Авторы: Жуйкова Людмила Васильевна, Силкина Елена Борисовна
Должность: психолог, заведующая
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 43 " Снежинка"
Населённый пункт: Кемеровская область г.о. Белово
Наименование материала: Техника работы со сказкой (помощь в избежании от страхов)
Тема: Психокоррекционные сказки
Раздел: дошкольное образование
Психокоррекционные сказки
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого волнения на поведение ребёнка. Под
коррекцией
здесь понимается
«замещение» неэффективного
стиля
поведения
на
более
продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно
до 11-12 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Алгоритм психокоррекционной сказки.
1.
В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребёнку по полу,
возрасту, характеру.
2.
Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок
нашёл сходство со своей жизнью.
3.
Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную
ситуацию ребёнка, и приписываем герою все переживания ребёнка.
4.
Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы
начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также
подталкивает
героя
к
изменениям.
Герой
может
встречать
существ,
оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации;
он встречает «фигуру психотерапевта»- мудрого наставника, объясняющего
ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события
показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные
модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
5.
Герой понимат свою неправоту и становится на путь изменений.
ТЕХНИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
(ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ В ИЗБАВЛЕНИИ ОТ СТРАХОВ)
ГРУППОВАЯ ФОРМА
СКАЗКА «ПРО ДЕВОЧКУ МАНЯШКУ, КОТОРАЯ ВСЕГО БОЯЛАСЬ»
Жила-была девочка. Звали её Маняша. Папы и мамы у неё не было. Был у неё один
дедка. Очень хороший был дедка, только вот старенький.
- Маняша, - просит дедка,- помой посуду.
- Ой, нет, я костей на тарелках боюсь!
- Маняша, прополи сорняки на грядке.
- Ой, нет! Сорняков боюсь и червяков в траве!
- Покорми гусей, - просит дедка.
- Ой, нет, они меня укусят.
Всё дедке приходилось делать самому. Шло время. Долго ли, коротко ли… заболел наш
дедка. Хлеб кончился. Дедка не может пойти за хлебом. Вода кончилась, некому пойти
за водой. Маняша всего боится.
- Ой, дедка, я есть хочу, я пить хочу.
- Иди-ка ты, Маняшка, на рынок, - говорит дедка.
Пришла Маняша на рынок и видит, все покупают и продают, покупают и продают…
- Купи что-нибудь, говорят Маняше.
- А у меня денег нет,- отвечает она.
- А ты продай чего-нибудь и на эти деньги купи.
- У меня ничего нет!
- А почему ты одна пришла, где твой дедка?
- Дедка заболел.
- А почему он заболел?
- Я всего боялась, дедка делал всё один, вот и заболел.
- Так ты всего боишься? Тогда продай свои боюськи.
- А кто их купит?
- Кто-нибудь да купит. Страх гусей нужен червякам, страх воды – детям, страх костей -
воздушным шарам… Каждую боюську можно продать.
Встала Маняшка и говорит:
- Продаю свои боюськи. Вот такая есть и такая есть, и ещё есть…
Осталась Маняшка без боюсек. Заработала большой пятак. Взяла и купила на него хлеба
и лекарства для дедки. И с тех пор ничего не боялась. А как бояться, ведь все
боюськи-то продала. Вскоре дедка выздоровил и зажили они вместе лучше прежнего.
Только теперь Маняшка во всём помогала дедке, старенький ведь.
Занятие состоит из 3-х основных частей.
1
часть.
Дети вместе с педагогом (психологом) располагаются поудобнее. Взрослый рассказывает о
том, чего он боялся когда был маленький. Тем самым располагает детей на
доверительный лад.
2
часть.
Взрослый предлагает закрыть глаза и отправиться в сказку. После окончания
музыкальной фразы открывают глаза- перед ними волшебница. Она рассказывает детям
сказку «Про девочку Мняшку, которая всего боялась».
После прослушивания сказки детям предлагается продать свои боюськи. Ребёнок продаёт
волшебнице боюську, сам придумывает, кому эта боюська нужна, а за это получает
игрушку. (берутся разнообразные игрушки-мелочи…)
Догадываясь кому нужен страх, ребёнок рационализирует его. После продажи всех
боюсек дети отправляются обратно в детский сад под сопровождение музыки.
