Автор: Еремеева Ольга Евгеньевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Современная нотная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста в ДШИ. Обзор и анализ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №1
г. Димитровград
«Современная нотная литература для детей дошкольного и младшего
школьного возраста в ДШИ. Обзор и анализ»
Статья
Составитель: Еремеева О.Е.,
преподаватель 1 категории по
классу фортепиано
1
1.Виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста.
Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с
совершенствованием многих качеств ребенка. Если дети воспитываются в
духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают
разнообразные впечатления, то и их специальные способности к музыке
развиваются плодотворно и успешно. При построении музыкальной
деятельности нужно руководствоваться задачами эстетического воспитания.
Главная из них - воспитание эстетического отношения к жизни и искусству,
характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием,
творческой деятельностью.
В целом, структура музыкальной деятельности состоит из следующего:
слушание (восприятие) музыки
детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально -
ритмические движения, начальные основы игры на инструменте)
музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы
музыкальной грамоты)
Многосоставность этой музыкальной деятельности требует развития
разнообразных психических свойств. Поэтому и способы этой деятельности
не однородны. Одни из них, как мы видим, требуют ориентировки в
конкретных действиях в соответствии со спецификой различных видов
музыкальной практики. Другие носят более универсальный характер, их
можно назвать обобщенными.
2.Обзор нотной литературы в соответствии с видами музыкальной
деятельности
Рассмотрим каждый вид деятельности в отдельности при помощи широко
представленных современных нотных сборников.
1.Слушание (восприятие) музыки.
Чем чаще ребенок слушает знакомые музыкальные произведения, тем
более активным и целеустремленным становится он в музыкальной
деятельности. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа
2
педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и
образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так
развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое
слышание музыки.
Слушание музыки является активным внутренним
процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и по-
знавательных возможностей детей, объединенных переживанием
музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи
с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс
эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через
художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к
образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.
Отечественные
композиторы
С.
Прокофьев,
Д.
Шостакович,
Д.
Кабалевский, М. Красев, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко, С.
Майкапар, Галынин и многие другие создали золотой фонд музыкальных
произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной
образности.
Наряду
с
ними
появляются
не
менее
высокохудожественные
произведения
для
самых
маленьких
слушателей.
Композитором Р.
Петерсоном
был
написан
сборник
пьес «Музыкальная шкатулка», куда
вошли наиболее яркие и простые для детского восприятия пьесы, например,
«Матросский
танец»,
«Старый
автомобиль»,
«Марш
гусей»,
«День
рождения», «Веселый вальс», «Дядя Том», «Матрешка», «Макс и Мориц».
Эти пьесы изобилуют заводным джазовым ритмом, яркими интонациями,
веселыми образами.
Т.
Юдовина
-
Гальперина
создала
облегченное
переложение
для
юных
музыкантов «Большая музыка - маленькому музыканту». В него вошли
самые
известные
и
полюбившиеся
детям
шедевры
Моцарта,
Бетховена,
Грига,
Чайковского,
Шуберта,
Шумана.
Как
писала
сама
Т.
Юдовина-
Гальперина : «….в конце каждого учебного года мои ученики мне дарили на
память самодельные сборники, куда они вписывали свои самые любимые
произведения.
Я
собирала
и
хранила
их
долгие
годы.
Каждый
раз,
просматривая
драгоценные
тетрадки,
я
поражалась
удивительному
совпадению детских музыкальных вкусов. Так возник замысел этой серии».
Цель серии, о котором мечтала Т. Юдовина - Гальперина: «пробудить у детей
желание
слушать
и
играть
хорошую
музыку».
Каждое
сочинение
предваряется
здесь
краткой
биографией
композитора
и
каким-либо
характерным историческим анекдотом с ней связанным.
3
Таким образом, музыкальные произведения вызывают у детей определенное
отношение
к
социальным
явлениям.
Через
их
содержание
дети
познают
жизнь
и
труд
своего
народа,
знакомятся
с
персонажами
отечественной
истории, понятием Родина, т. е. музыка, способствует воспитанию чувства
патриотизма.
