Автор: Скрылова Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ №2"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, р.п. Дрожжино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ТРИЗ-технологий на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование ТРИЗ-технологий
на уроках русского языка
в начальной школе.
В свете реализации требований ФГОС в начальной школе одной из главных задач
учителя стало обеспечение условий для формирования творческой личности младшего
школьника. Возникает вопрос - как обозначить связь между понятиями «творчество» и
«требование», «духовный мир» и «государственный заказ»?
Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что "ученик не сосуд, который
нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь", поэтому результатом обучения в
начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», основную
составляющую которых образуют универсальные учебные действия.
Успешному формированию познавательных УУД на уроках в начальной школе
будут способствовать ТРИЗ-технологии.
ТРИЗ - это теории решения изобретательских задач, это наука о том, как решать
проблемы. Возникла она в нашей стране в 40-е годы. Автор ТРИЗ - Генрих Саулович
Альтшуллер - советский инженер-изобретатель, писатель-фантаст. Он считал, что
«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет,
логику, интуицию"
Что же такое ТРИЗ?
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
-поиска идей,
-выявления и решения многих творческих проблем,
-выбора перспективных решений,
-развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Каждый из нас не раз задавался вопросами:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.
Цели и задачи ТРИЗ - технологии:
целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого
воображения;
обучение способам решения творческих задач;
обучение способам коллективной познавательной деятельности;
формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
формирование познавательной активности и интереса;
воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой
зрения;
воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей
действительности.
Актуальность применения ТРИЗ - технологий в начальной школе.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС второго
поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно
- деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов
реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных
действий:
регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск
информации;
коммуникативных УУД:постановка вопросов, разрешение конфликтов,
умение выражать свои мысли;
личностных УУД:самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой
ситуации, учѐт противоречий, поиск оптимального решения.
Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание
нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность
воплощения в реальных условиях.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике
способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие
нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах
деятельности.
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это
педагогика сотрудничества.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного,
развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение
развивающим.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к
самосовершенствованию.
Предполагаемый результат при использовании приѐмов и методов ТРИЗ -
технологии.
«Результаты, которые ты получаешь,
находятся в прямой зависимости
от усилий, которые ты прикладываешь»
Денис Волтли
Для меня ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она
одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и
«сильному» и «слабому».
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и
навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате
самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, —
занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через
творчество. Это творчество даёт ребёнку возможность проявить себя, стремиться
получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной
деятельности.
Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и
доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических
способностей.
Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в
педагогической деятельности.
1. "Я беру тебя с собой"
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся,
способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и
называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди
называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель
отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из
детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в
качестве разминки на уроках.
Давайте попробуем с Вами:
У меня есть волшебный сундучок, в который я складываю определенные
объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для
этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я
взять их с собой. Итак, я беру с собой машину. (ландыши, жираф, карандаши) А что у
вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру чеснок.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру ландыши
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы в которых есть орфограмма жи-ши.
У: Да. Так, какая тема нашего урока сегодня?.....
Можно использовать при изучении различных тем- безударные гласные, парные
согласные, разделительный ь, словарные слова и т.д.
2. Ещё один из очень интересных приёмов - Синквейн -
прием активизации
мышления и развития речи.
Работа с синквейном меня заинтересовала, а затем и увлекла. Было понятно, что с
помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых,
воспитательных, творческих, а главное – помогает развивать ученика.
«Синквейн» - это слово происходит от французского слова «пять» и означает
стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет
короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:
Правила составления синквейна:
Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или
объект;
Вторая строка – два имени прилагательных (причастия), описывающих эту тему;
Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;
Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая
отношение к теме;
Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.
В течение нескольких лет с детьми занимаются составлением синквейнов. Эта
работа вызывает интерес . Использую этот способ при изучении , закреплении
материала, да и просто для подбора ключевых слов и выражений на разных уроках.
Давайте тоже попробуем, вспомните, какое слово я первым положила в свой
волшебный сундучок? (машина)
Следующий приём , с которым бы я Вас хотела познакомить - это
3. “Морфологический ящик / копилка”
Прием служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,
выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.
Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
На русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов;
Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке.
Кет, бу________
ка, бул________
ля, по, на_________
та, бро, до_________
ма, бу, га___________
ва, бук_________
Поставь буквы в правильном порядке, чтобы получились слова в предложениях.
Хуождник.
Я мотрюс в коно. ороМз вывле на стклее снежные узроы. Вто траав. Вот чудесные
ветыц. А это амленький зеврёк пряталсся под пушистйо еткойв ёлки. Хоршио у мороза
зорыу.
Сбор предложений, текстов. (При изучении тем "Предложение", "Текст".
Соотнести слово и его лексическое значение, можно использовать при изучение
темы "Многозначные слова"
Соотнеси слово с его лексическим значением. Подчеркни многозначное
слово.
БЕРЁЗА ДОРОГА ЯГОДА ЛОПАТА
1.Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
2.а) Узкая полоса земли, предназначенная для движения.
б) Место, по которому надо пройти или проехать.
в) Путешествие, поездка.
3. Инструмент для труда.
4. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
Копилка родственных слов.
Работа в паре. Каждой паре дается задание вырастить словесное дерево из слова- корня
- стол-
-глаз-
-зуб-
-дом-
-рыб-
-гор-
4. "Ложная альтернатива"
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или",
совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является
верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать
и указывать их тип. Например:
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?
5. Кластеры.
Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома)
материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который
представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое
оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров
охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при
обычной письменной работе. Кластер в помощь при звуко-буквенном разборе
слов, после изучение темы "Имя существительное".
6. Приёмы для активизации воображения и создания творческой среды -
составление загадок.
При составление загадок используем модель.
Модели составления загадок могут быть разными:
1.Какой? Что такое же?
2.Что делает? Что делает так же?
3.На что похож? Чем отличается?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка
объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы
вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? Кто такая же?
Нарядная но не барышня
сверкающая но не звезда
Привлекающая внимание, но не модница.
Ответ: новогодняя елка.
проект буквы - фото
7. Игра «Расселение»:
Даны слова рассели их в домики: Песня, пищат, день, душистый, далёкий,
смотрит, линейка, садовник, речка, пушистый, зима, травяной, мальчик.
Раздели слова на слоги, поставь ударение и запиши в нужны столбик:
Читает, торты, волк, кустики, вьюга, бабочки, мороз, трава, шофёр,
ползает, стрекозы, пишет, ягоды, сосулька.
Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет
слова? (сущ.)
пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы
- На какие группы можно их разделить?
а) словарные/не словарные
б) слова в единственном числе и во множественном числе
Заключение.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе
формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются
средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология
представляет собой уникальный инструмент
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой
личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ –
технологии в свои уроки. Я заметила, что систематическое изучение тризовских
методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию
личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладают
нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах
деятельности.
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика
сотрудничества.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного,развивающего
обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к
самосовершенствованию.