Напоминание

Применение коучинга как метода развития личностного потенциала молодого специалиста


Автор: Ситникова Лидия Викторовна
Должность: Председатель ЦМК Основ сестринского дела
Учебное заведение: ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение коучинга как метода развития личностного потенциала молодого специалиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение коучинга как метода развития личностного потенциала

молодого специалиста

Ситникова Л.В.

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

вопросы,

связанные

с

организацией системы коучинга как метода, направленного на активизацию

и реализацию личностного потенциала молодых специалистов, осознания

ими

возможностей

образовательной

среды

для

л и ч н о с т н о -

профессионального

развития

и

преодоления

проблем

на

этапе

профессиональной адаптации.

Ключевые

слова:

адаптация,

коучинг,

коуч,

молодой

специалист,

педагогическое сообщество, профессиональное становление.

Современный

этап

общественного

развития

характеризуется

стремительными изменениями во всех сферах жизни, что требует от каждого

субъекта не только высокого уровня профессионализма деятельности, но и

профессионализма

личности.

Именно

это

обеспечивает

человеку

возможность

четко

определять

цели

личностного

становления,

решать

профессиональные

задачи

в

соответствии

с

требованиями

и

вызовами

времени,

выбирать

способы

взаимодействия

с

другими

представителями

профессионального сообщества и методы разрешения факторов риска в этом

процессе.

Если говорить о человеке как субъекте профессиональной деятельности,

общения и познания, то стоит обратить внимание на представителей тех

профессий, где требования к личности и его деятельности постоянно растут.

Существующие

исследования

показывают,

что

это,

прежде

всего,

представители медицинского и педагогического сообщества. И с этим фактом

трудно не согласиться, т.к. медицинские работники призваны отвечать за

жизнь человека, его здоровье, а педагоги за формирование и становление его

личности.

В

контексте

заявленной

темы

мы

будем

говорить

о

преподавателях,

которые

сегодня

решают

важную

задачу,

связанную

с

подготовкой

1

конкурентоспособной, стрессоустойчивой, активной личности, обладающей

набором социально одобряемых качеств.

Безусловно,

достижение

поставленной

цели

зависит

от

целого

ряда

условий и факторов, среди которых важное место занимает такое условие как

уровень

сформированности

личностно-профессиональной

компетентности

преподавателя.

Следует отметить, что в тех случаях, когда решением поставленных

целей и задач занимаются преподаватели, имеющие достаточно большой

педагогический

опыт,

высокий

уровень

педагогического

мастерства

и

профессионализма

личности,

то

достижение

конечного

результата

происходит

более

эффективно.

Но,

как

известно,

педагогический

состав

любого

образовательного

учреждения

неоднороден

и

по

стажу

и

приобретенному опыту деятельности. Особую группу представляют молодые

преподаватели, которые находятся на этапе профессиональной адаптации. И

они, несмотря на отсутствие опыта, должны в соответствии с требованиями

профессии

вместе

с

другими

педагогами

выполнять

социальный

заказ

общества по подготовке будущего специалиста. Практика показывает, что не

все из них могут успешно выполнять все предписанные функции и решать

поставленные задачи.

Во

многих

исследованиях

отмечается,

что

вне

зависимости

от

вида

профессиональной

деятельности

на

первом

этапе

профессионального

становления (1-3 года профессионального самоосуществления), как правило,

происходит освоение новой социальной роли. И в этом процессе начинают

возникать,

формироваться

и

развиваться

профессионально

значимые

личностные

качества

(ПЗЛК),

индивидуальный

стиль

деятельности,

профессиональные позиции, требуемые компетенции и пр. (В.С. Агапов, А.А.

Деркач, В.Г. Зазыкин, Ю.П. Поваренков и др.).

И даже в тех случаях, когда молодой специалист обладает набором

способностей,

необходимых

для

конкретной

профессии,

важно

2

актуализировать тот личностный потенциал, который позволит ему успешно

освоить этап профессиональной адаптации, остаться в профессии и проявить

полную

субъектность

на

последующих

этапах

профессионального

становления.

Особенно

это

важно

для

профессий

системы

«человек

-

человек», в частности, для педагогической профессии, т.к. профессиональные

ошибки

могут

оказать

негативное

влияние

на

судьбу

другого

человека,

оказывают нельзя.

Все это обусловливает необходимость постановки проблемы, связанной с

оказанием адресной помощи молодым педагогам на этапе их вхождения в

профессию, основная суть которой заключается в активизации и развитии их

личностного потенциала.

Существующие исследования и практика показывают, что решить эту

проблему можно посредством организации наставничества или, как сегодня

стали говорить, профессионального коучинга. Остановимся более подробно

на анализе этих феноменов и попытаемся определить их содержание.

Если говорить о феномене «наставничества», то следует отметить, то

наставничество

имеет

давние

традиции.

Основные

функции

наставника

заключаются

в

следующем:

адаптация,

обучение,

пример,

помощь,

консультирование, установление обратной связи, оценивание (Гичан И.С.,

1983; Данч И., 1985; Эльконин Д.Б., 1994; Чарина Е.В., 2004; Рудь О.В., 2015)

[1; 3].

Как видно, наставник – это, прежде всего, друг и учитель, а главное его

назначение – обучение молодого специалиста, чаще всего на собственном

примере.

Сегодня

при

подготовке

молодых

специалистов

стал

широко

применяться коучинг (Данилова А., Самоукина Н., Савкин А., Туркулец Н. и

др.).

3

Понятие «коучинг» было введено в научный контекст в начале 90-х

годов

Джоном

Уитмором

и

дословно

переводится

следующим

образом:

наставлять, тренировать, воодушевлять.

