе.
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская школа искусств им.
В.А.Гаврилина»
Методическая разработка
«Цветной фонизм хрустальных обертонов»
Расшифровка приемов игры на арфе
Составитель: Томилина Е.В.
Преподаватель по классу арфы
г.Санкт-Петербург
2019г.
Учитывая многообразие возможных эффектов для исполнения на арфе,
данная статья имеет цель расшифровать некоторые нюансы, отмеченные
композиторами в нотах.
Несмотря на то, что арфа является одним из старейших инструментов в
мире, в своем нынешнем виде она существует только с начала 19-го века,
когда была изобретена педаль двойного действия. Арфа стала более
совершенным инструментом. Педали можно перемещать быстро и легко, а
настройка точна. С течением времени, возможности инструмента
расширялись, находились новые приёмы игры.
Конечно, можно исполнять произведение, не вникая и не отвлекаясь на
специально отмеченные композитором эффекты. Но тогда это произведение
не будет нести в себе задумку автора. Большинство, даже практически все
современные эффекты и приёмы написаны на иностранном языке
(английском, французском, итальянском).
Помимо классических терминов, которые характерны для многих
инструментов, (arpeggio, tremolo) как клавишных, так и щипковых, есть те,
которые отвечают специфике только арфы.
Bisbigliando (итал., шептать, сокращенно bisbigl, bisb)
Bisbigliando обозначается как аккорд-тремоло, с термином bisb выше или
ниже. Если обозначение ниже, исполнитель может сыграть точное количество
нот, а не bisbigliando. (играть очень быстро без счета, в заданный
промежуток).
Bisbigliando, обе руки играют один и тот же аккорд:
Bisbigliando, руки играют чередующиеся аккорды:
Près de la Table по-французски означает – играть у деки.
Исполнитель щипает струны как обычно, но у самой деки, внизу.
P.d.l.t может быть написано над нотами или под ними. Должно быть понятно
когда приём p.d.l.t. заканчивается. Ord. – обычным способом.
Bas dans les Cordes французский термин, означает – ниже по струнам.
Звук извлекается как обычно, но немного ниже. Между серединой струны и
резонаторной декой.
Haut dans les Cordes по-французски, выше по струнам.
Исполняется обычным способом, но ближе к колковой деке.
Près des Chevilles так же французский термин, означает – рядом с колками.
Звук извлекается из части струны между колком и ближайшей вилочкой.
Xylophonic sounds - приглушенные звуки с четко выраженным тоном.
Для создания xylo звуков одна рука приглушает струны, прижимая их
пальцами к деки. Другая рука играет на струнах обычно.
String buzz – дребезжащие струны. Такой звук получается, когда струну
натягивают с такой силой, что она сталкивается со следующей струной,
создавая дребезжащий звук.
Vibrato - вибрато одной струны может быть получено путем нажатия на
струну между колком и верхней вилкой. Правая рука играет на струне, а левая
прижимает ее вниз или в стороны.
Использован материал с сайта финской академии музыки.