Автор: Букина Елена Викторовна Должность: учитель- логопед Учебное заведение: МАДОУ детский сад 137 Населённый пункт: г.Златоуст Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: слоговая структура слова Раздел: дошкольное образование
1. Двухсложные слова из открытых слогов
(1 –й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 1– го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
учить однословно отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку,
упражнять в простейшем слоговом синтезе,
упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя» с сущ. женского рода,
учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
Упражнение «Узнай кто это?»
Перед ребенком 5 сюжетных картинок, проговорить предложения, затем задать вопросы.
Мама купает Вову. Кто купает Вову? Мама.
Папа рубит дрова. Кто рубит дрова? Папа.
Дядя идет домой. Кто идет домой? Дядя.
Баба ведет внучку. Кто ведет внучку? Баба.
Няня гуляет с детьми. Кто гуляет с детьми? Няня.
Упражнение «Конец слова за тобой».
Логопед, бросая мяч, произносит первый слог.
Ребенок – второй слог, затем называет слово полностью.
Но ТА нота ба НЯ баня ка ТЯ Катя
Ва вата ня няня пе Петя
Да дата ды дыня ви Витя
Ха хата то Тоня ми Митя
Мя мята ду Дуня и ДИ иди
Би бита а Аня бу буди
Фа фата ма Маня ве веди
Ва Ваня гу гуди
Та Таня хо ходи
Упражнение «Найди и назови».
Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько и назовешь их.
А) с окончанием – И Б) с окончанием – Ы
Муха – мухи дуб – дубы
Дыня – дыни кот – коты
Конь – кони нота – ноты
Мак – маки кит – киты
Тень – тени ива – ивы
Ель – ели липа – липы
Дуга – дуги хата – хаты
Ребенок – дети Человек – люди
Бык – быки
Упражнение «Выполни команду».
Логопед показывает сюжетную картинку и говорит:
Вариант 1
Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи что ты делаешь.
Я иду. Я бегу. Я дую. Я мою. Я пою. Я пилю. Я веду (Петю)
Вариант 2
Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что
делаешь.
Иди – иду Беги – бегу Дуй – дую
Дай мяч – даю Мой руки – мою Веди Петю – веду
Пили – пилю
Упражнение «Чего не стало?»
Перед ребенком 5 картинок, внимательно рассмотри и запомни предметы, изображенные на них,
закрой глаза : Чего (кого) не стало?
Мака, дома, кота, кита, быка.
Упражнение «Выбери картинку».
(дядя, ива, дыня, мыло, духи, муха, вата) логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет
названия предметов, изображенных на них. Отбери предметы, о которых можно сказать «моя».
Моя ива, моя дыня, моя муха, моя вата.
Упражнение «Узнай кто (что) это».
Внимательно рассмотри картинки, угадай и скажи о каком предмете идет речь.
Мыльная, белая (что?) пена Голубое, безоблачное (что?) небо
Мягкая, пушистая (что?) вата Льется, журчит (что?) вода
Летает, дужжит (кто?) муха Растет, зеленее6т (что?) ива
Упражнение «Закончи предложение».
Показать сюжетные (предметные) картинки.
Закончи предложение словом, подходящим по смыслу.
Дети смотрят (что?) кино Маме подарили (что?) духи
Из крана течет (что?) вода Аня купила (что?) кофе
После весны наступает (что?) лето
Упражнение «Подскажи словечко».
Ребенок добавляет «кот» в стихотворение,
изменяя его по смыслу.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый … кот.
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от … кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к … коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного … кота,
Убежит скорее в дом,
Чтоб не встретиться с … котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о … коте.
Упражнение «Кого ты видел в зоопарке?»
Животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. показать картинки, назвать животных, ответить
на вопрос логопеда.
Это конь. Кого ты видел в зоопарке? Коня.
Это бык. Кого ты видел в зоопарке? Быка.
Это пони. Кого ты видел в зоопарке? Пони.
Это пума. Кого ты видел в зоопарке? Пуму.
Упражнение «Запомни и повтори».
Повторить стихотворение – по 2 строчки, потом по 4.
Тома дома? Дома Дима.
Дома Тома. Дома Катя,
Тёма дома? Надя, Лида,
Дома Тёма. Петя, Федя
Дома Тима, И Никита.
Закрепление слов слоговой структуры 1 – го типа.
Было лето. Дома тихо. Мама дома.
Моё имя … У мамы дети. Дети тихо пели.
Мама вела Вову. Кате дали мыло. Вове дали меду.
Дома мало воды. Дети пили кофе. Иди, Таня, тихо.
Беги мимо дома. Коля, пили липу. Люби, Ваня, маму.
Дети были на лугу. Кони были на лугу. Быки были на поле.
Коля, не буди папу. Ходи тихо, не беги. Мама дала Кате дыню.
Папа, тебе надо меду? На ноге у коня муха. Папа и Витя были дома.
Аня и Ваня пили воду. Таня, купи муку и кофе. У мамы дети – Вова и Катя.
На фото мама, папа и дети.
2. Трехсложные слова из закрытых слогов
(2 –й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 2– го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
упражнять в слоговом синтезе,
учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу,
упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов,
упражнять в различении и практическом применении глаголов мн. числа прошедшего времени,
развивать логическое мышление,
учить образовывать притяжательные прилагательные,
формировать навык элементарного слогового анализа.
Упражнение «Какое слово получилось?»
