Напоминание

Деление слов на слоги


Автор: Скрылова Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Населённый пункт: р.п. Дрожжино, Москвовская область
Наименование материала: урок по русскому языку в 1 классе
Тема: Деление слов на слоги
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока по русскому языку в 1 Ж классе.

учитель - Скрылова Оксана Валерьевна

Тема: Деление слов на слоги.

Тип урока : изучение нового материала

Цель:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

закрепить понятие односложные, двусложные и трехсложные слова

активизировать и расширять словарный запас учащихся

развивать умения подбирать слова с заданным количеством слогов

провести межпредметную связь с окружающим миром и литературным чтением

воспитывать любовь к природе и уважение к окружающим

Оборудование:

- ноутбук, экран, проектор

- ваза с веточкой дерева и бумажные зелёные листочки на липучке

- презентация к уроку

- весёлые и грустные лица для каждого ребёнка для рефлексии

- учебник « Русский язык» 1 класс Канакина В.П.,Горецкий В.Г. по ФГОС, программа «Школа России»

1

Осваиваемые УУД:

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном,

контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное

сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее

эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в

учебной деятельности.

уточнить знания учащихся о способах деления на слоги

2

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение

к деятельности

Организационный

момент.

Психологический

настрой

Цель этапа:

включение

учащихся в

учебную

деятельность на

личностно

значимом уровне.

(слайд 1) - Ребята, сегодня на нашем

уроке присутствуют гости. Они хотят

посмотреть чему мы научились и

порадоваться за нас. Давайте с ними

поздороваемся и поделимся нашим

хорошим настроением, подарим им

улыбки. Теперь все глазки на меня.

Присаживайтесь на свои места.

Проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать

и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся

организации их учебной

деятельности. Эмоционально-

положительный настрой на

урок, создание ситуации

успеха, доверия.

Актуализация

знаний и

мотивация

Цель этапа:

закрепление знаний

о звуках и буквах,

подготовка к

восприятию нового,

обеспечение

вовлечённости в

учебную

деятельность,

- Открываем свои тетрадочки.

Записываем число. Классная работа.

Какие орфограммы в написании слов вы

встретили?

- Какое сегодня число?

к

какому

времени

года

относится

месяц март? Правильно.

22 марта по народному календарю –день

весеннего равноденствия (день равен

- Удвоенная согласная с.

- непроверяемая безударная

гласная а, в слове работа т.к

словарное слово.

- 22 марта

- к весне

Познавательные УУД

Формирование

познавательных

универсальных учебных

действий: умение

анализировать, сравнивать,

классифицировать по

признакам.

Коммуникативные УУД

1.

Формировать умение

слушать и понимать

других;

3

развитие

логических

операций.

ночи). В этот день отмечают вторую

встречу весны. Считается, что в эти дни

прилетают сорок разных пичуг, и первая

из них - жаворонок. В давние времена в

этот день пекли булочки в форме

жаворонков, обмазывали их медом или

патокой, а потом «выпускали на волю»,

то есть съедали.(слайд 2)

А ещё 22 марта отмечают

международный день воды (слайд 3)

.Главной задачей этого праздника, по

мнению его создателей, должно стать

напоминание всем жителям Земли об

огромной важности воды для

поддержания жизни на нашей планете.

Каждый год в этот день рассматривается

одна из существующих сегодня проблем,

связанных с нехваткой водных ресурсов и

загрязнением воды, принимаются важные

решения.

Посмотрите, у меня в вазе веточка, но

она совсем не похожа на весеннюю. Чего

на ней не хватает? (листьев). Чтобы весна

быстрее

наступила,

давайте

поможем

веточке

распуститься.

За

все

ваши

правильные ответы на уроке на веточке

будут

распускаться

листочки.(На

столе

2.

Формировать умение

строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленной задачей.

Формировать умение

оформлять свои мысли в

устной форме

4

учителя

в

вазе

стоит

веточка.

В

ходе

урока за правильные ответы на ней будут

появляться зелёные листочки из цветной

бумаги.)

Давайте с вами вспомним:

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Что относится к устной речи?

- Что относится к письменной речи

- Что такое текст?

- Что такое предложение?

- Речь - это чтение,

говорение, слушание,

письмо.

- Речь бывает устная и

письменная.

-Речь, которую мы слышим

или произносим - устная

речь.

-Речь, которую мы

записываем и читаем-

письменная речь.

-Текст -это предложения ,

которые связаны между

собой по смыслу.

-К а ж д о е

п р е д л о ж е н и е

в ы р а ж а е т

з а ко н ч е н н у ю

мысль.

-

Предложения

состоят

из

с л о в ,

в с е

с л о в а

в

предложении

связаны

по

смыслу.

-Первое слово в предложении

записывают с заглавной

5

- Из чего состоят предложения?

