Авторы: Иванов Михаил Константинович, Власова Ирина Энгельсовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа на проспекте Вернадского
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования детей
Тема: Адаптированная программа дополнительного образования учащихся в Студии «Юный геолог»
Раздел: дополнительное образование
Адаптированная программа дополнительного образования учащихся в
Студии «Юный геолог»
Наименование Студии: "Юный геолог".
Преподаватели: Власова Ирина Энгельсовна, Иванов Михаил
Константинович
Возраст учащихся: 5-11 классы.
Объем курса: 3 года (230 часов в год).
Москва 1998
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Студии "Юный геолог" направлена на обучение детей и
подростков основам геологических знаний и навыков. Занятия рассчитаны на
3 года, по окончании студийцы проходят аттестацию и получают сертификат.
Программа представляет интерес для учащихся 5-11 классов.
Цель работы Студии заключается:
в воспитании знающих, умелых, трудолюбивых граждан России,
ответственных за сохранение и преумножение богатств своей земли;
в формировании мировоззрения, основанного на современном знании
законов природы;
в психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.
Достижение этих целей осуществляется решением следующих задач: -
пробуждение интереса к миру неживой природы;
-
расширение общего кругозора, повышение уровня естественно-
научных знаний;
-
совершенствование пространственного и временного мышления,
развитие воображения в рамках строго научных фактических данных;
-
освоение практических навыков полевого геолога;
-
ознакомление с ремеслами, основанными на геологических знаниях.
Социальная потребность в образовательной Программе такого рода ощутимо
сказывается в наши дни, поскольку занятия в Студии "Юный геолог"
позволят заложить основы государственного мышления в гражданах России
XXI века, дадут студийцам представление о правильном
природопользовании; воспитают законную гордость за российскую научную
геологическую школу и дадут конкретные геологические знания московской
земли.
Приводимая ниже Программа составлена на базе государственных программ
геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ("Общая геология",
"Палеонтология'', "Минералогия" и др.) и адаптирована для обучения в
системе дополнительного образования в соответствии с основными
индивидуальными психофизиологическими особенностями детей и
подростков.
Оптимальный объем группы составляет от 8 до 12 учащихся, что вызвано
необходимостью индивидуального подхода к каждому ученику и
требованиями техники безопасности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Геология включает обширный комплекс наук о Земле. Как историческая
наука, геология раскрывает тайны рождения и длительного развития нашей
планеты и жизни на ней. Как одна из древнейших прикладных наук, геология
освещает закономерности размещения полезных ископаемых в недрах Земли:
руды и алмазы, нефть и газ, питьевая и минеральная вода - вот далеко
неполный перечень природного сырья, до сих пор, несмотря на бурное
развитие современных технологий, необходимого человеку. Геология
информирует человека о предстоящих землетрясениях и извержениях
вулканов, обосновывает строительство различных сооружений в том или
ином месте. На основе современных геологических процессов и современной
картине мира геология выводит закономерности развития земной коры в
далеком прошлом.
Весь накопленный геологией опыт имеет колоссальный образовательный и
воспитательный потенциал. Ученики Студии не просто постигают
накопленные человечеством знания, но проявляют творческий подход в
процессе обучения: создают наглядные пособия по пройденному материалу;
выдвигают свои гипотезы развития Земли и решения неразгаданных тайн
планеты; оформляют рефераты о минералах и великих ученых; проводят
фантастические экскурсии по разным эпохам прошлого Земли.
Азы полевой геологической практики студийцы постигают во время
однодневных геологических экскурсий по Подмосковью. Разнообразие
геологических обстановок нашей страны и всего мира москвичам доступно
при посещении естественнонаучных музеев: Геологического им. В.И.
Вернадского, Минералогического им. Ферсмана, Палеонтологического и
Землеведения в МГУ. Экскурсии в институты геологического профиля
Российской Академии Наук дадут учащимся представление о современной
геологии и ее научной базе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
На первом году обучений в Студии решаются следующие задачи:
-
закрепить интерес учащихся к миру камня, к процессам, формирующим
лик Земли;
-
дать представление о строении Земли, об основных геологических
процессах, породах и минералах земной коры;
-
познакомить с историей Земли, с основными геологическими
периодами развития земной коры и жизни на Земле;
-
дать представление о новой глобальной тектонике, познакомить с
геологией океанов.
К концу первого года обучения студийцы должны обладать следующими
знаниями и навыками:
-
знания базовой терминологии; умение отличать основные группы
горных пород и минералов;
-
навыки ориентирования на местности.
Второй год обучения
На втором году обучения решаются задачи:
-
расширить знания в области кристаллографии и минералогии;
-
дать представление о геохимических процессах в недрах земли, на ее
поверхности и на дне океанов;
-
углубить представления о мире древних животных и растений;
-
познакомить с основами геологии подземных вод, и инженерной
геологии.
Итоговые знания и навыки:
-
знания терминов по программе второго года обучения;
-
умение читать геологическую карту и составить геологический разрез
по ней;
-
навыки безопасной жизни в полевых условиях.