Побе ДА победа бина КА кабина лено ПО полено
Пома помада лина калина лина Полина
Пого погода нава канава ляна поляна
Као какао беда победа
Юта каюта года погода
Мада помада
Упражнение «Игра с мячом».
Бросая мяч, назвать сущ. в ед. числе, ребенок, возвращая мяч произносит слово во мн. числе.
А) с окончанием – Ы Б) с окончанием – И
Помада – помады филин - филины кубик – кубики веник - веники
Минута – минуты кабан – кабаны пудель – пудели паук – пауки
Мода – моды пион – пионы петух – петухи тюлень – тюлени
Поляна – поляны буфет – буфеты педаль – педали олень – олени
Канава – канавы батон – батоны медаль – медали лебедь – лебеди
Вагон – вагоны бутон – бутоны домик – домики
Банан – бананы диван – диваны
Букет – букеты бидон – бидоны
Билет – билеты томат – томаты
Упражнение «К то у кого?»
Показать сюжетные картинки.
Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай.
У кошки – котята. У утки – утята.
У коровы – телята. У гусыни – гусята.
Упражнение «Закончи предложение».
А) образование глаголов по демонстрации действия. Логопед демонстрирует действие и произносит
начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
Воду в чашку … налили. Воду из чашки … вылили. Цветы водой … полили.
Б) завершение предложения со словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и
вопросы логопеда.
Дети воду в лейку (что сделали?) … налили.
Мальчики водой цветы (что сделали?) … полили.
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) … вылили.
Зимой ребята каток водой (что сделали?) … залили.
( мыли, умыли, помыли, вымыли).
Упражнение «Покажи и назови».
Парные сюжетные картинки – догадаться о какой из них идет речь.
Затем назвать действие, изображенное на других картинках.
Бегала – бегали Лепила – лепили Ходила – ходили
Копала – копали Болела – болели Катала – катали
Давала – давали Думала – думали Гуляла - гуляли
Упражнение «Кого ты видел?»
Это олень. Кого ты видел? Оленя. Это тюлень. Кого ты видел? Тюленя.
Это филин. Кого ты видел? Филина. Это енот. Кого ты видел? Енота
Это кабан. Кого ты видел? Кабана. Это лебедь. Кого ты видел? Лебедя.
Это паук. Кого ты видел? Паука. Это хомяк. Кого ты видел? Хомяка.
Это удод. Кого ты видел? Удода. Это макака. Кого ты видел? Макаку.
Упражнение «Слушай и называй».
Назвать обобщающее слово и ряд слов.
Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.
Ягоды: дыня, малина , мак. Мебель: дом, комната, диваны .
Овощи: томаты , липа, мука. Фрукты: какао, лилии, лимоны . Цветы: липа, пионы , малина.
Упражнение «Назови слово правильно».
Логопед называет картинку, медленно и четко произносит словосочетания.
Ребенок, услышав правильное название предмета, должен хлопнуть в ладоши.
Тонема, номета, монета. Покыто, топыко, копыто . Беледи, лебеди , дебели.
Номидо, мидино, домино . Тупехи, хетупи, петухи . Гумага, магабу, бумага .
Упражнение
«Что ты делаешь?»
Представь, что на картинках (сюжетные) нарисован ты.
Скажи что ты делаешь.
Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю.
Я думаю. Я падаю. Я бегаю. Я кидаю.
Упражнение «Скажи наоборот».
Подбери слова с противоположным значением. Острая лопата – тупая лопата.
Домашние гуси – дикие гуси. Гладкая бумага – мятая бумага.
Громкая музыка – тихая музыка. Старая панама – новая панама.
Близко – далеко. Направо – налево.
Упражнение «Так бывает или нет?» (пары картинок)
Кабаны – поляна Ягоды – калина Кубики – диван Лимоны – буфет Монеты - комод
Положить одну картинку на другую и составить словосочетание с предлогом «НА», отвечая на
вопрос: Кто (что) на чем? Одновременно анализируя логичность ситуации: «Так бывает?»
Кабаны на поляне. Ягоды на калине. …
Упражнение «Что делали метели».
Послушай стихотворение и ответь на вопрос: Что делали метели?
Зимой над лугами летели метели . Летели.
У дома завыли , на поле гудели . Завыли, гудели.
Напели метели мотивы зимы. Напели.
И кутали снегом поля до весны. Кутали. (выучить)
Упражнение «Чьи вещи?»
Логопед показывает сюжетные картинки, произносит предложение и задает вопрос.
Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада.
У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали.
У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики.
У тети утята. Это чьи утята? Это тетины утята.
У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты.
У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты.
У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага.
У дяди пагоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны.
Упражнение «Назови по другому».
Логопед называет картинки, объясняет значение малознакомых слов.
Пилюля – овальная таблетка. Каюта – комната на корабле. Галеты – сухое, несладкое печенье.
Замените слова в предложении с опорой на картинку.
Пете дали овальные таблетки … пилюли.
На корабле уютные комнаты … каюты.
Дети купили лимоны и сухое, несладкое печенье … галеты.
Упражнение «Узнай слово по гласным».
2 картинки, уточнить названия предметов.
Отгадай и скажи слова, в которых есть эти гласные звуки.
_а_а_а, _у_и_и – панама, кубики, _а_о_ы, _и_о_ы – вагоны, лимоны, _ау_и, _а_и_а, - пауки, кабина.
Упражнение «найди лишнее слово».
Медленно и четко произнести ряд из 4 слов.
Ребенок называет слово,которое отличается от остальных.
