Напоминание

Рабочая программа по учебному предмету «Хор» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра»


Автор: Цейзер Ольга Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ШИ №1
Населённый пункт: г.о.Жигулёвск Самарской обл.
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету «Хор» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г.о. ЖИГУЛЕВСК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИСКУССТВО ТЕАТРА»

(5 лет обучения)

Предметная область

ПО.01. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа по учебному предмету

ПО.01.В.03. «Хор»

2018г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе;

-Срок

реализации

учебного

предмета

и

объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения

на

реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цель и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Требования по годам (этапам) обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценок;

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы;

VI. Список литературы и средств обучения

-Список рекомендуемых нотных сборников;

-Список рекомендуемой методической литературы.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учётом

Федеральных

го сударственных

требований

к

д ополнит е льной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

театрального

искусства

«Искусство

театра».

Учебный

предмет

«Хор»

является

предметом

вариативной

части

учебного

плана

образовательной

программы «Искусство театра» МБУ ДО ШИ №1 г.о. Жигулёвск.

«Хор»

дает

возможность

расширения

и

углубления

подготовки

обучающихся,

получение

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков.

Занятия

в

хоре

служат

одним

из

важнейших

факторов

развития

слуха,

памяти, а также музыкальности детей, что помогает обучающимся более

точно и полно раскрыть характер сценического персонажа. Хоровая музыка

создает условия для более полного погружения обучающихся в литературный

и

поэтический

текст,

расширяет

глубину

восприятия

художественной

литературы, развивает воображение, помогает избежать односторонности в

изучении литературного текста.

Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического

развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную

функцию,

текст

песни

и

мелодия

воздействуют

на

людей,

воспитывают

человека,

формируют

его

взгляды,

чувства.

Таким

образом,

пение

способствует

формированию

общей

культуры

личности:

развивает

наблюдательные

и

познавательные

способности,

эмоциональную

отзывчивость

на

эстетические

явления,

фантазию,

воображение,

проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности;

учит

анализировать

музыкальные

произведения;

воспитывает

чувство

патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Срок реализации учебного предмета

Срок

освоения

данной

программы

для

детей,

поступивших

в

образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 10 до 12 лет,

составляет 5 лет.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

на

реализацию предмета «Хор»:

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в

часах)

247,5

Количество часов на аудиторные

занятия

165

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

82,5

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от

11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Продолжительность

урока - 40 минут.

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- обучение хоровому пению в объёме, необходимом для творческо-

исполнительской практики в театральных постановках, осуществляемых по

программе «Искусство театра»;

-

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на

основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового

исполнительства.

Задачи:

развитие интереса к хоровой музыке и музыкальному творчеству;

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти;

формирование

элементарных

умений

и

навыков

хорового

исполнительства;

приобретение

обучающимися

опыта

хорового

исполнительства

и

публичных выступлений;

формирование художественного вкуса у учащихся;

создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в

единый

дружный

коллектив,

выявляя

их

творческую

активность.

В

осуществлении этих задач и заключается художественно - воспитательное

значение данной программы.

Обоснование структуры учебного предмета

«Хор»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление

целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого, репетиционные занятия).

-индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учётом

возрастных

особенностей,

певческих

возможностей,

физического

развития,

уровня

подготовки и работоспособности;

-прослушивание

записей

выдающихся

исполнителей,

посещение

концертов

и

спектаклей

для

повышения

общего

уровня

развития

обучающегося.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Хор»

Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть

созданы следующие материально-технические условия, которые включают в

себя:

-концертный

зал

с

концертным

роялем

или

фортепиано

и

звукотехническим оборудованием;

-учебную

аудиторию

для

занятий

со

специальным

оборудованием

(пианино, синтезатором, компьютером, офисной мебелью, звукотехническим

оборудованием). Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и иметь

площадь не менее 20 кв.м.;

-библиотечный

фонд

с

необходимой

учебной,

нотной,

методической литературой, аудио-видеозаписями.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного

предмета

«Хор»,

на

максимальную,

самостоятельную

нагрузку

обучающихся и аудиторные занятия:

1-5классы

Общее максимальное количество

часов в неделю

1,5

Общее максимальное количество

часов по годам

49,5

Общее максимальное количество

часов на весь период обучения

247,5

Количество часов на аудиторные

занятия в неделю

1

Количество часов на аудиторные

занятия по годам

33

Общее количество часов на

аудиторные занятия

165

Количество часов на

самостоятельную работу в неделю

0,5

Общее количество часов на

самостоятельную работу по годам

16,5

Общее количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную)работу

82,5

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,

творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного,

заведения

проводятся

консультации.

