Автор: Макушева Лариса Азарталиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "СОШ№1" с.п.Малка Населённый пункт: Малка Наименование материала: Методическая разраьотка Тема: Проект "Сказка- ложь, да в ней намек" Раздел: дошкольное образование
Проект «Сказка - ложь, да в ней намёк»
- -
1. Возраст детей:4-5 лет.
2. Направление развития:
3. Участники проекта: воспитатели, дети средней групы, родители.
4. Актуальность темы: В современном мире вопрос нравственного воспитания занимает
одно из важнейших мест в педагогике. К сожалению, средства массовой информации
пропагандируют зло и насилие. Люди становятся более грубыми и жестокими по
отношению друг к другу, а зачастую и ко всей окружающей действительности, что
приводит к очень печальным последствиям.
Дети часто видят всё это, и им трудно отобрать для себя положительный пример.
Становление моральных ценностей закладывается у детей с дошкольного возраста.
Поэтому так необходимо в детском саду особое внимание уделять воспитанию гуманных
чувств.
В целостной системе методов и средств воспитания гуманных чувств не последнюю роль
играют сказки. По многим причинам дети любят сказочных героев, они им становятся
родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Педагогу
важно помочь детям увидеть положительные качества героя сказки и вызвать желание ему
подражать. Ведь не зря же говорится: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок». Выявить этот, не всегда напрямую сформированный «намёк», прояснить его суть,
дать нравственный урок - вот главная задача данного проекта.
Известно, что сензетивным периодом морального воспитания детей является старший
дошкольный возраст. Однако, благодаря сказочным персонажам, эту работу можно начать
гораздо раньше. Реализация проекта может проходить как в одной возрастной группе, так
и на всех этапах дошкольного детства: во второй младшей, средней, старшей,
подготовительной к школе группе, т.е проект может состоять из 1-4 одноимённых мини -
проектов, каждый из которых будет реализован с детьми определенного дошкольного
возраста. Главная цель проекта, проблема, гипотеза может не меняться, но при постановке
задач каждого из данной серии проектов, необходимо обязательно учитывать особенности
каждого возрастного периода: стремление малышей к подражанию, детей более старшего
возраста - к самостоятельности, поисковой деятельности и творческим проявлениям.
Таким образом проект «Сказка - ложь, да в ней намёк»может быть реализован с детьми от
3 до 7 лет.
Для реализации с детьми разных возрастных групп серии проектов «Сказка - ложь, да в
ней намёк»можно использовать следующий алгоритм:
Чтение сказок, обсуждение нравственного урока, выбор одной для дальнейшей
работы. Знакомство с жизнью живых существ (героев сказки) в природе.
Изобразительная деятельность с передачей образа персонажей. Работа над образом.
Распределение ролей. Работа с родителями по изготовлению костюмов. Подбор
музыкального репертуара. Разучивание ролей. Подготовка оборудования.
Презентация проекта.
Для достижения положительных результатов, поддержания интереса к проекту у детей
длительное время, совместную деятельность воспитателя, детей и родителей по данному
проекту желательно проводить не реже одного раза в неделю.
5.
Принципы организации работы по проекту:
- учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания работы;
- обеспечение эмоционально - психологического комфорта детей, через организацию
практически и познавательно значимой для ребёнка деятельности по проекту; личностно -
ориентированного взаимодействия;
- обеспечение логической последовательности в решении поставленных проблем через
комплексный, интегрированный, развивающий и воспитывающий характер деятельности.
6.
Цель: Воспитание моральных качеств личности через осознание нравственного урока
сказки в процессе непосредственного участия в театрализованной деятельности.
Проблема: Может ли сказка сделать всех лучше; добрее, смелее, заботливее, дружнее,
трудолюбивее и т.п.?
Гипотеза: Если мы научимся понимать сказки, мы станем лучше.
Реализации проекта «Сказка - ложь, да в ней намёк» в средней группе
7.
Задачи.
Образовательные: вызвать у детей интерес к устному народному творчеству. Учить
инсценировать знакомые сказки. Формировать умение характеризовать душевное
состояние и настроение человека и животных.
Развивающие: Развивать выразительность речи, активизировать словарь.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества личности и устойчивый интерес к
театрализованной деятельности.
8.
Сроки реализации: 1 учебный год
Начало работы: сентябрь
Завершение: май
9. Этапы работы с детьми и родителями по проекту «Сказка - ложь, да в ней намёк»
Эта-
Время
про-
Содержание
Задачи
пы
ведения
деятельности
на каждом этапе
1-2
1.Изучение
воспитателем
Изучение воспитателем
неделя
методической
литературы,
возрастных особенностей
октября
получение консультаций
у
детей пятого года жизни;
специалистов.
