Автор: Ольга Александровна Власенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 110 общеразвивающего вида" пгт. Ярега
Населённый пункт: пгт. Ярега
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Создание и организация мини-музея "Русская изба" в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 110 общеразвивающего вида»
Опыт работы
по созданию и организации
мини – музея «Русская изба»
в условиях ДОУ
воспитатель: Власенко Ольга Александровна
2018
Хочу поделиться своим опытом по созданию мини – музея «Русская изба» в
условиях ДОУ.
Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который
располагается непосредственно в нем. В условиях детского сада невозможно
создать
полноразмерные
экспозиции,
соответствующие
требованиям
музейного дела. Поэтому экспозиции в ДОУ
получили название – «мини-
музеи».
Часть
слова
«мини»
отражает
и
возраст
детей,
для
которых
они
предназначены,
и
размеры
экспозиции,
и
определенную
ограниченность
тематики.
Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и
привлекательным
для
детей.
Экспонаты
используются
для
проведения
занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной
беседы, или даже цикла бесед.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель,
а здесь он - соавтор, творец экспозиции. К тому же мини-музей для ребенка –
это что-то свое родное, так как дети принимают непосредственное участие в
его
создании
экспонатов
и
дополнении
ими
мини-музея
«своей»
группы.
Причем в этом деле принимает участие не только сам ребенок, но и его папа,
мама.
Дошкольники с большим удовольствием показывают экспонаты мини-
музея группы и с гордостью рассказывают о них своим сверстникам. Эта
особенность
(возможность
тактильного
прикосновения
к
экспонатам),
безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение
становится более эффективным.
Мини-музей – познавательный центр, результат совместной работы
воспитателей, детей и родителей.
Организуя мини-музей «Русская изба» в своей группе я поставила перед
собой следующие цели:
1.
приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры
2.
развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его
любви к своей Родине.
Исходя из целей определила следующие задачи:
1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах
русского народа.
2.Развивать воображение детей.
3.Обогощать
словарь
детей
названиями
и
выражениями
русского
словаря.
4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Мини – музей нашей группы занимает небольшое пространство и не
отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его экспозиции многое
сделано своими руками, руками родителей и детей. Основным украшением
нашего
музея,
является
макет
русской
печки.
Возле
печки
примостился
домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в
доме. Дети знают его как хранителя домашнего очага. Хозяйкой нашей избы
является тетушка Варвара, кукла, наряженная в русский костюм, сшитый
руками родителей.
В избе оформлен «Красный угол», маленькая полочка с иконами. На
иконах изображены православные святые. На Руси это было самое почетное
место в горнице. Правый угол от печки назывался бабий кут или середа, здесь
у нас находиться полочка с домашней утварью: чугунки, глиняная, деревянная
посуда. Рядом с тетушкой Варварой стоит прялка и веретено с куделью (не
пряденная шерсть).
В старину, чтоб уберечь свой семейный очаг, дом от дурного глаза,
болезней
и
невзгод,
вешали
различные
обереги:
над
порогом
подкову,
самодельные куклы, в углу возле порога веник и т.д. Много чего есть у нас в
избе:
деревянные,
расписные,
берестяные
изделия,
соломенные
лапти,
вышитые полотенца, салфетки вязаные крючком, на полу постелены половики
разноцветные. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского
народа.
В
дальнейшем
музей
будет
пополняться
новыми
экспонатами
и
предметами декоративно – прикладного творчества.
С
использованием
экспонатов
и
экспозиций
мини-музея
проводятся
развивающие
познавательные
занятия,
занятия
по
истокам,
посиделки,
развлечения,
игры,
совместные
выставки
с
родителями.
Также
в
нашем
детском саду проводился тематический клубный час «Знакомство с музеем» в
процессе
дети
из
других
групп
нашего
детского
сада
смогли
посетить
экспозиции нашего музея, узнать много интересного и познавательного об
экспонатах нашего мини-музея. Ребята нашей группы познакомили «соседей»
с правилами поведения в мини-музее и предупредили об осторожности при
обращении с экспонатами музея.
С
использованием
экспонатов
мини-музея
дети
в
игровой
форме
знакомятся с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и
традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными
искусством.
Ко всем экспонатам свободный доступ, их можно подержать в руках,
потрогать, «ощутить». Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, с
удовольствием
слушают
рассказы
о
том,
как
жили
раньше
люди.
Таким
образом,
наш
музей
«Русская
изба»
осуществляет
большую
работу
по
ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно –
исторической памяти у детей и родителей.
Был
составлен
паспорт
мини-музея,
в
котором
определены
цели
и
задачи создания мини-музея , его содержание и экспонаты, правила поведения
в музее и перспективы развития музея. Составлен тематический план работы с
детьми средней, старшей и подготовительной группы.
В работе с детьми использую такие формы как: экскурсии, занятия –
презентации, экспериментальная деятельность, вечера загадок, игры-забавы,
чтение
художественной
литературы,
художественное
творчество, беседы
с
детьми, рассказы, самостоятельное рассматривание экспонатов, дидактические
игры, развлечения, наблюдения, викторины, игры-драматизации.
При организации экскурсий по мини-музею «Русская изба» привлекаю
родителей
воспитанников.
В
ходе
экскурсии
организуется
совместная
деятельность родителей и детей, которая позволяет наладить положительный
эмоциональный настрой на образовательную деятельность в целом.
В результате проведенной работы у детей:
• сформировались представления о музее;
• расширился кругозор по представленным экспозициям, заметно увеличился
активный словарный запас;
Организация мини-музея способствовала:
-
развитию
познавательного
интереса,
интереса
к
сбору
экспонатов
для
коллекций;
- обогащению предметно-развивающей среды.
В дальнейшем я планирую вести работу по обогащению экспозиций
новыми
интересными
экспонатами,
продолжать
привлекать
родителей
к
принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея.