Напоминание

Современные воспитательные технологии


Автор: Адамова Мотрена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я)
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) с. Дябыла Чурапчинский улус
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные воспитательные технологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки РС (Я)

ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж» Аграрное отделение

Тема: «Современные воспитательные технологии»

Адамова М.С. воспитатель

ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж»

Аграрное отделение

2020г.

Современные воспитательные технологии

Педагогическая

технология

как

новое

направление

в

педагогике

зародилась

давно. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-

воспитательным

процессом,

его

проектирование

и

возможность

анализа

путём

поэтапного воспроизведения.

Педагогический

процесс

на

основе

педагогических

технологий

должен

гарантировать

достижение

поставленных

целей.

Овладение

педагогическими

технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и

образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять

профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические

технологии

это

сложные

системы

приёмов

и

методик,

объединенных

приоритетными

общеобразовательными

целями,

концептуально

взаимосвязанными

между

собой

задачами

и

содержанием,

формами

и

методами

организации

учебно-воспитательного

процесса,

где

каждая

позиция

накладывает

отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для

развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования

обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с

технологией

воспитания.

Видимо,

это

связано

с

тем,

что

технология

обучения

в

меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав

вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и

отношения

к

ним

ученика).

Процессы

создания

и

осуществления

воспитательных

технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между

воспитателем

и

учащимися

и

они

требуют

от

педагога

умения

вести

за

собой

школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Поэтому

в

педагогической

литературе

можно

встретить

мнения

против

тезиса

о

те6хнологизации

воспитания

утверждение

о

несовместимости

такого

тонкого

личностного,

творческого

процесса,

как

воспитание,

с

техникой,

стандартом,

автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов

снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их

использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока

технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно

оно

уступает

место

«коллективному»

мастерству,

концентрированным

выражением

которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.

Исходя

из

этого,

а

также

из

общей

характеристики

педагогических

технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные

технологии

это

система

научно

обоснованных

приемов

и

методик,

способствующих

установлению

таких

отношений

между

субъектами

процесса,

при

которых

в

непосредственном

контакте

достигается

поставленная

цель

приобщение

воспитуемых

к

общечеловеческим

культурным

ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие

компоненты:

Диагностирование

Целеполагание

Проектирование

Конструирование

Организационно – деятельностный компонент

Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной

целью

и

определяет

успешность

и

характер

воспитательной

технологии.

От

них

зависит,

будет

ли

воспитательная

технология

информативной

или

развивающей,

традиционной

или

личностно

ориентированной,

продуктивной

или

малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от

того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

Научно обоснованные социализированные требования

Передача социального опыта

Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

Социализированная оценка ученика

Организация творческого дела

Создание ситуации успеха

Так

же,

как

и

для

технологии

обучения,

характерной

особенностью

воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной

цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим

пример

самой

распространенной

по

применению

воспитательной

технологии

технологии

организации

и

проведения

группового

воспитательного

дела

(по

Н.Е.Щурковой).

Общая

воспитательная

цель

любого

группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к

себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую

цепочку

любого

воспитательного

дела

можно

представить следующим образом:

П од го т о в и т е л ь н ы й

э т а п (предварительное

формирование

отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

Содержательная (предметная) деятельность

Завершение

Проекция на будущее

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и

воспитательная

технология.

Педагогику

сотрудничества

надо

рассматривать

как

особого

типа

«проникающую»

технологию,

так

как

её

идеи

вошли

почти

во

все

современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии

являются:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений

Гуманно – личностный подход к ребёнку

Единство обучения и воспитания

Концептуальный

положения

педагогики

сотрудничества

отражают

важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности школьника в центр всей воспитательной

системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование

общечеловеческих ценностей;

развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

возрождение национальных культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели;

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили

являются:

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

развитие и становление познавательных сил ребенка;

идеал воспитания – самовоспитание;

Среди

прочих

известных

и

отлично

зарекомендовавших

себя

в

практике

воспитательной

работы:

технология

коллективного

творческого

воспитания

И.П.Иванова,

технология

гуманного

коллективного

воспитания

В.А.Сухомлинского.

Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека

назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология

коллективного

творческого

воспитания

И.П.Иванова.

Технология

коллективного

творческого

воспитания

это

такая

организация

совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном

творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

идея включения детей в улучшение окружающего мира;

идея соучастия детей в воспитательном процессе;

коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное

целеполагание,

коллективная

организация

деятельности,

коллективное

творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности

и игры в жизнедеятельности детей;

комплексный подход к воспитанию;

личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи

и принципы:

в воспитании нет главного и второстепенного;

воспитание – это прежде всего человековедение;

эстетическое,

эмоциональное

начало

в

воспитании:

внимание

к

природе

красота

родного

языка,

эмоциональная

сфера

духовной

жизни

и

общения детей, чувство удивления;

принцип

единства:

обучения

и

воспитания,

научности

и

доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных

методов;

культ

Родины,

культ

труда,

культ

матери,

культ

книги,

культ

природы;

приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним

из

возможных

путей

совершенствования

воспитательной

работы

в

образовательном

учреждении

является

освоение

педагогами

практиками

продуктивных

педагогических

идей.

Использование

педагогических

технологий

позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–

ориентированные

педагогические

идеи

обогащают

профессиональное

сознание

воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в

первую

очередь,

воспитание,

развитие

личности,

ее

социализация.

Становится

очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в

целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование

опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Литература

Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2019г.

Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2017 г.



В раздел образования