Напоминание

Адаптированная программа дополнительного образования учащихся в Студии «Юный геолог»


Авторы: Иванов Михаил Константинович, Власова Ирина Энгельсовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа на проспекте Вернадского
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования детей
Тема: Адаптированная программа дополнительного образования учащихся в Студии «Юный геолог»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Адаптированная программа дополнительного образования учащихся в

Студии «Юный геолог»

Наименование Студии: "Юный геолог".

Преподаватели: Власова Ирина Энгельсовна, Иванов Михаил

Константинович

Возраст учащихся: 5-11 классы.

Объем курса: 3 года (230 часов в год).

Москва 1998

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа Студии "Юный геолог" направлена на обучение детей и

подростков основам геологических знаний и навыков. Занятия рассчитаны на

3 года, по окончании студийцы проходят аттестацию и получают сертификат.

Программа представляет интерес для учащихся 5-11 классов.

Цель работы Студии заключается:

в воспитании знающих, умелых, трудолюбивых граждан России,

ответственных за сохранение и преумножение богатств своей земли;

в формировании мировоззрения, основанного на современном знании

законов природы;

в психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.

Достижение этих целей осуществляется решением следующих задач: -

пробуждение интереса к миру неживой природы;

-

расширение общего кругозора, повышение уровня естественно-

научных знаний;

-

совершенствование пространственного и временного мышления,

развитие воображения в рамках строго научных фактических данных;

-

освоение практических навыков полевого геолога;

-

ознакомление с ремеслами, основанными на геологических знаниях.

Социальная потребность в образовательной Программе такого рода ощутимо

сказывается в наши дни, поскольку занятия в Студии "Юный геолог"

позволят заложить основы государственного мышления в гражданах России

XXI века, дадут студийцам представление о правильном

природопользовании; воспитают законную гордость за российскую научную

геологическую школу и дадут конкретные геологические знания московской

земли.

Приводимая ниже Программа составлена на базе государственных программ

геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ("Общая геология",

"Палеонтология'', "Минералогия" и др.) и адаптирована для обучения в

системе дополнительного образования в соответствии с основными

индивидуальными психофизиологическими особенностями детей и

подростков.

Оптимальный объем группы составляет от 8 до 12 учащихся, что вызвано

необходимостью индивидуального подхода к каждому ученику и

требованиями техники безопасности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Геология включает обширный комплекс наук о Земле. Как историческая

наука, геология раскрывает тайны рождения и длительного развития нашей

планеты и жизни на ней. Как одна из древнейших прикладных наук, геология

освещает закономерности размещения полезных ископаемых в недрах Земли:

руды и алмазы, нефть и газ, питьевая и минеральная вода - вот далеко

неполный перечень природного сырья, до сих пор, несмотря на бурное

развитие современных технологий, необходимого человеку. Геология

информирует человека о предстоящих землетрясениях и извержениях

вулканов, обосновывает строительство различных сооружений в том или

ином месте. На основе современных геологических процессов и современной

картине мира геология выводит закономерности развития земной коры в

далеком прошлом.

Весь накопленный геологией опыт имеет колоссальный образовательный и

воспитательный потенциал. Ученики Студии не просто постигают

накопленные человечеством знания, но проявляют творческий подход в

процессе обучения: создают наглядные пособия по пройденному материалу;

выдвигают свои гипотезы развития Земли и решения неразгаданных тайн

планеты; оформляют рефераты о минералах и великих ученых; проводят

фантастические экскурсии по разным эпохам прошлого Земли.

Азы полевой геологической практики студийцы постигают во время

однодневных геологических экскурсий по Подмосковью. Разнообразие

геологических обстановок нашей страны и всего мира москвичам доступно

при посещении естественнонаучных музеев: Геологического им. В.И.

Вернадского, Минералогического им. Ферсмана, Палеонтологического и

Землеведения в МГУ. Экскурсии в институты геологического профиля

Российской Академии Наук дадут учащимся представление о современной

геологии и ее научной базе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

На первом году обучений в Студии решаются следующие задачи:

-

закрепить интерес учащихся к миру камня, к процессам, формирующим

лик Земли;

-

дать представление о строении Земли, об основных геологических

процессах, породах и минералах земной коры;

-

познакомить с историей Земли, с основными геологическими

периодами развития земной коры и жизни на Земле;

-

дать представление о новой глобальной тектонике, познакомить с

геологией океанов.

К концу первого года обучения студийцы должны обладать следующими

знаниями и навыками:

-

знания базовой терминологии; умение отличать основные группы

горных пород и минералов;

-

навыки ориентирования на местности.

Второй год обучения

На втором году обучения решаются задачи:

-

расширить знания в области кристаллографии и минералогии;

-

дать представление о геохимических процессах в недрах земли, на ее

поверхности и на дне океанов;

-

углубить представления о мире древних животных и растений;

-

познакомить с основами геологии подземных вод, и инженерной

геологии.