3
часть
Предлагается нарисовать о своих боюськах. Работа проводится уже индивидуально с
ребёнком, у которого множество эмоционально-личностных проблем. Как правило
присутствуют и страхи.
Вначале построить с ребёнком беседу о том, какие у него любимые сказки. Кто их
написал. Кто ему их рассказывает. Какие герои нравятся и за что. Затем предлагается
сказка.
- Я расскажу тебе сказку, но я всё время её забываю, ты мне поможешь её рассказать?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА
СКАЗКА «ПРО МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ СТАЛ СМЕЛЫМ»
В некотором царстве, в некотором государстве, на высоком холме стоит замок. Вокруг
замка раскинулись леса, поля, луга. В этом прекрасном замке живут Царь с Царицей.
Есть у них и сказочный сад, есть и прекрасная конюшня. У Царя с Царицей есть и
дети. А сколько детей было у них? (ребёнку даётся возможность самому ответить). Это
были сыновья или дочери? А сколько их было? Самый старший ребёнок был уже
большой, ему было (ребёнок отвечает сколько лет). Дети очень интересно проводили
время, играли, учились разным нужным делам, ну, словом некогда было скучать.
Но вот одного ребёнка в царской семье очень жалели. Все ему сочувствовали. А кому
все сочувствовали? Как его звали? Да, вот именно так его звали. А за что его жалели и
ему сочувствовали? Что у него не так?
И вот однажды (имя ребёнка, у которого что-то не так) отправился, как всегда, погулять.
Сначало он играл в интересные и увлекательные игры с братом и сёстрами, но потом
ему наскучило, и он отправился один по тропинке, которая вела в сторону от царского
дворца. Шёл он шёл, думал много о том… (о чём он думал) и не заметил, что ушёл
далеко от дома. Поднял глаза – нет никого. (ребёнок на бессознательном уровне должен
окунуться в эту сферу).
Дальше предлагается в сказке сюжет и встреча, из которого ребёнок выйдет
победителем. Примерно так:
Глядит кругом, а никого нет. Вдруг слышит, кто-то зовёт его на помощь:
- Помогите, помогите!!!
(как думаешь, пойдёт или нет?)
Идёт и видит, волк напал на зайца, а тот кричит:
- Помогите!
(и что же будет делать наш…(имя героя)?
Не приемлемы варианты, где сам герой сказки кого-то зовёт на помощь, т.к. ребёнок
должен сам справиться, выбрать варианты борьбы. В случае затруднения постараться в
незаметной форме натолкнуть ребёнка на эту мысль.
Ребёнок должен сам справиться. Негативный герой исчезает и освобождается пленный.
Т.е. ребёнок сам совершает спасение.
Заяц обрадовался, что его спасли и говорит:
- Спасибо тебе (имя героя). Ты смелый и храбрый мальчик, настоящий друг. Я не
простой заяц, а волшебный, но я ещё учусь. Я уже умею помогать другим, а вот себе
помогать ещё не научился. Загадывай желание, я постараюсь его выполнить.
- Какое желание выполнит волшебный заяц? (если ребёнок пожелает только вернуться
домой и забудет об основной своей проблеме, взрослый даёт неназойливый совет).
Выслушал заяц желание (имя героя) и подаёт ему талисман.
- Держи его при себе, он будет тебе помогать, с каждым днём ты будешь всё меньше,
меньше бояться.
(в руку ребёнка вкладывается талисман. Это или гладкий камушек, или небольшой
другой предметик, который нужно носить с собой. Необходимо убедительно, мастерски
подарить талисман, очень серьёзно показать его волшебную силу).
После этого заяц 3 раза хлопнул, и (имя героя) снова оказался у своего дворца в саду.
Все близкие очень обрадовались этому. Стали ему пожимать руки, хлопать в ладоши,
поздравляли его, радовались за него.
(ребёнок ещё раз насыщается своей победой. Испытывает радость, что он всем нужен, он
нашёлся, он победил).
Путешествие, которое придумал ребёнок, желательно проигрывать с игрушками. Талисман
ребёнку можно носить с собой не всегда, а только когда ему трудно.