Напоминание

Исследовательская работа в рамках НПК


Автор: Левина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 г.Пензы им. В.В.Тарасова
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа в рамках НПК
Раздел: среднее образование





Назад




Левина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №12 г. Пензы им. В.В.Тарасова

Детство, опалённое войной

2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В

преддверии

события

мною

было

осуществлено

научное

руководство

исследовательской работой пятиклассников «Детство, опалённое войной».

Дети военной поры оказались в пекле страданий и невзгод и вели себя как

герои, осилили, вынесли то, что не всегда под силу даже взрослому.

Цель исследовательской работы:

-

рассмотрение

образов

детей

в

рассказах

Л.Пантелеева

«На

ялике»

и

В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка».

Задачи работы:

1.

Познакомиться с сюжетами рассказов Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой

«Кочерыжка» и «Андрейка».

2.

Охарактеризовать

образы

Матвея,

Володи

и

Андрейки

(по

рассказам

Л.Пантелеева и В.А.Осеевой).

3.

Сопоставив образы детей в рассказах Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, выявить

сходные черты.

Решая

поставленные

задачи,

обучающиеся

использовали

описательный,

сравнительно-сопоставительный методы, а также методы наблюдения и анализа.

Объектом исследования стали рассказы Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой

«Кочерыжка» и «Андрейка».

Предмет настоящего исследования - образы детей в вышеназванных произведениях.

Гипотеза состояла в следующем:

- допускали, что в силу условий военного времени образ ребёнка приобретёт черты

взрослого человека;

-

предполагали,

что,

несмотря

на

обстоятельства,

дети

смогли

сохранить

свойственную им чистоту и человечность.

Рассмотрев рассказы Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, пятиклассники отметили,

что в каждом из названных произведений в центре внимания автора и читателя

находится образ ребёнка.

Все дети разные, но в то же время их объединяют сходные черты.

1.

Все три героя (Матвей, Володя и Андрей) выглядят и ведут себя не по-детски,

как взрослые люди.

2.

Ребята, осознавая ответственность перед старшими, работают, помогают тем, кто

в этом особенно нуждается.

3.

Несмотря на обстоятельства, дети смогли сохранить свойственную им чистоту и

человечность. Их души не очерствели, ребята не озлобились, они заботились о

тех, кто слабее и несчастнее (это младшая сестрёнка, одинокий пёс, осиротевшая

женщина). Ненависть и злоба мальчиков были направлены только на врага,

который растоптал их детство и поломал судьбы.

Дети войны становились взрослыми раньше времени. Вечно будет жить в

наших сердцах память о людях, чьи жизни опалил огонь войны.

В

результате

проделанной

работы

обучающиеся

смогли

реализовать

поставленную

цель

(рассмотрели

образы

детей

в

рассказах

Л.Пантелеева

«На

ялике» и В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка»). Сопоставив образы детей в

рассказах Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, выявили сходные черты.

Выдвинутые гипотезы получили своё подтверждение.

Посчитав

рассмотренную

тему

актуальной,

ученики

познакомили

обучающихся

4-6

классов

МБОУ

СОШ

№12

г.

Пензы

с

произведениями

Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка».



В раздел образования