Напоминание

"Развитие навыков импровизации средствами музыкального фольклора у детей дошкольного возраста"


Автор: Семиротова Анна Евгеньевна
Должность: студентка IV курса кафедры сольного народного и эстрадно-джазового пения факультета КОНСЕРВАТОРИЯ
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: "Развитие навыков импровизации средствами музыкального фольклора у детей дошкольного возраста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1 В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. И наша задача - научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие. Фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в дошкольном учреждении знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам. Обращение к народной педагогике в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые с жанром детского фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечает его возможностям и потребностям. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребенка, здорового духом и телом. Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное
2 произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности. Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь. Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно живут в веках певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. В работе с дошкольниками пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития детей: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства - есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Вся фольклорная информация, которую получают дети от взрослых в детстве, - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, - важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не проходят мимо его слуха и запоминаются. В организации обучения детей музыкальному фольклору необходимо учитывать такой существенный момент, как его синкретизм, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности: импровизация поэтического текста; импровизация движений в пластике танца и играх; варьирование и импровизация музыкального текста. Дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки,
3 игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально - ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д., которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. В зависимости от настроения детей, от уровня усвоенного музыкального материала, варьирую ход занятия, внося импровизацию. Особую заинтересованность дети проявляют при инсценировании музыкальных произведений, при внесении элементов театрализации. Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать. Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. На занятиях по народно-певческому фольклору с дошкольниками особое внимание уделяется импровизации. Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. Improvisus - неожиданный, внезапный) – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создастся непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации - активизировать творчество детей. Особенно творческие способности дети могут проявлять в вокальной импровизации. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, ладони, заменяющие музыкальный инструмент, - тоже.
4 Импровизация - одно из любимых занятий дошкольников. Это создание песни непосредственно в процессе ее исполнения, без участия взрослого. Естественно, как любое детское творчество, на первых этапах требует от ребенка и взрослого совместных действий, ребенок вначале включается в выполнение отдельных творческих заданий, участвует в сочинении отдельных составных частей создаваемой песни. Творческие задания непосредственно связаны с поэтапным формированием песенного творчества, а впоследствии – к проявлению импровизации как самостоятельного сочинения. Эти задания - важнейший фактор, направляющий развитие детского песенного творчества. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов. К импровизированию мелодий в заданном характере можно отнести следующие виды заданий: «музыкальный разговор», импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша и досочинение начатой мелодии. В основе мелодизации стихотворных текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Особая атмосфера занятия, в котором увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все дети, достигается широким применением
5 коммуникативно-двигательных игр. Подобная атмосфера желанна на любом занятии, а на занятии по народно-певческому фольклору она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею занятия, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей. Дети на таких занятиях ставятся в условия, в которых они могут фантазировать, импровизировать, проявлять индивидуальность. Главным условием в проведении занятий, включающих импровизацию, как формы спонтанного творческого самовыражения ребенка, является наличие психологического комфорта. Особенно это необходимо с «зажатыми» детьми, имеющими весьма скудный запас выражаемых эмоций. Нередко «зажатость» может быть вызвана боязнью неправильно «исполнить» мелодию, насмешек со стороны сверстников, боязнью «не понравиться» взрослому. С первого занятия по импровизации при выполнении простейших заданий ребенок должен почувствовать «успешность» своих звуковых деяний, невиданных завоеваний. Главными внешними оценочными действиями педагога, адресуемых ребенку, должны быть такие чувства, как: восхищение, радость, изумление, удивление, удовлетворение (при внутреннем, конечно, терпении и хладнокровии; тактика подавления должна быть исключена). Даже если ребенок исполняет не совсем то, что хочет услышать педагог (чаще всего это и бывает), важно здесь не исправлять (т.е. не указывать на факт ошибки), а показать – «а вот можно и так», «а это - мой вариант» и т.п., то есть через одобрение первоначального варианта ученика перейти к показу собственного варианта (более оптимального). Эта психоэмоциональная атмосфера первых занятий важна тем, что через «восхищение» и тактичность педагога у ребенка должны развиваться азарт и его вера в собственную творческую неповторимость, а подчас и «уникальность». По мере возрастающего интереса ребенка к импровизации оценочная эмоциональная «эйфория» педагога может снижаться (но с обязательной корректировкой на то или иное эмоциональное состояние ребенка на конкретном занятии).
6 С каждого занятия ребенок должен уходить с чувством новой завоеванной высоты в искусстве импровизации (даже если реально этой высоты и не было), иначе можно «отбить охоту» импровизировать в дальнейшем. Ребенок, если он «удивил» педагога, также естественно хочет поразить своими достижениями и родителей (печально, конечно, если способности удивляться лишены последние, но, как правило, родители бывают в восторге от любых озарений собственных детей). Творческие проявления дошкольников зависят от прочности певческих и двигательных навыков, тонкости музыкального восприятия, умения выражать характер чувства, от развития воображения, от умения ориентироваться в новых ситуациях и применять свой опыт в изменившихся условиях. Задача педагога - учить детей свободно общаться в коллективе, эмоционально отзываться на музыку, закреплять певческие и двигательные навыки в свободное от музыкальных занятий время, тем самым ориентируя дошкольников в песенном и танцевальном творчестве. Работа над использованием вокальной импровизации основана на этапности развития музыкального импровизационного творчества, разработанной Н. А. Ветлугиной: от заданий, требующих первоначальной ориентировки, с установкой на создание нового (измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, далее, к заданиям, рассчитанным на самостоятельность действий детей, использование сочинённых мелодий в жизни. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в
7 младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.). Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей: 1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую педагогом; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке; 2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций; 3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»); 4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»); 5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): педагог поет первый звук. Кроме того, Ветлугиной Н.А. разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; импровизация музыкальных вопросов и ответов; сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре. Таким образом, занятия по народно-певческому фольклору погружают детей в полноценную творческую деятельность, развивают самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок на таких занятиях учится импровизировать и сочинять на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
8 Список использованной литературы 1. Астахова А. М. Импровизация в русском фольклоре. // Русский фольклор. Вып.10; М.-Л., 1966. 2. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства: Сб. ст. - М., 1971. 3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968. 4. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. 5. Кольцовская И.Г. Песенная импровизация как вид детского творчества // Наука и современность. 2011. 6. Ходонович Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников. – М., 2007. 7. Шевчук Л.Э., Монахова А.А. Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиций педагогической науки. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. Выпуск №3. 2014.


В раздел образования