Напоминание

«Современная нотная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста в ДШИ. Обзор и анализ»


Автор: Еремеева Ольга Евгеньевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Современная нотная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста в ДШИ. Обзор и анализ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №1

г. Димитровград

«Современная нотная литература для детей дошкольного и младшего

школьного возраста в ДШИ. Обзор и анализ»

Статья

Составитель: Еремеева О.Е.,

преподаватель 1 категории по

классу фортепиано

1

1.Виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста.

Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с

совершенствованием многих качеств ребенка. Если дети воспитываются в

духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают

разнообразные впечатления, то и их специальные способности к музыке

развиваются плодотворно и успешно. При построении музыкальной

деятельности нужно руководствоваться задачами эстетического воспитания.

Главная из них - воспитание эстетического отношения к жизни и искусству,

характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием,

творческой деятельностью.

В целом, структура музыкальной деятельности состоит из следующего:

слушание (восприятие) музыки

детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально -

ритмические движения, начальные основы игры на инструменте)

музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы

музыкальной грамоты)

Многосоставность этой музыкальной деятельности требует развития

разнообразных психических свойств. Поэтому и способы этой деятельности

не однородны. Одни из них, как мы видим, требуют ориентировки в

конкретных действиях в соответствии со спецификой различных видов

музыкальной практики. Другие носят более универсальный характер, их

можно назвать обобщенными.

2.Обзор нотной литературы в соответствии с видами музыкальной

деятельности

Рассмотрим каждый вид деятельности в отдельности при помощи широко

представленных современных нотных сборников.

1.Слушание (восприятие) музыки.

Чем чаще ребенок слушает знакомые музыкальные произведения, тем

более активным и целеустремленным становится он в музыкальной

деятельности. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа

2

педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и

образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так

развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое

слышание музыки.

Слушание музыки является активным внутренним

процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и по-

знавательных возможностей детей, объединенных переживанием

музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи

с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс

эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через

художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к

образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

Отечественные

композиторы

С.

Прокофьев,

Д.

Шостакович,

Д.

Кабалевский, М. Красев, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко, С.

Майкапар, Галынин и многие другие создали золотой фонд музыкальных

произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной

образности.

Наряду

с

ними

появляются

не

менее

высокохудожественные

произведения

для

самых

маленьких

слушателей.

Композитором Р.

Петерсоном

был

написан

сборник

пьес «Музыкальная шкатулка», куда

вошли наиболее яркие и простые для детского восприятия пьесы, например,

«Матросский

танец»,

«Старый

автомобиль»,

«Марш

гусей»,

«День

рождения», «Веселый вальс», «Дядя Том», «Матрешка», «Макс и Мориц».

Эти пьесы изобилуют заводным джазовым ритмом, яркими интонациями,

веселыми образами.

Т.

Юдовина

-

Гальперина

создала

облегченное

переложение

для

юных

музыкантов «Большая музыка - маленькому музыканту». В него вошли

самые

известные

и

полюбившиеся

детям

шедевры

Моцарта,

Бетховена,

Грига,

Чайковского,

Шуберта,

Шумана.

Как

писала

сама

Т.

Юдовина-

Гальперина : «….в конце каждого учебного года мои ученики мне дарили на

память самодельные сборники, куда они вписывали свои самые любимые

произведения.

Я

собирала

и

хранила

их

долгие

годы.

Каждый

раз,

просматривая

драгоценные

тетрадки,

я

поражалась

удивительному

совпадению детских музыкальных вкусов. Так возник замысел этой серии».

Цель серии, о котором мечтала Т. Юдовина - Гальперина: «пробудить у детей

желание

слушать

и

играть

хорошую

музыку».

Каждое

сочинение

предваряется

здесь

краткой

биографией

композитора

и

каким-либо

характерным историческим анекдотом с ней связанным.

3

Таким образом, музыкальные произведения вызывают у детей определенное

отношение

к

социальным

явлениям.

