Автор: Соболева Евгения Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Большеуковского муниципального района Омской области «Центр развития творчества детей и юношества»
Населённый пункт: с. Большие Уки
Наименование материала: Проектная деятельность на занятиях изобразительного искусства
Тема: Проектная деятельность на занятиях изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование
Проектная деятельность на занятиях изобразительного искусства
(из опыта работы педагога дополнительного образования
Соболевой Евгении Витальевны)
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и пойму.
Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше
развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и
существеннее.
Самая актуальная проблема на сегодняшний день проблема- что ожидает
наших учеников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них
огромного запаса знаний в области современных технологий.
Мы стремимся сделать наших воспитанников чтобы каждый воспитанник
стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать
все новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать
необходимые для этого знания.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с
«усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности
происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное обучение объединяет себе разные
педагогические технологии -обучение в сотрудничестве, разноуровневое
обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно
конструировать свои знания, развитие их критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это
лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть
использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.
Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной
методики привлекает то, что воспитанники сами участвуют в первоначальном
выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов,
в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта».
Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование
известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает
расширение активности ребенка. Она развивает способность определять
ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой
деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в
обучении.
Использование мною проектной работы, целью которой является развитие
учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными
способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их
отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.
План работы над проектом.
Предварительная подготовка педагога.
1 .Определить тему проекта.
2. Продумать ключевые понятия темы.
3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
4. Представить возможные итоговые работы.
5 .Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап (проектировочный)
1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные
вопросы по этой теме.
2 . Педагог уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень
вопросов, сформулировав несколько тем.
3 . ДО предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4 .ДО знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это
сайт, презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель,
как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)
6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень
вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации.
Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые
материалы для работы. Их может подготовить педагог или принести
ученики.
2. Педагог работает последовательно с каждой группой, советует.
3 . Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый
этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы
и высказывают свои пожелания.
Проект «Область декоративного рисования – Веселый Городец»
Актуальность.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много.
Овладеть
искусством
промысла
дело
сложное,
долговременное.
Все
расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи,
которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая
роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-
прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно
формировать
навыки
кистевой
росписи,
которые
являются
неотъемлемой
частью
процесса
обучения
старших
дошкольников.
Формирование
таких
навыков
развивает
мелкую
моторику
рук,
что
позволяет
более
успешно
усвоить
навыки
письма
и
изобразительной
деятельности;
способствует
развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем
подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии
выражать свои мысли на письме.
Именно
поэтому
актуально
становится
разработка
проекта
«Область
декоративного рисования – Веселый Городец»
Практическая
значимость
проект
совершенствует
и
р а з в и ва е т
изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные
качества воспитанника, используя различные элементы городецкой росписи.
Инновационная
направленность:
использование
и н н о ва ц и о н н о й
педагогической
технологии
метода
проектов
в
изобразительной
деятельности.
Совместная
и
согласованная
деятельность
всех
участников
проекта
способствует
повышению
воспитательного
эффекта
и
эмоционального тонуса всего процесса деятельности.
Степень распространения материалов
Данной
работой
могут
воспользоваться
педагоги
ДО,
родители
воспитанников ДО.
Введение
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в
этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Эффективным средством развития личности является народное декоративно-
прикладное
искусство.
Особая
роль
отводится
урокам
декоративного
рисования, на которых воспитанники овладевают определенными навыками
работы
и
получают
возможность
приобщиться
к
культуре,
эстетическим
ценностям
народа
-
источнику
неиссякаемой
мудрости.
Народное
декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает
традиции,
пришедшие
из
глубокой
древности.
Его
основу
составляет
творческий ручной труд мастера.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в
дошкольном
детстве.
Наиболее
эффективное
средство
для
этого
-
изобразительная деятельность детей в ДО.
В
процессе
рисования,
лепки,
аппликации
ребенок
испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал
сам,
огорчается,
если
что-то
не
получается.
Но
самое
главное:
создавая
изображение,
ребенок
приобретает
различные
знания;
уточняются
и
углубляются
его
представления
об
окружающем;
в
процессе
работы
он
начинает
осмысливать
качества
предметов,
запоминать
их
характерные
особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями,
учится осознанно их использовать.