Канава – канава – какао – канава Минута – монета – минута – минута
Утенок – утенок – утенок – котенок Калина – малина – малина – малина
Колено – колено – колено – полено Полина – Галина – Полина – Полина
Панама – панама – помада - панама
Закрепление слов слоговой структуры 2 – го типа.
У хаты тополя. Мы видели филина. У дома пели петухи.
Лилии и пионы увяли. Бабуля выпила пилюли. У Полины новая помада.
На поляне гуляли олени. Катя и Вова вымыли ягоды. Дима и Петя удили налима.
Коля и Толя ходили на охоту. Мама и няня купали Полину. До обеда мы гуляли на поляне.
Полина и Елена копали канаву. Полина и Никита лепили лебедя. На камине дети увидели паука.
У Никиты болело левое колено. У дома малина, лилии и пионы. Таня и Катя полили пионы и томаты.
3. односложные слова из закрытого слога
(3 й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 3– го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с сущ. мужского рода,
учить определять предмет по существенным признакам или действиям, учить подбирать
рифмующиеся слова,
развивать слуховое и логическое мышление,
формировать целостное восприятие предмета.
Упражнение «Договори слово».
Вариант 1 Вариант 2
До М дом М ак мак
Да дам ай май
Ды дым ель мель
Ко ком ох мох
Га гам ыть мыть
Та там ать мать
Упражнение «Назови один предмет».
Логопед, бросая мяч, называет сущ. мн. числа.
Ребенок, возвращая мяч, называет сущ. ед. числа.
Коты – кот Киты – кит Быки – бык Дубы – дуб
Кони – конь Бои – бой Века – век Дома – дом
Меха – мех Тени – тень Дни – день Пни – пень
Упражнение «Что ты запомнил?»
Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок (бак, люк, дым, мох, мед, лев).
Рассмотри эти предметы, запомни их, а потом назови то , что запомнил.
Упражнение «Выбери картинку».
Раскладывая картинки, уточнить названия предметов, род слова «тюль». Отобрать картинки, о
которых можно сказать «мой».
Мой мед, мой мех, мой тюль, мой лед, мой пух, мой пень.
Упражнение «Скажи наоборот».
Да – нет Ночь – день Взять – дать
Север – юг Верх - низ
Упражнение «Узнай по описанию».
Рассмотри картинки, отгадай и скажи о каком предмете идет речь.
Ветвистая, высокая, колючая … ель.
Старый, кирпичный, двухэтажный … дом.
Грозный, большой, с лохматой гривой … лев.
Большой, круглый, снежный … ком.
Белый, легкий, птичий … пух.
Упражнение «Лабиринт».
Логопед читает фразы, ребенок прослеживает лению глазами и находит ее конец. Логопед читает
слово, ребенок повторяет его, произносит предложение полностью.
У мамы мак (У Тани мак).
У папы пень (У дома пень).
У Тани тень (У дуба тень).
У дуба фен (У мамы фен).
У дома конь (У папы конь).
Упражнение «Отгадай загадки».
Отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким – либо словом загадки
Зеленеет даль полей Этот зверь живет лишь дома С подстриженной гривой
Запевает соловей С этим зверем все знакомы Он скачет ретиво,
В белый цвет оделся сад У него усы как спицы, Чуть шпорами тронь,
Пчелы первые летят Он мурлыча, песнь поет, Кто же это? (конь)
Гром грохочет. Угадай, Только мышь его боится …
Что за месяц это? (май) Угадали? Это … (кот)
Упражнение «Назови 5 предметов».
Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где 5 таких предметов и назовешь их.
Муха – 5 мух Липа – 5 лип Дыня – 5 дынь Нота – 5 нот
Баня – 5 бань Хата – 5 хат Няня – 5 нянь Ива – 5 ив
Упражнение «Сложи картинку и назови другим словом».
Некоторые предметы можно назвать разными словами. Например – дом – здание.
Логопед делит разрезные картинки – одна часть себе, другая ребенку и называя слово, предлагает
ребенку найти вторую часть, сложить картинки и назвать изображенный на ней предмет по другому.
Здание – дом Лошадь – конь Книга – том Дорога – путь Битва – бой
4. Двухсложные слова с закрытым слогом
(4 – й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 4 – го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
Формировать навыки звукового синтеза,
Учить различать имена сущ., обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы,
Упражнять в практическом применении глаголов 3 го лица множ. числа настоящего времени,
Упражнять в практическом применении глаголов ед. числа будущего времени,
Учить согласовывать речь с имитацией движения,
Учить образовывать притяжательные прилагательные,
Уточнить лексическое значение слов-омонимов,
Учить отгадывать загадки,
Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку, развивать образное восприятие предмета
и логическое мышление.
Упражнение «Какое слово получилось?»
Ребенок, бросая мяч, произносит первый слог.
Логопед говорит второй и просит ребенка назвать слово.
КА меннь камень БУ кет букет БА лет балет ЛИ Вень ливень
Мин камин тон бутон тон батон мон лимон
Ток каток Фет буфет нан банан
Бан кабан Бен бубен
Нат канат БИ лет билет
Фель кафель Вень бивень
Упражнение «Добавь звук».
Като К бубе Н ливе НЬ мебе ЛЬ
Комо лимо Каме педа
Вени буто ого топо
Доми бана тюле пуде
Пау дива Оле уго
Тюби ваго оку кафе
Гама бегу
Куби вои
Мотто фили
Таба Ива
Фини кааба
Хомя бато
Вали пито
Упражнение «Назови слово».
