Автор: Левина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 г.Пензы им. В.В.Тарасова
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа в рамках НПК
Раздел: среднее образование
Левина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №12 г. Пензы им. В.В.Тарасова
Детство, опалённое войной
2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В
преддверии
события
мною
было
осуществлено
научное
руководство
исследовательской работой пятиклассников «Детство, опалённое войной».
Дети военной поры оказались в пекле страданий и невзгод и вели себя как
герои, осилили, вынесли то, что не всегда под силу даже взрослому.
Цель исследовательской работы:
-
рассмотрение
образов
детей
в
рассказах
Л.Пантелеева
«На
ялике»
и
В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка».
Задачи работы:
1.
Познакомиться с сюжетами рассказов Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой
«Кочерыжка» и «Андрейка».
2.
Охарактеризовать
образы
Матвея,
Володи
и
Андрейки
(по
рассказам
Л.Пантелеева и В.А.Осеевой).
3.
Сопоставив образы детей в рассказах Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, выявить
сходные черты.
Решая
поставленные
задачи,
обучающиеся
использовали
описательный,
сравнительно-сопоставительный методы, а также методы наблюдения и анализа.
Объектом исследования стали рассказы Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой
«Кочерыжка» и «Андрейка».
Предмет настоящего исследования - образы детей в вышеназванных произведениях.
Гипотеза состояла в следующем:
- допускали, что в силу условий военного времени образ ребёнка приобретёт черты
взрослого человека;
-
предполагали,
что,
несмотря
на
обстоятельства,
дети
смогли
сохранить
свойственную им чистоту и человечность.
Рассмотрев рассказы Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, пятиклассники отметили,
что в каждом из названных произведений в центре внимания автора и читателя
находится образ ребёнка.
Все дети разные, но в то же время их объединяют сходные черты.
1.
Все три героя (Матвей, Володя и Андрей) выглядят и ведут себя не по-детски,
как взрослые люди.
2.
Ребята, осознавая ответственность перед старшими, работают, помогают тем, кто
в этом особенно нуждается.
3.
Несмотря на обстоятельства, дети смогли сохранить свойственную им чистоту и
человечность. Их души не очерствели, ребята не озлобились, они заботились о
тех, кто слабее и несчастнее (это младшая сестрёнка, одинокий пёс, осиротевшая
женщина). Ненависть и злоба мальчиков были направлены только на врага,
который растоптал их детство и поломал судьбы.
Дети войны становились взрослыми раньше времени. Вечно будет жить в
наших сердцах память о людях, чьи жизни опалил огонь войны.
В
результате
проделанной
работы
обучающиеся
смогли
реализовать
поставленную
цель
(рассмотрели
образы
детей
в
рассказах
Л.Пантелеева
«На
ялике» и В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка»). Сопоставив образы детей в
рассказах Л.Пантелеева и В.А.Осеевой, выявили сходные черты.
Выдвинутые гипотезы получили своё подтверждение.
Посчитав
рассмотренную
тему
актуальной,
ученики
познакомили
обучающихся
4-6
классов
МБОУ
СОШ
№12
г.
Пензы
с
произведениями
Л.Пантелеева «На ялике» и В.А.Осеевой «Кочерыжка» и «Андрейка».