Напоминание

"Путь к лидерству и дорога лидера"


Авторы: Макаров Александр Викторович, Буршит Елена Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовкая область
Наименование материала: методические материалы
Тема: "Путь к лидерству и дорога лидера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПУТЬ К ЛИДЕРСТУ И ДОРОГА ЛИДЕРА

(методические материалы к проведению занятия с подростками)

Макаров А.В., педагог дополнительного образования,

Буршит Е.Л. , педагог-психолог

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской

области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Таганрогский

центр помощи детям № 5» (ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5)

В

современном

обществе

востребованы

активные,

целеустремленные

люди,

обладающие

разносторонними

навыками

и

умеющие

их

применять

в

различных

жизненных

ситуациях.

Как

правило,

такие

люди

становятся

формальными

или

неформальными

лидерами

в

узких

или

более

широких

социальных

кругах.

При

правильном использовании своих задатков, их развитии и направленности, подростки

могут ставить перед собой не только близкие, но и перспективные цели, настойчиво и

последовательно действовать в их достижении.

«Плохо человеку, когда он один…», именно поэтому важно уметь работать в команде

или

с

командой.

В

команде

человек

узнает

о

себе

через

призму

его

восприятия

окружающими, их оценку его индивидуально-личностных качеств, характерологических

особенностей, деловых, творческих и многих других способностей.

В команде каждый занимает свою нишу и выполняет определенную роль. В команде

происходит взаимное дополнение и взаимное замещение ее членов.

В педагогическом процессе воспитателю, учителю, педагогу важен процесс развития

личностных ресурсов своих воспитанников, реализации их потенциала. В этих целях

важно осуществлять грамотную помощь в самореализации детей и подростков, развития у

них

желания

пополнять

свои

знания

и

учиться

не

только

теоретически,

но

и

через

социально-полезные,

социально-культурные

и

другие

социально

ориентированные

практики.

Поэтому как педагогу, так и его ученикам следует знать приемы и методы, полезные

для успешного формирования личности и ее роста.

Подростковый возраст – это период самопознания, поэтому использование проективных

методик может проложить «мостик» между взрослым и ребенком при интерпретации и

обсуждении

результатов.

Интерпретация

результатов

рисуночного

теста

может

проводиться

в

информативно

фронтальном

формате,

а

обсуждение

иметь

личностно

ориентированный конфиденциальный характер.

Тематика рисуночного теста может удачно перекликаться с тренинговыми упражнениями

и интерактивными заданиями. В работе с подростками успешно используются рисуночные

тесты З. Королёвой «Говорящий рисунок», характерологические опросники и тесты на

определение темперамента, опубликованные в Справочнике психолога средней школы

Истратовой О.Н., Эксакусто Т.В.

Например, тест «Идущий человек» позволяет спроектировать через выполненное

задание собственную целеустремленность, а цветовая гамма рисунка, качество линий и

наполняемость сюжета отражает эмоциональное состояние автора его уверенность или

тревожность, открытость или отгороженность от мира и замкнутость. Конечно, это может

сочетаться с темпераментом человека, поэтому при обсуждении рисунков следующим

заданием может быть предложение пройти тест на выявление типа темперамента.

В контексте тематических занятий целесообразно использовать визуализированные

материалы, демонстрирующие «портрет» меланхолика, флегматика, сангвиника, холерика.

В

практических

заданиях

возможно

представить

для

определения

темперамента

персонажа

мультипликационных

фильмов,

кадры

из

художественных

фильмов

для

обсуждения конкретной сцены. Эти приемы стимулируют детей к высказыванию своего

мнения,

высказыванию

личностного

предположения,

что

положительно

влияет

на

формирование тех качеств, которые составляют задатки лидерства.

Рисуночный тест «Идущий человек»

Ваша целеустремленность

На этом рисунке изображен идущий человек, вернее,

только

его

силуэт.

Вам

надо

прорисовать

все

детали

внешности пешехода, а также создать ему необходимый

фон, четко обозначить его путь. Откуда и куда он идет? По

возможности

постарайтесь

дать

ответ

на

эти

вопросы

вашим рисунком.

Если

вы

ОСНОВНОЙ

УПОР

СДЕЛАЛИ

НА

ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА, тщательно прорисовав глаза, нос, рот,

брови и прочие детали внешности, то это говорит о вашем

желании всегда и во всем оставаться самим собой. Вы за

простоту

и

естественность,

ваши

жизненные

цели

не

выходят за пределы ваших возможностей.