Логопед называет предмет, бросает мяч, ребенок называет его ласково.
А) с суффиксом – ИК Б) с суффиксом – ОК В) с суффиксом – ЕК
Кот – котик дым – дымок конь – конек
Ноль – нолик мед – медок пень – пенек
Дом – домик лед – ледок тень – тенек
Том – томик ком – комок день – денек
Год – годик дуб – дубок
Упражнение «Назови один предмет».
Логопед говорит сущ. мн. числа, ребенок – сущ. ед. числа.
Окуни – окунь Олени –олень Петухи – петух Батоны – батон
Пакеты – пакет Билеты – билет Кубики – кубик Утюги – утюг
Вагоны – вагон Огни – огонь Камни – камень Ливни – ливень
Питоны – питон Бубны – бубен Венки – венок Угли – уголь
Катки – каток Мотки - моток
Упражнение «Подумай и назови».
Уточняется названия предметов.
Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
Едет кто? Едет Иван и Олег.
Едет что? Едет вагон и каток.
Упражнение «Кто как передвигается?»
Уточнить названия предметов.
Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
Ползает кто? Удав, паук.
Летает кто? Филин, лебедь, удод.
Ходит кто? Олень, кабан, хомяк, енот, пудель.
Плавает кто? Окунь, тюлень.
Упражнение «Посмотри и назови».
Парные сюжетные картинки, о какой из них идет речь.
Назови действие, изображенное на другой картинке.
Поет – поют Идет – идут
Дует – дуют Ведет – ведут Едет – едут
Лепит – лепят Летит – летят
Моет –моют Дует – дуют
Упражнение «Что ты будешь делать».
Логопед называет глаголы, имитирует движения.
Покажи и скажи что ты будешь делать?
Я копаю. Я буду копать. Я пилю. Я буду пилить.
Я топаю. Я буду топать. Я катаю. Я буду катать.
Я летаю. Я буду летать. Я ловлю. Я буду ловить.
Я леплю. Я буду лепить. Я мылю. Я буду мылить.
Я делю. Я буду делить.
Упражнение «Назови 9 предметов».
Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов.
А) с окончанием ОВ Б) с окончанием ОК В) с нулевым окончанием
1 дом – 9 домов 1 нитка – 9 ниток 1 минута – 9 минут
1 кот – 9 котов 1 ветка – 9 веток 1 монета – 9 монет
1 кит – 9 китов 1 банка – 9 банок 1 утенок – 9 утят
1 бык – 9 быков 1 кепка – 9 кепок 1 котенок – 9 котят
1 бак – 9 баков 1 дудка – 9 дудок 1 теленок – 9 телят
1 мак – 9 маков 1 губка – 9 губок 1 ягода – 9 ягод
1 дуб – 9 дубов 1 будка – 9 будок 1 вафля – 9 вафель
1 люк – 9 люков 1 утка – 9 уток 1 капля – 9 капель 1 окно – 9 окон
Упражнение «Чьи предметы?»
Логопед произносит предложение и задает вопрос.
Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
У мамы букет. Это чей букет? Это мамин букет.
У папы пудель. Это чей пудель? Это папин пудель.
У Вовы кубик. Это чей кубик? Это Вовин кубик.
У Ани бубен. Это чей бубен? Это Анин бубен.
У Тани пакет. Это чей пакет? Это Танин пакет.
У Кати хомяк. Это чей хомяк? Это Катин хомяк.
Упражнение «Скажи наоборот».
Холодно зимой, а жарко … летом.
Красный карандаш острый, а синий … тупой.
Этот дом старый, а этот … новый.
У папы голос громкий, а у мамы … тихий.
Этот зверь домашний, а этот … дикий.
Этот ботинок правый, а этот … левый.
Упражнение «Ответь на вопросы».
Перед ребенком картинки, уточнить названия предметов.
Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
Как назвать одним словом:
Буфет, комод, диван? Мебель.
Тапки, туфли, кеды? Обувь.
Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез.
Каких цветов много в лесу? Маков, лилий.
Упражнение «Что обозначает слово?»
Перед ребенком картинки, уточнить лексическое значение слова «каток».
1.
площадка для катания на коньках, покрытая льдом.
2.
машина для укатывания и выравнивания дороги.
Затем предлагается ребенку отгадать загадки.
Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках
Грузная, огромная. С друзьями покататься.
И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет,
Как линейка ровная. Нам нужно с ним расстаться.
Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
Упражнение «Подумай, ответь и расскажи».
Логопед показывает сюжетную картинку и читает рассказ.
У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика.
Ответь на вопросы: сколько котят у тети Кати? У тети Кати 9 котят.
Кого она дает Олегу? Она дает Олегу котика.
Кто будет у Олега? У Олега будет котик.
Как Олег будет относится к котику? Олег будет любить котика.
Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
Упражнение «Различай слова».
Логопед объясняет различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть».
Надеть можно что – то, одеть можно кого – то.
Ребенок дополняет предложение одним из этих слов
Мама … маленького ребенка (одела)
На улице холодно, надо … шубу (надеть)
Олег … Петю и пошел с ним гулять (одел)
Иван … шапку (надел)
Мама песенку допела, мама девочку … (одела)
Упражнение «Отгадай загадки».
Стройный, быстрый, В квартире в нашей новый дом Гладит все чего касается
Рога ветвисты, Живет посуда в доме том. А дотронешься – кусается. (утюг)
Бегает весь день. В нем место есть и для конфет, Я удобный, очень мягкий,
Кто это? (олень) Он называется … (буфет) Вам не трудно угадать.
