Автор: Адамова Мотрена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я)
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) с. Дябыла Чурапчинский улус
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные воспитательные технологии
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж» Аграрное отделение
Тема: «Современные воспитательные технологии»
Адамова М.С. воспитатель
ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж»
Аграрное отделение
2020г.
Современные воспитательные технологии
Педагогическая
технология
как
новое
направление
в
педагогике
зародилась
давно. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-
воспитательным
процессом,
его
проектирование
и
возможность
анализа
путём
поэтапного воспроизведения.
Педагогический
процесс
на
основе
педагогических
технологий
должен
гарантировать
достижение
поставленных
целей.
Овладение
педагогическими
технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и
образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять
профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические
технологии
–
это
сложные
системы
приёмов
и
методик,
объединенных
приоритетными
общеобразовательными
целями,
концептуально
взаимосвязанными
между
собой
задачами
и
содержанием,
формами
и
методами
организации
учебно-воспитательного
процесса,
где
каждая
позиция
накладывает
отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для
развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования
обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с
технологией
воспитания.
Видимо,
это
связано
с
тем,
что
технология
обучения
в
меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав
вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и
отношения
к
ним
ученика).
Процессы
создания
и
осуществления
воспитательных
технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между
воспитателем
и
учащимися
и
они
требуют
от
педагога
умения
вести
за
собой
школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.
Поэтому
в
педагогической
литературе
можно
встретить
мнения
против
тезиса
о
те6хнологизации
воспитания
–
утверждение
о
несовместимости
такого
тонкого
личностного,
творческого
процесса,
как
воспитание,
с
техникой,
стандартом,
автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов
снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их
использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока
технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно
оно
уступает
место
«коллективному»
мастерству,
концентрированным
выражением
которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
Исходя
из
этого,
а
также
из
общей
характеристики
педагогических
технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные
технологии
–
это
система
научно
обоснованных
приемов
и
методик,
способствующих
установлению
таких
отношений
между
субъектами
процесса,
при
которых
в
непосредственном
контакте
достигается
поставленная
цель
–
приобщение
воспитуемых
к
общечеловеческим
культурным
ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие
компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной
целью
и
определяет
успешность
и
характер
воспитательной
технологии.
От
них
зависит,
будет
ли
воспитательная
технология
информативной
или
развивающей,
традиционной
или
личностно
–
ориентированной,
продуктивной
или
малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от
того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Так
же,
как
и
для
технологии
обучения,
характерной
особенностью
воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной
цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим
пример
самой
распространенной
по
применению
воспитательной
технологии
–
технологии
организации
и
проведения
группового
воспитательного
дела
(по
Н.Е.Щурковой).
Общая
воспитательная
цель
любого
группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к
себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую
цепочку
любого
воспитательного
дела
можно
представить следующим образом:
П од го т о в и т е л ь н ы й
э т а п (предварительное
формирование
отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
Содержательная (предметная) деятельность
Завершение
Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и
воспитательная
технология.
Педагогику
сотрудничества
надо
рассматривать
как
особого
типа
«проникающую»
технологию,
так
как
её
идеи
вошли
почти
во
все
современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии
являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Концептуальный
положения
педагогики
сотрудничества
отражают
важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной
системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование
общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели;
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили
являются:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
идеал воспитания – самовоспитание;
Среди
прочих
известных
и
отлично
зарекомендовавших
себя
в
практике
воспитательной
работы:
технология
коллективного
творческого
воспитания
И.П.Иванова,
технология
гуманного
коллективного
воспитания
В.А.Сухомлинского.
Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека
назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология
коллективного
творческого
воспитания
И.П.Иванова.
Технология
коллективного
творческого
воспитания
–
это
такая
организация
совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное
целеполагание,
коллективная
организация
деятельности,
коллективное
творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности
и игры в жизнедеятельности детей;
комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи
и принципы:
в воспитании нет главного и второстепенного;
воспитание – это прежде всего человековедение;
эстетическое,
эмоциональное
начало
в
воспитании:
внимание
к
природе
красота
родного
языка,
эмоциональная
сфера
духовной
жизни
и
общения детей, чувство удивления;
принцип
единства:
обучения
и
воспитания,
научности
и
доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных
методов;
культ
Родины,
культ
труда,
культ
матери,
культ
книги,
культ
природы;
приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним
из
возможных
путей
совершенствования
воспитательной
работы
в
образовательном
учреждении
является
освоение
педагогами
–
практиками
продуктивных
педагогических
идей.
Использование
педагогических
технологий
позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–
ориентированные
педагогические
идеи
обогащают
профессиональное
сознание
воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в
первую
очередь,
воспитание,
развитие
личности,
ее
социализация.
Становится
очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в
целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование
опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
Литература
Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2019г.
Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2017 г.