Через

их

содержание

дети

познают

жизнь

и

труд

своего

народа,

знакомятся

с

персонажами

отечественной

истории, понятием Родина, т. е. музыка, способствует воспитанию чувства

патриотизма.

В

процессе

общения

с

музыкой

от

ребенка

требуется

подчинение

интересам

коллектива

-

согласованность

действий,

воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности,

как

самообладание,

выдержка,

дисциплинированность,

развиваются

отзывчивость

и

инициатива.

Разнообразие

содержания

музыкальных

произведений

обусловливает

развитие

любознательности,

воображения,

фантазии

ребенка.

Восприятие

музыки

требует

наблюдательности,

сообразительности.

Вслушиваясь

в

музыку,

ребенок

сравнивает

звуки

по

сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви-

тием

музыкальных

образов,

имеет

общее

представление

о

структуре

произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с

содержанием

музыки,

определяет

ее

характер.

У

него

формируются

первичные

эстетические

оценки.

В

процессе

творческих

заданий

дети

вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности:

оперируют

звуками,

комбинируют

движения

танца,

ищут

выразительные

средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети

планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа. У них возникают

оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

2. Детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально - ритмические

движения)

П е н и е -

деятельный

процесс

воспроизведения

мелодии

голосом

и

переживания

содержания

песни.

Это

основной

вид

музыкальной

деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети,

начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют

музыку,

активнее

выражают

свои

эмоции.

Выбирая

песни,

необходимо

учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального

развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Пение

улучшает

произношение,

развивает

координацию

голоса

и

слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом

дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции,

благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только

на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает

или

ослабляет

состояние

возбуждения

благодаря

реакциям,

связанным

с

4

изменением

дыхания,

кровообращения.

Следовательно,

музыкальное

воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка

оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе

овладения

новыми

знаниями

у

детей

развиваются

мышление,

память,

складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с

окружающей

действительностью

дает

возможность

воспитывать

у

детей

умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует

развитию их познавательных интересов.

В

пении

творческие

проявления

выражаются

в

воспроизведении

голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации коротких попевок

и развернутых мелодий на заданный текст.

Музыкально-ритмические

движения -

это

активная

деятельность,

являющаяся

отражением

характера

музыки

в

движении.

Музыкально-

ритмические

движения

включают

в

себя

музыкальные

игры,

пляски

и

упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие

у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить

их в движении.

Пристального внимания требует сборник «Давай поиграем» , учебное

пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет, автор

Н.Рябухина (изд. «Феникс»,Ростов на Дону,2008) .В данном пособии

представлены развлекательные задания, а также игровые формы обучения

игры на фортепиано. Автор переносит акцент с содержания обучения на его

средства, на зрительно-осязательное восприятие ребенка, что характерно для

специфики развития 4-6 летних малышей. Цветное изложение, необычные

задания удержат внимание маленьких пианистов на уроке.

Учебно-методическое пособие «Волшебный зоопарк: для маленьких

пианистов» (изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) композиторов Е.и Е. Лёвиных

представляет собой авторский цикл музыкальных пьес, объединенных общей

тематикой. Он предназначен для начальной стадии обучения игре на

фортепиано детей 5-8 лет. Наряду с освоением различных видов техники,

пьесы способствуют развитию образного мышления ребенка, благодаря

сочетанию музыки, стиха и рисунка. Тесситура мелодий очень удобна для

пения. Кроме того, в конце сборника дается приложение, где даны азы

музыкальной грамоты в упрощенном изложении, музыкальные загадки для

запоминания нот и ритмические упражнения.

5

«Новый музыкальный букварь для самых маленьких» О.Иванова и

И.Кузнецова (изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) – это авторский сборник,

который предназначен для обучения игре на фортепиано детей младшего

дошкольного возраста. С его помощью малыши без труда освоят нотную

грамоту и приобретут начальные навыки овладения инструментом. Все

песенки просты и удобны для исполнения, разнообразны по характеру.

Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения. Тексты

песенок и красочные иллюстрации заинтересуют ребенка. Маленькому

пианисту смогут помочь в занятиях не только преподаватели, но и родители,

имеющие музыкальную подготовку.