- Какие правила написания предложений

вы знаете?

-Из чего состоят слова?

Как узнать сколько в слове слогов?

-Молодцы!

Распускается

первый

листочек.

буквы. В конце каждого

предложения ставят либо

точку, либо?, либо!

-Слова состоят из слогов.

-Хлопки, подбородок,

правило.

Постановка

проблемы.

Формулирование

темы и задачи

урока

Цель:

прогнозирование

темы и цели урока,

(на слайде запись) слайд 4

ма/ши/на

муз/ыка

ко/ро/ва

г/ри/бы

пол/ка

песн/я

о/со/ка

ана/нас

Что вы видите на доске?

-Что вы заметили?

-Слова разделили на слоги.

-Слова первого столбика

разделили правильно, а

второго неправильно.

Коммуникативные УУД:

обмениваются мнениями,

слушают друг друга, строят

понятные речевые

высказывания.

Регулятивные УУД:

действуют с учетом

выделенных учителем

ориентиров, адекватно

воспринимают оценку

учителя,

6

формирование

познавательных

мотивов учебной

деятельности,

стремления открыть

знания, приобрести

умения.

-Догадайтесь, что мы будем сегодня

делать на уроке?

-Итак, сегодня мы узнаем много нового,

будем наблюдать и сделаем вывод, как

проверить, правильно ли вы разделили

слова на слоги.

-Как вы думаете, у нас все получится?

-Поднимите руку, кто считает, что все

получится?

-Почему вы думаете, что у нас все

получится?

- Ребята, а на какие 2 группы можно

разделить все звуки русского языка?

- А как их отличить?

-В чём отличие буквы от звуков?

-Учиться правильно делить

слова на слоги.

-Знаем, что такое слог, слова

состоят из слогов, умеем

слова делить на слоги.

-Все звуки русского языка

можно разделить на гласные

и согласные.

Гласные - при их

произношении воздух

проходит свободно, не

встречая препятствий во рту,

согласные встречают

преграду - язык, нёбо, губы,

зубы.

-Буквы - пишем и видим,

осуществляют пошаговый

контроль своих действий.

Познавательные УУД:

общеучебные – извлекают

необходимую информацию из

рассказа учителя;

логические – дополняют и

расширяют имеющиеся

знания и представления о

новом изучаемом предмете.

7

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Сколько гласных звуков?

- Назовите их.

- А в чём особенность букв е, ё, ю, я? Как

их называют?

- Сколько в слоге может быть гласных

звуков?

-Правда ли, что слог может состоять из

одного звука при произношении и одной

буквы на письме?

-Какой буквы? Приведите примеры.

-А из согласного звука может состоять

слог?

- Давайте вспомним, что нужно сделать,

чтобы правильно поделить слова на

звуки произносим и слышим.

- В русском языке 10 гласных

букв.

- В русском языке 6 гласных

звуков.

- а, о ,у, и, ы, э.

- йотированные

В слове они выполняют 2

работы - 1 звук в обычном

слоге слияния и 2 звука, если

постоят после гласной, в

начале слова и после ь и ъ.

-В слове может быть только

один гласный звук.

- Да

- Гласной- (о-са, яма)

-Нет

8

слоги?

(На доске закрыт алгоритм действий; по

мере ответов учащихся учитель

открывает каждые шаги алгоритма)

1. Прочитай слово

2. Посчитай количество гласных в слове.

3. Раздели слово на слоги вертикальной

чертой

- Как называются слова, которые состоят

из одного слога?

- Как называются слова, которые состоят

из двух слогов?

- Что такое трехсложные слова?

МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ

РАСПУСТИЛСЯ 2 ЛИСТОЧЕК.

- Слова, которые состоят из

одного слога называют

односложные.

- Слова, которые состоят из

двух слогов называют

двусложные.

- Слова, состоящие из 3

слогов.

Пальчиковая

гимнастика.

Цель:

стимулирование

мозговой

деятельности

ребёнка

посредством

- Главными помощниками на уроке

русского языка являются пальчики, и

сейчас мы выполним гимнастику для

пальчиков, для того чтобы красиво и

аккуратно писать.

- выполняют пальчиковую

гимнастику.

9

развития мелкой

моторики рук, и

подготовка руки к

письму.

Минутка

чистописания.

-Давайте вспомним, сколько нужно

элементов, чтобы написать заглавную

букву «л»? (слайд 5)

-Ребята, обратите внимание на свою

посадку. Правильно поставьте ноги,

ровно держите спинку.

Прописываем соединения - ла, ли, лу, лы,

ло.

УМНИЧКИ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК

П О Я В Л Я Е Т С Я

Н А

Н А Ш Е Й

ВЕТОЧКЕ.

Буквы Л, л состоят из двух

маленьких линий с

закруглениями.