выявление потребностей
2. Проведение
диагностики,
детей; подбор сказок в соот-
анализа проблем.
ветствии с их потребностя-
3. Введение игровой
про-
ми; определение содержа-
1.Подготов
ительный
блемной ситуации для
соз-
ния работы по проекту; оз-
дания мотивации детей к накомление родителей с
проектной деятельности.
предполагаемой работой по
с:
4. Разработка
перспективно-
реализации проекта, созда-
го плана, содержания
проекта.
ние мотивации у родителей
5. Проведение бесед с
для активного участия в проекте
родителями,
специалистами.
3-4
Реализация намеченных
по
Помочь детям через освое-
о
неделя
ок-
перспективному плану
видов
ние позиции субъекта теат-
со о
тября-
деятельности по
решению
рализованной и других ви-
2.Основно
й
1-2
проблемы проекта.
дов деятельности освоить
О
неделя
мая
нравственные уроки сказок.
Этап
ы
Время
проведения
Содержание
деятельности
Задачи на каждом этапе
3.
Зак
лю
чи
тел
ьн
ый
3-4
неделя мая
Подготовка и
проведение
презентации
проекта.
Дать детям возможность проявить своё
отношение к негативным поступкам
сказочных героев, помочь персонажам,
попавшим в трудное положение, решить
проблемы. Закрепить представления о
положительных образцах поведения человека,
о том, что добро всегда должно побеждать
зло.
10. План работы по реализации содержания проекта с детьми и родителями:
Эта-
пы
Срок
про-
ведения
Содержание деятельности
Задачи на данном этапе проекта
1.
Сентябрь Работа с методической
литературой. Диагностика
развития речи и социальной
компетентности.
Изучение психолого-
педагогической,
методической литературы.
Изготовление картотек
этюдов, чистоговорок,
пополнение картотек
пальчиковой,
артикуляционной
гимнастик. Подбор сказок в
соответствии с
потребностями детей данной
Изучение воспитателем возрастных
особенностей детей пятого года жизни;
проведение диагностирования;
определение задач данного проекта;
подбор сказок в соответствии с
потребностями детей, знакомство
родителей с работой по реализации
проекта, внесение изменений с учётом
предложений родителей.
группы. Изготовление,
ремонт, приобретение
театральных атрибутов (с
помощью родителей).
Разработка перспективного
плана. Беседы с родителями.
2.
1-2
недели
октября
I
1.1. Показ настольного
театра по мотивам русских
народных сказок «Три
медведя», «Волк и козлята»,
1.2. Беседа по содержанию
сказок: «Самое лучшее
наследство воспитанность»,
«Послушные детки - дому
венец».
1.3. П/и «У медведя во
бору».
1.4. Психогимнастика
«Злюка» (5д.)
Учить детей оценивать поступки героев;
выделять нравственный урок каждой
сказки. Развивать речь детей, побуждая
аргументировать свои мысли, умение
адекватно передавать свои эмоции в
соответствии с образом, творческие
способности.
3-4 неде-
ля
октября
2.1.
Рассказы
вание
русских
народны
х сказок
«Кривая
уточка»,
«Лиса и
журавль»
.
2.2,
Беседы
по
содержан
ию
сказок:
«Учись
на добро
отвечать
добром»,
«На зло
отвечать
злом -
плохо».
2.3 Игра-
Те же.
имитация
«Рыжая
плутовка
». 2.4.
Психоги
мнастика
«Поссор
ились-
помирил
ись»
155
Эта
пы
Срок
проведе
ния
Содержание деятельности
Задачи на данном этапе проекта
1-2
недели
ноября
3.1. Рассказывание русской
народной сказки «Сестрица.
Алёнушка и братец
Иванушка».
3.2. Беседа по содержанию:
«Без страдания - нет и
знания».
3.3. Дид.упражнение «Чем
похожи, чем отличаются»
(Сравнение со сказкой «Волк
и семеро козлят»)
З.З.. Д/игра «Фу-ура»
Продолжать учить детей оценивать
поступки героев: выделять
нравственный урок каждой сказки.
Развивать речь детей, побуждая
аргументировать свои мысли, умение
адекватно передавать свои эмоции в
соответствии с образом, творческие
способности.
3-4
неделя
ноября
4.1. Рассказывание детям
русских народных сказок
«Лисичка со скалочкой»,
«Коза-дереза».
