Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Автор: Апарина Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 38-0 Населённый пункт: Кемерво Наименование материала: Публикация Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
« Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Актуальность
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования,
которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего
поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных
областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на
здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно
ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по
стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и
физического развития, недостаток у родителей времени и средств для
полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных
семей.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников
становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства.
В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое
внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего,
формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в
дошкольных образовательных учреждениях, начинать приучать детей заботится
о своем здоровье необходимо с малых лет.
Актуальность нашего исследования определяется следующим: необходимость в
организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении
дошкольников к здоровому образу жизни.
На основании проблемы была сформулирована тема: « Формирование
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться
осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного
отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Объектом исследования: выступает процесс формирования здорового образа
жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании
здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи иследования:
1.
Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и
навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
2.
Формировать устойчивую мотивацию старших дошкольников к
здоровьесбережению.
3.
Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной
гигиены и самоконтроля за их выполнением.
4.
Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и
использования в процессе образовательной деятельности
здоровьесберегающих технологий.
5.
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и
приобщение их к здоровому образу жизни.
Пути реализации:
Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного
психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального
благополучия дошкольника.
Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.
Профилактическая работа.
Работа с родителями.
Обеспечение системности в организации здоровьесберегающей
деятельности.
Методы, приёмы, средства реализации:
С педагогами:
Консультации
*Открытые просмотры
Семинары-практикумы
С родителями:
Папки-передвижки
Родительские собрания
Анкетирование
Буклеты
Консультации
Участие в спортивных праздниках
Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»
Индивидуальные консультационные дни «открытых дверей»
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад №
38-0» г. Кемерово, Кемеровской области.
1. Основные подходы к определению понятия здоровья
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под
здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние
функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы
человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее
адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями
биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов
поведения в социальной среде.
Таким образом, для всестороннего развития ребенка необходимо формирование
и развитие всех составляющих здоровья.
2. Двигательная активность детей
Все образовательные учреждения, реализуют основную общеобразовательную
программу дошкольного образования на основе ФГОС. Программа включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-
речевому и художественно-эстетическому.
Физическое развитие включает в себя ряд образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в
двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на
должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная
активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается
продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз,
дети всё больше времени проводят за компьютерными играми,
конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-развивающая
среды не всегда способствует полноценному физическому развитию детей.
Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих
полноценное развертывание генетической программы. Чем больше
двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За
первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии
движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных
действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Этому способствуют подвижные
игры и упражнения.
3. Профилактическая работа
Охрана жизни и здоровья детей: в каждом образовательном учреждении
должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в
ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели,
медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и
здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры
помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. Так же в целях
охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на
котором дети гуляют. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать
медицинскому работнику.
Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и
проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их
умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не
пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
Организация рационального питания: Здоровье детей невозможно обеспечить
без рационального питания, которое является необходимым условием их
гармоничного роста, физического и нервно-психического развития,
устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов
внешней среды.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ: состоит из системы
мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни,
которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия:
воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно
организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий, полоскание
полости рта.
С-витаминизация: закреплять знания о необходимости наличия витаминов в
организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: своевременное
выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение карантинных
мероприятий могут уменьшить число заболевших детей в учреждении.
4. Физкультурно – оздоровительная работа
Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре.
Ознакомление детей с традициями большого спорта.
Обеспечение психологического благополучия
Создание комфортной развивающей среды созданные условия для предметно-
развивающей среды можно сделать вывод, что для полноценного развития
ребёнка в ДОУ созданы необходимые условия, обеспечивающие высокий
уровень охраны жизни и здоровья детей.
В учреждении имеется медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный
зал, бассейн, кабинет психолога, логопедический кабинет.
В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая
среда, которая осуществляет следующие функции: организующую,
воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ, при создании
предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на следующие
принципы:
•
принцип целесообразности и рациональности,
•
принцип доступности и открытости,
•
принцип соответствия возрасту.
•
принцип активности, самостоятельности и творчества;
•
принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
•
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
•
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
•
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды;
•
принцип открытости природе, культуре, своего «Я»;
•
принцип учета половых и возрастных различий детей.
Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В
каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры,
которые доступны детям.
Предупреждение интеллектуальных нагрузок: Основным средством реализации
содержания воспитания и обучения в детском саду является план по
непосредственно образовательной деятельности , который позволяет
распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить
целостность педагогического процесса.
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и
укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Именно
воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в
группе. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию
личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям.
Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ: период
адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад.
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем
развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями
семейного воспитания и другими факторами.
5. Учебно-воспитательная работа
Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН): воспитание
культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья
ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры
поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с
воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил
личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не
только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для
сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание потребности в ЗОЖ: сегодня сохранение и укрепление здоровья
детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго
жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим
здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому
приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является
повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового
образа жизни.
Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности
жизнедеятельности:решающим условием обеспечения безопасности детей
является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок
может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее
распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в
квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен
усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном
случае.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных
отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
нравственной основы патриотических чувств.
Система мероприятий, проводимых в МБДОУ «Д/с № 38-», направленных
на укрепление и сохранение здоровья детей.
Лечебно – профилактическая работа:
1.Общие режимные моменты
2.Сон
3.НОД- непосредственная образовательная деятельность
4.Прогулки
5.Санитарно-гигиенические условия
6.Мебель по росту детей
7.Использование витаминизированных продуктов, чистой питьевой воды
8.Информационно – просветительская работа
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на
профилактику болезней и укрепление здоровья.
Заключение
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких
факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и
наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в
образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем исследовании,
формирующими положительное отношение детей к здоровому образу жизни,
является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание,
охрану психического здоровья, а также профилактические мероприятия,
направленные на здоровьесбережение у дошкольников.
Задачами здорового образа жизни дошкольников является воспитание культуры
здоровья и привычек здорового образа жизни. Эти задачи реализуются во время
проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на
основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.
Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма поведения
детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья,
повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной
дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье,
дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это
правильное организованное питание, использование физических упражнений на
воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое
поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.
Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы
жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная, семейная,
досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками, воспитателями,
родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная модель, на
наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону процесса
формирования ЗОЖ старших дошкольников. Таким образом, формирование
здорового образа жизни возможно посредством специального организованного
взаимодействия семьи и ДОУ.
Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа
жизни детей дошкольного возраста обеспечивается совместной деятельностью
педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление
здоровья детей.