Третий год обучения
Задачи третьего года обучения:
-
соединить в единую систему полученные за весь трехлетний курс
знания, умения и навыки;
-
дать представления о геологической съемке; познакомить с основами
поиска и разведки полезных ископаемых;
-
сформировать представления о современных направлениях геологии и
смежных ремеслах;
-
познакомить с гемологией - наукой о драгоценных камнях.
Итоговые знания и навыки:
-
базовые знания по всем основным направлениям геологии;
-
знание отличительных признаков основных групп горных пород и
минералов;
-
умение описать природный геологический объект (обнажение),
зарисовать разрез и отобрать коллекцию образцов пород и ископаемых
остатков;
-
попутные практические навыки, необходимые для работы в полевых
условиях.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Что изучает геология.
Место геологии в системе естественных наук. Объект и задачи геологии.
Разделы геологии.
Раздел 2. Анатомия Земли.
Планета Земля среди соседей. Внутренние оболочки Земли. Строение земной
коры. Земной магнетизм и притяжение Земли.
Раздел 3. Процессы, формирующие лик Земли.
Экзогенные процессы: Выветривание. Работа рек. Ветер. Ледники. Мерзлота.
Карст. Метеориты.
Эндогенные процессы: Вулканы. Интрузии. Горообразование. Складчатость.
Тектонические движения. Жизнь и смерть гор.
Раздел 4. Новая глобальная тектоника и дрейф материков.
Литосферные плиты. Спрединг. Субдукция. Пангея. Лавразия и Гондвана.
Раздел 5. Состав земной коры.
Континентальная и океаническая земная кора. Основные типы горных пород.
Цикл преобразования горных пород. Магматические горные породы.
Породообразующие, второстепенные минералы. Осадочные горные породы.
Обломочные породы. Минералы осадочных пород. Метаморфические горные
породы и свойственные им минералы. Форма и строение кристаллов.
Кристаллические решетки и сингонии. Драгоценные и полудрагоценные
камни. Свойства драгоценных камней. Шлифовка и огранка драгоценных
камней.
Раздел 6. Летопись планеты.
Напластования и корреляция. Понятие о фациях. Ископаемые остатки как
показатель относительного возраста пород. Геохронологическая шкала.
Изотопные часы. Магнитостратиграфия. Ритмы в биографии планеты. Этапы
горообразования и размыва.
Жизнь на Земле. Зарождение жизни. Архей, ранний протерозой. Рифей, венд.
Палеозой. Мезозой. Кайнозой.
Палеогеография.
Раздел 7. Полезные ископаемые.
Руды. Образование руд, месторождения. Энергетическое сырье: уголь, нефть
и газ. Строительный, облицовочный камень. Полезные ископаемые
Подмосковья. Каменный наряд московского метрополитена, архитектурных и
скульптурных памятников столицы.
Раздел 8. Загрязнение окружающей среды. Энергетика будущего. Человек -
-^геологическая чтила. Результат разработки месторождений. Минеральные
ресурсы йод угрозой. Рациональное землепользование. Новые источники
энергии. Минеральные ресурсы океанов.
Раздел 9. Вулканы. Землетрясения.
Зона альпийской складчатости - театр современных эндогенных процессов.
Изучение и предсказание извержений и землетрясений.
Раздел 10. Геоморфология.
Речные долины. Морские берега.
Раздел 11. Геологическая съемка.
Геологическое картирование. Аэрофотосъемка. Космическая съемка.
Раздел 12. Подземные воды. Инженерные свойства пород.
Грунтовые воды и их участие в круговороте воды в природе. Минерализация
подземных вод. Горные породы как база для строительства. Пещеры и карст.
Раздел 13. Круговорот химических элементов в природе. Геохимические
процессы в земной коре и на ее стыке с гидросферой и атмосферой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД И МИНЕРАЛОВ.
Свойства минералов: цвет, прозрачность, блеск, спайность, твердость, форма
кристаллов. Способы определения минералов и пород. Микроскоп.
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ.
Ориентирование на местности. Горный компас. Наиболее вероятное
местоположение геологических обнажений. Признаки выделения различных
слоев горных пород. Отбор коллекции пород и ископаемых остатков.
Залегание слоистых толщ: азимут простирания, угол падения.
Документирование маршрута в дневнике, на карте, в этикетках образцов.
Признаки корреляции слоев на площади. Фациальные признаки. Текстура
пород. Границы слоев.
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Легенда. Характеристика района по геологической карте. Построение
геологического разреза. Понятие о фациальной карте. Палеогеографические
реконструкции.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКОПАЕМЫХ ОСТАТКОВ.
Основные группы ископаемых животных и растений. Время жизни вида,
руководящие ископаемые. Ископаемые - индикаторы обстановок
осадконакопления.
ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
Мозаика из обломков пород. Агаты, халцедоны. Минеральные краски.
