Автор: Чабанюк Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Алые паруса"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: нравственно-патриотическое воспитание несовершеннолетних,оставшихся без попечения родителей
Раздел: дополнительное образование
Н.Н. Чабанюк
МКУ Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Алые паруса»
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
В статье показана актуальность
нравственно-патриотического воспитания
подрастающего
поколения.
Говорится
о
формах
организации
досуга
несовершеннолетних
в
условиях
социально-реабилитационного
центра,
о
введении в воспитательно-реабилитационную работу системы мероприятий по
расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, которая
будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
За последние десятилетия в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к частичной потере общих
для
всех
граждан
страны
духовных
ценностей.
Эти
изменения
снизили воспитательное воздействие
российской
культуры,
как
важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Становится
все
более
заметной
постепенная
утрата
нашим
обществом
традиционного российского патриотического сознания. Разрушаются
вековые
устои
семьи,
значительно
увеличивается
количество
неполных
семей,
неблагополучных
семей,
несовершеннолетних
оставшихся
без
попечения
родителей.
Нарушается
естественный
способ сохранения и передачи основ нравственности, патриотизма и
народной культуры. В последнее время в людях пропало чувство
гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное
отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали
чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и
уважение
к
людям
труда. Следовательно, возникла необходимость
создания
реальных
условий,
способствующих
формированию
патриотических качеств личности.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине, которое
возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного
отношения к окружающему миру. Он напрямую связан с духовностью
человека,
её
глубиной.
Патриотизм
включает
в
себя:
чувство
привязанности
к
тем
местам,
где
человек
родился
и
вырос;
уважительное отношение к родному языку; проявление гражданских
чувств и сохранение верности Родине; гордость за ее социальные и
культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости;
уважительное
отношение
к
историческому
прошлому
и
унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд,
силы и способности расцвету Родины.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения должно
стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение
настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Поэтому работа с несовершеннолетними в области формирования
патриотизма
является
актуальной
задачей
в
настоящее
время.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих
корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека
достойнее и сильнее. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою
малую
и
большую
Родину,
нам
надо
дать
им
в
доступной
и
занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно,
показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель
России.
Проблема нравственно-патриотического воспитания особенно
остра в работе с несовершеннолетними, оставшимися без попечения
родителей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Часто такие
ребята
не
имеют
представления
о
культурных,
социальных
и
моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У
них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что
выражается
в
их
девиантном
поведении.
Педагогическая
и
психологиче ская
безграмотно сть
родителей,
ис то щ е ние
эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень –
основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних
представлений об общечеловеческих ценностях.
Педагогами
МКУ
социально
–
реабилитационного
центра
для
несовершеннолетних
«Алые
паруса»
разработана
и
внедрена
программа духовно - нравственного воспитания "К родным истокам",
в
которой
представлены
новые
подходы,
формы
и
решения
в
воспитании у детей духовности и нравственности. Реализация данной
программы
позволяет
воспитателям
и
социальным
педагогам
расширить социальное пространство.
В своей работе педагоги стараются использовать различные
современные
технологии
и
формы
работы
–
это
литературные
и
тематические
вечера,
беседы,
рассказы
и
презентации
с
использованием
компьютерных
технологий,
экскурсии,
творческие
мастерские,
мастер классы, уроки мужества.
В реабилитационном
Центре всегда царит теплая и уютная атмосфера, педагоги стараются
наполнить
каждый
день
ребят
радостью,
улыбками,
добрыми
друзьями и веселыми играми, познавательными занятиями. Именно с
этого
и
начинается
работа
по
нравственно
-
патриотическому
воспитанию несовершеннолетних в учреждении. Здесь жизнь ребят
наполнена
творческой
активностью.
Они
принимают
участие
в
праздниках, посвященных Дню Победы, 23 февраля, Дню пожилого
человека, Весенней Неделе Добра, Дню инвалидов, где исполняют
патриотические песни, читают стихи наизусть, занимаются выпуском
поздравительных
стенгазет,
готовят
своими
руками
подарки
ветеранам и дарят их на память.