В
процессе
общения
с
музыкой
от
ребенка
требуется
подчинение
интересам
коллектива
-
согласованность
действий,
воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности,
как
самообладание,
выдержка,
дисциплинированность,
развиваются
отзывчивость
и
инициатива.
Разнообразие
содержания
музыкальных
произведений
обусловливает
развитие
любознательности,
воображения,
фантазии
ребенка.
Восприятие
музыки
требует
наблюдательности,
сообразительности.
Вслушиваясь
в
музыку,
ребенок
сравнивает
звуки
по
сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви-
тием
музыкальных
образов,
имеет
общее
представление
о
структуре
произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с
содержанием
музыки,
определяет
ее
характер.
У
него
формируются
первичные
эстетические
оценки.
В
процессе
творческих
заданий
дети
вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности:
оперируют
звуками,
комбинируют
движения
танца,
ищут
выразительные
средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети
планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа. У них возникают
оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.
2. Детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально - ритмические
движения)
П е н и е -
деятельный
процесс
воспроизведения
мелодии
голосом
и
переживания
содержания
песни.
Это
основной
вид
музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети,
начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют
музыку,
активнее
выражают
свои
эмоции.
Выбирая
песни,
необходимо
учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального
развития, а также воспитательную направленность содержания песен.
Пение
улучшает
произношение,
развивает
координацию
голоса
и
слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом
дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции,
благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только
на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает
или
ослабляет
состояние
возбуждения
благодаря
реакциям,
связанным
с
4
изменением
дыхания,
кровообращения.
Следовательно,
музыкальное
воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка
оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе
овладения
новыми
знаниями
у
детей
развиваются
мышление,
память,
складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с
окружающей
действительностью
дает
возможность
воспитывать
у
детей
умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует
развитию их познавательных интересов.
В
пении
творческие
проявления
выражаются
в
воспроизведении
голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации коротких попевок
и развернутых мелодий на заданный текст.
Музыкально-ритмические
движения -
это
активная
деятельность,
являющаяся
отражением
характера
музыки
в
движении.
Музыкально-
ритмические
движения
включают
в
себя
музыкальные
игры,
пляски
и
упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие
у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить
их в движении.
Пристального внимания требует сборник «Давай поиграем» , учебное
пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет, автор
Н.Рябухина (изд. «Феникс»,Ростов на Дону,2008) .В данном пособии
представлены развлекательные задания, а также игровые формы обучения
игры на фортепиано. Автор переносит акцент с содержания обучения на его
средства, на зрительно-осязательное восприятие ребенка, что характерно для
специфики развития 4-6 летних малышей. Цветное изложение, необычные
задания удержат внимание маленьких пианистов на уроке.
Учебно-методическое пособие «Волшебный зоопарк: для маленьких
пианистов» (изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) композиторов Е.и Е. Лёвиных
представляет собой авторский цикл музыкальных пьес, объединенных общей
тематикой. Он предназначен для начальной стадии обучения игре на
фортепиано детей 5-8 лет. Наряду с освоением различных видов техники,
пьесы способствуют развитию образного мышления ребенка, благодаря
сочетанию музыки, стиха и рисунка. Тесситура мелодий очень удобна для
пения. Кроме того, в конце сборника дается приложение, где даны азы
музыкальной грамоты в упрощенном изложении, музыкальные загадки для
запоминания нот и ритмические упражнения.
5
«Новый музыкальный букварь для самых маленьких» О.Иванова и
И.Кузнецова (изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) – это авторский сборник,
который предназначен для обучения игре на фортепиано детей младшего
дошкольного возраста. С его помощью малыши без труда освоят нотную
грамоту и приобретут начальные навыки овладения инструментом. Все
песенки просты и удобны для исполнения, разнообразны по характеру.
Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения. Тексты
песенок и красочные иллюстрации заинтересуют ребенка. Маленькому
пианисту смогут помочь в занятиях не только преподаватели, но и родители,
имеющие музыкальную подготовку.