Итоговые знания и навыки:

-

знания терминов по программе второго года обучения;

-

умение читать геологическую карту и составить геологический разрез

по ней;

-

навыки безопасной жизни в полевых условиях.

Третий год обучения

Задачи третьего года обучения:

-

соединить в единую систему полученные за весь трехлетний курс

знания, умения и навыки;

-

дать представления о геологической съемке; познакомить с основами

поиска и разведки полезных ископаемых;

-

сформировать представления о современных направлениях геологии и

смежных ремеслах;

-

познакомить с гемологией - наукой о драгоценных камнях.

Итоговые знания и навыки:

-

базовые знания по всем основным направлениям геологии;

-

знание отличительных признаков основных групп горных пород и

минералов;

-

умение описать природный геологический объект (обнажение),

зарисовать разрез и отобрать коллекцию образцов пород и ископаемых

остатков;

-

попутные практические навыки, необходимые для работы в полевых

условиях.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Что изучает геология.

Место геологии в системе естественных наук. Объект и задачи геологии.

Разделы геологии.

Раздел 2. Анатомия Земли.

Планета Земля среди соседей. Внутренние оболочки Земли. Строение земной

коры. Земной магнетизм и притяжение Земли.

Раздел 3. Процессы, формирующие лик Земли.

Экзогенные процессы: Выветривание. Работа рек. Ветер. Ледники. Мерзлота.

Карст. Метеориты.

Эндогенные процессы: Вулканы. Интрузии. Горообразование. Складчатость.

Тектонические движения. Жизнь и смерть гор.

Раздел 4. Новая глобальная тектоника и дрейф материков.

Литосферные плиты. Спрединг. Субдукция. Пангея. Лавразия и Гондвана.

Раздел 5. Состав земной коры.

Континентальная и океаническая земная кора. Основные типы горных пород.

Цикл преобразования горных пород. Магматические горные породы.

Породообразующие, второстепенные минералы. Осадочные горные породы.

Обломочные породы. Минералы осадочных пород. Метаморфические горные

породы и свойственные им минералы. Форма и строение кристаллов.

Кристаллические решетки и сингонии. Драгоценные и полудрагоценные

камни. Свойства драгоценных камней. Шлифовка и огранка драгоценных

камней.

Раздел 6. Летопись планеты.

Напластования и корреляция. Понятие о фациях. Ископаемые остатки как

показатель относительного возраста пород. Геохронологическая шкала.

Изотопные часы. Магнитостратиграфия. Ритмы в биографии планеты. Этапы

горообразования и размыва.

Жизнь на Земле. Зарождение жизни. Архей, ранний протерозой. Рифей, венд.

Палеозой. Мезозой. Кайнозой.

Палеогеография.

Раздел 7. Полезные ископаемые.

Руды. Образование руд, месторождения. Энергетическое сырье: уголь, нефть

и газ. Строительный, облицовочный камень. Полезные ископаемые

Подмосковья. Каменный наряд московского метрополитена, архитектурных и

скульптурных памятников столицы.

Раздел 8. Загрязнение окружающей среды. Энергетика будущего. Человек -

-^геологическая чтила. Результат разработки месторождений. Минеральные

ресурсы йод угрозой. Рациональное землепользование. Новые источники

энергии. Минеральные ресурсы океанов.

Раздел 9. Вулканы. Землетрясения.

Зона альпийской складчатости - театр современных эндогенных процессов.

Изучение и предсказание извержений и землетрясений.

Раздел 10. Геоморфология.

Речные долины. Морские берега.

Раздел 11. Геологическая съемка.

Геологическое картирование. Аэрофотосъемка. Космическая съемка.

Раздел 12. Подземные воды. Инженерные свойства пород.

Грунтовые воды и их участие в круговороте воды в природе. Минерализация

подземных вод. Горные породы как база для строительства. Пещеры и карст.

Раздел 13. Круговорот химических элементов в природе. Геохимические

процессы в земной коре и на ее стыке с гидросферой и атмосферой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД И МИНЕРАЛОВ.

Свойства минералов: цвет, прозрачность, блеск, спайность, твердость, форма

кристаллов. Способы определения минералов и пород. Микроскоп.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ.

Ориентирование на местности. Горный компас. Наиболее вероятное

местоположение геологических обнажений. Признаки выделения различных

слоев горных пород. Отбор коллекции пород и ископаемых остатков.

Залегание слоистых толщ: азимут простирания, угол падения.

Документирование маршрута в дневнике, на карте, в этикетках образцов.

Признаки корреляции слоев на площади. Фациальные признаки. Текстура

пород. Границы слоев.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Легенда. Характеристика района по геологической карте. Построение

геологического разреза. Понятие о фациальной карте. Палеогеографические

реконструкции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКОПАЕМЫХ ОСТАТКОВ.

Основные группы ископаемых животных и растений. Время жизни вида,

руководящие ископаемые. Ископаемые - индикаторы обстановок

осадконакопления.

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Мозаика из обломков пород. Агаты, халцедоны. Минеральные краски.

Инструменты и оборудование для обработки камня.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКМЙ ПЛАН НА 1998/99 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь-октябрь

1

Геология в системе естественнонаучных знаний

2 часа

2

Древнейшая прикладная наука (Историч. музей)

4 часа

3

Летопись Земли (некоторые масштабы)

2

4

Отрасли геологии

2

5

Геология родного края (музей им. Вернадского)

4

6

Геологическая экскурсия в окрестностях Москвы

8

7

Заключительное занятие по вводному разделу 2

8

Планета Земля среди соседей2

9

Внутренние оболочки Земли 2

10

Новая глобальная тектоника

4

11

Строение земной коры 4

12

Земной магнетизм

2

Ноябрь

13

Притяжение земли

2

14

Экскурсия в музей Землеведения МГУ

4

15

Заключительное занятие раздела "Анатомия Земли"

2

16

Выветривание горных пород 2

17

Работа рек 2

18

Эоловые процессы

2

19

Ледники

2

20

Мерзлота

2

21

Карст2

22

Метеориты 2

23

Вулканы

4

Декабрь

24

Интрузии

2

25

Складчатость

2

26

Тектонические движения

4

27

Землетрясения

2

28

Жизнь и смерть гор

4

29

Заключительное занятие раздела "Процессы, формирующие лик Земли"

2

30

Общий обзор горных пород

2

31

Магматические породы4

32

Породообразующие и второстепенные минералы

4

Январь

33

Осадочные породы

4

34

Обломочные породы

2

35

Диагенетические минералы 4

36

Метаморфические породы

4

37

Метаморфические минералы 2

38

Формы кристаллов и кристаллические-решетки

4

39

Экскурсия в Минералогический музей им. Ферсмана 4

Февраль

40

Драгоценные и полудрагоценные камни 2

41

Заключительное занятие раздела "Горные породы и

минералы" 2

42

Зарождение жизни на Земле

2

43

Жизнь в архее и протерозое

2

44

Жизнь в палеозое6

45

Жизнь в мезозое 6

46

Жизнь в кайнозое

4

Март

47

Экскурсия в Палеонтологический музей 4

48

Рождение планеты

4

49

Архей, ранний протерозой

2

50

Рифей, венд, палеозой, мезозой

6

51

Кайнозой

2

52

Заключительное занятие раздела "Летопись планеты"

2

53

Геология Подмосковья с элементами палеонтологии 8

Апрель

54

Рудные полезные ископаемые

4

55

Нефть, газ

4

апрель

56

Уголь, торф, горючие сланцы 2

57

Экскурсия в Политехнический музей

4

58

Облицовочный камень (метро, памятники)

4

59

Строительный камень

2

60

Полезные ископаемые Подмосковья

2

Май

61

Заключительное занятие раздела "Пол. ископаемые" 2

62

Проблема загрязнения окружающей среды при

горной добыче

2

63

Энергоресурсы суши и океана

2

64

Энергетика будущего

2

65

Современные методы геологии

2

66

Космическая и аэрофотосъемка

2

67

Геохимические исследования2

68

Методы геофизики

2

69

Морская геология

2

70

Сверхглубокое бурение 2

71

Российская геологическая научная школа2

72

Заключительное занятие раздела "Человек и Земля"

2

Итого часов: 212

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апродов В.А., Апродова А.А. Движения земной коры и геологическое

прошлое Подмосковья. Учебные геологические экскурсии в окрестностях

Москвы. – М., МГУ, 1963

2. Борзов А. Географические экскурсии в окрестностях Москвы. – М., Новая

Москва, 1925

3. Бурашникова Т.А., Зубов В.И. Полевые практики по геологии. Учебное

пособие. – М., МПУ, 1992

4. Воларович ГЛ. Цветные камни Подмосковья. - М.: Недра, 1991

5. Горшков Г.П. О чем говорят недра. – М., Знание, 1968

6. Зубов В.И. Методические рекомендации к полевой практике по геологии. –

М, МОПИ, 1990

7. Карпинский А.П. Очерки геологического прошлого Европейской России. –

М., Л., АН СССР, 1947

8. Лахи Ф. Полевая геология. – М., Мир, 1966

9. Морозов П.Е. Методическое пособие по сбору и определению ископаемой

фауны мезозоя Подмосковья. - М., Б.изд., 1994

10. Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А. Методические рекомендации

по сбору и определению ископаемой фауны Московской области. - М., 1992

11. Обручев В.А. Основы геологии. – М., Мингео СССР, 1947

12. Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М., Наука, 1968

13. Попадейкин В.И. и др. Тропами Подмосковья. – М., Московский рабочий,

1989

14. Славин В.И., Хаин В.Е., Якушова А.Ф. Общая геология. – М., МГУ, 1988

15. Славин В.И., Ясаманов Н.А. Методы палеогеографических исследований.

– М., Недра, 1982

16. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. – М., АН СССР, 1961

17. Юбельт Р., Штойтер П. Определитель горных пород. – М., Мир, 1977



В раздел образования