Мы
имеем
возможность
взаимодействовать
с
библиотеками
района и учреждениями дополнительного образования, где ребята
приобщаются к чтению, к родному слову, к культуре своего края,
национальной и мировой культуре, к истории и современной жизни
страны. Здесь в непринуждённой атмосфере духовности, творчества,
свободного и радостного общения с умной книгой и добрыми людьми
организуются
интересные
досуги.
Под
руководством
педагогов
воспитанники
принимают
участие
в
районных
и
городских
патриотических конкурсах и фестивалях, таких как «Новоильинка –
мой дом родной», «Май особого назначения», «Новокузнецк – город
будущего» и других.
В продолжении работы с книгой, ребята очень любят читать
сами или слушать рассказы воспитателей о Великой Отечественной
войне, у них возникает чувство гордости за своих соотечественников,
победивших фашизм. В Центре проводятся встречи с ветеранами и
тружениками
тыла.
Наблюдая
и
анализируя
живые
образцы
патриотизма,
мужества,
трудолюбия,
культуры
отношений
между
людьми, дети отчетливее осмысливают сущность и содержание этих
качеств.
Активные
и
творческие
педагоги
Центра
организуют
для
воспитанников
экскурсии
по
достопримечательным
местам
Новоильинского
района
и
города
в
целом:
в
архитектурный
общеисторический
музей
«Кузнецкая
крепость»,
в
Краеведческий
музей Новокузнецка, где воспитанники знакомятся с экспонатами и
экспозициями, позволяющими лучше понять историю своей Родины,
познакомиться
с
её
культурным
наследием,
промышленным
развитием,
бытом
предков.
Именно
экскурсия
с
последующим
обсуждением
об
увиденном,
наиболее
эффективное
средство
комплексного
воздействия
на
формирование
л и ч н о с т и
несовершеннолетнего. Эта живая непосредственная форма общения
развивает
эмоциональную
отзывчивость,
закладывает
основы
нравственного облика.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно
выражено в желании и потребности трудиться на благо страны и
общества.
Поэтому
находясь
на
реабилитации
в
нашем
Центре,
несовершеннолетние
вовлекаются
в
активную
волонтёрскую
деятельность.
С
их
участием проводятся
«трудовые
десанты»,
«экологические десанты». Воспитанники и педагоги наводят порядок
и чистоту на территории родного учреждения, убирают мусор на
улицах
района,
следят
за
чистотой
Аллеи
Памяти
Воинов-
Интернационалистов и площади у памятника Воину-Освободителю.
Наши ребята принимают активное участие в генеральных уборках
квартир
клиентов
отделения
дневного
пребывания
комплексного
центра
социального
обслуживания
населения
Новоильинского
района,
квартир
ветеранов
ВОВ
и
труда.
Благодаря
дружбе
нескольких поколений, у подростков есть возможность общения
с
ветеранами
–
живыми
свидетелями
истории,
людьми
высокой
духовности, гражданственности, патриотизма. В нашем Центре стало
доброй традицией организовывать посиделки «За чашкой чая», где в
теплой
непринужденной
обстановке
молодое
поколение
учится
рукоделию и другим премудростям у своих наставников старшего
возраста, набираются жизненного опыта.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной
культуры
–
естественный
и
верный
способ
патриотического
воспитания.
Подвести
итог
нашей
работы
хочется
народной
мудростью: «Что посеешь, то и пожнешь», поэтому педагоги обязаны
сеять вечное, доброе, мудрое в детях, ведь они – наше будущее, и
каким оно будет, зависит от нас, воспитателей. На нас возложена
великая
и
почетная
миссия
–
сделать
так,
чтобы
в
душах
ребят
отразился в миниатюре портрет народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И. И., Давыдова М. Р. Патриотическое воспитание в школе,
М.: Айрис-Пресс, 2002.
2.
Беспятова,
Н.
К.
Военно-патриотическое
воспитание
детей
и
подростков
как
средство
социализации
/
Н.
К.
Беспятова,
Д.
Е.
Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее
неизменен/ Знание. Понимание. Умение. 6 – 2008.