Автор: Рукосуев Юрий Меркурьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФКП Образовательное учреждение №281
Населённый пункт: Красноярский край Богучанский район с.Чунояр
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Технология проблемного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
№281
Методическое пособие
«Технология проблемного обучения»
Составил преподаватель
Рукосуев Юрий Меркурьевич.
2019г.
1.Пояснительная записка.
Актуальные
задачи,
поставленные
сегодня
перед
средним
профессиональным образованием, значительно расширяют сферу действия и
назначение
образовательных
стандартов.
У
выпускника
должны
быть
сформированы
готовность
и
способность
творчески
мыслить,
находить
нестандартные
решения,
проявлять
инициативу.
Выпускник
должен
быть
конкурентоспособным.
Не
случайным
стал
необходим
переход
к
деятельностно-
компетентностной
образовательной
модели
с
ведущим
фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
Одно
из
важнейших
заданий
образования
—
формирование
творческого
мышления обучающихся. Процесс мышления начинается с возникновения
психических затруднений, появления неясностей, парадоксов, проблем.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных
занятий,
которая
предполагает
создание
под
руководством
педагога
проблемных
ситуаций
и
активную
самостоятельную
деятельность
обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей, что доказывает актуальность проблемы.
Актуальность
Правильный
выбор
и
реализация
современных
технологий
обучения
существенным образом влияет на качество профессиональной подготовки
специалиста
свободно
владеющего
профессиональными
навыками,
востребованного
на
рынке
труда,
обладающего
как
конкретными
профессиональными качествами, так и над профессиональными качествами.
Профессиональные личностные качества специалиста – это совокупность
трудовых,
познавательных
и
коммуникативных
качеств
личности,
проявлениями
которых
являются
инициативность,
предприимчивость,
самодисциплина,
способность
к
самооценке,
умение
принимать
ответственные
решения,
конкурентоспособность,
профессиональная
компетентность.
Конкурентоспособность.
Это прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного гибкого
мышления, готовности к постоянному профессиональному росту, личность,
способная к самоорганизации, самоактуализации и самосовершенствованию.
2.Теоритическая часть.
Технология проблемного обучения — система методов и средств обучения,
основой которого выступает моделирование реального творческого процесса
за
счет
создания
проблемной
ситуации
и управление
поиском
решения
проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное
открытие их обучающихся с помощью преподавателя. В ходе такого обучения
студент
приобщается
к объективным
противоречиям
научного
знания
и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
1.
Развитие
мышления
и способностей
обучающихся,
развитие
творческих умений.
2.
Усвоение
обучающимися
знаний,
умений,
добытых
в ходе
активного
поиска
и самостоятельного
решения
проблем,
в результате
эти
знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3.
Воспитание
активной
творческой
личности
обучающегося,
умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4.
Развитие
профессионального
проблемного
мышления.
При
использовании
технологии
рефлексивного
обучения
главным
звеном
на
занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной
д е я т е л ь н о с т и ,
м е ж л и ч н о с т н ы х
о т н о ш е н и й
и педагогического
взаимодействия.
Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная
ситуация
возникает
тогда,
когда
мысль
сталкивается
с
неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением
или отдельными его сторонами.
Общие функции проблемного обучения:
усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической
деятельности;
развитие интеллекта;
формирование диалектического мышления;
формирование всесторонне развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
воспитание
навыков
творческого
усвоения
знаний
(применение
системы
логических
приемов
или
отдельных
способов
творческой
деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных
знаний
в
новой
ситуации)
и
умение
решать
учебные
проблемы;
формирование
и
накопление
опыта
творческой
деятельности
(овладение
методами
научного
исследования,
решение
практических
проблем
и
х у д о ж е с т в е н н о г о
о т о б р а ж е н и я
д е й с т в и т е л ь н о с т и ) ;
формирование
мотивов
обучения,
социальных,
нравственных
и
познавательных потребностей.
Существует ряд классификаций проблемных ситуаций
I тип - несоответствие между имеющимися системами знаний и новыми
требованиями:
а) между старыми знаниями и новыми фактами;
б) между знаниями более низкого и более высокого уровня;
в)
между
знаниями
научными
и
житейскими
(с
такой
ситуацией
мы
постоянно сталкиваемся при постановке диагноза конкретному больному).
Учебная
проблема
составляет
практическую
и
теоретическую
трудность,
решение
которой
является
результатом
собственной
исследовательской
активности студентов.
Действия преподавателя
Действия студента
1. Создаёт проблемную ситуацию
1 .
О с о з н а ё т
п р о т и в о р еч и я
в
изучаемом явлении.
2.
Организует
размышления
над
проблемой и её формулировкой.
2. Формулирует проблему
3.
Организует
поиск
гипотезы
–
предположительного
объяснения
обнаруженных противоречий.
3. Выдвигает гипотезы, объясняющие
явления.
4. Организует проверку гипотезы.
