Автор: Ситникова Лидия Викторовна
Должность: Председатель ЦМК Основ сестринского дела
Учебное заведение: ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение коучинга как метода развития личностного потенциала молодого специалиста
Раздел: среднее профессиональное
Применение коучинга как метода развития личностного потенциала
молодого специалиста
Ситникова Л.В.
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
вопросы,
связанные
с
организацией системы коучинга как метода, направленного на активизацию
и реализацию личностного потенциала молодых специалистов, осознания
ими
возможностей
образовательной
среды
для
л и ч н о с т н о -
профессионального
развития
и
преодоления
проблем
на
этапе
профессиональной адаптации.
Ключевые
слова:
адаптация,
коучинг,
коуч,
молодой
специалист,
педагогическое сообщество, профессиональное становление.
Современный
этап
общественного
развития
характеризуется
стремительными изменениями во всех сферах жизни, что требует от каждого
субъекта не только высокого уровня профессионализма деятельности, но и
профессионализма
личности.
Именно
это
обеспечивает
человеку
возможность
четко
определять
цели
личностного
становления,
решать
профессиональные
задачи
в
соответствии
с
требованиями
и
вызовами
времени,
выбирать
способы
взаимодействия
с
другими
представителями
профессионального сообщества и методы разрешения факторов риска в этом
процессе.
Если говорить о человеке как субъекте профессиональной деятельности,
общения и познания, то стоит обратить внимание на представителей тех
профессий, где требования к личности и его деятельности постоянно растут.
Существующие
исследования
показывают,
что
это,
прежде
всего,
представители медицинского и педагогического сообщества. И с этим фактом
трудно не согласиться, т.к. медицинские работники призваны отвечать за
жизнь человека, его здоровье, а педагоги за формирование и становление его
личности.
В
контексте
заявленной
темы
мы
будем
говорить
о
преподавателях,
которые
сегодня
решают
важную
задачу,
связанную
с
подготовкой
1
конкурентоспособной, стрессоустойчивой, активной личности, обладающей
набором социально одобряемых качеств.
Безусловно,
достижение
поставленной
цели
зависит
от
целого
ряда
условий и факторов, среди которых важное место занимает такое условие как
уровень
сформированности
личностно-профессиональной
компетентности
преподавателя.
Следует отметить, что в тех случаях, когда решением поставленных
целей и задач занимаются преподаватели, имеющие достаточно большой
педагогический
опыт,
высокий
уровень
педагогического
мастерства
и
профессионализма
личности,
то
достижение
конечного
результата
происходит
более
эффективно.
Но,
как
известно,
педагогический
состав
любого
образовательного
учреждения
неоднороден
и
по
стажу
и
приобретенному опыту деятельности. Особую группу представляют молодые
преподаватели, которые находятся на этапе профессиональной адаптации. И
они, несмотря на отсутствие опыта, должны в соответствии с требованиями
профессии
вместе
с
другими
педагогами
выполнять
социальный
заказ
общества по подготовке будущего специалиста. Практика показывает, что не
все из них могут успешно выполнять все предписанные функции и решать
поставленные задачи.
Во
многих
исследованиях
отмечается,
что
вне
зависимости
от
вида
профессиональной
деятельности
на
первом
этапе
профессионального
становления (1-3 года профессионального самоосуществления), как правило,
происходит освоение новой социальной роли. И в этом процессе начинают
возникать,
формироваться
и
развиваться
профессионально
значимые
личностные
качества
(ПЗЛК),
индивидуальный
стиль
деятельности,
профессиональные позиции, требуемые компетенции и пр. (В.С. Агапов, А.А.
Деркач, В.Г. Зазыкин, Ю.П. Поваренков и др.).
И даже в тех случаях, когда молодой специалист обладает набором
способностей,
необходимых
для
конкретной
профессии,
важно
2
актуализировать тот личностный потенциал, который позволит ему успешно
освоить этап профессиональной адаптации, остаться в профессии и проявить
полную
субъектность
на
последующих
этапах
профессионального
становления.
Особенно
это
важно
для
профессий
системы
«человек
-
человек», в частности, для педагогической профессии, т.к. профессиональные
ошибки
могут
оказать
негативное
влияние
на
судьбу
другого
человека,
оказывают нельзя.
Все это обусловливает необходимость постановки проблемы, связанной с
оказанием адресной помощи молодым педагогам на этапе их вхождения в
профессию, основная суть которой заключается в активизации и развитии их
личностного потенциала.
Существующие исследования и практика показывают, что решить эту
проблему можно посредством организации наставничества или, как сегодня
стали говорить, профессионального коучинга. Остановимся более подробно
на анализе этих феноменов и попытаемся определить их содержание.
Если говорить о феномене «наставничества», то следует отметить, то
наставничество
имеет
давние
традиции.
Основные
функции
наставника
заключаются
в
следующем:
адаптация,
обучение,
пример,
помощь,
консультирование, установление обратной связи, оценивание (Гичан И.С.,
1983; Данч И., 1985; Эльконин Д.Б., 1994; Чарина Е.В., 2004; Рудь О.В., 2015)
[1; 3].
Как видно, наставник – это, прежде всего, друг и учитель, а главное его
назначение – обучение молодого специалиста, чаще всего на собственном
примере.
Сегодня
при
подготовке
молодых
специалистов
стал
широко
применяться коучинг (Данилова А., Самоукина Н., Савкин А., Туркулец Н. и
др.).
3
Понятие «коучинг» было введено в научный контекст в начале 90-х
годов
Джоном
Уитмором
и
дословно
переводится
следующим
образом:
наставлять, тренировать, воодушевлять.
