Автор: Голикова Инна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Красноярский край, Шушенский район ,поселок Ильичево
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Специфика работы концертмейстера в классе флейты.
Раздел: дополнительное образование
Концертмейстер самая распространенная профессия среди пианистов.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе,и на концертной эстраде,в
хоровом коллективе,в оперном театре,в хореографии и на преподавательском
поприще.
Однако, при этом,многие музыканты относятся к концертмейстерам
свысока:игра по нотам «под солистом»якобы не требует большого
мастерства.Но это ошибочное мнение.Солист и концертмейстер в
художественном смысле являются членами единого,целого музыкального
организма.Деятельность концертмейстера в школе многопланова.Она
заключает в себя не только творческую,но и педагогическую направленность.
Этапы работы концертмейстера в школе:
1.Участие в выборе программы.
2.Разбор нотного текста.
3.Основная работа над произведением.
4.Выступление на сцене.
Для того ,что бы претендовать на роль творческого соратника педагога по
классу флейты,наставника и помощника ученика- солиста,Необходимы
определенные навыки и умения.,,Лучший способ научиться читать- как
можно больше читать,, Трудно поспорить с этим мнением Иосифа
Гофмана.Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности.
Владение навыками игры в ансамбле:
Ансамбль предусматривает сложность игры солиста и
аккомпаниатора:Единство штрихов,динамических оттенков,звуковой баланс
между инструментами.В работе с учениками концертмейстер создает опору и
поддержку юным солистам.Концертмейстер должен быстро и точно
поддержать солиста в его намерениях.Создать единую с ним
исполнительскую концепцию произведения,поддержать в кульминациях,но
вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его
помощником.Концертмейстеру приходится
приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере
солиста.Еще труднее,но необходимо при этом сохранить свой
индивидуальный облик.
Психологические аспекты концертмейстера.
1.Внимание концертмейстера-это внимание совершенно особого рода.Оно
многоплоскостное:его надо распределять не только между двумя
собственными руками,но и относить к солисту-главному действующему
лицу.В каждый момент важно,что и как,делают пальцы,как используется
педаль,звуковое внимание занято звуковым балансом,звуковедением у
солиста.Такое напряжение требует огромной затраты физических и
душевных сил.
2.Мобильность ,быстрота и активность реакции.Он обязан в случае,если
солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст,не переставая
играть,вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до
конца.
3.Воля и самообладание-качества,также необходимые концертмейстеру.При
возникновении каких-либо неполадок,произшедших на сцене,он должен
твердо помнить,что ни останавливаться,ни поправлять свои ошибки
недопустимо,как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Выступление на сцене с юным флейтистом.
Важна психологическая установка ученика перед выступлением в качестве
солиста.Концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает волевые свойства
характера у воспитанника.Одной из самых распространенных причин
волнения перед сценой является внушенная извне мысль о возможном
провале.Во время выступления возможны разные неприятности,но
концертмейстеру и педагогу важно проявить в этом вопросе педагогическую
деликатность и мобилизировать ученика к следующему выходу на сцену.Роль
концертмейстера особенно важна на концертных и экзаменационных
выступлениях.Спасет ли он слабую игру ученика,или испортит хорошую
зависит только от концертмейстера.Пианисту необходимо продумать все
организационные детали,включая моменты переворота нот.Пропущенный во
время переворота бас или аккорд,к которому флейтист привык в классе,может
вызвать разную реакцию-вплоть до остановки исполнения.
Выйдя на сцену,концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего
юного исполнителя.Для этого нужно положить руки на клавиатуру и
внимательно следить за учеником.В классе нужно научить учащегося
показывать концертмейстеру начало игры небольшим кивком головы,но это
умение не у всех появляется сразу.Очень распространенным недостатком
ученической игры является ,,спотыкания,, и концертмейстер должен быть к
нему готов.Для этого он должен точно знать,в каком месте текста он сейчас
играет,и не отрываться от нот.Обычно ребенок пропускает несколько
тактов.Быстрая реакция концертмейстера(подхват в нужном месте) сделает
эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей.Иногда
даже способный исполнитель ученик запутывается в тексте настолько,что это
приводит к остановке звучания.Концертмейстеру в этом случае следует
сначала применить музыкальную подсказку сыграв несколько нот
мелодии.Если это не помогло договориться с какого места продолжать
исполнение.Деятельность пианиста-концертмейстера в ДШИ не
ограничивается только ролью аккомпаниатора,но предполагает более
широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой
ансамблевой деятельности.Для педагога по специальному классу
концертмейстер-правая рука и первый помощник,музыкальный
единомышленник. Для солиста концертмейстер-наперсник его творческих
дел;он ипомощник ,и друг,и наставник,и тренер,и педагог.Работа
концертмейстера,в связи с возрастными особенностями детского и
подросткового исполнения,отличается рядом дополнительных сложностей и
особой ответственностью.Разносторонне развитый,эрудированный и
профессиональный концертмейстер-незаменимый сотрудник и партнер в
соотношении(педагог-солист-аккомпаниатор).
Красноярский край Шушенский район
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ильичевская школа искусств»
Специфика работы концертмейстера в
классе флейты
Составила:
концертмейстер
Голикова И.В.
2018 год