4 .
П р о в е р я е т
г и п о т е з ы
в
эксперименте,
решении
з а д ач ,
а н а л и з е
и
т .
д .
5. Организует обобщение результатов
и применение.
5.
Анализирует
результаты,
делает
выводы,
применяет
полученные
знания.
Как у любой педагогической технологии, у проблемного обучения есть свои
д о с т о и н с т в а
и
н е д о с т а т к и .
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к
у ч е н и ю ,
т в о р ч е с к и е
с и л ы .
Недостатки:
не
всегда
можно
применять
из-за
характера
изучаемого
материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует
много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется
нечасто.
Требования к проблемному обучению
I. Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует
ряд приёмов:
- раскрытие значения данного учебного материала;
-
периодическая
демонстрация
достигнутых
успехов
по
завершении
очередного этапа;
- создание и использование наглядных пособий, технических средств;
-
кружковая
-
исследовательская
работа,
показывающая
возможности
применения полученных знаний.
II
Требование
-
решение
проблемы
должно
вызвать
определенную
познавательную трудность для преодоления которой необходима активная
мыслительная
деятельность
(анализ),
сравнение,
поиск
причинно-
следственных связей).
Однако
трудности,
связанные
с
восстановлением
в
памяти
ранее
изучавшегося
материала
с
решением
простейших
задач,
нельзя
считать
проблемным.
Какие же вопросы вызывают познавательную трудность и позволяют создать
проблемную ситуацию.
- вопросы, связанные с переносом ранее изученного материала на новый
учебный материал.
Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов,
предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):
Объяснительно иллюстративный;
Репродуктивный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский метод.
В
целом
можно
говорить
о
шести
дидактических
способах
организации
процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих
собой
три
вида
изложения
учебного
материала
учителем
и
три
вида
организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
Метод монологического изложения.
При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых
понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в
условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения.
Создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал,
делает выводы и обобщения.
Метод диалогического изложения.
Представляет диалог преподавателя с группой. Основы формы преподавания
- поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона,
правила и тому подобное совершается самими учащимися под руководством
и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание
эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется
преподавателем
путем
постановки
перед
учащимися
теоретических
и
практических
исследовательских
заданий..
По
форме
организации
исследовательские
работы
могут
быть
разнообразны:
ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением,
подготовка доклада, проекта.
Структура проблемного урока.
Структура
урока
лежит
в
основе
тематического
и
поурочного
плана,
предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные
варианты
взаимодействия
между
элементами
состава,
возникающие
в
процессе функционирования объекта.
Структурными элементами проблемного урока являются:
актуализация прежних знаний учащихся;
усвоение новых знаний и способов действия;
формирование умений и навыков.
Эта
структура
отражает
основные
этапы
учения
и
этапы
организации
современного урока. Поскольку показателем проблемности урока является
наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что
они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока.
Структура
проблемного
урока
создает
возможность
управления
самостоятельной учебной деятельностью ученика.
Основные отличия непроблемного и проблемного обучения, выявленные при
анализе многочисленных источников информации, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличительные характеристики непроблемного (объяснительно-
иллюстративного,
традиционного
или
сообщающего)
обучения
и
проблемного обучения
Отличительны
е признаки
Непроблемное обучение
Проблемное обучение
Цель обучения
Ус во е ние
р е з ул ьт а т о в
обучения:
во о руже н и е
обучающихся
знаниями
основ
наук,
привитие
им
соответствующих умений.
Ус в о е н и е
н е
т о л ь к о
р е з ул ь т а т о в
о б у ч е н и я
(знаний,
умений),
но
и
с амого
пути,
п р о ц е с с а
получения этих результатов,
формирование
познавательной
деятельности обучающегося,
и
развитие
его
творческих
способностей.
Развитие
самостоятель-
ности
мышления
Непроблемное
обучение
основано на работе памяти
у ч а щ и х с я
и
м а л о
способствует
развитию
самостоятельного
мышления.
Студент
большую
часть
времени
пассивен,
что
может
вызвать
временное
е г о
в ы к л ю ч е н и е
и з
дидактического процесса.
В
проблемном
обучении
акцент делается на развитие
самостоятельности
м ы ш л е н и я ,
н а в ы к о в
умственных
операций
и
д е й с т в и й ,
р а з в и т и е
в нима ния ,
т в о р ч е с ко г о
воображения,
способности
открывать
новые
знания
и
находить
новые
способы
действия путем выдвижения
гипотез и их обоснования.
В
ходе
решения
проблемы
учащийся
преодолевает
все
трудности, его активность и
самостоятельность достигает
здесь высокого уровня
Место
и
роль
у ч и т е л я
и
ученика
Учитель
сообщает
факты,
сам
анализирует
их
и,
применяя
наглядно сть,
объясняет сущность новых
При
проблемном
обучении
у ч и т е л ь ,
д а в а я
в
н е о б х о д и м ы х
с л у ч а я х
объяснение
содерж ания
понятий, сам формулирует
определение новых теорем,
правил,
законов
и
так
далее.