«Альбом ученика пианиста, хрестоматия, подготовительный
класс» (автор-составитель Г. Цыганова , изд. «Феникс», Ростов на Дону,2006)
предназначен для детей 5-6 лет, обучающихся в подготовительном классе
ДМШ и ДШИ или начинающих занятия музыкой под руководством
родителей, имеющих музыкальное образование. Все представленные в
сборнике пьесы публикуются впервые. Количество песенного материала
позволяет полностью охватить начальный нотный период обучения и
является достаточным для закрепления полученных навыков. Освоение
каждого этапа работы завершается пьесой, которую ребенок исполняет
вместе с преподавателем, привыкая к гармонической поддержке и постигая
навыки ансамблевого музицирования. Разнообразие тематики песенных
текстов является стимулом к обсуждению их образно-эмоциональной сферы,
расширяя кругозор маленького музыканта.
С. Альтерман «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6
лет» (изд. «Композитор, С.-.П.,1999) Пособие разделено на две тетради,
неразрывно связанные между собой в единое целое и включает в себя по 40
уроков в каждой тетради. Вторая тетрадь - естественное продолжение
первой. Каждый урок представляет собой законченное занятие, в ходе
которого педагог сможет доступно и ясно объяснить тему. В большинство
уроков входят материал для слушания музыки, и в конце каждого
предлагается домашнее задание.
Учебное пособие «Сыграй-ка» (сост.Б. Поливода и В. Сластененко,
изд. «Феникс», Ростов-на-Дону) предназначено также для обучения детей
дошкольного и младшего школьного возраста, учитывает физические
возможности юных пианистов и рассчитан на его широкое использование в
подготовительном классе ДМШ и ДШИ. Он может служить хорошим
6
подспорьем и при «домашнем» обучении детей основам игры на фортепиано.
На предлагаемых песенках ребенок познакомится с нотной грамотой и
приобретает начальные навыки игры на инструменте. В развитии образного
мышления ребенку помогут иллюстрации, которые при желании можно
раскрасить цветными карандашами. Главное достоинство сборника – в
новизне и свежести его учебного репертуара.
«Музыкальный букварь» Ю.Литовко (изд. «Союз художников», С.-
П.,2004) предназначен как для занятий с педагогом, так и для
самостоятельных занятий дома с родителями. Сборник составлен в порядке
возрастания техники ученика и усвоения им нотной грамоты, состоит из 5
разделов: «Изучение нот в скрипичном ключе», «Гамма ДО мажор»,
«Изучение басового ключа», «Упражнения для освоения клавиатуры». Во
вступительной статье даются краткие советы для педагогов и родителей для
успешного освоения нотной грамоты.
«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого
классов ДМШ, Сост. С.Барсукова (изд. «Феникс», Ростов на
Дону,2007).Данный сборник является учебным пособием для детей 6-7 лет,
начинающих обучение в подготовительных и первых классах ДМШ. Автор не
ставит здесь целью детально объяснить методику обучения, предлагая
разноплановость существующих методик и предлагая творческий подход
преподавателей к пособию. Диапазон этих пьесок соответствует вокальному
диапазону детей 6-7 лет, что позволит ученикам самостоятельно озвучивать
исполняемые пьесы. В книге изложены основные разделы музыкальной
грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.
«Немую клавиатуру», предложенную в начале сборника можно
вырезать и приклеить на картон и использовать для репетиционных
упражнений дома, для тех, у кого еще не появился дома инструмент.
Следующий сборник составителя С.Барсуковой можно отнести к
продолжению предыдущего пособия, уже усложненного.
«Сборник пьес для фортепиано: для детских музыкальных школ: 1-2
класс». Вып.3. Сост. С. Барсукова (изд. «Феникс», Ростов на Дону)
предназначен для начальных классов детской музыкальной школы. В пособие
включены произведения зарубежных, русских и советских композиторов,
разнообразные по содержанию и стилевым особенностям. Материал
7
ориентирован на развитие у ученика пианизма, образного мышления и
эмоционального восприятия музыки.
