Напоминание

Специфика работы концертмейстера в классе флейты.


Автор: Голикова Инна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Красноярский край, Шушенский район ,поселок Ильичево
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Специфика работы концертмейстера в классе флейты.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Концертмейстер самая распространенная профессия среди пианистов.

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе,и на концертной эстраде,в

хоровом коллективе,в оперном театре,в хореографии и на преподавательском

поприще.

Однако, при этом,многие музыканты относятся к концертмейстерам

свысока:игра по нотам «под солистом»якобы не требует большого

мастерства.Но это ошибочное мнение.Солист и концертмейстер в

художественном смысле являются членами единого,целого музыкального

организма.Деятельность концертмейстера в школе многопланова.Она

заключает в себя не только творческую,но и педагогическую направленность.

Этапы работы концертмейстера в школе:

1.Участие в выборе программы.

2.Разбор нотного текста.

3.Основная работа над произведением.

4.Выступление на сцене.

Для того ,что бы претендовать на роль творческого соратника педагога по

классу флейты,наставника и помощника ученика- солиста,Необходимы

определенные навыки и умения.,,Лучший способ научиться читать- как

можно больше читать,, Трудно поспорить с этим мнением Иосифа

Гофмана.Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности.

Владение навыками игры в ансамбле:

Ансамбль предусматривает сложность игры солиста и

аккомпаниатора:Единство штрихов,динамических оттенков,звуковой баланс

между инструментами.В работе с учениками концертмейстер создает опору и

поддержку юным солистам.Концертмейстер должен быстро и точно

поддержать солиста в его намерениях.Создать единую с ним

исполнительскую концепцию произведения,поддержать в кульминациях,но

вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его

помощником.Концертмейстеру приходится

приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере

солиста.Еще труднее,но необходимо при этом сохранить свой

индивидуальный облик.

Психологические аспекты концертмейстера.

1.Внимание концертмейстера-это внимание совершенно особого рода.Оно

многоплоскостное:его надо распределять не только между двумя

собственными руками,но и относить к солисту-главному действующему

лицу.В каждый момент важно,что и как,делают пальцы,как используется

педаль,звуковое внимание занято звуковым балансом,звуковедением у

солиста.Такое напряжение требует огромной затраты физических и

душевных сил.

2.Мобильность ,быстрота и активность реакции.Он обязан в случае,если

солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст,не переставая

играть,вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до

конца.

3.Воля и самообладание-качества,также необходимые концертмейстеру.При

возникновении каких-либо неполадок,произшедших на сцене,он должен

твердо помнить,что ни останавливаться,ни поправлять свои ошибки

недопустимо,как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Выступление на сцене с юным флейтистом.

Важна психологическая установка ученика перед выступлением в качестве

солиста.Концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает волевые свойства

характера у воспитанника.Одной из самых распространенных причин

волнения перед сценой является внушенная извне мысль о возможном

провале.Во время выступления возможны разные неприятности,но

концертмейстеру и педагогу важно проявить в этом вопросе педагогическую

деликатность и мобилизировать ученика к следующему выходу на сцену.Роль

концертмейстера особенно важна на концертных и экзаменационных

выступлениях.Спасет ли он слабую игру ученика,или испортит хорошую

зависит только от концертмейстера.Пианисту необходимо продумать все

организационные детали,включая моменты переворота нот.Пропущенный во

время переворота бас или аккорд,к которому флейтист привык в классе,может

вызвать разную реакцию-вплоть до остановки исполнения.

Выйдя на сцену,концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего

юного исполнителя.Для этого нужно положить руки на клавиатуру и

внимательно следить за учеником.В классе нужно научить учащегося

показывать концертмейстеру начало игры небольшим кивком головы,но это

умение не у всех появляется сразу.Очень распространенным недостатком

ученической игры является ,,спотыкания,, и концертмейстер должен быть к

нему готов.Для этого он должен точно знать,в каком месте текста он сейчас

играет,и не отрываться от нот.Обычно ребенок пропускает несколько

тактов.Быстрая реакция концертмейстера(подхват в нужном месте) сделает

эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей.Иногда

даже способный исполнитель ученик запутывается в тексте настолько,что это

приводит к остановке звучания.Концертмейстеру в этом случае следует

сначала применить музыкальную подсказку сыграв несколько нот

мелодии.Если это не помогло договориться с какого места продолжать

исполнение.Деятельность пианиста-концертмейстера в ДШИ не

ограничивается только ролью аккомпаниатора,но предполагает более

широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой

ансамблевой деятельности.Для педагога по специальному классу

концертмейстер-правая рука и первый помощник,музыкальный

единомышленник. Для солиста концертмейстер-наперсник его творческих

дел;он ипомощник ,и друг,и наставник,и тренер,и педагог.Работа

концертмейстера,в связи с возрастными особенностями детского и

подросткового исполнения,отличается рядом дополнительных сложностей и

особой ответственностью.Разносторонне развитый,эрудированный и

профессиональный концертмейстер-незаменимый сотрудник и партнер в

соотношении(педагог-солист-аккомпаниатор).

Красноярский край Шушенский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ильичевская школа искусств»

Специфика работы концертмейстера в

классе флейты

Составила:

концертмейстер

Голикова И.В.

2018 год



В раздел образования