Автор: Новик Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Тюменская область, город Ноябрьск
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательного компонента «Конструктивно-модельная деятельность» для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательного компонента «Конструктивно-модельная деятельность»
для детей средней группы (4 – 5 лет)
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание
1.
Пояснительная записка .....………………………………………………………….............
3
2.
Требования к результатам усвоения образовательного компонента…………………....
5
3.
Тематический план ………………………………………………………………………….
5
4.
Содержание программы ……………………………………….…………………………… 5
5.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента ………………………
6
6.
Перечень литературы и средства обучения ...………………………...…………………...
10
7.
Приложение
7.1
Календарно-тематический план............................................................................................
11
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
образовательного
компонента
«Конструктивно-модельная
деятельность»
разработана
в
соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа: уч.-метод. пособие. – М.:
Цветной мир, 2015.
Основным содержанием образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
в части художественно-продуктивной деятельности является:
Развивать
эстетическое
восприятие
и
творческое
воображение;
обогащать
детей
художественными
впечатлениями;
знакомить
с
произведениями
разных
видов
народного
и
декоративно-прикладного искусства; формировать первое представление о дизайне; знакомить с
«языком искусстве» на доступном уровне (композиция, форма, цвет, ритм, линия, пропорции,
настроение и др.).
Расширять тематику детских работ с учетом индивидуальных интересов и способностей
детей
(природа,
бытовая
культура,
человек,
сказочные
сюжеты)»,
поддерживать
желание
изображать
знакомые
бытовые
и
природные
объекты;;
(посуда,
мебель,
транспорт,
овощи,
фрукты, цветы, деревья, животные), а также,, явления природы (дождь, радуга, снегопад) и яркие
события общественной жизни (праздники).
Содействовать
осмыслению
взаимосвязи
между
объектами
(в
окружающем
мире,
фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельному поиску
замыслов и сюжетов; выбору способов и средств их воплощения в разных видах изобразительной
и художественно-конструктивной деятельности.
Расширять художественный опыт детей; содействовать развитию «умной моторики» и
дальнейшему
освоению
базовой
техники
рисования,
аппликации,
лепки,
художественного
конструирования
и
труда;
создавать
условия
для
экспериментирования
с
художественными
материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (пятно, линия, штрих,
форма, ритм и др.).
Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру; стимулировать интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной
форме;
создавать
оптимальные
условия
для
развития
целостной
личности
ребенка
и
ее
свободного проявления в художественном творчестве.
Программные задачи
Обогащать
представления
детей
об
архитектуре
(городской
и
сельской,
реальной
и
сказочной), знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни,
работы и отдыха человека.
Учить различать и называть детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр,
призма, пластина длинная и короткая); использовать детали с учетом их конструктивных свойств
(форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве).
Формировать обобщенные представления о постройках, умение анализировать — выделять
части конструкции, их пространственное расположение и детали.
Продолжать учить создавать разные конструктивные варианты одного и того же объекта
(домики, ворота, мосты); самостоятельно преобразовывать их в высоту, длину и ширину с учетом
конструктивной или игровой задачи.
Основная
работа
по
конструированию
в
средней
группе
осуществляется
в
рамках
непрерывной образовательной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 9 образовательных компонента в год, 1 раз в месяц,
длительностью 20 минут.
Новизна
рабочей
программы
заключается
в
обновлении
содержания
программы
в
соответствии
требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Ее
отличие
от
раннее
действовавшей
заключается
в
изменении
традиционной
системы
художественно-эстетического
развития,
создание
условий
для
полноценного художественно-эстетического развития ребенка.
Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному
разделу,
задачи
которого
решаются
в
ходе
реализации
других
областей
образовательной
программы, а именно:
2
«Социально-коммуникативное
развитие»:
формирование
трудовых
умений
и
навыков,
адекватных
возрасту
воспитанников,
трудолюбия
в
различных
видах
трудовой
деятельности;
формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
в
различных
видах
продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора в
части изобразительного искусства, творчества;
«Речевое развитие»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу
процесса и результатов продуктивной деятельности;
«Физическое
развитие»:
формирование
навыка
о
способах
укрепления
и
сохранения
правильной осанки в процессе занятий художественным творчеством;
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства.
