Напоминание

Технология проблемного обучения


Автор: Рукосуев Юрий Меркурьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФКП Образовательное учреждение №281
Населённый пункт: Красноярский край Богучанский район с.Чунояр
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Технология проблемного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение

№281

Методическое пособие

«Технология проблемного обучения»

Составил преподаватель

Рукосуев Юрий Меркурьевич.

2019г.

1.Пояснительная записка.

Актуальные

задачи,

поставленные

сегодня

перед

средним

профессиональным образованием, значительно расширяют сферу действия и

назначение

образовательных

стандартов.

У

выпускника

должны

быть

сформированы

готовность

и

способность

творчески

мыслить,

находить

нестандартные

решения,

проявлять

инициативу.

Выпускник

должен

быть

конкурентоспособным.

Не

случайным

стал

необходим

переход

к

деятельностно-

компетентностной

образовательной

модели

с

ведущим

фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

Одно

из

важнейших

заданий

образования

формирование

творческого

мышления обучающихся. Процесс мышления начинается с возникновения

психических затруднений, появления неясностей, парадоксов, проблем.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий,

которая

предполагает

создание

под

руководством

педагога

проблемных

ситуаций

и

активную

самостоятельную

деятельность

обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое

овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей, что доказывает актуальность проблемы.

Актуальность

Правильный

выбор

и

реализация

современных

технологий

обучения

существенным образом влияет на качество профессиональной подготовки

специалиста

свободно

владеющего

профессиональными

навыками,

востребованного

на

рынке

труда,

обладающего

как

конкретными

профессиональными качествами, так и над профессиональными качествами.

Профессиональные личностные качества специалиста – это совокупность

трудовых,

познавательных

и

коммуникативных

качеств

личности,

проявлениями

которых

являются

инициативность,

предприимчивость,

самодисциплина,

способность

к

самооценке,

умение

принимать

ответственные

решения,

конкурентоспособность,

профессиональная

компетентность.

Конкурентоспособность.

Это прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного гибкого

мышления, готовности к постоянному профессиональному росту, личность,

способная к самоорганизации, самоактуализации и самосовершенствованию.

2.Теоритическая часть.

Технология проблемного обучения — система методов и средств обучения,

основой которого выступает моделирование реального творческого процесса

за

счет

создания

проблемной

ситуации

и управление

поиском

решения

проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное

открытие их обучающихся с помощью преподавателя. В ходе такого обучения

студент

приобщается

к объективным

противоречиям

научного

знания

и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

1.

Развитие

мышления

и способностей

обучающихся,

развитие

творческих умений.

2.

Усвоение

обучающимися

знаний,

умений,

добытых

в ходе

активного

поиска

и самостоятельного

решения

проблем,

в результате

эти

знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.

Воспитание

активной

творческой

личности

обучающегося,

умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4.

Развитие

профессионального

проблемного

мышления.

При

использовании

технологии

рефлексивного

обучения

главным

звеном

на

занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной

д е я т е л ь н о с т и ,

м е ж л и ч н о с т н ы х

о т н о ш е н и й

и педагогического

взаимодействия.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная

ситуация

возникает

тогда,

когда

мысль

сталкивается

с

неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением

или отдельными его сторонами.

Общие функции проблемного обучения:

усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической

деятельности;

развитие интеллекта;

формирование диалектического мышления;

формирование всесторонне развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

воспитание

навыков

творческого

усвоения

знаний

(применение

системы

логических

приемов

или

отдельных

способов

творческой

деятельности);

воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных

знаний

в

новой

ситуации)

и

умение

решать

учебные

проблемы;

формирование

и

накопление

опыта

творческой

деятельности

(овладение

методами

научного

исследования,

решение

практических

проблем

и

х у д о ж е с т в е н н о г о

о т о б р а ж е н и я

д е й с т в и т е л ь н о с т и ) ;

формирование

мотивов

обучения,

социальных,

нравственных

и

познавательных потребностей.

Существует ряд классификаций проблемных ситуаций

I тип - несоответствие между имеющимися системами знаний и новыми

требованиями:

а) между старыми знаниями и новыми фактами;

б) между знаниями более низкого и более высокого уровня;

в)

между

знаниями

научными

и

житейскими

такой

ситуацией

мы

постоянно сталкиваемся при постановке диагноза конкретному больному).

Учебная

проблема

составляет

практическую

и

теоретическую

трудность,

решение

которой

является

результатом

собственной

исследовательской

активности студентов.

Действия преподавателя

Действия студента

1. Создаёт проблемную ситуацию

1 .

О с о з н а ё т

п р о т и в о р еч и я

в

изучаемом явлении.

2.

Организует

размышления

над

проблемой и её формулировкой.

2. Формулирует проблему

3.

Организует

поиск

гипотезы

предположительного

объяснения

обнаруженных противоречий.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие

явления.

4. Организует проверку гипотезы.

4 .

П р о в е р я е т

г и п о т е з ы

в

эксперименте,

решении

з а д ач ,

а н а л и з е

и

т .

д .

5. Организует обобщение результатов

и применение.

5.

Анализирует

результаты,

делает

выводы,

применяет

полученные

знания.

Как у любой педагогической технологии, у проблемного обучения есть свои

д о с т о и н с т в а

и

н е д о с т а т к и .

Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к

у ч е н и ю ,

т в о р ч е с к и е

с и л ы .

Недостатки:

не

всегда

можно

применять

из-за

характера

изучаемого

материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует

много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется

нечасто.

Требования к проблемному обучению

I. Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует

ряд приёмов:

- раскрытие значения данного учебного материала;

-

периодическая

демонстрация

достигнутых

успехов

по

завершении

очередного этапа;

- создание и использование наглядных пособий, технических средств;

-

кружковая

-

исследовательская

работа,

показывающая

возможности

применения полученных знаний.

II

Требование

-

решение

проблемы

должно

вызвать

определенную

познавательную трудность для преодоления которой необходима активная

мыслительная

деятельность

(анализ),

сравнение,

поиск

причинно-

следственных связей).

Однако

трудности,

связанные

с

восстановлением

в

памяти

ранее

изучавшегося

материала

с

решением

простейших

задач,

нельзя

считать

проблемным.

Какие же вопросы вызывают познавательную трудность и позволяют создать

проблемную ситуацию.

- вопросы, связанные с переносом ранее изученного материала на новый

учебный материал.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов,

предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

Объяснительно иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;

Исследовательский метод.

В

целом

можно

говорить

о

шести

дидактических

способах

организации

процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих

собой

три

вида

изложения

учебного

материала

учителем

и

три

вида

организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

Метод монологического изложения.

При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых

понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в

условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал,

делает выводы и обобщения.

Метод диалогического изложения.

Представляет диалог преподавателя с группой. Основы формы преподавания

- поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона,

правила и тому подобное совершается самими учащимися под руководством

и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание

эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется

преподавателем

путем

постановки

перед

учащимися

теоретических

и

практических

исследовательских

заданий..

По

форме

организации

исследовательские

работы

могут

быть

разнообразны:

ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением,

подготовка доклада, проекта.

Структура проблемного урока.

Структура

урока

лежит

в

основе

тематического

и

поурочного

плана,

предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные

варианты

взаимодействия

между

элементами

состава,

возникающие

в

процессе функционирования объекта.

Структурными элементами проблемного урока являются:

актуализация прежних знаний учащихся;

усвоение новых знаний и способов действия;

формирование умений и навыков.

Эта

структура

отражает

основные

этапы

учения

и

этапы

организации

современного урока. Поскольку показателем проблемности урока является

наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что

они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока.

Структура

проблемного

урока

создает

возможность

управления

самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Основные отличия непроблемного и проблемного обучения, выявленные при

анализе многочисленных источников информации, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Отличительные характеристики непроблемного (объяснительно-

иллюстративного,

традиционного

или

сообщающего)

обучения

и

проблемного обучения

Отличительны

е признаки

Непроблемное обучение

Проблемное обучение

Цель обучения

Ус во е ние

р е з ул ьт а т о в

обучения:

во о руже н и е

обучающихся

знаниями

основ

наук,

привитие

им

соответствующих умений.

Ус в о е н и е

н е

т о л ь к о

р е з ул ь т а т о в

о б у ч е н и я

(знаний,

умений),

но

и

с амого

пути,

п р о ц е с с а

получения этих результатов,

формирование

познавательной

деятельности обучающегося,

и

развитие

его

творческих

способностей.

Развитие

самостоятель-

ности

мышления

Непроблемное

обучение

основано на работе памяти

у ч а щ и х с я

и

м а л о

способствует

развитию

самостоятельного

мышления.

Студент

большую

часть

времени

пассивен,

что

может

вызвать

временное

е г о

в ы к л ю ч е н и е

и з

дидактического процесса.

В

проблемном

обучении

акцент делается на развитие

самостоятельности

м ы ш л е н и я ,

н а в ы к о в

умственных

операций

и

д е й с т в и й ,

р а з в и т и е

в нима ния ,

т в о р ч е с ко г о

воображения,

способности

открывать

новые

знания

и

находить

новые

способы

действия путем выдвижения

гипотез и их обоснования.

В

ходе

решения

проблемы

учащийся

преодолевает

все

трудности, его активность и

самостоятельность достигает

здесь высокого уровня

Место

и

роль

у ч и т е л я

и

ученика

Учитель

сообщает

факты,

сам

анализирует

их

и,

применяя

наглядно сть,

объясняет сущность новых

При

проблемном

обучении

у ч и т е л ь ,

д а в а я

в

н е о б х о д и м ы х

с л у ч а я х

объяснение

содерж ания

понятий, сам формулирует

определение новых теорем,

правил,

законов

и

так

далее.