Данное пособие призвано помочь преподавателям в подборе учебного
материала. Оно содержит как общие методические рекомендации, так и
пожелания, относящиеся к конкретным произведениям.
«Первые шаги маленького пианиста» автор И. Королькова (изд.
«Феникс», Ростов на Дону,2014).Новейший сборник является методическим
пособием для обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста.
Цель его создания – приобщить детей к миру музыки, ознакомить с нотной
грамотой путем последовательного овладения навыками игры на
инструменте. Автор учла здесь особенности детской психологии. Каждая
песенка сопровождается красочной иллюстрацией, которая поможет ребенку
в создании художественного образа, пробудит его воображение.
Музыкальный материал выстроен по принципу постепенного усложнения,
что позволит ребенку двигаться вперед, закрепляя полученные знания и
навыки. Нотная строка, предложенная в конце сборника, является наглядным
пособием для изучения нотной грамоты. Ее можно использовать, вырезав и
расположив перед глазами ребенка. По мере надобности, можно добавлять
ноты Второй и Малой октав. Этим наглядным пособием могут
воспользоваться даже дети, не умеющие читать, так каждая нота имеет «свою
«картинку», которая впоследствии будет вызывать ассоциацию с названием
ноты.
«Крохе-музыканту (Концертный репертуар для самых маленьких)»
(изд. «Феникс», Ростов на Дону,2013) является завершающей частью
методического пособия для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет.
Пьесы 1 и 2 частей были задуманы исключительно для классной работы.
Партия, предназначенная для ученика, создавалась с учетом педагогической
целесообразности и имела целью решение инструктивных задач. Пьесы,
представленные в этом сборнике – это своего рода «концертный репертуар».
Все они написаны в жанрах, доступных детскому восприятию: танец, марш,
песня. В них нет подтекстовок, образная сторона партии ученика уже требует
определенной степени владения инструментом. Репертуар служит здесь для
привития малышам навыков публичных выступлений.
«В музыку с радостью» О. Геталова и И. Визная (изд. «Композитор,
С.-.П.,2005).Особенность этого пособия состоит в том, что первый раздел
написан по принципу учебника с обязательным разучиванием предлагаемых
8
пьес в указанной последовательности. Это позволит в кратчайший срок
организовать пианистический аппарат ребенка, научить его правильным
приемам игры на инструменте, заложить основы технической свободы
исполнения и беглости пальцев. Второй раздел представляет собой
хрестоматию для учащихся 1 –го класса ДМШ, составленную из лучших
образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел составлен из
ансамблей, большинство из которых публикуется впервые.
Педагог найдет здесь также достаточное количество этюдов и пьес, на
которых можно закрепить новые навыки.
Т. Симонова «Чудесные клавиши, пособие для начинающего
пианиста» (изд. «Композитор, С.-.П.,2002).Пособие предназначено для
начинающих пианистов. Юные музыканты в возрасте 5-6 лет найдут для себя
несложные пьески, которые можно легко читать с листа и петь, как песенки
со словами. Выразительному исполнению музыки способствуют рисунки,
которые ребята раскрасят цветными карандашами. Автор здесь делает акцент
не на текстовые трудности, а на постановку рук, развитие образного
музыкального мышления.
Заключение.
За дошкольный период дети проходят огромный путь развития.
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной
чистоты
и
эстетического
отношения
к
жизни
и
искусству
связана
с
совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном
возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на
всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение
всех
воздействий
на
ребенка.
Нарушение
постепенности
процесса
воспитания, излишества в том или ином виде музыкальной деятельности
наносят порой неисправимый вред делу музыкального развития. Учет воз-
растных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды
музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития
в
том
или
ином
возрасте.
Перечисленные
выше
сборники
учитывают
возможности каждого ребенка и позволяют учиться музыке играя.
9
Использованная литература
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., 1989.
Ветлугина Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе
музыкальных игр. — М., 1958.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль,
1997.
Радынова О.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. Музыкальное воспитание
дошкольников. — М., 1994.
Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь,
1998.
Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.,
1999.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.
А. Ветлугиной. — М., 1980.
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 2003.
10