«Альбом ученика пианиста, хрестоматия, подготовительный

класс» (автор-составитель Г. Цыганова , изд. «Феникс», Ростов на Дону,2006)

предназначен для детей 5-6 лет, обучающихся в подготовительном классе

ДМШ и ДШИ или начинающих занятия музыкой под руководством

родителей, имеющих музыкальное образование. Все представленные в

сборнике пьесы публикуются впервые. Количество песенного материала

позволяет полностью охватить начальный нотный период обучения и

является достаточным для закрепления полученных навыков. Освоение

каждого этапа работы завершается пьесой, которую ребенок исполняет

вместе с преподавателем, привыкая к гармонической поддержке и постигая

навыки ансамблевого музицирования. Разнообразие тематики песенных

текстов является стимулом к обсуждению их образно-эмоциональной сферы,

расширяя кругозор маленького музыканта.

С. Альтерман «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6

лет» (изд. «Композитор, С.-.П.,1999) Пособие разделено на две тетради,

неразрывно связанные между собой в единое целое и включает в себя по 40

уроков в каждой тетради. Вторая тетрадь - естественное продолжение

первой. Каждый урок представляет собой законченное занятие, в ходе

которого педагог сможет доступно и ясно объяснить тему. В большинство

уроков входят материал для слушания музыки, и в конце каждого

предлагается домашнее задание.

Учебное пособие «Сыграй-ка» (сост.Б. Поливода и В. Сластененко,

изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) предназначено также для обучения детей

дошкольного и младшего школьного возраста, учитывает физические

возможности юных пианистов и рассчитан на его широкое использование в

подготовительном классе ДМШ и ДШИ. Он может служить хорошим

6

подспорьем и при «домашнем» обучении детей основам игры на фортепиано.

На предлагаемых песенках ребенок познакомится с нотной грамотой и

приобретает начальные навыки игры на инструменте. В развитии образного

мышления ребенку помогут иллюстрации, которые при желании можно

раскрасить цветными карандашами. Главное достоинство сборника – в

новизне и свежести его учебного репертуара.

«Музыкальный букварь» Ю.Литовко (изд. «Союз художников», С.-

П.,2004) предназначен как для занятий с педагогом, так и для

самостоятельных занятий дома с родителями. Сборник составлен в порядке

возрастания техники ученика и усвоения им нотной грамоты, состоит из 5

разделов: «Изучение нот в скрипичном ключе», «Гамма ДО мажор»,

«Изучение басового ключа», «Упражнения для освоения клавиатуры». Во

вступительной статье даются краткие советы для педагогов и родителей для

успешного освоения нотной грамоты.

«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого

классов ДМШ, Сост. С.Барсукова (изд. «Феникс», Ростов на

Дону,2007).Данный сборник является учебным пособием для детей 6-7 лет,

начинающих обучение в подготовительных и первых классах ДМШ. Автор не

ставит здесь целью детально объяснить методику обучения, предлагая

разноплановость существующих методик и предлагая творческий подход

преподавателей к пособию. Диапазон этих пьесок соответствует вокальному

диапазону детей 6-7 лет, что позволит ученикам самостоятельно озвучивать

исполняемые пьесы. В книге изложены основные разделы музыкальной

грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.

«Немую клавиатуру», предложенную в начале сборника можно

вырезать и приклеить на картон и использовать для репетиционных

упражнений дома, для тех, у кого еще не появился дома инструмент.

Следующий сборник составителя С.Барсуковой можно отнести к

продолжению предыдущего пособия, уже усложненного.

«Сборник пьес для фортепиано: для детских музыкальных школ: 1-2

класс». Вып.3. Сост. С. Барсукова (изд. «Феникс», Ростов на Дону)

предназначен для начальных классов детской музыкальной школы. В пособие

включены произведения зарубежных, русских и советских композиторов,

разнообразные по содержанию и стилевым особенностям. Материал

7

ориентирован на развитие у ученика пианизма, образного мышления и

эмоционального восприятия музыки.