З д е с ь

д о м и н и р у е т

информационное

и з л о ж е н и е

у ч е б н о г о

материала учителем.

Учащие ся

слушают

и

воспринимают

объяснение

учителя и усваивают новое

знание путем запоминания,

а новые действия – путем

подражания

действиям

учителя.

Чем

сложнее

материал,

тем

подробнее

учитель

объясняет

его.

Усвоение

закрепляет ся

выполнением

многочисленных

упражнений, обычно также

не

требующих

творческой

деятельности.

наиболее сложных понятий,

систематически

с о зд а е т

проблемные

ситуации

и

организует самостоятельную

учебно-познавательную

деятельность

учащихся

по

усвоению

новых

знаний,

у м е н и й ,

п о в т о р е н и ю

изученного

и

от работке

н а в ы к о в ,

о к а з ы в а е т

необходимую помощь.

На

основе

анализа

фактов,

и з л о ж е н н ы х

у ч и т е л е м

учащиеся

самостоятельно

добывают

новые

знания:

д е л а ю т

в ы в о д ы

и

обобщения, формулируют (с

п о м о щ ь ю

у ч и т е л я )

о п р е д е л е н и е

п о н я т и й ,

правила, или самостоятельно

п р и м е н я ю т

и з в е с т н ы е

знания в новой ситуации.

Для

организации

т а ко й

деятельности

обучающихся

преподаватель должен знать

не только свой предмет, но и

его проблематику в целом

Характер

организации

учебного

процесса

Материал дается в готовом

виде, от ученика требуется

е г о

о с м ы с л е н и е

и

запоминание.

Процесс

решения

задач

прерывный,

эпизодический.

Преобладают

пассивные

м е т о д ы

о б у ч е н и я

(объяснительно-

Н о в у ю

и н ф о р м а ц и ю

учащиеся

получают

в

ходе

р е ш е н и я

п р о б л е м н ы х

т е о р е т и ч е с к и х

и

практических задач.

Процесс

решения

задач

является непрерывным.

Преобладают

а к т и в н ы е

м е т о д ы

о б у ч е н и я

(проблемный,

иллюстративный,

сообщающий)

исследовательский)

Эффективность

достижения

результатов

Отсутствует

возможность

о б е с п е ч е н и я

в с е м

учащимся

стопроцентных

устойчивых

результатов;

наибольшую

трудно сть

представляет

выработка

умений

самостоятельного

применения

на

практике

полученных

знаний

и

умений.

Результаты

преподавания

относительно

высокие

и

устойчивые

(долговременные). Учащиеся

л е г ч е

п р и м е н я ю т

полученные знания в новых

ситуациях

и

одновременно

развивают

свои

умения

и

творческие способности.

Таким

образом,

если

сообщающее

обучение

направлено

на

сообщение

знаний,

то

проблемное

-

нацелено

и

на

развитие

творческой

стороны

личности обучающегося через решение проблем. Мнения авторов по ряду

вопросов проблемного обучения сходятся по следующим пунктам [12]:

♦ в отличие от традиционного, в проблемном обучении познание идет путем

поиска

выхода

из

возникающей

проблемной

ситуации

через

решение

проблемных задач;

роль

учителя

заключается

в

организации

проблемных

ситуаций

и

постановке проблемных задач;

обучающийся

приобретает

новые

знания,

решая

проблемные

задачи,

поставленные преподавателем;

♦ мышление начинается в проблемной ситуации.

Таким

образом,

несмотря

на

существенные

преимущества

проблемного

обучения, его целесообразно использовать лишь тогда, когда это обосновано

характером

учебного

материала.

Большинство

ученых

признают

необходимость

существования

проблемного

и

непроблемного

обучений.

Однако на данном этапе не решен вопрос о соотношении или удельном весе

двух

подходов

в

общей

системе

обучения

[12].

Это

соотношение

может

зависеть от того, позволяет ли данное содержание проводить проблемное

обучение и будет ли применение данного метода более эффективно, чем

применение других (В. Оконь). Оно может определяться как содержанием

обучения и возможностями учебного материала, так и временем обучения

(И.Я.

Лернер);

может

зависеть

от

возможностей

учебного

материала

и

времени

обучения,

от

возрастных

и

индивидуальных

потребностей

и

возможностей

конкретной

группы

учащихся

и

каждого

ученика

в

отдельности (Е.В. Ковалевская).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской

Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты СПО

Махмутов

М.И.

Проблемное

обучение:

основные

вопросы

теории.

-

М.:

Педагогика, 1975. - 368 с.

Задоя С.Э. Технология проблемного обучения // Сидоров С.В. Сайт педагога -

исследователя. – 2012. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного

обучения. — Казань, 1972. — 365 с.

Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.:

«Знание», 2013. — 96 с.



В раздел образования