Автор: Ибаева Гульнарат Солтансабитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды словосочетаний"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»
Открытый урок
« Виды словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетания»
Провела
учитель
русского
языка и
литературы: Ибаева Г.С.
Цель деятельности учителя:
Систематизировать ранее изученное о словосочетании, углубить знания о видах словосочетаний,
познакомить с порядком синтаксического разбора сочетаний.
Тип урока:
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетаний по образцу в
устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль
текста (объем освоения и уровень владения компетенциями)
Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Формирование УУД
Личностные: стремление к учебной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их
преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, определять цели урока, умение
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы,
слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать,
структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию из различных источников
Основные понятия: словосочетание, главное и зависимое слово, вопрос к зависимому слову,
грамматическая, смысловая связь в словосочетании.
Сценарный план урока
1.
Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности. Настрой на урок)
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли
тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, посмотрите на наших гостей,
улыбнитесь им, а они, я думаю, подарят вам свои улыбки. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день
принесёт вам радость общения.
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: мы полюбуемся красотой родной природы, ее
богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы знакомы. Не
забываем оценивать свою работу на уроке. У вас на партах лежат оценочные листы.
2.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде?
Осеннее солнце, жёлтые листья, падают на землю, стройные березки, освещает
А вот, как об этом написала Марина Владимировна Малец, с творчеством которой вы знакомились в 4
классе.
–
У вас на партах лежат карточки со стихотворением М. В. Малец Прочитайте его.
–
Может, кто-то желает прочитать наизусть?
В прохладных лучах
Серебристого света
Уходит, уходит
Цветастое лето.
Туманов кареты
Уносят тепло.
Лишь в рощах осенних
Свежо и светло.
И песню прощальную
Прочь от земли
Уносят на крыльях
На юг
журавли
М. В. Малец
-О чем рассказывает поэт в данном стихотворении?
- Какими чувствами пронизано произведение?
- Объясните подчёркнутые орфограммы.
3.
Определение темы урока, Целеполагание
Выпишите из последнего четверостишия стихотворения словосочетания и произведите их
синтаксический разбор.
Все ли задания вы сможете выполнить?
Объясните почему. Определите тему урока.
Синтаксический разбор словосочетания
Что мы должны узнать на уроке, чему научиться
А сейчас мы работаем в группах, выпишите словосочетания из стихотворения М.В. Малец.
Выписывают словосочетания. Проверяем работу.
Я тоже выполняла эту работу и выписала словосочетания. Проверьте, правильно ли я это сделала.
Объясните почему.
Туманов кареты, цветастое лето, журавли уносят, уносят тепло, песню прощальную, свежо и светло, в
рощах.
«свежо и светло» - однородные члены;
«журавли уносят» - грамматическая основа.
«в рощах» – предлог с именем существительным
4.
Выявление места и причины затруднения
А сейчас нам нужно выполнить разбор словосочетания
Серебристого цвета
Чтобы выполнить разбор, нам надо вспомнить,
Что такое словосочетание?
Из чего состоит словосочетание?
—
Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.)
—
Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании?
(С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
—
Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в
словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом
или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием.)
–
Какие бывают словосочетания по главному слову? (именные, глагольные, наречные)
Серебристого цвета
5.
Открытие нового знания
Итак, отвечая на вопросы, мы выполнили разбор словосочетания. Давайте проверим, всё ли мы правильно
сделали, откройте учебник на стр. 65. Параграф 27. Прочитайте порядок разбора, сравните разбор в
учебнике и наш на доске. Есть ли отличия? Какие?
6.
Физкультминутка
Потрудились, отдохнём, встанем, глубоко вздохнём
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть,
на экран наш посмотреть.
Первичное закрепление нового знания (работа в группах)
7.
Составьте инструкцию для учащихся, как правильно разбирать словосочетание
Выпишите …. из предложения
Назовите главное и …. слово
От …. слова к …слову поставьте …
Определите, какой частью …. выражено … слово
Определите, какой частью … выражено …. Слово
Назовите средства грамматической связи (выделите окончания у главного и…. слова или предлог и
окончание … слова
Определите вид словосочетания ( именное, …., наречное)
Проверьте, правильно ли вы составили инструкцию (работа с презентацией)
Выпишите словосочетание из предложения,
Назовите главное и зависимое слово.
Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
Определите, какой частью речи выражено главное, зависимое слова.
Назовите средства грамматической связи.
Определите вид словосочетания.
8.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Пользуясь составленной инструкцией, разберите словосочетание прочь от земли на доске
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа. Выпишите словосочетание из предложения и разберите их.
Очень тихо над Сеймом плывут голубые облака.
10.
Включение знаний в систему заданий повторения
Тестовые задания. Самостоятельная работа. ( Если нужна помощь, можете обратиться к соседу или
учителю)
Тест по теме «Словосочетание» 5 класс
1.
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение,
называется
1.
Морфология 3) пунктуация
2.
Синтаксис 4) лексика
2.
Что такое словосочетание?
1.
Сочетание имени существительного с предлогом
2.
Предложение, состоящее из 2-х слов
3.
Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически
4.
Ряд однокоренных слов
3.
Укажите словосочетание:
1.
Жёлтые листья 3) Листья падают
2.
Светит и греет 4) Над Сеймом
4.
Укажите словосочетание, в котором выделенное слово является зависимым:
1.
Осенний дождь 3) уехал надолго
2.
Читать письмо 4) спрятаться в шалаше
5.
Какое сочетание слов не является словосочетанием?
1.
Плывут по небу 3) дует ветер
2.
Раскрасила листья 4) стройные осинки
6.
Какое сочетание слов является словосочетанием?
1.
Свежо и светло 3) листья падали
2.
На юг 4) цветастое лето
7.
Укажите именное словосочетание:
1.
Уносят тепло 3) улетают на юг
2.
Прохладные лучи 4) весело плясать
8.
Укажите глагольное словосочетание:
1.
Прощальную песню 3) чудеса природы
2.
Осенние рощи 4) уносят на крыльях
9.
Укажите наречное словосочетание
1.
Туманов кареты 3) очень красиво
2.
Серебристый свет 4) листья на дорожках
10.
Укажите словосочетание, в котором прилагательное является главным словом:
1.
Соловьиный край 3) красный от рябины
2.
Льговский вальс 4) золотого заката
11.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Сегодня я узнал
Мне было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
Я смог
Д/з параграф 27 упр., стр. 65 -66, упр. 139