Автор: Иванова Валентина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я)
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) с. Дябыла Чурапчинский улус
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные подходы воспитателя в работе с родителями
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж» Аграрное отделение
Тема: «Современные подходы воспитателя
в работе с родителями»
Иванова В.В. воспитатель
ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж»
Аграрное отделение
2020 г.
Как в прошлом, так и в настоящем отсутствует полное единство цели и задач семьи и
общества по воспитанию детей. Не одинаков также механизм общественного и семейного
воспитания. И всё же в семье закладываются основы личности, физического, нравственного
и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как
любовь к окружающим людям, характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и
склонности, индивидуальные свойства и качества.
Основное воспитательное влияние в семье на ребенка оказывают:
Сама социальная макросреда семьи.
Внутри и вне семейная деятельность, бытовой труд.
Собственно воспитательная деятельность родителей.
Средства массовой коммуникации.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-
воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения.
Именно в первые дни пребывания учащихся в учебном заведении крайне важно создать
положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.
Необходимо наладить постоянный обмен информацией об обучающихся, что позволит
предотвратить отклонения в их поведении.
Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей - единство позиций
семьи и учебного заведения по следующим вопросам:
Охрана здоровья обучающихся.
Организация досуга обучающихся.
Позитивное отношение к людям.
Ответственное поведение.
Повышение общей и профессиональной культуры.
Современными
формами
взаимодействия
мастера
производственного
обучения
с
родителями являются:
Индивидуальные
консультации,
осуществляемые
мастером
производственного
обучения по необходимости с привлечением специалистов по возникшей проблеме.
Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах
их детей).
Психолого-педагогическое просвещение.
Проведение неформальных встреч родителей, обучающихся, преподавателей (круглые
столы, концерты).
Организация
совместной
деятельности
(привлечение
родителей
к
организации
экскурсий, походов, праздников).
Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении
проблемы
преодоления
неуспеваемости
учащихся.
Совместное
обсуждение
проблемы
позволяет
установить
истинные
причины
неуспеваемости.
Мастер
производственного
обучения может предложить памятки родителям:
«Как обеспечить успех в учёбе».
«Рекомендации преподавателей, работающих в группе».
«Советы и рекомендации психолога и социального педагога».
В основу любого общения мастера производственного обучения с родителями должны
быть включены пять обязательных элементов.
Выражение позитивного отношения к обучающимся.
Определение проблемы, которая может быть выражена в словах куратора: «но меня
беспокоит...».
Выявление и анализ причин асоциального поведения обучающегося.
Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы.
Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки
поступков и личности обучающегося или группы.
Эти пять элементов взаимодействия мастера производственного обучения и родителей
постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии
сторон в рамках педагогического треугольника (мастер - родители - обучающиеся).
Встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и мастером (учебным
заведением
в
целом).
Анализируя
причины
и
условия
появления
конфликтности
в
отношениях с родителями, мастер выявляет несколько моментов, которые образуют так
называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет распознать, предотвратить и
преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.
Объективные причины:
Различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях.
Различия
в
уровне
психолого-педагогической,
этической,
эстетиче ской
подготовленности к воспитанию и обучению детей.
Возрастные и половые различия педагога и родителей.
Однобокая, односторонняя информированность об обучающемся.
Предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога - к родителям.
Разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания.
Субъективные причины:
Личностные
качества:
особенности
протекания
психических
процессов,
направленности личности.
История жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения;
Сложившийся стереотип в понимании воспитания.
Недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний;
Вредные привычки и зависимости.
Равнодушие к детям, невыполнение прямых родительских обязанностей и др.
Анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из
конфликтов помогает куратору управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения
конфликта. Вот почему основной целью работы учреждения образования и, в частности,
куратора является обеспечение гармонии взаимоотношений учреждения образования и семьи
для
создания
максимально
благоприятных
условий
развития
учащегося,
реализации
им
индивидуального потенциала в условиях ученической жизни и дома. Куратор, являясь лицом
профессионально-компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих
проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником,
единомышленником.
Использованная литература.
1.
Венгер
Л.
А.
Психологическое
консультирование
и
диагностика.
Практическое
руководство. Ч. 1, 2. – М.: Генезис, 2017.
2.
Маленкова
Л.И.
Теория
и
методика
воспитания.
Учебное
пособие.
-
М.:
Педагогическое общество России, 2018.
3.
Степанеков Н.К. Педагогика. - Мн.: изд. Скакун В.М., 2019.
4.
Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2018.