Напоминание

Создание и организация мини-музея "Русская изба" в условиях ДОУ


Автор: Ольга Александровна Власенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 110 общеразвивающего вида" пгт. Ярега
Населённый пункт: пгт. Ярега
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Создание и организация мини-музея "Русская изба" в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 общеразвивающего вида»

Опыт работы

по созданию и организации

мини – музея «Русская изба»

в условиях ДОУ

воспитатель: Власенко Ольга Александровна

2018

Хочу поделиться своим опытом по созданию мини – музея «Русская изба» в

условиях ДОУ.

Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который

располагается непосредственно в нем. В условиях детского сада невозможно

создать

полноразмерные

экспозиции,

соответствующие

требованиям

музейного дела. Поэтому экспозиции в ДОУ

получили название – «мини-

музеи».

Часть

слова

«мини»

отражает

и

возраст

детей,

для

которых

они

предназначены,

и

размеры

экспозиции,

и

определенную

ограниченность

тематики.

Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и

привлекательным

для

детей.

Экспонаты

используются

для

проведения

занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной

беседы, или даже цикла бесед.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель,

а здесь он - соавтор, творец экспозиции. К тому же мини-музей для ребенка –

это что-то свое родное, так как дети принимают непосредственное участие в

его

создании

экспонатов

и

дополнении

ими

мини-музея

«своей»

группы.

Причем в этом деле принимает участие не только сам ребенок, но и его папа,

мама.

Дошкольники с большим удовольствием показывают экспонаты мини-

музея группы и с гордостью рассказывают о них своим сверстникам. Эта

особенность

(возможность

тактильного

прикосновения

к

экспонатам),

безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение

становится более эффективным.

Мини-музей – познавательный центр, результат совместной работы

воспитателей, детей и родителей.

Организуя мини-музей «Русская изба» в своей группе я поставила перед

собой следующие цели:

1.

приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры

2.

развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его

любви к своей Родине.

Исходя из целей определила следующие задачи:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах

русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогощать

словарь

детей

названиями

и

выражениями

русского

словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Мини – музей нашей группы занимает небольшое пространство и не

отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его экспозиции многое

сделано своими руками, руками родителей и детей. Основным украшением

нашего

музея,

является

макет

русской

печки.

Возле

печки

примостился

домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в

доме. Дети знают его как хранителя домашнего очага. Хозяйкой нашей избы

является тетушка Варвара, кукла, наряженная в русский костюм, сшитый

руками родителей.

В избе оформлен «Красный угол», маленькая полочка с иконами. На

иконах изображены православные святые. На Руси это было самое почетное

место в горнице. Правый угол от печки назывался бабий кут или середа, здесь

у нас находиться полочка с домашней утварью: чугунки, глиняная, деревянная

посуда. Рядом с тетушкой Варварой стоит прялка и веретено с куделью (не

пряденная шерсть).

В старину, чтоб уберечь свой семейный очаг, дом от дурного глаза,

болезней

и

невзгод,

вешали

различные

обереги:

над

порогом

подкову,

самодельные куклы, в углу возле порога веник и т.д. Много чего есть у нас в

избе:

деревянные,

расписные,

берестяные

изделия,

соломенные

лапти,

вышитые полотенца, салфетки вязаные крючком, на полу постелены половики

разноцветные. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского

народа.

В

дальнейшем

музей

будет

пополняться

новыми

экспонатами

и

предметами декоративно – прикладного творчества.

С

использованием

экспонатов

и

экспозиций

мини-музея

проводятся

развивающие

познавательные

занятия,

занятия

по

истокам,

посиделки,

развлечения,

игры,

совместные

выставки

с

родителями.

Также

в

нашем

детском саду проводился тематический клубный час «Знакомство с музеем» в

процессе

дети

из

других

групп

нашего

детского

сада

смогли

посетить

экспозиции нашего музея, узнать много интересного и познавательного об

экспонатах нашего мини-музея. Ребята нашей группы познакомили «соседей»

с правилами поведения в мини-музее и предупредили об осторожности при

обращении с экспонатами музея.

С

использованием

экспонатов

мини-музея

дети

в

игровой

форме

знакомятся с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и

традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными

искусством.

Ко всем экспонатам свободный доступ, их можно подержать в руках,

потрогать, «ощутить». Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, с

удовольствием

слушают

рассказы

о

том,

как

жили

раньше

люди.

Таким

образом,

наш

музей

«Русская

изба»

осуществляет

большую

работу

по

ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно –

исторической памяти у детей и родителей.

Был

составлен

паспорт

мини-музея,

в

котором

определены

цели

и

задачи создания мини-музея , его содержание и экспонаты, правила поведения

в музее и перспективы развития музея. Составлен тематический план работы с

детьми средней, старшей и подготовительной группы.

В работе с детьми использую такие формы как: экскурсии, занятия –

презентации, экспериментальная деятельность, вечера загадок, игры-забавы,

чтение

художественной

литературы,

художественное

творчество, беседы

с

детьми, рассказы, самостоятельное рассматривание экспонатов, дидактические

игры, развлечения, наблюдения, викторины, игры-драматизации.

При организации экскурсий по мини-музею «Русская изба» привлекаю

родителей

воспитанников.

В

ходе

экскурсии

организуется

совместная

деятельность родителей и детей, которая позволяет наладить положительный

эмоциональный настрой на образовательную деятельность в целом.

В результате проведенной работы у детей:

• сформировались представления о музее;

• расширился кругозор по представленным экспозициям, заметно увеличился

активный словарный запас;

Организация мини-музея способствовала:

-

развитию

познавательного

интереса,

интереса

к

сбору

экспонатов

для

коллекций;

- обогащению предметно-развивающей среды.

В дальнейшем я планирую вести работу по обогащению экспозиций

новыми

интересными

экспонатами,

продолжать

привлекать

родителей

к

принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея.



В раздел образования