Консультации

могут

проводиться

рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Требования по годам обучения

В

течение

учебного

года

планируется

ряд

творческих

показов:

открытые

репетиции

для

родителей

и

преподавателей,

участие

во

внутришкольных концертах, театральных постановках, участие в смотрах-

конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в каждом классе должно быть пройдено не менее 6-8

произведений. ,

1 КЛАСС

1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца,

свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки

пения

сидя

и

стоя.

Знакомство

с

дирижёрским

жестом:

«внимание»,

«дыхание», «начало пения», «окончание».

2.Певческое

дыхание:

прием

костно-абдоминального

дыхания.

Одновременный бесшумный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе

пения. Исполнение песен с короткими фразами или фразами разделёнными

паузами.

3.Интонационные навыки: работа над унисоном в произведениях с

сопровождением.

Вокально-интонационные

упражнения

на

развитие

качественного унисона.

4.Развитие диапазона: головное резонирование.

5.Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp

и mf.

6.Ансамбль: выработка умения прислушиваться к голосам поющих, не

выделяясь из общего звучания.

7.Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата, работа над

округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе

пения, чёткое и единое замыкание согласных в конце фразы.

8. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении

произведений

с

простым

ритмом,

ощущение

ритмической

пульсации

в

произведениях, определение сильной доли.

9.Двухдольный и четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами,

в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в вокальной

мелодии и стихотворном тексте.

10.Ознакомление

с

куплетной

формой,

как

наиболее

часто

встречающейся в вокальном репертуаре. Запев, припев, сочетание запевов

солиста и группы певцов. Понятия куплет, фраза, мотив.

11. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения,

анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой.

12.

На

этом

этапе

обучения

мелодия

разучивается

с

голоса

преподавателя,

поскольку

обучающиеся

только

постигают

азы

нотной

грамоты.

Примерный репертуарный список

1. Рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька»

2. Франц. нар песня «Сапожник»

3. А. Лядов, сл. народные «Окликание дождя»

4. Ж. Металлиди, сл. И. Демьянова «Спит луна», «Старик туман»

5. Э. Григ «Детская песенка»

6. А. Ермолов, сл. В. Борисов «Весёлая песенка»

7. З. Левина, сл. Л. Некрасовой «Белочки»

8. Л. Абелян, сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно»

9. Н. Русу-Козулина «Добрая песенка»

10. И. Габели, сл. В. Капнинского «Песенка о дружбе»

11. И. Пономарёва, сл. Л. Мезинова «Грибничок»

Требования к контрольным урокам, зачётам

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в виде

контрольного урока или зачёта. Следует учитывать текущую работу ученика

на протяжении всего обучения в данном коллективе. К моменту перехода

ребенка

преподаватель

на

переводном

зачете,

прослушивая

каждого

учащегося, должен обратить внимание на умения и знания, которыми он

должен овладеть:

1.Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя.

2.Овладение первичными навыками интонирования.

3.Начальное овладение дыханием.

4.Начальное использование звуковедения legato.

5.Начальные навыки ансамблевого пения.

6.Начальные дикционные навыки.

2 КЛАСС

1.Закрепление

основных

навыков

певческой

установки:

свободное

положение корпуса, головы и спины. Работа над мимикой.

2.Понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание»,

«дыхание», «начало», «окончание».

3.Интонационные

навыки:

работа

над

унисоном

при

развитом

фортепианном

аккомпанементе.

Точное

интонирование

диатонических

ступеней лада.

4.Работа над координацией слуха и голоса.

5.Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и

стиля исполняемого сочинения.

6.Звуковедение:

преимущественно

работа

над

legato,

с

освоением

приёмов non legato.

7.Метроритм:

использование

особых

ритмических

фигур

шестнадцатых, пунктирного ритма, синкопы. Ритмическая устойчивость в

более быстрых темпах.

8.Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном

метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые.

Понимание дирижерского жеста.

9.Звукообразование:

формирование

мягкой

атаки

звука,

твёрдую

рекомендуется

использовать

крайне

редко,

только

в

произведениях

определённого характера.

10.Исполнительские задачи: работа над нюансами в произведениях.

Осмысленное артистическое исполнение программы.

11.Работа

над

одноголосными

произведениями

с

сопровождением

(фортепиано или, как вариант, фонограмма). Аккомпанемент поддерживает

вокальную

партию,

а

также

может

иметь

самостоятельную

развёрнутую

линию.

12.Знакомство

с

партитурой

вокального

произведения,

воспитание

навыка пения мелодии по нотам.

Примерный репертуарный список

1. Рус.нар.песня, обр. А. Луканина «Как у наших у ворот»

2. Рус. нар. песня, обр. В. Кикты «В темном лесе»

3. Нем. нар. песня, обр. В. Каратыгина «Весна»

4. А. Аренский, сл. А. Майкова «Расскажи, мотылек»

5. В. Калинников, сл.народные «Солнышко»

6. А. Гречанинов, сл. А. Блока «Вербочки»

7. Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

8. С. Баневич, сл. Т. Калининой «Солнышко проснётся»

9. А. Косенков, сл. Н.Соловьёвой «Ласковое слово»

10. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия», «С нами друг!»

11. А. Ермолов, сл. И. Гуляевой «Будем вместе»

12. А Варламов, сл. О. Сазоновой «Подари улыбку миру»

Требования к контрольным урокам, зачётам

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в виде

контрольного

урока.

Умения

и

знания,

которыми

должен

овладеть

обучающийся при переходе в 3 класс:

1.Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя.

2.Овладение

первичными

навыками

интонирования,

точное

интонирование диатонических ступеней лада.

3.Различный

характер

дыхания

в

зависимости

от

темпа

и

стиля

исполняемого произведения.

4.Начальные навыки звуковедения legato, с применением non legato.

5.Точное ритмическое исполнение произведения.

6.Дикционные навыки.

3 КЛАСС

1.Деление участников ансамбля по голосам.

2.Закрепление навыков певческой установки.

3.Певческое дыхание. Дыхательные упражнения перед началом пения.

Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало

пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от

характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе

пения;

различные

его

приемы

(короткое

и

активное

в

быстрых

произведениях, более спокойное, но также активное – в медленных).

4.Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной

нижней

челюсти,

головной

резонатор.

Естественный

свободный

звук

без

крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука.

Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса.

5. Развитие музыкального слуха у учащегося.

-Работа над унисоном и единой манерой пения.

-Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.

-Умение хорошо слышать себя и соседа-певца. Игра «эхо»; чередование

по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы»; исполнение мелодии

целиком по очереди группами.

-Знакомство

с

навыками

«цепного

дыхания»

(пение

выдержанного

звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как структурной

ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в начальном

обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным

фразам.

6. Работа над интонацией.

-Чистое

интонирование

ступеней

мажорного

и

минорного

лада.

Особенности

исполнения

восходящих

и

нисходящих

попевок.

Развитие

начальных навыков «слушания себя со стороны».

-Устойчивое

интонирование

одноголосных

мелодий

при

сложном

аккомпанементе.

-Устойчивое исполнение своей партии, умение слушать другую партию

в несложных двухголосных произведениях с сопровождением.

7.

Развитие

дикционных

навыков.

Пение

скороговорок.

Гласные

и

согласные,

их

роль

в

пении.

Взаимоотношение

гласных

и

согласных.

Отнесение

внутри

слова

согласных

к

последующему

слогу.

Соблюдение

динамической ровности при произнесении текста.

9.Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов.

Совершенствование

активного

дыхания

на

non

legato

и

staccato

в

вокальных

упражнениях,

попевках.

Пропевание

отдельных

музыкальных

фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене.

10.Ритм и пульсация.

-Ритмическая

устойчивость

в

умеренных

темпах

при

соотношении

простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая

-Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с

более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения.

Примерный репертуарный список

1. Рус.нар.песня, обр. А.Абрамского «Блины»

2. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»

3. Швейц. нар. песня, обр. Р.Гунд «Кукушка»

4. М. Минков, сл. Ю.Энтина «Дорога добра»

5. Е. Крылатов, сл. Ю.Энтина «Ты-человек»

6. А. Петряшева «Если мы возьмёмся за руки»

7. Е. Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»

8. Е. Зарицкая, сл. М. Пляцковского «Фонарики дружбы»

9. А. Ермолов, сл. С. Золотухина «Здравствуй, утро!», «Мы вместе»

10.Я. Дубравин, сл. В.Суслова «Про Емелю»

11. А. Ольханский «Выбирай»

Требования к контрольным урокам, зачётам

При переходе учащихся из среднего класса в старшие на контрольном

уроке преподаватель также в индивидуальной форме определяет уровень

подготовки ребёнка по следующим критериям:

1.Единство звукообразования.