В

современных

научных

исследованиях

коучинг

понимается

как:

специальная деятельность, направленная на развитие потенциалов человека

или

группы;

поддержка

процессов

позитивных

изменений

в

человеке

посредством

максимизации его возможностей и минимизации негативных

воздействий на него из вне; прогрессирующее взаимоотношение, которое

фокусируется на том, что клиент предпринимает действия, направленные на

реализацию своего видения, своих целей или желаний (Огнев А.С., 003;

Самоукина Н.В., Туркулец Н.А., 2005; Дауни М., 2008; Майлз Д., 2015).

Из этих определений правомерно сделать вывод о том, что коучинг

один из тех методов, который может применяться для оказания помощи в

развитии

личности,

актуализации

ее

потенциальных

возможностей

относительно

любых

областей

жизни:

бизнес,

карьера,

межличностные

отношения, образование и пр.

Некоторые

исследователи

разделяют

профессиональный

и

психологический

коучинг.

И,

если

первый

связан

с

задачами

профессионального

роста

и

развития,

то

психологический

коучинг

понимается

как

процесс

построения

внутренней

психотехники

существования

человека,

формирования

его

ответственности

за

себя,

осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и факторами,

препятствующими личностному развитию, как способность к позитивному

самовосприятию и пр. [2, с. 12].

И здесь возникает еще одно понятие – «коуч». Коуч – это опытный

специалист, который не только владеет необходимыми умениями и навыками,

но и способен рассмотреть скрытые возможности молодого специалиста,

обучаемого, оказать помощь в определении вектора личностного развития.

4

При

этом

главной

задачей

коуча

является

освобождение

потенциалов,

скрытых в каждом молодом специалисте [4, с.16].

В связи с этим важно акцентировать внимание еще на одной важной

проблеме – подбор опытных профессионалов, готовых к выполнению роли

коуча, т.к. эта роль требует от профессионала (кроме наличия определенных

знаний,

умений

и

навыков)

наличия

высокого

уровня

психолого-

педагогической и социальной компетентности.

Наличие в образовательном учреждении таких специалистов позволит

подготовить

достойную

смену

для

педагогического

сообщества,

сформировать у молодых специалистов психологическую готовность решать

сложные задачи педагогической профессии и видеть перспективы своего

личностно-профессионального развития.

Практика

показывает,

что

молодые

преподаватели,

действительно

испытывают

множество

проблем

на

этапе

вхождения

в

профессию.

Собственное исследование показало, что для них характерны следующие

трудности:

организация

методической

работы;

общение

с

обучаемыми;

сложности в общении с родителями обучаемых.

Наибольшие

проблемы

молодые

преподаватели

испытывали

при

организации методической работы, что позволяет вести речь об организации

профессионального коучинга. С целью минимизации факторов риска в этом

направлении в образовательном учреждении силами наставников и коучей

могут быть организованы: открытые занятия; мастер-классы; олимпиады,

конкурсы для молодых преподавателей и пр. Хорошо зарекомендовала себя и

такая форма работы в образовательных учреждениях как «Школа молодого

преподавателя».

Полученные

данные

показали,

что

не

меньшее

значение

имеют

затруднения,

связанные

с

межличностным

взаимодействием

молодых

преподавателей с другими субъектами образовательной среды – с учащимися

и их родителями. В этом случае необходимо вести речь о психологическом

5

коучинге,

который

предполагает

организацию

сотрудничества

и

сопровождения

личности

педагога

на

всем

этапе

профессиональной

адаптации.

Именно

такая

форма

деятельности

позволяет

молодому

специалисту успешно адаптироваться к новым условиям, актуализировать

свои

скрытые

возможности

и

потенциалы

среды,

способствующие

повышению профессиональных знаний, формированию личностных качеств,

востребованных в профессии, пережить личностный или профессиональный

кризис,

построить

позитивные

межличностные

отношения

с

другими,

обрести свою личностно-профессиональную позицию и наметить успешную

стратегию личностно-профессионального развития.

Реальную помощь в решении этих проблем могут оказать специалисты

психолого-педагогических

и

методических

служб,

осуществляющих

психологическую

помощь

и

педагогическую

поддержку

при

решении

актуальных задач профессионального становления.

Проведенный

анализ

позволяет

сделать

вывод

о

необходимости

использования

комплекса

мероприятий,

обеспечивающих

успешное

вхождение

молодых

преподавателей

в

профессию,

их

адаптацию

к

требованиям профессии и новой социальной роли. Одним из эффективных

методов

преодоления

проблем

профессионального

становления

молодых

специалистов

на

этапе

профессиональной

адаптации,

актуализации

и

развития

лично стного

потенциала

правомерно

р а с с м ат р и ват ь

профессиональный и психологический коучинг.

Литература:

1.

Рудь

О.В.

Психологическое

сопровождение

наставников

рабочей

молодежи

в

условиях

промышленного

производства

[Текст]:

Дисс.

…к-а

психол. наук / О.В. Рудь.Таганрог, 2015. 231с.

2. Самоукина, Н.В. Ваш проводник в мире бизнеса / Н. Самоукина, Н. Туркулец, Н.

Коучинг. - СПб.: Питер, 2004. -192 с.

3. Чарина Е.В. Отношение в системе «Наставник – молодой специалист»

в процессе профессионализации [Текст]: Дисс. …д-ра психол. наук / Е.В.

Чарина. М., 2004. 160 с.

4. Эрик, Парслоу Коучинг в обучении. Практические методы и техники / Парслоу

6

Эрик, Рэй Моника. - СПб: Питер, 2003. – 204 с.

7



В раздел образования