Напоминание

Взаимодействие детского сада и семьи в новых социальных условиях


Автор: Корнилова Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №162
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в новых социальных условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Корнилова Лариса Анатольевна старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд».
«Взаимодействие детского сада и семьи в новых социальных условиях»
Представленные материалы по социальному партнерству детского сада с родителями, наглядно демонстрируют опыт деятельности ДОУ по данному направлению. Основная идея ФГОС ДО заключается в том, что развитие ребенка, его образование происходит за счет его взаимодействия со взрослым и самостоятельной деятельности в определенном предметном окружении. На современном этапе взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах: семье и детском саду. Взрослые, в семье и в детском саду могут взаимодействовать с ребѐнком несколькими видами: – ребѐнок может наблюдать за деятельностью взрослых; – ребѐнок может быть непосредственно включѐн в совместную деятельность с ними; – деятельность взрослого в отношении ребѐнка может заключаться в трансляции отдельных фактов и образцов культуры в логике образовательных предметов. В Стандарте уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьѐй. Данную идею наш детский сад пытается реализовывать на практике, создавая единое образовательное пространство. Основные направления и формы работы с семьей:
специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, составления рассказов; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство воспитателей , специалистов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов,газет, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной). Основными формами педагогического просвещения родителей внутри детского сада выступают:  Беседы, индивидуальные и тематические консультации • Собрания с выступлением воспитанников, утренники, праздники с участием родителей
Праздники, утренники.
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем в нашем саду являются День матери, Новый год, День Победы.
Наиболее значимы праздники для семей с детьми из групп со сложным дефектом и детей с ЗПР , так как дети лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними участвуют родители. • Наглядная пропаганда : стенды, уголки для родителей, памятки, папки- передвижки, выпуск газеты «Родительский вестник», информационные бюллетени На стендах ДОУ размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. На основном стенде ДОУ вывешивается стратегическая информация со сведениями о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. Тактическая информация в группах, на стендах, для родителей со сведениями о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, округе, городе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее приходиться постоянно обновлять. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а так же если она отвечает ин- формационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). Педагоги нашего ДОУ для привлечения внимания родителей часто оформляют фотостенды, фотоальманахи, фотовернисажи. Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, можно дублировать ее на сайте детского сада в виде объявлений.
• Родительский клуб
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность воспитывающих взрослых в ДОУ организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада, фестивали, родительский клуб, праздники, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, театр для родителей.
Проектная деятельность.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Проект, выполняемым ребѐнком вместе с родителями, или параллельно в семье и в детском саду. Игровая программа с участием родителей «Ярмарка» в рамках проекта«Руку другу подал друг», проект «Мой родной город Архангельск», «Развитие игровой деятельности средствами макетирования » с презентацией макетов сделанных родителями. Создание
сетевого интернет- сообщества
воспитывающих взрослых в ДОУ созданы сетевые интернет сообщества: пять групповых и один общий детского сада.
• Акции, субботники • Презентация ДОУ, групп • Открытые занятия • Круглые столы, лектории, конференции, мастер-классы, семейные художественные мастерские, семинары-практикумы. Лекорий «Неврология раннего развития» с приглашением заведующей кафедры СГМУ доктора медицинских наук.
Мастер-классы,

семинары-практикумы
особая форма проводимая учителями – логопедами, воспитателями или другими специалистами с презентацией своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер- класса придается практическим и наглядным методам. В этом году были запланированы и прошли мероприятия по темам: «Игры дома по автоматизации и дифференциации звуков», «Игры и упражнения на развитие фонематических процессов», «Игры на развитие воображения у детей», «Домашняя игротека: коррекционно-развивающие игры», «Формирование у детей осознанного поведения на улице», «Игры по автоматизации и дифференциации звуков», «Играем вместе: игры на развитие внимания», « Кинезиологические упражнения для детей» и др. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, актером и др.) Занятие с художником «Рисование воздушными шариками. Снеговик».
Семейные-художественные мастерские -
это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: воспитателя по театрализованной деятельности, художника, хореографа. «Конструирование из трубочек», «Поделки из природного материала. Чудеса своими руками», «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством те стопластики»,
«Театрализованная кукла своими руками», «Поделки Тетеры» проведенная мастерская сотрудниками «Национального парка Кенозерский». Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия, которые проводят родители (волонтерство) «Знакомство с профессией врача», «Сказки бабушки Оли» и пр.  Конференции «Читательская конференция.«Книги про детей и для детей»,ведущая конференции педагог Архангельского тетра кукол.  Творческие выставки (персональные детей и их родителей, совместные ) • Дни открытых дверей • Родительский театр «Маска»
Семейный театр или театр для родителей «Маска»
На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада) может быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников культуры ( актеров театра). За пределами детского сада: • Воскресный семейный абонемент: посещение выставок, мастер- классов, кукольного театра
Семейный

абонемент.
Прекрасную возможность встречи с искусством способны предоставить семье детский сад и его партнеры — учреждения искусства и культуры, организующие встречу с искусством по заранее составленным программам воскресного (субботнего) семейного абонемента.
Программы комплексными, так и предметными, посвящаются тому или иному виду искусства. -"Маршрут выходного дня". Встреча произошла у Главной Ёлки, дальше маршрут проходил по Чумбаровке. Для детей и их родителей была организована мини-экскурсия к памятникам Б.Шергину,"Архангельский мужик", "Здравствуйте, люди добрые". Около памятника С.Писахову была проведена игра "Апельсин", которая помогла сплотиться и раскрепоститься взрослым и детям. Следующая остановка на маршруте был Марфин дом, где участники экспедиции посетили выставку "По солнцу", познакомились с народными праздниками и участвовали в мастер-классе "Роспись тарелочки". Маршрут выходного дня является частью педагогического проекта "Потешная Чумбаровка". -Выход в архангельский театр кукол «Что такое быть ребенком?» • Семейная ассамблея: досуги с экскурсиями
Семейная ассамблея
Семейная ассамблея — форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художе ственно-продуктивную, коммуникативную, п р о е к т н о - исследовательскую и пр.), привлекательную как для детей, так и для взрослых. Проводить ассамблеи можно в любое время года, летом — желательно на открытом воздухе. «Семейная ассамблея» с выходом в кукольный театр. Для родителей и детей была проведена экскурсия по театру, в ходе которой дети посетили музей кукол театра, узнали его историю. Гостей театра пригласили в уютную гостиную, в которой был показан спектакль «Маленькая фея». • Родительские собрания в режиме онлайн в рамках программы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики специалистами ГАОУ АОИОО
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально- патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. • Выступление воспитанников за пределами детского сада • Выступления педагогов по радио, в печати • Публикации педагогов в сборниках, газетах, бюллетенях, в электронном СМИ Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, педагогом-психологом, группой родителей и пр.) Таким образом, в процессе тесного взаимодействия родителей и педагогического коллектива ДОУ по вопросам воспитания дошкольников происходит естественный рост уровня педагогической культуры семей. Очень отрадно осознавать, что современное российское дошкольное образование активно разворачивается лицом к семье воспитанников, и социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи уже не теоретическая модель, а воплощенная реальность, востребованная временем. Используемая литература: Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
Микляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду. -М.:ТЦ Сфера, 2013. Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. -М.:ТЦ Сфера, 2013.


В раздел образования