З д е с ь
д о м и н и р у е т
информационное
и з л о ж е н и е
у ч е б н о г о
материала учителем.
Учащие ся
слушают
и
воспринимают
объяснение
учителя и усваивают новое
знание путем запоминания,
а новые действия – путем
подражания
действиям
учителя.
Чем
сложнее
материал,
тем
подробнее
учитель
объясняет
его.
Усвоение
закрепляет ся
выполнением
многочисленных
упражнений, обычно также
не
требующих
творческой
деятельности.
наиболее сложных понятий,
систематически
с о зд а е т
проблемные
ситуации
и
организует самостоятельную
учебно-познавательную
деятельность
учащихся
по
усвоению
новых
знаний,
у м е н и й ,
п о в т о р е н и ю
изученного
и
от работке
н а в ы к о в ,
о к а з ы в а е т
необходимую помощь.
На
основе
анализа
фактов,
и з л о ж е н н ы х
у ч и т е л е м
учащиеся
самостоятельно
добывают
новые
знания:
д е л а ю т
в ы в о д ы
и
обобщения, формулируют (с
п о м о щ ь ю
у ч и т е л я )
о п р е д е л е н и е
п о н я т и й ,
правила, или самостоятельно
п р и м е н я ю т
и з в е с т н ы е
знания в новой ситуации.
Для
организации
т а ко й
деятельности
обучающихся
преподаватель должен знать
не только свой предмет, но и
его проблематику в целом
Характер
организации
учебного
процесса
Материал дается в готовом
виде, от ученика требуется
е г о
о с м ы с л е н и е
и
запоминание.
Процесс
решения
задач
прерывный,
эпизодический.
Преобладают
пассивные
м е т о д ы
о б у ч е н и я
(объяснительно-
Н о в у ю
и н ф о р м а ц и ю
учащиеся
получают
в
ходе
р е ш е н и я
п р о б л е м н ы х
т е о р е т и ч е с к и х
и
практических задач.
Процесс
решения
задач
является непрерывным.
Преобладают
а к т и в н ы е
м е т о д ы
о б у ч е н и я
(проблемный,
иллюстративный,
сообщающий)
исследовательский)
Эффективность
достижения
результатов
Отсутствует
возможность
о б е с п е ч е н и я
в с е м
учащимся
стопроцентных
устойчивых
результатов;
наибольшую
трудно сть
представляет
выработка
умений
самостоятельного
применения
на
практике
полученных
знаний
и
умений.
Результаты
преподавания
относительно
высокие
и
устойчивые
(долговременные). Учащиеся
л е г ч е
п р и м е н я ю т
полученные знания в новых
ситуациях
и
одновременно
развивают
свои
умения
и
творческие способности.
Таким
образом,
если
сообщающее
обучение
направлено
на
сообщение
знаний,
то
проблемное
-
нацелено
и
на
развитие
творческой
стороны
личности обучающегося через решение проблем. Мнения авторов по ряду
вопросов проблемного обучения сходятся по следующим пунктам [12]:
♦ в отличие от традиционного, в проблемном обучении познание идет путем
поиска
выхода
из
возникающей
проблемной
ситуации
через
решение
проблемных задач;
♦
роль
учителя
заключается
в
организации
проблемных
ситуаций
и
постановке проблемных задач;
♦
обучающийся
приобретает
новые
знания,
решая
проблемные
задачи,
поставленные преподавателем;
♦ мышление начинается в проблемной ситуации.
Таким
образом,
несмотря
на
существенные
преимущества
проблемного
обучения, его целесообразно использовать лишь тогда, когда это обосновано
характером
учебного
материала.
Большинство
ученых
признают
необходимость
существования
проблемного
и
непроблемного
обучений.
Однако на данном этапе не решен вопрос о соотношении или удельном весе
двух
подходов
в
общей
системе
обучения
[12].
Это
соотношение
может
зависеть от того, позволяет ли данное содержание проводить проблемное
обучение и будет ли применение данного метода более эффективно, чем
применение других (В. Оконь). Оно может определяться как содержанием
обучения и возможностями учебного материала, так и временем обучения
(И.Я.
Лернер);
может
зависеть
от
возможностей
учебного
материала
и
времени
обучения,
от
возрастных
и
индивидуальных
потребностей
и
возможностей
конкретной
группы
учащихся
и
каждого
ученика
в
отдельности (Е.В. Ковалевская).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской
Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты СПО
Махмутов
М.И.
Проблемное
обучение:
основные
вопросы
теории.
-
М.:
Педагогика, 1975. - 368 с.
Задоя С.Э. Технология проблемного обучения // Сидоров С.В. Сайт педагога -
исследователя. – 2012. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного
обучения. — Казань, 1972. — 365 с.
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.:
«Знание», 2013. — 96 с.