4.2. Беседы по содержанию:
«Что посеешь, то и
пожнёшь», «Подал ручку, да
подставил ножку».
4.3.Лепка по сказкам.
4.4. Игра-имитация «Рыжая
плутовка».
Те же.
1-2
недели
декабря
5.1. Рассказ воспитателя
«Лисица»; поисковая
деятельность «Зачем лисе
пушистый хвост?» (2д; 83)
5.2. Чистоговорка «Льстит
лисичка колобочку, а сама
облизывает щёчку».
5.3. Игра - имитация
«Изобрази героя».
Упражнять детей в оценке поступков
героев; выделении нравственного урока
каждой сказки. Развивать речь детей,
побуждая аргументировать свои мысли,
умение адекватно передавать свои
эмоции в соответствии с образом,
творческие способности.
3-4
недели
декабря
6.1. Рассказывание русской
народной сказки: «Пузырь,
соломинка и лапоть».
6.2. Беседа по сказке: «Сам
пропадай, а товарища
Те же.
выручай».
б.З.Д/игра «Мы все
хорошие». (5р; 61)
3 неделя
января
7.1. Рассказывание русской
народной сказки «Крылатый,
мохнатый, да масленый».
7.2. Беседа по сказке: «Чтобы
были лад и дружба - своё
дело знать всем нужно».
7.3. Этюд «Поварёнок».
Те же.
4 неделя
января
8.1. Викторина сказок:
8.1.1. Д/и «Узнай из какой
сказки герой».
.8.1.2. Показ знакомых сказок
с помощью
пальчикового, настольного
театров, на
фланелеграфе.
8.1.3. Танцевальный
импровиз.
8.1.4.Выбор сказки для
последующей
драматизации.
Вспомнить с детьми уже знакомые им
сказки, учить детей принимать на себя
роль того или иного персонажа,
изображать её с помощью различных
видов театра, танцевальных движений.
Эта
пы
Срок
проведе
ния
Содержание деятельности
Задачи на
данном этапе
проекта
9.1. Знакомство со
сценарием Зарецкой М.В.
(1р) по сказке «Крылатый,
мохнатый, да масленый»
9.2. Беседа с детьми по
составлению собственного
варианта сценария (роли,
ганцы, песни, костюмы,
декорации и т.д.; кто и как
может помочь поставить
сказку)
1 неделя
февраля
10.1. Повторное
выборочное чтение сказки.
10.2 Д/игра «Какой он?»
10.3. Этюды «Дружная
семья», «Каждый знает своё
депо».
10.4. Чистоговорка «Сидел
воробей на сосне, заснул и
свалился во сне, до сих пор
бы сидел на сосне».
Заинтересовать
детей
предстоящей
деятельностью;
пробудить
познавательную
и творческую
активность,
желание
участвовать в
спектакле,
организационны
е способности.
2 неделя
февраля
11.1.Чтение рассказов
Николаевой С.Н. «Воробьи
в природе» «На что мыши
нужны?»
11.2. Лепка героев сказки.
11.3. Психогимнастика
«Остров плакс».
11.4. Этюд: «Воробей на
охоте».
Сконцентрироват
ь внимание детей
на особенностях
образов сказки и
поиске наиболее
удачных
способов их
изображения.
Развивать
выразительность
речи, дикцию.
3 -4
недели
февраля
12. Работа над
выразительностью образа.
12.1. Чистоговорки:
«Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь». Мышонок шепчет
Мыши: «Шуршать я буду
тише». «Бублик, баранку,
батон и буханку - пекарь
испёк спозаранку».
12.2. Психогимнастика:
«Удивление», «Король
Боровик».
12.3. Подбор и освоение
музыкального репертуара: -
для выхода и танца Грибов,
Малинок и Сказочницы -
русские народные песни
«Из-под дуба..», «Во саду
ли, в огороде»; - для песни
Воробья, Блина, Мышонка.
«Ах вы сени»; -для
сопровождения сценки
«Блинок в лесу».
12.4. Изготовление вместе с
родителями костюмов
Блина, Воробья, Лисички,
Мышонка, Грибков,
Малинок.
Расширять
представления
детей о повадках,
среде обитания
животных,
упоминаемых в
сказке, в живой
'природе, для
более точного
художественного
воплощения.
Март
13.1 Завершение работы
над образом.
13.2. Поисковая
деятельность по подготовке
декораций
(Поиск пней, веток и т.п.)
13.3. Изготовление афиши,
пригласительных билетов.