2.Овладение «высокой вокальной позицией».

3.Умение

петь

не сложные

двухголо сные

произведения

с

сопровождением.

4.Сформированное пение legato и non legato.

5.Развитая певческая дикция.

6.Расширение диапазона голоса.

7.Ритмическая устойчивость в различных темпах и ритмических

рисунках.

8.Начальные навыки сольфеджирования музыкального текста.

4 КЛАСС

1.Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы

формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

2.Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и

медленных темпах. Развитие ритмического мышления. Простукивание ритма

и

пульса

произведения,

пропевание

по

фразам.

На

примере

распевания

знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Пение

по слогам попевок с вслушиванием в паузы между слогами. Цезура. Фермата.

Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей.

3.Продолжение

работы

над

интонированием.

Пение

двухголосных

произведений с сопровождением.

4. Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным голосам,

соединение двух голосов, пропевание отдельными интервалами по вертикали.

Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость.

Звуковысотность:

направление

движения

мелодии,

повторность

звуков,

поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки:

пульс, темп. Динамические оттенки. Штрихи.

5. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения.

Канон.

Примерный репертуарный список

1. Рус. нар. песня, обр. С. Прокофьева «На горе-то калина»

2. Литов. нар. песня, обр. С. Шимкуса «Солнышко вставало»

3. М. Балакирев, сл. А. Арсеньева «Колыбельная песня»

4. С. Туликов, сл. М. Пляцковского «Не повторяется такое никогда»

5. О. Фельцман, сл. М.Танича и И. Шаферана «Ходит песенка по кругу»

6. С. Семёнов «Звездная река»

7. Ю. Чичков, сл. П. Синявского «Родная песенка»

8. В. Шаинский, сл. М. Танича «По секрету всему свету»

9. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтина «Зачем мальчишкам карманы»

1 0 . А. Ермолов, сл. С. Золотухина «Пой всегда», «Если мы будем

дружить»

11. И. Крутой «Нарисуй»

Требования к контрольным урокам, зачётам

При переходе учащихся из средних классов в старшие на контрольном

уроке преподаватель также в индивидуальной форме определяет уровень

подготовки ребёнка по следующим критериям:

1.Единство звукообразования.

2.Овладение «высокой вокальной позицией».

3.Умение петь двухголосные произведения.

4.Овладение навыками интонирования произведений без

сопровождения.

5.Сформированное пение legato и non legato.

6.Развитая певческая дикция.

7.Расширение диапазона голоса.

8.Умение пения нотного текста по партитуре.

5 КЛАСС

1.Певческая

установка.

Закрепление

навыков,

полученных

в

предыдущих классах. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед

началом

пения.

Исполнение

пауз

между

звуками

без

смены

дыхания

(staccato).

Работа

над

дыханием

как

важным

фактором

выразительного

исполнения.

Пение

на

опоре.

Развитие

навыка

«цепного

дыхания»

на

длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках в несколько тактов.

2.Закрепление

навыков

звуковедения.

Контроль

и

освобождение

певческого

аппарата.

Ровность

звучания

на

протяжении

всего

диапазона

голоса.

Высокая

вокальная

позиция.

Использование

скачкообразных

движений и полутоновых интонаций. Умение слышать сочетание интервалов

в исполнении произведения на два голоса.

3.Развитие

чувства

ансамбля

и

строя.

Закрепление

навыков,

полученных в предыдущих классах.

4.Выработка чистой интонации при двухголосном пении.

5.Продолжение

работы

над

освоением

музыкальной

формы.

Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и др.). Особое

внимание

следует

уделять

куплетной

форме,

как

наиболее

часто

встречающейся

в

репертуаре.

Заложенный

в

самой

ее

природе

принцип

многократного

повтора

музыкального

материала

таит

в

себе

опасность

внутреннего

ощущения

статичности,

преодолеть

которую

можно

лишь

с

помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило,

на

принципе

развития

поэтического

содержания.

Достижение

в

каждом

куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания

произведения.

Разучивание

по

разделам.

Знакомство

с

многообразными

жанрами вокально-хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления учащихся

со стилем отдельных композиторов разных эпохи.