В
современных
научных
исследованиях
коучинг
понимается
как:
специальная деятельность, направленная на развитие потенциалов человека
или
группы;
поддержка
процессов
позитивных
изменений
в
человеке
посредством
максимизации его возможностей и минимизации негативных
воздействий на него из вне; прогрессирующее взаимоотношение, которое
фокусируется на том, что клиент предпринимает действия, направленные на
реализацию своего видения, своих целей или желаний (Огнев А.С., 003;
Самоукина Н.В., Туркулец Н.А., 2005; Дауни М., 2008; Майлз Д., 2015).
Из этих определений правомерно сделать вывод о том, что коучинг
один из тех методов, который может применяться для оказания помощи в
развитии
личности,
актуализации
ее
потенциальных
возможностей
относительно
любых
областей
жизни:
бизнес,
карьера,
межличностные
отношения, образование и пр.
Некоторые
исследователи
разделяют
профессиональный
и
психологический
коучинг.
И,
если
первый
связан
с
задачами
профессионального
роста
и
развития,
то
психологический
коучинг
понимается
как
процесс
построения
внутренней
психотехники
существования
человека,
формирования
его
ответственности
за
себя,
осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и факторами,
препятствующими личностному развитию, как способность к позитивному
самовосприятию и пр. [2, с. 12].
И здесь возникает еще одно понятие – «коуч». Коуч – это опытный
специалист, который не только владеет необходимыми умениями и навыками,
но и способен рассмотреть скрытые возможности молодого специалиста,
обучаемого, оказать помощь в определении вектора личностного развития.
4
При
этом
главной
задачей
коуча
является
освобождение
потенциалов,
скрытых в каждом молодом специалисте [4, с.16].
В связи с этим важно акцентировать внимание еще на одной важной
проблеме – подбор опытных профессионалов, готовых к выполнению роли
коуча, т.к. эта роль требует от профессионала (кроме наличия определенных
знаний,
умений
и
навыков)
наличия
высокого
уровня
психолого-
педагогической и социальной компетентности.
Наличие в образовательном учреждении таких специалистов позволит
подготовить
достойную
смену
для
педагогического
сообщества,
сформировать у молодых специалистов психологическую готовность решать
сложные задачи педагогической профессии и видеть перспективы своего
личностно-профессионального развития.
Практика
показывает,
что
молодые
преподаватели,
действительно
испытывают
множество
проблем
на
этапе
вхождения
в
профессию.
Собственное исследование показало, что для них характерны следующие
трудности:
организация
методической
работы;
общение
с
обучаемыми;
сложности в общении с родителями обучаемых.
Наибольшие
проблемы
молодые
преподаватели
испытывали
при
организации методической работы, что позволяет вести речь об организации
профессионального коучинга. С целью минимизации факторов риска в этом
направлении в образовательном учреждении силами наставников и коучей
могут быть организованы: открытые занятия; мастер-классы; олимпиады,
конкурсы для молодых преподавателей и пр. Хорошо зарекомендовала себя и
такая форма работы в образовательных учреждениях как «Школа молодого
преподавателя».
Полученные
данные
показали,
что
не
меньшее
значение
имеют
затруднения,
связанные
с
межличностным
взаимодействием
молодых
преподавателей с другими субъектами образовательной среды – с учащимися
и их родителями. В этом случае необходимо вести речь о психологическом
5
коучинге,
который
предполагает
организацию
сотрудничества
и
сопровождения
личности
педагога
на
всем
этапе
профессиональной
адаптации.
Именно
такая
форма
деятельности
позволяет
молодому
специалисту успешно адаптироваться к новым условиям, актуализировать
свои
скрытые
возможности
и
потенциалы
среды,
способствующие
повышению профессиональных знаний, формированию личностных качеств,
востребованных в профессии, пережить личностный или профессиональный
кризис,
построить
позитивные
межличностные
отношения
с
другими,
обрести свою личностно-профессиональную позицию и наметить успешную
стратегию личностно-профессионального развития.
Реальную помощь в решении этих проблем могут оказать специалисты
психолого-педагогических
и
методических
служб,
осуществляющих
психологическую
помощь
и
педагогическую
поддержку
при
решении
актуальных задач профессионального становления.
Проведенный
анализ
позволяет
сделать
вывод
о
необходимости
использования
комплекса
мероприятий,
обеспечивающих
успешное
вхождение
молодых
преподавателей
в
профессию,
их
адаптацию
к
требованиям профессии и новой социальной роли. Одним из эффективных
методов
преодоления
проблем
профессионального
становления
молодых
специалистов
на
этапе
профессиональной
адаптации,
актуализации
и
развития
лично стного
потенциала
правомерно
р а с с м ат р и ват ь
профессиональный и психологический коучинг.
Литература:
1.
Рудь
О.В.
Психологическое
сопровождение
наставников
рабочей
молодежи
в
условиях
промышленного
производства
[Текст]:
Дисс.
…к-а
психол. наук / О.В. Рудь.Таганрог, 2015. 231с.
2. Самоукина, Н.В. Ваш проводник в мире бизнеса / Н. Самоукина, Н. Туркулец, Н.
Коучинг. - СПб.: Питер, 2004. -192 с.
3. Чарина Е.В. Отношение в системе «Наставник – молодой специалист»
в процессе профессионализации [Текст]: Дисс. …д-ра психол. наук / Е.В.
Чарина. М., 2004. 160 с.
4. Эрик, Парслоу Коучинг в обучении. Практические методы и техники / Парслоу
6
Эрик, Рэй Моника. - СПб: Питер, 2003. – 204 с.
7