13.4. Психогимнастика:
«Лисёнок боится»,
«Разное настроение»,
«Таня-плакса».
Развивать
дикцию,
интонационную
выразительность
речи; учить
передавать
разпичное
эмоциональное
состояние с
помощью
мимики,
пантомимики;
13.5. Презентация проекта:
«Крылатый, мохнатый, да
масляный» показ пред-
ставления по сказке для
родителей.
умение
осуществлять
подбор
музыкального
репертуара,
творческие
способности,
смелость в
придумывании
элементов
костюмов,
выразительных
движений.
•
Апрель
Развивать
чувство сцены,
смелость,
решительность,
непринуждённос
ть во время
выступления,
стимулировать
интерес к
театрализованно
й деятельности
через ощущение
успеха,
удовлетворение
от совместной
деятельности.
■
Эта
пы
Срок
проведе
ния
Содержание деятельности
Задачи на
данном этапе
проекта
3.
1-2
неделя
мая
14.1 Просмотр видеозаписи
презентации, обсуждение
удачных моментов и
ситуаций, которые надо
изменить; нравственного
урока сказки по отношению
к выполнению общей
работы в спектакле.
14.2. Придумывание
сюжета игры в театр с
малышами и детьми из
группы: изготовление
афиши , билетов, гардероба,
кассы, зрительного зала.
14.3. Дальнейшая работа
над образом (коррекция,
замена исполнителей
Развивать
дружбу, чувство
значимости
труда каждого
для достижения
общего успеха.
Подвести детей к
выводу о том.
что не было бы
такого успеха ,
если бы каждый
не постарался.
Дать
возможность
почувствовать
одобрение и
восхищение
ролей).
окружающих,
вызвать желание
ещё раз
пережить это
чувство. Дать
возможность
детям
попробовать себя
в желанной, но
не полученной в
первый раз роли.
3-4
неделя
мая
15.1. Презентация проекта
№2 Сюжетно-ролевая игра
«Театр»для детей и
малышей.
15.2. Беседа с детьми и
родителями об итогах
проекта, обмен
впечатлениями от
совместной работы,
вручение сувениров
«артистам» от родителей,
обсуждение перспектив
дальнейшей работы.
Воспитывать
желание делать
приятное другим
людям и
получать от
этого
удовольствие.
Подвести детей и
родителей к
подтверждению
гипотезы
проекта: в
процессе
постановки
сказки дети и
мир вокруг
изменились к
лучшему.
11. Ресурсы.
11.1. Информационные.
Рекомендуемая литература:
1. Зарецкая Н.В. Музыкальные сказки для детского сада: сценарии, костюмы, танцы, ноты.
- М.: Айрис - Пресс, 2004.
2. Михайлова М.А. А у наших ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и
развлечения/Художник В.Н.Куров - Ярославль: Академия развития, Академия, К*:
Академия холдинг, 2001.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми
средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. - М.:
Просвещение, 2002.
4. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для
воспитателей детского сада /СоСт. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой - 2-е
изд.-СПб: «Детство-Пресс», 2002.
5. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду, Москва. Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2003.
* Сказки, указанные в проекте, имеются во многих изданиях, поэтому нет смысла
включать их в рекомендуемую литературу. Воспитатель может воспользоваться
источником, находящимся в его распоряжении.
Дополнительная литература: (д)
1. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет /Перевод с немецкого Асписовой О. под ред.
Шустовой И.Б. - М.: Издательский дом «Росмэн», 1999.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно - методическое
пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн: «Асар» - 1996.
З.Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
Популярное пособие для педагогов и родителей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. -
Харьков: Фолио, 1997.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение:
Владос, 1995.
11.2. Материально-технические ресурсы:
1. Методическая и детская художественная литература (Список прилагается).
2. Наборы настольного, пальчикового театров, театра игрушек, театра на фланелеграфе;
шапочки-маски для драматизации, подвижных игр, элементы костюмов, ширмы,
декорации, ткани для драпировки.
3. Магнитофон, фонотека музыкальных произведений, видеокамера, плейер.
4. Картотека этюдов, чистоговорок, упражнений пальчиковой и артикуляционной
гимнастики.
5. Материалы, инструменты для изобразительной деятельности.
12. Предполагаемые результаты.
Проявление детьми интереса к устному народному творчеству и театрализованной
деятельности, попыток оценки поступков героев в сравнении со своими собственными.
Формирование умения инсценировать знакомые сказки, характеризовать душевное
состояние и настроение человека и животных.