Поэтому
так
важно
широко
включать
в
педагогический
процесс
разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь
каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни
было давления со стороны взрослого.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы
- формирование творческой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия
в изобразительной деятельности, предметом деятельности является процесс
выявления
методов
и
приемов
работы
с
использованием
элементов
городецкой росписи, направленные на развитие творческих способностей
детей.
Актуальность создания проекта
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за
взрослыми,
как
они
действуют
с
ручкой,
малыши
проявляют
активное
стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши,
начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не
слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама
отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: "
Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы
начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность
интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого
воображения,
фантазии.
Когда
у
нас
нет
настроения,
то
мы
тянемся
к
прекрасному:
рассматриваем
картины
разных
эпох,
знакомимся
с
неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров,
любуемся тканями вышитых вручную бисером.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много.
Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса.
Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное.
Городецкая
роспись
является
доступным
для
изучения
видом
народного
декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой
росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются
неотъемлемой
частью
процесса
обучения.
Формирование
таких
навыков
развивает
мелкую
моторику
рук,
что
позволяет
более
успешно
усвоить
навыки
письма
и
изобразительной
деятельности;
способствует
развитию
мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Кроме того, с рисунком связана работа воображения.
Именно
поэтому
актуально
становится
разработка
проекта
«Область
декоративного рисования – Веселый Городец»
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая
цель:
создание
благоприятных
условий
для
выявления
творческих
способностей
детей
посредством
использования
городецкой
росписи в изодеятельности.
Тактические цели
Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству
при помощи городецкой росписи.
Задачи:
- Организация предметной среды.
- Подбор методического материала для проекта.
- Организация материально-технического обеспечения.
- Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».
Задачи:
- Выбор участников проекта.
- Формирование мотивации участников проекта.
- Формирование у воспитанника ДО и родителя отношения к цвету как
важнейшему
свойству
в
развитии
эстетического
вкуса
и
навыков
технического исполнения городецкой росписи.
Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.
Задачи:
- Знакомство участников проекта с городецкой росписью.
- Исполнение элементов городетской росписи на готовых шаблонах.
- Дальнейшее сотрудничество с участниками проекта.
Ожидаемые результаты первой тактической цели:
1 .Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие
индивидуальных
творческих
и
познавательных
способностей
ребенка
и
родителя.
3. Создание выставочного мини-центра.
Ожидаемые результаты второй тактической цели:
1. Готовность участников проекта к деятельности.
2. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как
развивающейся творческой группе.
3. Сформированный навык технического исполнения городетской росписи.
Ожидаемые результаты третьей тактической цели:
1. Информационная грамотность участников проекта.
2. Создание отдельных образцов с элементами городетской росписи.
3. Создание передового педагогического опыта
Продукт первой тактической цели:
1. База образцов росписей.
2. Методические пособия и рекомендации.
3. Выставочный мини-центр.
Продукт второй тактической
1. Сплоченность участников проекта общностью целей.
2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.
3. Готовые работы проекта.
Продукт третьей тактической
1. Презентация по теме проекта.
2. Альбом с элементами городетской росписи.
3. Проект «Причудливый городец»
Аннотация
Нельзя не согласиться с утверждением, что основная проблема сегодняшнего
дня - воспитание духовно-богатой личности, с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями, имеющими активную жизненную
позицию. Данный проект «Причудливый Городец» акцентирует внимание не
только
на
овладение
системой
дополнительных
знаний,
но
и
на
воспитательный
и
нравственный
аспекты
в
работе
с
воспитанником
и
родителем.
При
ознакомлении
с
элементами
городецкой
росписи
ребенок
получает
информацию
о
разнообразии
окружающего
мира,
уточняют
свои
представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них
развиваются воображение, мышление, речь.
Практическая
значимость:
проект
совершенствует
и
р а з в и ва е т
изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные
качества воспитанника, используя различные Элементы городецкой росписи.
Инновационная
направленность:
использование
и н н о в а ц и о н н о й
педагогической
технологии
метода
проектов
в
изобразительной
деятельности.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. воспитание образования ребенка на основе творческого развития;
2.