6.Вокально-интонационные

упражнения,

направленные

на

развитие

певческого

диапазона.

Выработка

академической

манеры

округления

гласных.

Примерный репертуарный список

1. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу»

2. Укр. нар. песня, обр. Р. Скалецкого «Журавель»

3. А. Гречанинов, сл. И. Белоусова «Пришла весна»

4. Я. Дубравина, сл. Е. Руженцева «Родная земля»

5. В. Гаврилин, сл. А. Шульгиной «Мама»

6. С. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой»

7. Е. Крылытов, сл. Ю.Энтина «Колокола»

8. Я. Дубравин, сл. А. Суслова «Вальс»

9. Э. Колмановский, сл. К. Ваншенкина «Алёша»

10.А. Ермолов, сл. М. Загота «День за днём»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Уровень

подготовки

учащегося

должен

обеспечить

целостное

художественно

эстетическое

развитие

личности

и

приобретение

ею

в

процессе освоения образовательной программы комплекса знаний, умений и

навыков. Результатом освоения программы по учебному предмету «Хор»

является

приобретение

обучающимися

следующих

знаний,

умений

и

навыков:

знание

начальных

основ

хорового

искусства,

художественно-

исполнительских возможностей хорового коллектива;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки;

уметь органично существовать на сцене, соединять пение с пластикой

движений, художественным словом;

умение

сценического

воплощения

вокального

произведения

в

театральных постановках;

наличие навыка репетиционной и концертной работы в коллективе в

качестве солиста;

приобретение навыка публичных выступлений.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

В программе обучения используются две основных формы контроля

успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;

- текущая сдача партий;

- контрольный урок в конце каждого полугодия.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счёт

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная

аттестация

оценивает

результаты

учебной

деятельности

обучающихся

по

окончании

учебного

года,

заключается

в

проверке

программного

материала.

Данная

форма

аттестации

может

включать в себя следующие виды работ:

- исполнение вокально-хоровых партий в театральных постановках;

-участие

хора

в

концертах

отделения

и

другая

концертная

деятельность;

- участие в конкурсах;

- выступление в отчетных концертах образовательного учреждения.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе

текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки

знаний партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в

выступлениях. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь

на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде

всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его

прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на зачете (выпускном спектакле);

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Критерии промежуточной аттестации

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по

пятибалльной системе:

5(«отлично»)

Регулярное

посещение

занятий,

отсутствие

пропусков

без

уважительных причин, знание своей партии в произведениях разучиваемых

классе,

активная

эмоциональная

работа

на

занятиях,

участие

во

всех

концертах в качестве участника коллектива, исполнение хоровых партий в

театральных постановках.

4(«хорошо»)

Регулярное

посещение

занятий,

отсутствие

пропусков

без

уважительных

причин,

активная

работа

в

классе,

сдача

партий

при

недостаточной

проработке

трудных

технических

мест

(вокально-

интонационная

неточность),

участие

в

концертах

и

исполнение

хоровых

партий в театральных постановках.

3(«удовлетворительно»)

Нерегулярное

посещение

занятий,

пропуски

без

уважительных

причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партий.

2 («неудовлетворительно»)

Пропуски

хоровых

занятий

без

уважительных

причин,

неудовлетворительная сдача партий.

«Зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном

этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной, кроме того, она может быть дополнена системой «+»

и «-», что

даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа

учебного

предмета

«Хор»

основана

на

следующих

педагогических принципах:

-соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню

психофизиологического развития учащихся;

-комплексность решения задач обучения и воспитания;

-постоянство

требований

и

систематическое

повторение

действий;

гуманизация

образовательного

процесса

и

уважение

личности

каждого

ученика;

-единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и

личностной индивидуальности каждого ребенка;

-художественная ценность исполняемых произведений;

-создание художественного образа произведения, выявление идейного и

эмоционального смысла;

-доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям,

в) по техническим навыкам;

-разнообразие:

а) по стилю,

б) по содержанию,

в) темпу, нюансировке,

г) по сложности.

Стоит

отметить,

что

учебный

предмет

«Хор»

в

о бл а с т и

образовательной программы «Искусство театра» предполагает обучение не

только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре,

но

и

владение

сценическим

движением

и

актёрскими

навыками,

умение

соединить

пластику

движения

с

пением,

речью,

исполнять

вокальные

произведения в контексте театральной постановки.