При проведении непрерывной образовательной деятельности используются такие формы
работы, как: изготовление предметов для игры; украшение предметов для личного пользования;
рассматривание эстетически привлекательных предметов, узоров в работах народных мастеров и
произведениях
декоративно
прикладного
искусства,
произведений
книжной
графики,
иллюстраций, произведений искусства, игра; организация выставок работ народных мастеров и
произведений декоративно - прикладного искусства.
В конструировано-модельной деятельности педагог помогает детям установить связь между
игровыми
конструкциями
и
объектами
реального
мира
(зданиями,
предметами
мебели,
транспортными средствами). Рассказывает о том, как люди научились строить дома, делать мебель,
конструировать транспорт и тем самым обустраивать свое жизненное пространство.
В начале учебного года педагог организует несколько игровых и дидактических ситуаций для
закрепления
детьми
способов
конструирования,
освоенных
во
второй
младшей
группе
(с
некоторым усложнением задач). Дети строят ворота, мостики, мебель, гаражи и домики (узкие,
широкие, высокие, низкие) для различных по форме и величине игрушек.
В последующем на освоение каждого нового способа конструирования отводится несколько
занятий и игровых ситуаций. Сначала дети создают постройку в сотворчестве с педагогом, на
последующих этапах — самостоятельно изменяют конструкцию в соответствии с заданными
условиями (решают конструктивные задачи, поставленные педагогом); затем придумывают и
создают
свою
постройку.
Каждая
тема
может
быть
представлена
несколькими
постепенно
усложняющимися
конструкциями.
Новые
способы
конструирования
дети
осваивают
во
взаимодействии
с
педагогом,
а
различные
варианты
постройки
(высокая,
длинная,
широкая)
создают
самостоятельно.
Это
способствует
формированию
обобщенных
способов
действий,
появлению обобщенных представлений о строительных деталях и конструируемых объектах.
На протяжении учебного года педагог расширяет и уточняет представления детей о различных
предметах,
учит
выделять
их
конструктивные
свойства,
помогает
установить
связь
между
реальными
предметами
и
их
отображениями
в
подстройках
(домик,
гараж,
клумба).
Учит
сравнивать группировать предметы по конструктивным свойствам. Обогащает опыт изменения и
обыгрывания построек. Знакомит с новыми деталями (призма, брусок, цилиндр) с учетом их
основных конструктивных свойств (размер, устойчивость, форма).
Дети
учатся
самостоятельно
анализировать
постройки:
находить
о сновны е
(смыслообразующие) части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное
расположение этих частей относительно друг друга (например» в домике выделять стены, крышу,
фундамент), их функциональное назначение. Осваивают новые умения конструирования: ставить
кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, соразмерять детали и предметы
между собой, соблюдать интервал.
Педагог учит детей создавать конструкции не только по предложенной теме или освоенным
способом, но также по условиям и собственному замыслу. Особое внимание при этом уделяет
обучению
планированию
действий;
советует
заранее
подбирать
детали
по
форме,
размеру,
устойчивости
и
в
соответствии
с
содержанием,
конструировать
в
определенной
последовательности.
Педагог
содействует
проявлению
и
развитию
личности
ребенка-дошкольника
в
процессе
конструирования и обыгрывания созданных конструкций, поддерживает желание быть занятым
3
интересной созидательной деятельностью, вступать в содержательное общение с другими детьми
и взрослыми (педагогом, родителями), доводить начатое дело до конца, исправлять ошибки,
радоваться успехам.
Национально-региональный компонент реализуется в ходе бесед, наблюдений в природе,
является частью непосредственно образовательной деятельности и отражается в темах: «Как мы
вместе построили красивый город!», «Как одноэтажный дом стал двухэтажным». «Как мы строили
и ремонтировали дорожки».
Требования к результатам освоения программы по образовательному компоненту
«Конструктивно-модельная деятельность» образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие» для средней группы.
К концу года:
сформированы
представления
об
архитектуре
(городской
и
сельской,
реальной
и
сказочной), знакомы со строительством как искусством создания различных построек для жизни,
работы и отдыха человека;
различают и называют детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр, призма,
пластина длинная и короткая);
используют детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость,
размещение в пространстве);
формированы обобщенные представления о постройках, умения анализировать — выделять
части конструкции, их пространственное расположение и детали;
создают разные конструктивные варианты одного и того же объекта (домики, ворота,
мосты); самостоятельно преобразовывают их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной
или игровой задачи.
Тематический план
№
п\
п
Тема
(раздел)
Количество
компонентов
В том числе
практических
1
Дома, арки
5
5
2
Дороги
3
3
3
Транспорт
1
1
Итого количество в год
9
9
Содержание программы
№
п\
п
Тема (раздел)
Содержание
Дома
1.
«Как загородка
превратилась в
зоосад»
Создать проблемно-поисковую ситуацию- предложить построить
загородку и превратить ее в зоосад для различных животных.
Развивать
ассоциативное
восприятие,
наглядно-образное
мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый
интерес к постройкам.
2.
«Как мы
построили
Вызвать
интерес
к
конструированию
сказочных
домиков
(из
разного строительного материала) и прокладыванию дорожек (из
4
сказочные домики»
шнурков)
«от
порога
до
порога».
Развивать
восприятие,
пространственное мышление, воображение.
3.
«Как одноэтажный
дом стал
двухэтажным»
Расширять опыт создания замкнутых конструкций на основе
представлений
о
реальных
архитектурных
сооружениях.
Продолжить
знакомство
с
аркой
для
изображения
окошек.
Воспитывать
любознательность,
активность,
устойчивый
интерес
к
конструированию
и
обыгрыванию
созданных
построек.
4.
«Как ворота
превратились в
красивую арку»
Уточнить представление о воротах как важной части любого
ограждения. Закреплять способы преобразования постройки в
длину
в
высоту.
Развивать
наглядно-образное
мышление,
творческое воображение.
5.
«Как мы вместе
построили
красивый город!
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Наш
город» из строительных материалов.
Развивать восприятие,
пространственное мышление, творческое воображение, чувство
ритма. Воспитывать патриотические чувства.
Дороги
1.
«Как мы строили и
ремонтировали
дорожки»
Уточнить и расширить представление о дороге как сооружении,
созданном для удобства перемещения в пространстве. Закрепить
способ
симметричного
конструирования
(обеими
руками
синхронно).
Развивать
ассоциативное
восприятие,
наглядно
образное мышление, творческое воображение.
2.
«Как мы вместе
строили высокую
горку»
Расширять
опыт
конструирования
асимметричных
построек.
Продолжать учить работать в парах и малых группах. Знакомить
с
пластиной
в
разных
ее
вариациях.
Развивать
восприятие,
пространственное мышление, творческое воображение.
3.
«Как построили
тоннель для
машины»
Создать
условия
для
экспериментирования
со
строительным
материалом.
Формировать
опыт
организации
деятельности:
ставить цель распределять работу и материалы, договариваться,
проверять
качество
постройки.
Развивать
наглядно-образное
мышление, творческое воображение.
Транспорт
1.
«Вот какие разные
у нас звездолеты»
Вызвать интерес к конструированию космического транспорта.
Расширить
опыт
создания
вертикальных
построек
по
типу
«башня».
Инициировать
выбор
подходящих
деталей
для
изображения
космического
корабля.
Развивать
ассоциативное
восприятие,
наглядно-образное
мышление,
творче ское
воображение.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента «Конструктивно-модельная
деятельность» образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
детей средней группы
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая
оценка
производится
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
диагностики
(мониторинга).
Педагогическая
диагностика
–
оценка
индивидуального
развития
детей
дошкольного
возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их
дальнейшего
планирования.
Инструментарий
для
педагогической
диагностики
–
карты
наблюдений
детского
развития,
позволяющие
фиксировать
индивидуальную
динамику
и
перспективы развития каждого ребенка. Дополняются наблюдения свободным общением педагога
с
детьми,
беседами,
играми,
рассматриванием
картинок.
Вместе
с
тем
педагог
проводит
5
специально организованные занятия в период, определенный в программе для мониторинга. В эти
занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок
выполняет программные задачи.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребенка,
построения
его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Критерии оценки индивидуального развития детей
по образовательному компоненту «Конструктивно-модельная деятельность»
образовательной области «Художественно–эстетическое развитие»
для средней группы
0 БАЛЛОВ – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный
характер.
– не различает и не называют детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр, призма,
пластина длинная и короткая);
- не используют детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость,
размещение в пространстве не сформированы;
– не создает разные конструктивные варианты одного и того же объекта (домики, ворота,
мосты);
самостоятельно
преобразовывают
их
в
высоту,
длину
и
ширину
с
учетом
конструктивной или игровой задачи;
- не сформированы представления об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомы
со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека
1
БАЛЛ
–
характеристика
предполагает
периодическое
появление,
зависящее
от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.
– частично различает и называют детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр,
призма, пластина длинная и короткая);
--
частично
использует
детали
с
учетом
их
конструктивных
свойств
(форма,
величина,
устойчивость, размещение в пространстве не сформированы;
– частично создает разные конструктивные варианты одного и того же объекта (домики,
ворота, мосты); самостоятельно преобразовывают их в высоту, длину и ширину с учетом
конструктивной или игровой задачи;
- имеет частичное
представления об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомы
со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека
2 БАЛЛА – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит
от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
- различает и называют детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр, призма,
пластина длинная и короткая);
- использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость,
размещение в пространстве не сформированы;
-
создает
разные
конструктивные
варианты
одного
и
того
же
объекта
(домики,
ворота,
мосты);
самостоятельно
преобразовывают
их
в
высоту,
длину
и
ширину
с
учетом
конструктивной или игровой задачи;
-
сформированы представления об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомы со
строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека
6
Протокол оценки индивидуального развития ребенка по конструктивно-модельной деятельности в средней группе
Группа № «___________________»
Дата проведения диагностики: _________________20_____г
№
п/п
Фамилия. Имя ребенка
Различают и называют
детали
строительного
м ат е р и а л а
( к у б и к ,
б р у с о к ,
ц и л и н д р ,
п р и з м а ,
п л а с т и н а
длинная и короткая);
Cформированы
представления об
архитектуре (городской
и сельской, реальной и
сказочной), знакомы со
строительством как
искусством создания
различных построек
для жизни, работы и
отдыха человека
Используют детали с
учетом их
конструктивных
свойств (форма,
величина,
устойчивость,
размещение в
пространстве)
Cоздают разные
конструктивные
варианты одного того
же объекта(домики,
ворота, мосты);
самостоятельно
преобразовывают их в
высоту, длину и
ширину с учетом
конструктивной и ли
игровой задачи
Оценка
адекватности
форм и
методов
образовательн
ой работы
(значение)
Оценка
адекватности
форм и методов
образовательной
работы
(интерпретация)
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
7
Оценка успешности продвижения ребенка в образовательном пространстве
(значение)
Оценка успешности продвижения ребенка в образовательном
8
пространстве (интерпретация)
Кто проводил: воспитатель _____________________ /_________________/, воспитатель _______________________ /________________/
Ф.И.О. роспись
Ф.И.О. роспись
9
Перечень литературы и средства обучения
1.
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Программа «Умелые ручки» и методические
рекомендации. – М.: Цветной мир, 2016.
2.
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа: уч.-метод. пособие. – М.:
Цветной мир, 2015.
Для воспитанников
1.
Тематические папки «Веселая ярмарка» (средняя группа) - М.: Цветной мир, 2011.
2.
Лыкова И.А. Комплекты индивидуальных рабочих тетрадей по художественно-эстетическому
развитию для всех возрастных групп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3.
Лыкова И.А. Комплекты альбомов для творчества. Для всех возрастных групп. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018.
4.
Лыкова И.А. Демонстрационный и раздаточный материал к программе «Конструирование в
детском
саду»
для
всех
возрастных
групп
детского
сада.
(Комплекты
цветных
карточек
и
мультифункциональные альбомы). – М.: Цветной мир, 2015.
Средства обучения
1.
Дидактические наборы.
2.
Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера.
3.
Тематические
игрушки
и
игровые
комплекты
(машины,
куклы,
животные
для
обыгрывания построек).
4.
Схемы различных построек.
10
Календарно-тематический план
Планируемая
дата
Фактическая
дата
Тема, форма проведения
Содержание НОД
Материалы и средства обучения
1.«Как мы строили и
ремонтировали
дорожки»
И.А. Лыкова, стр.24
Уточнить
и
расширить
представление
о
дороге
как
сооружении,
созданном
для
удобства
перемещения
в
пространстве.
Закрепить
способ
симмет ричного
конструирования
(обеими
руками
синхронно).
Развивать
ассоциативное восприятие, наглядно образное мышление,
творческое воображение.
НРК:
знакомить
детей
сродным
краем
ЯМАЛ.
Воспитывать
чувство
гордости
за
людей,
которые
построили дороги в тяжелых северных условиях.
Набор: 6 кирпичиков для конструирования дорожки и
набор деталей для ее «ремонта»: 2 полукуба, 2 длинных
и
4
коротких
бруска.
Маленькие
машинки
для
обыгрывания построек.