Если вы ЯРЧЕ ВСЕГО ВЫДЕЛИЛИ ОДЕЖДУ ЧЕЛОВЕКА, то это значит, что вы –

дитя цивилизации, все ваши жизненные цели так или иначе связаны с вашим местом в

жизни, с карьерой и социальным статусом. Вы будите добиваться своих целей и, скорее

всего, добьетесь, чего хотите, но не потому, что вы настолько целеустремленный человек.

Просто ваши цели весьма обыденны и доступны: вокруг немало людей, желающих в

жизни того же, что и вы.

ПОЛ ЧЕЛОВЕКА говорит о том, какими средствами вы собираетесь добиваться

своих

целей.

Если

вы

НАРИСОВАЛИ

МУЖЧИНУ,

то

вы

сторонник

решительных

действий, активных поступков, вы предпочитаете делать дело, а не ждать удобного случая.

Вы грудью прокладываете дорогу к своей цели. Если же вы НАРИСОВАЛИ ЖЕНЩИНУ,

то это говорит о вашем умении просчитать все заранее, вы терпеливы и всегда знаете,

когда нужно начать действовать. Вы не будите кидаться в омут с головой, предпочтете

подождать удобного момента и тогда только вступить в бой и победить.

Если

вы

НАРИСОВАЛИ

В

РУКАХ

ЧЕЛОВЕКА

КАКИЕ-ТО

ПРЕДМЕТЫ

(КОРОМЫСЛО

С

ВЕДРАМИ,

ШЕСТ,

ДВЕ

СУМКИ

и

т.д.),

то

это

значит,

что

вы

постоянно сомневаетесь в себе и не верите в свои силы. Ваши жизненные цели время от

времени меняются, но вы неизменно возвращаетесь к тому, от чего ушли.

Если ВАШ ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО ШИРОКОЙ И РОВНОЙ ДОРОГЕ, то это говорит

о том, что вы целеустремленный и твердый в принципах человек, вы знаете, куда и зачем

идете.

Если ВАШ ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО КАНАТУ ИЛИ ПРОВОЛОКЕ, балансируя руками

или поддерживая равновесие с помощью шеста, то это значит, что вы готовы преодолеть

любые препятствия на своем пути, лишь бы достичь своей цели. Однако вы полагаетесь не

только на собственные силы, но и на поддержку своего окружения, ваших близких и

друзей.

Если ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ НЕТ ДОРОГИ, то есть вы нарисовали его на ровной

поверхности, например, в поле, то это значит, что вы еще не определились в своих

жизненных целях.

Диагностика типа темперамента

(Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова)

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств

«предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат

по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы.

1.

Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в

освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность

в

освоении

предметного

мира,

жажду

деятельности,

стремление

к

напряженному

умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и

активации,

нежелание

умственного

напряжения,

низкую

вовлеченность

в

процесс

деятельности.

2.

Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных

контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ

коммуникативная

эргичность,

потребность

в

социальном

контакте,

жажда

освоения

социальных

форм

деятельности,

стремление

к

лидерству,

общительность,

стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-

активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3.

Пластичность

– содержит

вопросы

о

степени

легкости

или

трудности

переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход

с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой,

стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм

поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4.

Социальная

пластичность

– содержит

вопросы,

направленные

на

выяснение

степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к

другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ

широкий

набор

коммуникативных

программ,

автоматическое

включение

в

социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в

процессе

общения,

наличие

большого

количества

коммуникативных

заготовок,

коммуникаивная импульсивность.

НЗ

трудность

в

подборе

форм

социального

взаимодействия,

низкий

уровень

готовности

к

вступлению

в

социальные

контакты,

стремление

к

поддерживанию

монотонных контактов.

5.

Темп или скорость – включает вопросы о быстроте моторно-дивгательных актов

при выполнении предметной деятельности.

ВЗ

высокий

темп

поведения,

высокая

скорость

выполнения

операций

при

осуществлении

предметной

деятельности,

моторно-двигательная

быстрота,

высокая

психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6.

Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных

характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ

речедвигательная

быстрота,

быстрота

говорения,

высокие

скорости

и

возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная

вербализация.

7.

Эмоциональность

– включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность,

чувствительность, чувствительность к неудачам на работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым,

планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги,

неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность

к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8.

Социальная эмоциональность – включает вопросы, касающиеся эмоциональной

чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность

к неудачам в общении.

НЗ

низкая

эмоциональность

в

коммуникативной

сфере,

нечувствительность

к

оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в

себе и ситуациях общения.

9.