Работа

с

голосовым

аппаратом

в

хоровом

пении

базируется

на

физиологических принципах академического вокала.

При

реализации

данной

программы

необходимо

учитывать

психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в

различных возрастных группах.

К 9-10 годам у детей практически полностью оформляется голосовая

мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.

Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено,

что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр

голоса.

В

этом

периоде

закладываются

необходимые

профессиональные

навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в

ансамбле

и

т.д.

У

детей

появляется

грудное

звучание.

Они

поют

полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от

чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения

«мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой

амплитуды

изменений.

Уместно

использование

умеренных

динамических

оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей

позволяет

добиваться

яркой

выразительности

исполнения.

В

репертуаре

используются преимущественно одно- двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание,

индивидуальный

тембр,

диапазон

расширяется.

У

некоторых

девочек

появляются

глубоко

окрашенные

тоны,

голоса

детей

отличаются

насыщенностью звучания.

11-12

лет

предмутационный

период,

протекающий

без

острых

изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления

тех

или

иных

признаков

мутации

различны,

необходим

индивидуальный

подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период

способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать

пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением

гортани.

Приближение

мутации

определить

трудно.

Однако

существует

целый

ряд

признаков,

предшествующих

этому

периоду.

Перед

мутацией

голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое

время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют,

чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость

голоса

и

т.д.

В

организме

подростков

происходят

значительные

физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой

аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не

меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом

надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются

нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост

гортани,

характеризующий

период

мутации,

является

наиболее

опасным

моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить,

а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но

полное

прекращение

пения

во

время

мутации

может

привести

к

потере

налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна

консультация врача-фониатора. Главное правило - «Не навреди!»

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и

просмотр видеозаписей, что значительно расширит музыкальный кругозор

учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру

собственных

выступлений

в

видео

и

аудиозаписях

с

последующим

коллективным разбором.

Воспитательная

работа

играет

особую

роль

в

формировании

коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные

экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах

и

лагерях,

где

происходит

передача

опыта

старших

классов

младшим,

проведение тематических бесед, встречи с другими коллективами, участие в

мастер-классах.

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося является

домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической

проработке своей партии в произведениях, изучаемых в классе. Учащийся

регулярно

готовится

дома

к

контрольной

сдаче

партий

произведений.

В

результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь

выразительно исполнять свой голос в звучании всей фактуры.

Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

должно

контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными

изданиями,

в

соответствии

с

программными

требованиями

по

данному

предмету. Так же, в качестве вспомогательных средств, желательно наличие

компьютера, интернета, флешкарты, CD-дисков.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Список рекомендуемых нотных сборников

1.Грибков

И.

«Вместе

с

хором».

Из

репертуара

Детского

хора

телевидения

и

радио

Санкт-Петербурга:

Выпуски

1,2,3,4,5.

СПб,

«Союз

художников», 2003-2011.

2.Гродзенская

Н.

«Композиторы-классики

детям».

Пение

в

сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979.

3.Куликов

Б.,

Аверина

Н.

«Золотая

библиотека

педагогического

репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС»,

2007.

4.Струве

Л.

«Музыкальные

ступеньки».

Методика

развития

музыкальных

способностей

и

певческого

голоса

у

детей

дошкольного

возраста. М., 2001.

5.Струве

Г.А.

«Ступеньки

музыкальной

грамотности».

СПб,

1976.

Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998.

6.Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963.

7.Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». М.,«Владос», 2001.

8.Тугаринов

Ю.

«Произведения

для

детского

хора,

2-е

издание.

«Современная музыка», 2009.

9.Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998.

10.Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983.

11.Модель В., Грибков И. «Поёт самодеятельный вокальный ансамбль»,

«Музыка»,1979.

Список рекомендуемой методической литературы

1.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

2.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,

1987.

3.Михайлова

М.

Развитие

музыкальных

способностей

детей.

Ярославль, «Академия развития», 1997.

4.Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским

вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999.

5.Струве Г. Школьный хор. М.,1981.

6.Школяр

Л.,

Красильникова

М.,

Критская

Е.

Теория

и

методика

музыкального образования детей. Научно-методическое пособие. – М., 1998

7.Халабузарь

П.,

Попов

В.

Теория

и

методика

музыкального

воспитания. –Санкт-Петербург, 2000

8.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990

9.Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

10.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

11.Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре.

- М.,1988

12.Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961



В раздел образования