Напоминание

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Автор: Апарина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0
Населённый пункт: Кемерво
Наименование материала: Публикация
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Актуальность Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, начинать приучать детей заботится о своем здоровье необходимо с малых лет. Актуальность нашего исследования определяется следующим: необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. На основании проблемы была сформулирована тема: «
Формирование

здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель:
сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Объектом исследования:
выступает процесс формирования здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования:
взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи иследования:

1. Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению. 2. Формировать устойчивую мотивацию старших дошкольников к здоровьесбережению. 3. Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением. 4. Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий. 5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
Пути реализации:
 Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.  Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.  Профилактическая работа.  Работа с родителями.  Обеспечение системности в организации здоровьесберегающей деятельности.
Методы, приёмы, средства реализации:
С педагогами:  Консультации  *Открытые просмотры  Семинары-практикумы С родителями:  Папки-передвижки  Родительские собрания
 Анкетирование  Буклеты  Консультации  Участие в спортивных праздниках  Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»  Индивидуальные консультационные дни «открытых дверей»
Экспериментальной базой исследования
является МБДОУ «Детский сад № 38-0» г. Кемерово, Кемеровской области.
1. Основные подходы к определению понятия здоровья
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Таким образом, для всестороннего развития ребенка необходимо формирование и развитие всех составляющих здоровья.
2. Двигательная активность детей
Все образовательные учреждения, реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС. Программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому. Физическое развитие включает в себя ряд образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-развивающая среды не всегда способствует полноценному физическому развитию детей. Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы. Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Этому способствуют подвижные игры и упражнения.
3. Профилактическая работа
Охрана жизни и здоровья детей: в каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось. Организация рационального питания: Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ: состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий, полоскание полости рта. С-витаминизация: закреплять знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение карантинных мероприятий могут уменьшить число заболевших детей в учреждении.
4. Физкультурно – оздоровительная работа
Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре. Ознакомление детей с традициями большого спорта.
Обеспечение психологического благополучия
Создание комфортной развивающей среды созданные условия для предметно- развивающей среды можно сделать вывод, что для полноценного развития ребёнка в ДОУ созданы необходимые условия, обеспечивающие высокий уровень охраны жизни и здоровья детей. В учреждении имеется медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, кабинет психолога, логопедический кабинет. В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ, при создании предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на следующие принципы: • принцип целесообразности и рациональности, • принцип доступности и открытости, • принцип соответствия возрасту. • принцип активности, самостоятельности и творчества; • принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования; • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; • принцип открытости природе, культуре, своего «Я»; • принцип учета половых и возрастных различий детей. Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям. Предупреждение интеллектуальных нагрузок: Основным средством реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является
план по

непосредственно образовательной деятельности
, который позволяет распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить целостность педагогического процесса. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
5. Учебно-воспитательная работа
Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН): воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание потребности в ЗОЖ: сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности:решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); -формирование положительного отношения к себе; -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств.
Система мероприятий, проводимых в МБДОУ «Д/с № 38-», направленных

на укрепление и сохранение здоровья детей.
Лечебно – профилактическая работа: 1.Общие режимные моменты 2.Сон 3.НОД- непосредственная образовательная деятельность 4.Прогулки 5.Санитарно-гигиенические условия
6.Мебель по росту детей 7.Использование витаминизированных продуктов, чистой питьевой воды 8.Информационно – просветительская работа
Здоровый образ жизни –
это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Заключение
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем исследовании, формирующими положительное отношение детей к здоровому образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников. Задачами здорового образа жизни дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений. Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам. Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная, семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками, воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная модель, на наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону процесса формирования ЗОЖ старших дошкольников. Таким образом, формирование здорового образа жизни возможно посредством специального организованного взаимодействия семьи и ДОУ.
Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста обеспечивается совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.


В раздел образования