- проверяют свою посадку

Познавательные УУД:

понимание вопроса, в

соответствии с ним

построение ответа.

Личностные УУД:

проявление интереса к

изучению нового материала.

Коммуникативные УУД:

учет разных мнений и

стремление сотрудничать;

формулирование собственного

мнения.

Регулятивные УУД:

формулирование учебной

задачи.

Словарная работа.

(слайд 6)

-Отгадайте загадку:

Хвост пушистый.

Познавательные УУД:

извлечение информации,

ориентировка в системе

знаний и осознание

10

Мех золотистый.

В лесу живёт.

Кур крадёт.

Кто это? (слайд 7)

-

Правильно,

но

как

лису

позвать

ласково?

Все прекрасно знают, кто такая лисица,

но как об этом слове сказано в толковом

словаре

Ожегова.

(слайд-толкование)

(слайд 8)

-Запишите слово «лисица», разделим на

слоги,

обозначим

звуки.(кол-во

букв,

звуков)

МОЛОДЦЫ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК

РА С П У С Т И Л С Я

Н А

Н А Ш Е Й

ВЕТОЧКЕ.

-

А

как

лисицу

можно

назвать

по-

другому,

давайте

подберем

близкие

слова, они называются однокоренные.

-

С

новой

строки

записываем

под

-Лиса.

-Лисица.

ЛИ I СИ I ЦА (3 сл., 6 б., 6

зв.)

- Лиса, лисичка, лисонька.

необходимости нового знания,

извлечение новых знаний

(информации) из различных

источников и разными

способами.

Коммуникативные УУД:

- лидерство и согласованность

действий.

-оформление своих мыслей в

устной речи с учетом учебных

и жизненных речевых

ситуаций.

Регулятивные УУД: волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения.

11

диктовку: «Лиса, лисичка, лисонька».

-

Разделите слова на слоги, поставьте

ударение.

МОЛОДЦЫ! ВАШИ ЗНАНИЯ

ПОЗВОЛИЛИ ЕЩЁ ОДНОМУ

ЛИСТОЧКУ РАСПУСТИТЬСЯ НА

НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

- Делят слова на слоги, ставят

ударение.

Р а б о т а

с

предложением.

(часть

словарной

работы)

- Посмотрите на слайд 9. Составьте из

этих

слов

предложение

про

лисицу.

Запишите его в тетрадь.

- Какие правила написания предложения

вы знаете?

-

Самостоятельно

разделите

слова

на

слоги, поставьте ударение, подчеркните

изученные орфограммы. Составьте схему

этого предложения.

- Молодцы. Все справились с работой.

ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК

РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ

ВЕТОЧКЕ,

- Лисица - героиня русских

народных сказок.

-

Н ач а л о

п р е д л о ж е н и я

пишется с заглавной буквы.

В

ко н ц е

п р е д л о ж е н и я

ставится

либо

точка,

либо?,

либо!

-несколько детей по очереди

работают у доски.

Познавательные УУД:

общеучебные –

самостоятельно выделяют и

формулируют цели;

логические – осуществляют

поиск необходимой

информации.

Коммуникативные УУД:

обмениваются мнениями,

слушают друг друга, строят

понятные речевые

высказывания

12

Физкультминутка

Цель: снятие

физического и

умственного

напряжения

- Мы хорошо потрудились, настало время

отдохнуть.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Проговаривают

стихотворение

и

выполняют

упражнения.

Работа в группах.

Цель:

формирование

способности

выбрать учебный

материал для

решения

поставленной

задачи

- Ребята, а какие сказки с участием лисы

вы знаете?

- Молодцы! (слайд 10)

-

А

каких

других

героев

русских

народных сказок вы знаете?

-

Замечательно.

Сейчас

мы

будем

работать

в

группе.

Давайте

вспомним

правила работы в группе.

-

У

вас

на

карточках

написаны

герои

сказок.

Всех

героев

нужно

разбить

на

группы,

в

зависимости

от

количества

слогов. (слайд 11)

-

Шёпотом,

не

мешая

другим,

можете

советоваться.

Когда

запишете

слова,

-Ребята

называют

сказки,

в

которых есть лиса.

- ответы детей

-

В с п ом и н а ют

п р а в и л а

работы в группе.

-

Гру п п о ва я

р а б от а

н а

карточках.

Коммуникативные УУД:

(учет разных мнений и умение

обосновать собственное,

умение находить собственное

решение

Познавательные УУД:

(поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска, в

том числе с помощью ИКТ)

Регулятивные УУД:

(контроль и оценка процесса и

результатов деятельности)

13

разделите

их

на

слоги

,

поставьте

ударение.

-

Ребята,

задание

сложное,

но

какое

правило поможет вам в работе?