2.«Как загородка
превратилась в зоосад»
И.А. Лыкова, стр.104
Создать
проблемно-поисковую
ситуацию-
предложить
построить
загородку
и
превратить
ее
в
зоосад
для
различных
животных.
Развивать
а с с о ц и ат и в н о е
восприятие,
наглядно-образное
мышление,
творческое
воображение.
Воспитывать
устойчивый
интерес
к
постройкам.
Кирпичики,
полукубы,
бруски
разной
длины.
Зоологические игрушки для обыгрывания постройки.
3.«Как мы вместе
строили высокую
горку»
И.А. Лыкова, стр.90
Расширять
опыт
конструирования
асимметричных
построек. Продолжать учить работать в парах и малых
группах. Знакомить с пластиной в разных ее вариациях.
Развивать
восприятие,
пространственное
мышление,
творческое воображение.
Наборы: 2-3 пластины разной длины, кирпичики,
кубики, полукубы, бруски и др. детали.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
4. «Как мы построили
сказочные домики»
И.А. Лыкова, стр.32
Вызвать интерес к конструированию сказочных домиков
(из
разного
строительного
материала)
и
прокладыванию
дорожек (из шнурков) «от порога до порога». Развивать
восприятие, пространственное мышление, воображение.
Комплект деталей для постройки домика: 3 кирпичика,
1 кубик, 2 полукуба, одна или две призмы (крыша),
короткий брусок, шнурок для прокладывания дорожки,
силуэты деревьев для изображения леса.
5. «Как одноэтажный
дом стал двухэтажным»
И.А. Лыкова, стр.118
Расширять
опыт
создания
замкнутых
конструкций
на
основе
представлений
о
реальных
архитектурных
сооружениях.
Продолжить
знакомство
с
аркой
для
изображения
окошек.
Воспитывать
любознательность,
активность,
устойчивый
интерес
к
конструированию
и
обыгрыванию созданных построек.
Комплект деталей: 3 кирпичика, 4 арки, 3 пластины,
призма,
полукуб,
2
бруска;
мелкие
предметы
для
обыгрывания постройки.
11
Планируемая
дата
Фактическая
дата
Тема, форма проведения
Содержание НОД
Материалы и средства обучения
НРК:
знакомить
с
сооружениями
города
Ноябрьска,
формировать
первичные
представления
о
северных
городах,
обратить
внимание
детей,
что
в
городе
с тр оя тс я
н о в ы е
мн о г оэт а жн ы е
д ома
в з а м е н
одноэтажных деревянных.
6. «Как ворота
превратились в
красивую арку»
И.А. Лыкова, стр.110
Уточнить
представление
о
воротах
как
важной
части
любого ограждения. Закреплять способы преобразования
постройки в длину в высоту. Развивать наглядно-образное
мышление, творческое воображение.
Набор:
одна
арка,
три
кирпича,
два
кубика
для
конструирования
ворот
и
преобразования
в
арку,
а
также дополнительные детали на выбор для украшения
постройки.
7. «Как построили
тоннель для машины»
И.А. Лыкова, стр.94
Создать
условия
для
экспериментирования
с о
строительным материалом. Формировать опыт организации
деятельности:
ставить
цель
распределять
работу
и
материалы, договариваться, проверять качество постройки.
Развивать
наглядно-образное
мышление,
творческое
воображение.
Игрушечные машинки и наборы строительных деталей
для свободного выбора.
8. «Вот какие разные у
нас звездолеты»
И.А. Лыкова, стр.108
Вызвать
интерес
к
конструированию
космического
транспорта.
Расширить
опыт
создания
вертикальных
построек
по
типу
«башня».
Инициировать
выбор
подходящих
деталей
для
изображения
космического
корабля.
Развивать
ассоциативное
восприятие,
наглядно-
образное мышление, творческое воображение.
Строительный материал по выбору: кубики, кирпичики,
полукубы, цилиндры, конусы, бруски, уголки. Фигурки
человечков – космонавтов для обыгрывания построек.
9. «Как мы вместе
построили красивый
город!»
И.А. Лыкова, стр.120
Вызвать
интерес
к
созданию
коллективной
композиции
«Наш
город»
из
строительных
материалов.
Развивать
восприятие,
пространственное
мышление,
творческое
воображение, чувство ритма. Воспитывать патриотические
чувства.
НРК:
знакомить
с
достопримечательностями
города
Ноябрьск,
воспитывать
уважительное
отношение
к
городским постройкам, жителям города.
Свободный
выбор
строительного
материала;
мелкие
предметы для обыгрывания построек.
12