«К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает

вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на

самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Процедура проведения методики

Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый

должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к

уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да»

или «нет» на бланке ответов.

Процедура опроса занимает от 1ч30мин до 2 ч на один класс: раздача вопросника и

бланков ответов -3-7 мин; чтение, инструкции – 6 мин; ответы на уточняющие вопросы –

7-10 мин, заполнение бланков – 1 ч – 1ч30 мин на один класс.

Обработка данных опросника

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с

«ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оцениванием в один

балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной

шкале, не подлежат рассмотрению.

ТЕКСТ опросника ОСТ

(детский вариант)

1.

Проворный ли ты человек?

2.

Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

3.

Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

4.

Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

5.

Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

6.

Задевают ли тебя замечания других людей?

7.

Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

8.

Хочется

ли

тебе

заняться

каким-либо

ответственным

делом

в

свободное

от

занятий время?

9.

В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает вою мысль?

10.

Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11.

Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

12.

Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

13.

Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14.

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

15.

Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и

большой сосредоточенности?

16.

Утомительно ли тебе быстро говорить?

17.

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно

глубоко?

18.

Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19.

Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

20.

Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

21.

Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в

разговоре?

22.

Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

23.

Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24.

Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25.

Легко ли тебе одновременно делать много дел?

26.

Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27.

Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее

от тебя много энергии?

28.

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29.

Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

30.

Легко ли тебе общаться с людьми?

31.

Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на

уроке?

32.

Все твои привычки хороши?

33.

Быстры ли твои движения?

34.

Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе

малознакомых людей?

35.

Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?

36.

Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?

37.

Разговорчивый ли ты человек?

38.

Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?

39.

Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

40.

Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

41.

Сильно

ли

ты

расстраиваешься,

когда

близкие

друзья

указывают

на

твои

недостатки?

42.

Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?

43.

Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?

44.

Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?

45.

Легко ли тебе с ходу, без особых раздумий, задавать вопросы?

46.

Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?

47.

Легко ли тебе переключиться на новое дело?

48.

Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?

49.

Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?

50.

Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?

51.

Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

52.

Если

ты

обещал

что-то

сделать,

всегда

ли

ты

выполняешь

свое

обещание,

независимо от того, можешь ты это или нет?

53.

Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

54.

Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

55.

Любишь ли ты быстрые игры?

56.

Много ли в твоей речи пауз?

57.

Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?

58.

Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет

заниматься каким-нибудь трудным делом?

59.

Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?

60.

Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

61.

Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?

62.

Любишь ли ты бывать в большой компании?

63.

Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

64.

Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?

65.

Злишься ли ты иногда по пустякам?

66.

Склонен ли ты делать много дел одновременно?

67.

Держишься ли ты свободно в большой компании?

68.

Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?

69.

Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?

70.

Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?

71.

Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?

72.

Быстро ли ты читаешь вслух?

73.

Ты иногда сплетничаешь?

74.

Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

75.

Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную

минуту?

76.

Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?

77.

Любишь ли ты выполнять дела в большом темпе?

78.

В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?

79.

Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

80.

Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?

81.

Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?

82.

Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?

83.

Обычно ты предпочитаешь легкую работу?

84.

Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?

85.

Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

86.

Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?

87.

Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

88.

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

89.

Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?

90.

Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?

91.

Склонен

ли

ты

преувеличивать

в

своем

воображении

неудачи,

связанные

с

учебой?

92.

Нравится ли тебе быстро говорить?

93.

Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?

94.

Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?

95.

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

96.

Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

97.

Сильно

ли

ты

волнуешься

из-за

ошибок,

которые

были

допущены

при

выполнении контрольной работы?

98.

Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?

99.

Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?

100.

Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими

людьми?

101.

Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?

102.

Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?

103.

Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?

104.

Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?

105.

Любишь ли ты подолгу оставаться один?

Ключи к ОСТ

1.

Шкала – эргичность

Ответ «да» - вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

«нет» - вопросы 27, 83, 103.

2.

Шкала – социальная эргичность

«да» - 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

«нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3.

Шкала – пластичность

«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

«нет» - 54, 59.

4.

Шкала – социальная пластичность

«да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

«нет» - 31, 81, 87, 93.

5.

Шкала – темп

«да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

«нет» - 29, 43, 70, 94.

6.

Шкала – социальный темп

«да» - 24, 37, 39, 51, 42, 92.

«нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7.

Шкала – эмоциональность

«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91 95, 97.

8.

Шкала – социальная эмоциональность

«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9.

Шкала – «К»

«да» - 32, 52, 89

«нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Литература:

1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.)/

Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512с., стр.146-154.

2.

Литература:

Королева З. «Говорящий рисунок»: 100 графических тестов. –

Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 304с., стр. 212-214.



В раздел образования