Данное пособие призвано помочь преподавателям в подборе учебного

материала. Оно содержит как общие методические рекомендации, так и

пожелания, относящиеся к конкретным произведениям.

«Первые шаги маленького пианиста» автор И. Королькова (изд.

«Феникс», Ростов на Дону,2014).Новейший сборник является методическим

пособием для обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста.

Цель его создания – приобщить детей к миру музыки, ознакомить с нотной

грамотой путем последовательного овладения навыками игры на

инструменте. Автор учла здесь особенности детской психологии. Каждая

песенка сопровождается красочной иллюстрацией, которая поможет ребенку

в создании художественного образа, пробудит его воображение.

Музыкальный материал выстроен по принципу постепенного усложнения,

что позволит ребенку двигаться вперед, закрепляя полученные знания и

навыки. Нотная строка, предложенная в конце сборника, является наглядным

пособием для изучения нотной грамоты. Ее можно использовать, вырезав и

расположив перед глазами ребенка. По мере надобности, можно добавлять

ноты Второй и Малой октав. Этим наглядным пособием могут

воспользоваться даже дети, не умеющие читать, так каждая нота имеет «свою

«картинку», которая впоследствии будет вызывать ассоциацию с названием

ноты.

«Крохе-музыканту (Концертный репертуар для самых маленьких)»

(изд. «Феникс», Ростов на Дону,2013) является завершающей частью

методического пособия для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет.

Пьесы 1 и 2 частей были задуманы исключительно для классной работы.

Партия, предназначенная для ученика, создавалась с учетом педагогической

целесообразности и имела целью решение инструктивных задач. Пьесы,

представленные в этом сборнике – это своего рода «концертный репертуар».

Все они написаны в жанрах, доступных детскому восприятию: танец, марш,

песня. В них нет подтекстовок, образная сторона партии ученика уже требует

определенной степени владения инструментом. Репертуар служит здесь для

привития малышам навыков публичных выступлений.

«В музыку с радостью» О. Геталова и И. Визная (изд. «Композитор,

С.-.П.,2005).Особенность этого пособия состоит в том, что первый раздел

написан по принципу учебника с обязательным разучиванием предлагаемых

8

пьес в указанной последовательности. Это позволит в кратчайший срок

организовать пианистический аппарат ребенка, научить его правильным

приемам игры на инструменте, заложить основы технической свободы

исполнения и беглости пальцев. Второй раздел представляет собой

хрестоматию для учащихся 1 –го класса ДМШ, составленную из лучших

образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел составлен из

ансамблей, большинство из которых публикуется впервые.

Педагог найдет здесь также достаточное количество этюдов и пьес, на

которых можно закрепить новые навыки.

Т. Симонова «Чудесные клавиши, пособие для начинающего

пианиста» (изд. «Композитор, С.-.П.,2002).Пособие предназначено для

начинающих пианистов. Юные музыканты в возрасте 5-6 лет найдут для себя

несложные пьески, которые можно легко читать с листа и петь, как песенки

со словами. Выразительному исполнению музыки способствуют рисунки,

которые ребята раскрасят цветными карандашами. Автор здесь делает акцент

не на текстовые трудности, а на постановку рук, развитие образного

музыкального мышления.

Заключение.

За дошкольный период дети проходят огромный путь развития.

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной

чистоты

и

эстетического

отношения

к

жизни

и

искусству

связана

с

совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном

возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на

всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение

всех

воздействий

на

ребенка.

Нарушение

постепенности

процесса

воспитания, излишества в том или ином виде музыкальной деятельности

наносят порой неисправимый вред делу музыкального развития. Учет воз-

растных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды

музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития

в

том

или

ином

возрасте.

Перечисленные

выше

сборники

учитывают

возможности каждого ребенка и позволяют учиться музыке играя.

9

Использованная литература

Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Ветлугина Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе

музыкальных игр. — М., 1958.

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль,

1997.

Радынова О.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. Музыкальное воспитание

дошкольников. — М., 1994.

Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь,

1998.

Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.,

1999.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.

А. Ветлугиной. — М., 1980.

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 2003.

10



В раздел образования