Хлопотун Егорка Наткет, наплетет, Любят бабушки и внуки.
Взялся за уборку, Сядет и добычи ждет.( паук) Посидеть и полежать (диван)
В пляс по комнате пошел, Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает
Оглянулся – чистый пол. (веник) (петух)
Закрепление слов слоговой структуры 4 – го типа.
Овод летит. Гудок гудит. Метель метет.
Питон – это удав. Конюх гонит коней. Вадим топит камин.
Павел катит комок. Вадик любит лепить. Вадик лепит кабана.
Толик лег на диван. У Кати болит ноготь. Мама дает банан детям.
Олег купит букет маков. Конюх поит коней водой. Олег, полей пионы водой.
Филипп и Олег идут гулять. Иван и Олег идут на каток. Иван и Яков идут домой.
Вадим купит лимон и банан. Олег купит билет на балет. Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
(5 – й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 5 – го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
активизировать и вводить в речь обобщающие понятия,
развивать логическое мышление,
учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу,
учить отвечать на вопросы словосочетанием,
учить составлять предложения по опорным словам.
Упражнение «Конец слова за тобой».
Кад КА кадка Дет КИ детки Бан банка Вет ветки
Гай гайка Нит нитки Леп лепка Ут утки
Май майка Конь коньки Поль полька Лей лейки
Кеп кепка День деньки Тык ВА тыква Коф ТА кофта
Киль килька Пень пеньки Бук буква Муф муфта
Мет метка Бан банки Ай айва Тах тахта
Веет ветка Кад кадки Бот ботва Лен лента
Пап папка Гай гайки Кег ЛИ кегли Боль НО больно
Мой мойка Май майки Туф туфли Пыль пыльно
Дуд дудка Кеп кепки Кап капли Вид видно
Юб юбка Вет ветка Пет петли Тем темно
Губ губка Пап папки Ваф вафли Дав давно
Ут утка Дуд дудки Саб сабли Пят пятно
Лей лейка Мет метки Ок окно
Упражнение «Назови ласково».
Баня – банька дыня – дынька
Хата – хатка дети – детки
Нота – нотка липа – липка
Пена – пенка вата – ватка
Пуля – пулька губы – гыбки
Яма – ямка сани - санки
Упражнение «Один – несколько».
Логопед называет сущ. ед. числа, ребенок – во мн. числе.
А) с окончанием И Б) с окончанием Ы В) с окончанием А
Денек – деньки Пенек – пеньки бубен – бубны пятно – пятна
Дубок – дубки Каток – катки бант – банты окно – окна
Венок – венки Моток – мотки винт – винты
Комок – комки Танк – танки фильм – фильмы
Камень – камни Ливень – ливни лифт – лифты
Капля – капли Уголь - угли бинт – бинты
бинт – бинты
Упражнение «Одень кукол».
Подобрать одежду и обувь каждой кукле соответствующего размера. Затем вспомнить и назвать
предметы, которые он подбирал.
Инге (маленькая) – юбку, кофту, банты, ленты, муфту, туфли.
Илье (большой) – пальто, майку, гольфы, тапки.
Упражнение «Четвертый лишний».
Перед ребенком ряд из 4 картинок, уточняя название предметов, выбрать и назвать «лишний
предмет» и объяснить свой выбор.
Тумба, тахта, кепка , диван.
Тапки, туфли, майка , кеды.
Майка, юбка, кофта, туфли .
Упражнение «Узнай цвета».
Перед ребенком картинки, уточнить названия деревьев.
От какого дерева эта ветка.
Ветка пальмы. Ветка ольхи.
Ветка айвы. Ветка пихты.
Ветка сосны. Ветка елки.
Упражнение «Назови нужное слово».
Перед ребенком картинки, уточнить название предметов. Закончить предложение словом,
подходящим по смыслу.
Я тебе задачу дам: все расставить по местам.
Вот печать на простыне – метка.
Зеленеет за окном – ветка.
Волейбольная висит – сетка.
Упражнение «Ответь на вопросы».
Где буквы? Буквы на ленте. Где метка? Метка на майке.
Где губка? Губка на ванне. Где детки? Детки на катке.
Где капли? Капли на окне. Где деньги? Деньги на тумбе.
Где пятно? Пятно на пальто.
Упражнение «Узнай предмет».
Перед ребенком картинки, уточнить названия предметов.
Угадать и сказать о каком предмете идет речь.
Подоконник, рама, стекло, форточка … окно.
Крылья, клюв, хвост, лапки … утка.
Рукава, манжеты, воротник, застежка … кофта.
Горлышко, дно, стекло … банка.
Упражнение «Скажи наоборот».
Логопед произносит слово, ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Трудно – легко Здорова – больна
Светло – темно Недавно – давно
Мир – война Толсто – тонко
Упражнение «Выполняем команды».
Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять.
Потом станешь приказывать ты, а я буду выполнять твои команды.
Дуй. Вы дуйте.
Мой. Вы мойте.
Пой. Вы пойте.
Лей. Вы лейте.
Пей. Вы пейте.
Упражнение «Чего нет?»
Перед ребенком 6 картинок, внимательно рассмотри и запомни предметы, изображенные на них.
Ребенок закрывает глаза «Чего нет?»
Венка, катка, угля, огня, бубна, камня.
Упражнение «Подбери слова».