Инструменты и оборудование для обработки камня.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКМЙ ПЛАН НА 1998/99 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь-октябрь
1
Геология в системе естественнонаучных знаний
2 часа
2
Древнейшая прикладная наука (Историч. музей)
4 часа
3
Летопись Земли (некоторые масштабы)
2
4
Отрасли геологии
2
—
5
Геология родного края (музей им. Вернадского)
4
6
Геологическая экскурсия в окрестностях Москвы
8
7
Заключительное занятие по вводному разделу 2
8
Планета Земля среди соседей2
9
Внутренние оболочки Земли 2
10
Новая глобальная тектоника
4
11
Строение земной коры 4
12
Земной магнетизм
2
Ноябрь
13
Притяжение земли
2
—
14
Экскурсия в музей Землеведения МГУ
4
15
Заключительное занятие раздела "Анатомия Земли"
2
16
Выветривание горных пород 2
17
Работа рек 2
18
Эоловые процессы
2
19
Ледники
2
20
Мерзлота
2
21
Карст2
22
Метеориты 2
23
Вулканы
4
Декабрь
24
Интрузии
2
25
Складчатость
2
26
Тектонические движения
4
27
Землетрясения
2
28
Жизнь и смерть гор
4
29
Заключительное занятие раздела "Процессы, формирующие лик Земли"
2
30
Общий обзор горных пород
2
31
Магматические породы4
32
Породообразующие и второстепенные минералы
4
Январь
33
Осадочные породы
4
34
Обломочные породы
2
35
Диагенетические минералы 4
—
36
Метаморфические породы
4
37
Метаморфические минералы 2
38
Формы кристаллов и кристаллические-решетки
4
39
Экскурсия в Минералогический музей им. Ферсмана 4
Февраль
40
Драгоценные и полудрагоценные камни 2
41
Заключительное занятие раздела "Горные породы и
минералы" 2
—
42
Зарождение жизни на Земле
2
43
Жизнь в архее и протерозое
2
44
Жизнь в палеозое6
45
Жизнь в мезозое 6
46
Жизнь в кайнозое
4
Март
47
Экскурсия в Палеонтологический музей 4
48
Рождение планеты
4
49
Архей, ранний протерозой
2
50
Рифей, венд, палеозой, мезозой
6
51
Кайнозой
2
—
52
Заключительное занятие раздела "Летопись планеты"
2
53
Геология Подмосковья с элементами палеонтологии 8
Апрель
54
Рудные полезные ископаемые
4
55
Нефть, газ
4
апрель
56
Уголь, торф, горючие сланцы 2
57
Экскурсия в Политехнический музей
4
58
Облицовочный камень (метро, памятники)
4
59
Строительный камень
2
60
Полезные ископаемые Подмосковья
2
Май
61
Заключительное занятие раздела "Пол. ископаемые" 2
62
Проблема загрязнения окружающей среды при
горной добыче
2
63
Энергоресурсы суши и океана
2
—
64
Энергетика будущего
2
65
Современные методы геологии
2
66
Космическая и аэрофотосъемка
2
—
67
Геохимические исследования2
68
Методы геофизики
2
69
Морская геология
2
70
Сверхглубокое бурение 2
71
Российская геологическая научная школа2
72
Заключительное занятие раздела "Человек и Земля"
2
Итого часов: 212
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апродов В.А., Апродова А.А. Движения земной коры и геологическое
прошлое Подмосковья. Учебные геологические экскурсии в окрестностях
Москвы. – М., МГУ, 1963
2. Борзов А. Географические экскурсии в окрестностях Москвы. – М., Новая
Москва, 1925
3. Бурашникова Т.А., Зубов В.И. Полевые практики по геологии. Учебное
пособие. – М., МПУ, 1992
4. Воларович ГЛ. Цветные камни Подмосковья. - М.: Недра, 1991
5. Горшков Г.П. О чем говорят недра. – М., Знание, 1968
6. Зубов В.И. Методические рекомендации к полевой практике по геологии. –
М, МОПИ, 1990
7. Карпинский А.П. Очерки геологического прошлого Европейской России. –
М., Л., АН СССР, 1947
8. Лахи Ф. Полевая геология. – М., Мир, 1966
9. Морозов П.Е. Методическое пособие по сбору и определению ископаемой
фауны мезозоя Подмосковья. - М., Б.изд., 1994
10. Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А. Методические рекомендации
по сбору и определению ископаемой фауны Московской области. - М., 1992
11. Обручев В.А. Основы геологии. – М., Мингео СССР, 1947
12. Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М., Наука, 1968
13. Попадейкин В.И. и др. Тропами Подмосковья. – М., Московский рабочий,
1989
14. Славин В.И., Хаин В.Е., Якушова А.Ф. Общая геология. – М., МГУ, 1988
15. Славин В.И., Ясаманов Н.А. Методы палеогеографических исследований.
– М., Недра, 1982
16. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. – М., АН СССР, 1961
17. Юбельт Р., Штойтер П. Определитель горных пород. – М., Мир, 1977