- Итак, внимание! Проверяем. (слайд 12)

- А теперь, внимание, найдите слова в

которых

звуков

больше,

чем

букв?

Объясните почему?

- Найдите слово, в котором букв больше,

чем звуков? Почему?

-

Оцените

работу

своей

группы,

какая

г ру п п а

с п р а в и л а с ь

с

з а д а н и е м ?

(Аплодисменты)

Молодцы! И ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК

РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ

ВЕТОЧКЕ

-Сколько

в

слове

гласных,

столько и слогов.

-ёж, заяц.

-Буквы ё, я дают 2 звука.

-Медведь.

- ь- знак звука не даёт.

Работа в паре.

Цель:

формирование

способности

выбрать учебный

материал для

решения

поставленной

- Ну а теперь задание на внимание.

Проверим насколько у вы дружные и

умеете

работать

со

своим

соседом

по

парте. На доске рассыпались слова. Ваша

задача собрать из. И подумать на какие

две

группы

можно

разделить

все

эти

слова. (слайд 13) (записываем в тетрадь)

-

Работают

над

заданием

в

паре.

Коммуникативные УУД:

(учет разных мнений и умение

обосновать собственное,

умение находить собственное

решение

Познавательные УУД:

(поиск и выделение

необходимой информации,

14

задачи

-

Какие

слова

у

вас

получились?

Проверяем.(слайд 14)

-

Кто

справился

с

этой

работой,

поднимите руку. (поаплодируйте себе)

Вы молодцы! И СНОВА ЛИСТОЧЕК.

-

Проверяют

правильность

выполненного задания.

- Оценивают свою работу.

применение методов

информационного поиска, в

том числе с помощью ИКТ)

Регулятивные УУД:

(контроль и оценка процесса и

результатов деятельности)

Р а б о т а

п о

учебнику.

Цель:

применение

н о в о г о

з н а н и я ,

формирование

н а в ы ка

д е л е н и я

слов на слоги.

- А теперь поработаем с упражнение в

нашем

учебнике.

Открываем

с. 3 5 ,

находим упр.7

- Как называется эта сказка?

-

К а к и х

г е р о е в

н е

х в а т а е т

н а

иллюстрации?

- Спишите только первое предложение и

разделите слова на слоги, сделай схему

этого предложения.

-

Не

забывайте

о

правилах

написания

предложения.

- Назовите односложное слово.

-А какая орфограмма нам встретилась в

этом слове?

- Как можно себя проверить, чтобы не

-«Репка.»

-

Индивидуальная

работа

в

тетради.

-дед

-Парная

согласная

на

конце

слова.

- Изменить слово, так, чтобы

Познавательные УУД:

(поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска, в

том числе с помощью ИКТ)

Регулятивные УУД:

(контроль и оценка процесса и

результатов деятельности)

15

ошибиться

в

написании

этого

слова?

(ласково)

- Назовите двусложное слово.

- Назовите трёхсложное слово.

- Как узнали?

-Сверьте с экраном.(слайд 15)

-У кого точно так же?

Молодцы!

ЕЩЁ

ОДИН

ЛИСТОЧЕК

НА ВЕТОЧКЕ.

согласная слышалась чётко -

дедушка.

- репка

- посадил

-Сколько

в

слове

гласных

столько и слогов.

-Самопроверка и самооценка

своей работы

Итог урока

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какую

цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы с вами

на уроке этой цели?

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей

достиг.

- Научиться правильно

делить слова на слоги.

-ответы детей

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном

обсуждении

Рефлексия.

-

Вы

все

молодцы

и

очень

хорошо

- Оценка своей работы на

Личностные УУД:

16

потрудились.

- У каждого из вас на парте лежат

смайлики.

- Поднимите зелёный смайлик - весёлые

лица те дети, кто доволен своей работой

на уроке. Желтый смайлик - те, кто

считает, что ему есть еще над чем

работать в этом теме. А розовый –

грустные лица те, кто не доволен своей

работой на уроке.

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей

достиг. Вы все молодцы и очень хорошо

потрудились. На улице до сих пор

холодно, лежит снег, но посмотрите,

какая замечательная веточка

распустилась в нашем классе благодаря

вашим знаниям и стараниям.

Вы….прочтите хором. (слайд 16)

Спасибо за урок!

уроке.

- сохранять мотивацию к

учебе

- развивать способность к

самооценке

-смыслообразование, т.е.

ученик задаётся вопросом:

какое значение и какой смысл

имеет для меня учение. Что

дал урок?

Регулятивные УУД:

Формирование умения

контролировать, оценивать и

корректировать свои действия.

Формирование умения

принимать ответственность за

результаты своей

деятельности.

17

Приложение.

Карточка для работы в группе:

Ёж, заяц, ворона, волк, медведь, лягушка.

18

19



В раздел образования