Перед ребенком картинки, уточнить названия предметов. Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
Что можно шить? Пальто, юбку, кофту, майку, ьелье.
Что можно обуть? Тапки, туфли, кеды.
Что можно штопать? Чулки, гольфы, носки.
Упражнение «Закончи предложение».
В прихожей на вешалке висит … пальто.
У мамы нет теплого зимнего … пальто.
Бабушка пришивает пуговицы к … пальто.
Брат пошел за … пальто.
Малыш вышел гулять в новом … пальто.
Упражнение «Составь предложение».
Ольги, у, тапки, туфли, и. У Ольги тапки и туфли.
Ольга, ели, Инга, и, вафли. Ольга и Инга ели вафли.
Тополя, пух, ольхе, на. Пух тополя на ольхе.
Илья, кидай, не, камни. Илья, не кидай камни.
Кегли, дайте, Ивану. Дайте Ивану кегли.
Пальто, Толи, у, унты, и. у Толи пальто и унты.
Упражнение «Загадки».
Отгадать загадки.
Во дворе построен дом, Плещет теплая волна Из железа тучка,
На цепи хозяин в нем. (будка) В берега из чугуна: А у тучки ручка.
Угадайте, вспомните, Эта ручка по порядку
Черные птички Что за море в комнате.(ванна) Полила за грядкой грядку. (лейка)
На каждой страничке. Молчат, ожидают кто их прочитает. (буквы)
Закрепление слов слоговой структуры 5 – го типа.
У дома ольха. Мальвы увяли.
На Илье кепка. Дайте Илье кегли.
На Татке новые тапки. На окне капли воды.
Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни.
На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли.
У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве.
Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке.
6. Двухсложные слова из закрытых слогов
(6 – й тип слоговой структуры)
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 6 – го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое и зрительное внимание и память,
упражнять в словообразовании,
учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно их употреблять,
активизировать глагольный словарный запас.
Упражнение «Назови ласково»
Бант – бантик лист - листик
Бинт – бинтик зонт - зонтик
Фант – фантик мост - мостик
Куст – кустик болт - болтик
Дождь – дождик холм - холмик
Шарф – шарфик
Упражнение «Ответь на вопросы»
Перед ребенком картинки, уточнить названия предметов. Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
А) с окончанием – ОЙ
Двор метут чем? Метлой.
Моют чем? Губкой.
Шьют чем? Иглой, ниткой.
Угощают чем? Булкой, халвой.
Едят чем? Вилкой, ложкой.
Б) с окончанием – ОМ
Хлеб намазывают чем? Маслом.
Рану бинтуют чем? Бинтом.
Упражнение «Чего (кого) нет».
Показать ребенку картинку, назвать предметы, убрать одну. Чего (кого) нет?
Винты. Чего нет? Винтов. Болты. Болтов.
Банты. Бантов. Бинты. Бинтов.
Кусты. Кустов. Листы. Листов.
Зонты. Зонтов. Катки. Катков.
Куски. Кусков. Комки. Комков.
Узлы. Узлов. Мосты. Мостов.
Козлы. Кого нет? Козлов. Дятлы. Дятлов.
Волки. Волков.
Упражнение «Один – пять».
Я брошу тебе мяч и назову один предмет, а ты, возвращая мяч, назовешь пять таких предметов.
А) с нулевым окончанием Б) с окончанием – ЕЙ
Одина комната – пять комнат Один огонь – пять огней
Одина кофта – пять кофт Один уголь – пять углей
Одни колготы – пять колгот Один камень – пять камней
Одина яблоня – пять яблонь Один ливень – пять ливней
Одина котлета – пять котлет Один бивень – пять бивней
Одно яблоко – пять яблок Один парень – пять парней
Один корень – пять корней
Упражнение «Образуй слова».
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного
А) с суффиксом - Н и окончанием - ЫЙ
Котел из меди – медный котел
Бульон из рыбы – рыбный бульон
Костюм из ваты – ватный костюм
Пузырь из мыла – мыльный пузырь
Палас в пыли – пыльный палас
Лоб в поту – потный лоб
Поток из воды – водный поток
Запах дыма – дымный запах
Б) с суффиксом – Н и окончанием – ИЙ
День летом – летний день
День зимой – зимний день
Упражнение «Кто это?».
Кто мелет муку? Мельник.
Кто кладет печи? Печник.
Кто ухаживает за лесом? Лесник.
Кто много шутит? Шутник.
Кто рубит и продает мясо? Мясник.
Кто пасет коней и коров? Пастух.
Кто кует цепь? Кузнец.
Кто много ленится? Лентяй.
Как называется спортсмен, который катается на лыжах? Лыжник.
Кто много болтает? Болтун.
Кто лечит больных? Доктор.
Кто управляет самолетом? Летчик.
Упражнение «Подумай и ответь»
Показать сюжетные картинки, внимательно посмотреть на них и ответить на вопросы
На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах.
На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках.
На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах на холмах, на соснах, на шапках,
на лавках.
Упражнение «Скажи наоборот».
А) подбор антонимов к именам прилагательным
Толстый – тонкий
Высокий – низкий
Здоровый – больной
Глупый – умный
Светлый – темный
Холодный – теплый
Слабый – сильный
Богатый – бедный
Пустой – полный
Жидкий – густой
Глубокий- мелкий
Сладкий – кислый
Б) подбор антонимов к глаголам
Уронить – поднять
Бросить – поднять проснуться – уснуть
Отдохнуть – устать
Опоздать – успеть
Сохнуть – мокнуть
Зажигать - гаснуть
Упражнение «Прятки».