развитие
художественно-эстетических
способностей
дошкольника
и
родителя;
3. подготовка родителя к сотрудничеству с педагогом и ребенком.
Проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
•
сочетание
принципа
научной
обоснованности
и
практической
применимости;
•
единство
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
целей
и
задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых
формируются
такие
знания,
умения
и
навыки,
которые
имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
•
принципы
гуманизации,
дифференциации
и
индивидуализации,
непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала
каждого ребенка;
—
уважение
к
личности
ребенка
со
стороны
всех
участников
образовательного процесса.
Реализация
принципа
непрерывности
образования
требует
связи
всех
ступенек образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста
до старших школьников. Соблюдение принципа преемственности требует не
только и не столько овладения детьми определенным объемом информации,
знаний, сколько формирование у детей качеств, необходимых для овладения
учебной
деятельностью
-
любознательности,
инициативно сти,
самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта:
• обдумать и представить модель того, что собираются изучать;
• учесть требования и мнения всех участников проекта;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДО;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 2 недели.
1. Подготовительно-проектировочный этап. Цель: постановка проблемы и
взаимодействие с родителями в целях реализации проекта
2. Практический этап. Цель: работа с детьми и родителями посредством
совместного творчества в созданном сообществе.
3.
Обобщающе
-
результативный
этап.
Цель:
Защита
и
анализ
работы
сообщества по проекту.
План мероприятий
I этап - Подготовительно-проектировочный этап
1. Постановка проблемы
2. Подбор методической литературы по теме
3. Подбор иллюстраций по теме городетская роспись.
4. Подбор консультации для родителей по теме.
II этап - Практический этап
1. Проведение беседы с детьми и родителями по теме: «Веселый Городец».
2. Чтение художественной литературы по теме «Веселый Городец».
3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.
4. Проведение совместного занимательного дела по теме.
5.
Создание
шаблонов
для
совместного
творчества
по
теме
«Веселый
Городец».
6. Создание презентации по теме «Веселый Городец»
7. Создание альбома с образцами элементов городетской росписи.
III этап - Обобщающе - результативный этап
1. Создание выставочного мини-центра по теме.
2. Отчет о проделанной работе в виде презентации и публикации
3. Выступление на педагогическом совете.
Риски и пути преодоления
Нежелание родителей принимать участие в проекте. Преодоление:
- Индивидуальная беседа о важности общего дела.
- Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка? ».
- Встречи.
Недостаток демонстрационного материала. Преодоление:
- Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и
на сайтах в интернете.
Выводы:
Проект
должен
стать
мощным
импульсом
к
развитию
творческой
инициативов
педагогических
коллективов,
занимающимся
проблемами
детства.
Народное
искусство
-
это
уникальный
мир
духовных
ценностей,
где
воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный
потенциал этноса.
Рисование популярно среди детей. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление
к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно
выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие,
наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее
отражают
они
действительность
в
своем
творчестве,
тем
богаче,
выразительнее их рисунки.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только
с
отдельными
функциями
(восприятием,
памятью,
мышлением,
воображением, но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы
ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
В
процессе
изобразительной
деятельности
развивается
ручная
умелость,
зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к
письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети
создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной
линией
контура
в
рисовании.
Формированию
такого
рода
движений
способствует
рисование
растений,
декоративное
рисование
по
мотивам
вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы,
величины
и
пропорций
формируются
умения
удерживать
определенное
направление.
На
занятиях
изодеятельностью
осуществляются
и
задачи
всестороннего
развития
личности
ребенка:
умственное
развитие
и
эстетическое
отношение
к
действительности,
нравственное
воспитание.
Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные
эмоции,
удовлетворение
от
работы
с
изобразительным
материалом,
результатом которого является выразительный образ, формируются навыки
работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с
товарищами.
В
целом
проект
с
детьми
и
родителями,
с
моей
точки
зрения,
имеет
прогрессивный
характер
и
позволит
не
только
способствовать
развитию
творческой
личности
ребенка,
но
и
дадут
толчок
для
развития
взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.