Животные играют в прятки, внимательно посмотри, и скажи где они спрятались.
Зайчик за окном
Медведь за кустом
Индюк за углом
Павлин за елкой
Барбос за будкой
Упражнение « Узнай слово»
Перед ребенком 5-6 картинок – я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери
подходящую картинку и назови предмет, который я загадала.
Хок – хоккей фин - дельфин
Фут – футбол тюм - костюм
Ин – индюк кон - балкон
Ком – компас лук - каблук
Маг – магнит ведь - медведь
Пав – павлин тух - пастух
Упражнение «Подбери картинку».
Перед ребенком 5 картинок, проговорить словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный
дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Послушать прилагательные, вспомнить предметы, к
которым они относятся, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.
Дальний – дальний ельник
Сильный – сильный медведь
Умный – умный дельфин
Мягкий – мягкий бублик
Модный – модный костюм (теплый компот, тонкий каблук, пустой карман, низкий тюльпан, Костин
альбом, мясной бульон).
Упражнение «Закончи предложение».
Закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Пальто с пола нужно ( поднять , отнять, занять)
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес )
Антон маме букет (выдал, отдал , сдал)
Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл )
Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез , завез)
Вратарь из ворот мяч (забил, отбил , побил)
Закрепление слов слоговой структуры 6 – го типа.
Тюльпан не пахнет.
Не могу достать магнит.
Павлик отнес бублик.
Умный дельфин уплыл.
Антон пойдет на балкон.
За мостом темный ельник.
За окном сильный дождик.
Максим выпил мясной бульон.
Антон достал билет на футбол.
Максим должен отдать компас.
Демьян поднял Костин альбом.
Антон пойдет за маслом.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом
( 7 – й тип слоговой структуры).
Цель:
учить четко произносить слова слоговой структуры 7 – го типа,
расширять и активизировать словарный запас,
развивать слуховое внимание и память,
учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов,
упражнять в словообразовании имен сущ. путем сложения основ по аналогии, образцу,
учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками.
Упражнение «Назови ласково».
А) с суффиксом – ИК
Пакет – пакетик халат - халатик
Букет – букетик канат - канатик
Билет – билетик завод - заводик
Буфет – буфетик комод - комодик
Салат – салатик
Б) с суффиксом – ОК
Голос – голосок колос - колосок
Коготь – коготок город - городок
Локоть – локоток ветер - ветерок
Узел – узелок петух - петушок
Угол – уголок пирог - пирожок
Обод – ободок сапог - сапожок
Холод – холодок берег - бережок
Волос – волосок ремень - ремешок
Ноготь – ноготок
В) с суффиксом – ЧЕК .
Каток – каточек тенек - тенечек
Замок – замочек кулек - кулечек
Носок – носочек денек - денечек
Песок – песочек сынок - сыночек
Кусок – кусочек дубок - дубочек
Моток – моточек дымок - дымочек
Пенек – пенечек лужок – лужочек.
Упражнение «Назови детенышей».
Перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Показывая картинку с
изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает
предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.
У кошки… котенок.
У коровы… теленок.
У лосихи… лосенок.
У лисицы… лисенок.
У ежихи … ежонок.
У гусыни… гусенок.
У утки … утенок.
Упражнение «Закончи предложение».
Закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Ворона каркает, а кукушка… кукует.
Петух кукарекает, а гусь… гогочет.
Корова мычит, а ласточка… щебечет.
Собака лает, а филин… ухает.
Змея ползает, а птица… летает.
Курица клюет, а кошка… лакает.
Упражнение «Один – пять».
Я брошу тебе мяч и назову один предмет, а ты, возвращая мяч, назовешь пять таких предметов.
А) с окончанием – ОВ
Один кубик – пять кубиков
Один лимон – пять лимонов
Один петух – пять петухов
Один вагон – пять вагонов
Один домик – пять домиков
Один паук – пять пауков
Один пион – пять пионов
Один банан – пять бананов
Один диван – пять диванов
Один букет – пять букетов
Один веник – пять веников
Один пакет – пять пакетов
Один гамак – пять гамаков
Один батон – пять батонов
Один билет – пять билетов
Один буфет – пять буфетов
Б) с окончанием – ЕЙ
Один лебедь – пять лебедей
Одина метель – пять метелей
Один олень – пять оленей
Один тюлень – пять тюленей
Один тополь – пять тополей
Одина лошадь – пять лошадей
Один окунь – пять окуней
Упражнение «Подумай и ответь».
Перед ребенком картинки, он однословно отвечает на вопросы и находит соответствующие картинки.
Чем рубят дрова? Топором
Чем копают яму? Лопатой.
Чем гладят белью? Утюгом.
Чем подметают пол? Веником.
Чем мама угощает детей? Пирогом.
Чем Катя кормит кошку? Молоком.
Чем мама красит губы? Помадой.
Чем доволен папа? Машиной.
Упражнение «В зоопарке».
В зоопарке живут много зверей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Показать картинки,
называя предметы, изображенные на них, ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники
зоопарка?»
Это тюлень. За кем ухаживают работники зоопарка? – за тюленем.
Это хомяк. – за хомяком.
Это олень – за оленем
Это енот – за енотом
Это удод – за удодом
Это филин – за филином
Это лебедь – за лебедем
Это макака – за макакой
Упражнение «В деревне».
Рассмотреть картинку с изображением деревенского хозяйства, перечислить предметы и животных и
сказать, о ком и о чем заботятся люди в деревне.
О коровах, об утятах, о телятах, о пионах, о лошадях, о гусятах, о котятах, об овощах, о баранах, о
собаках, о лилиях.
Упражнение «Назови слово правильно».
Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок должен
поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, и повторить
слово.
Масовар, самовар , вамосар. Шоколад , кошолдад, лашокад. Мосалет, ломасет, самолет . Пулемет ,
мулепет, пумелет.
Упражнение «Назови и сделай».
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет полностью
слово, выполняет действие или имитирует движение.
ЗА бегать – забегать
Носить – заносить
Ходить – заходить
Водить – заводить
Катить – закатить
У бегать – убегать
Носить – уносить
Ходить – уходить
Водить – уводить
Катить – укатить
ВЫ бегать – выбегать
Носить – выносить
Ходить – выходить
Водить – выводить
Катить – выкатить
НА Ходить – находить
Ехать - наехать
Ливать – наливать
Мылить – намылить
Сыпать - насыпать
Упражнение «Подскажи слово».
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает закончить предложение словами,
подходящими по смыслу.
Утята по поляне (что делают?) – ходят.
Утята в речку (что делают?) – заходят.
Утята из речки (что делают?) – выходят.
Утята корм себе (что делают ?) – находят.
Утята вечером с поляны (что делают?) – уходят.
Саня в солонку соль (что сделал?) – насыпал.
Дворник дорожки песком ( что сделал?) – посыпал.
Малыш из ведра песок (что сделал?) – высыпал.
Снег весь город зимой (что сделал?) – засыпал.
Червей для рыбалки надо (что сделать ?) – накопать.
Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал?) – закопал.
(Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать»).
Упражнение «Образуй слова».
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного.
Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
А) с суффиксом – ОВ - и окончанием – ЫЙ .
Мед из липы – липовый мед
Пол из дуба – дубовый пол
Лес из елей – еловый лес
Жакет из пуха – пуховый жакет
Напиток из меда – медовый напиток
Пирог из мака – маковый пирог
Б) с разными суффиксами и разными окончаниями
Василек с поля – полевой василек
Тулуп из меха – меховой тулуп
Ботинок из кожи – кожаный ботинок
Домик изо льда – ледяной домик
Поток воды – водяной поток
Упражнение «Что как едим»
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного.
Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Кабачок жарили – жареный кабачок
Патиссон тушили – тушеный патиссон
Огурец солили – соленый огурец
Кабачок пекли – печеный кабачок
Патиссон парили – пареный патиссон
Кабачок вялили – вяленый кабачок
Помидор варили – вареный помидор
Упражнение «Чей хвост»
Логопед показывает ребенку картинку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает,
используя притяжательные прилагательные.
Это хвост зайца. Он чей? – Заячий.
Это хвост собаки. Он чей? – Собачий.
Это хвост овцы. Он чей? – Овечий.
Это хвост белки. Он чей? - Беличий.
Это хвост кошки. Он чей? – Кошачий.
След лося. Он чей? – Лосиный.
Клюв вороны. Он чей? – Вороний.
Хвост мыши. Он чей? – Мышиный.
Клюв гуся. Он чей? – Гусиный.
Жир барана. Он чей? – Бараний.
Клюв утки. Он чей? – Утиный.
Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
А) подбор антонимов к именам прилагательным
Легкий чемодан - тяжелый чемодан
Дешевый подарок – дорогой подарок
Грустный человек – веселый человек
Сырой помидор – вареный помидор
Близкий путь – далекий путь
Низкий дом – высокий дом
Трудолюбивый человек – ленивый человек
Б) подбор антонимов к глаголам
Помогают – мешают
Выздоровел – заболел
Насыпать – высыпать
Выкопать – закопать
Найти – потерять
Терять – находить
Молчать – говорить
Входит – выходит
Вспоминать – забывать
Взять – положить
Упражнение «Сложные слова»
Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложение.
Воду носит…водонос.
Воду возит …водовоз.
С высоты вода падает …водопад.
Работает под водой …водолаз.
Место, куда животные приходят пить …водопой.
Сказочное существо, которое живет в воде …водяной.
Воду льет …водолей.
Сам катит …самокат.
Сам летит …самолет.
Сам варит … самовар.
Сам ходит …самоход.
Лес развозит …лесовод.
Лес возит …лесовоз.
Лес рубит …лесоруб.
Упражнение «Назови одним словом».
Логопед показывает ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет,
изображенный на ней.
Затем задает ребенку вопрос : «Как этот предмет называется?»
Сам летит. Как называется этот предмет? – Самолет.
Пыль сосот. Как называется этот предмет? – Пылесос.
Сам варит. Как называется этот предмет? – Самовар.
По Луне ходит. Как называется этот предмет? – Луноход.
Сам катит. Как называется этот предмет? – Самокат.
Ходит при помощи пара. Как называется этот предмет? – Пароход.
Возит при помощи пара. Как называется этот предмет? – Паровоз.
Пули метет. Как называется этот предмет? Пулемет.
Пол трет. Как называется этот предмет? – Полотер.
Упражнение «Профессии».
Логопед показывает картинки, называет занятия людей и просит назвать их профессии.
Рыбу ловит – Рыболов.
Лес рубит – Лесоруб.
Лес разводит – Лесовод.
Водит машину – Водитель.
Учит детей – Учитель.
Пишет книги – Писатель.
Командует кораблем – Капитан.