Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Характеристика возрастных особенностей младших школьников как важнейшая психологическая предпосылка развития способностей к творческому развитию личности
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Методическая разработка
Характеристика возрастных особенностей младших школьников как
важнейшая психологическая предпосылка развития способностей к
творческому развитию личности
Составитель: Шумкина Ю.В.
Преподаватель по классу скрипки
\
г. Краснотурьинск
2020 г.
Характеристика возрастных особенностей младших школьников как
важнейшая психологическая предпосылка развития способности к
творческому развитию личности
Каждый возраст представляет собой качественно новый этап
психического
развития
и
характеризуется
множеством
изменений,
составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребёнка на
данном
этапе
его
развития.
Проблемы
возрастной
и
педагогической
психологии разрабатывали видные учёные: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие. В
психолого-педагогической
литературе
возраст
рассматривается
как
определённая
ступень
развития.
В
нашем
исследовании
рассматривается
начальный
этап
обучения,
он
предполагает
работу
с
детьми
младшего
школьного возраста.
В педагогической психологии младший школьный возраст охватывает
период жизни ребёнка с шести до десяти-одиннадцати лет. В этот период
происходит
процесс
развития
индивидуально-психологических
качеств
личности и формируются её основные социально-нравственные качества. В
этом
возрасте
дети
располагают
значительными
резервами
развития.
Их
выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной
и
педагогической
психологии.
Для
того,
чтобы
умело
использовать
имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать
детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательными,
усидчивыми. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те
основные
человеческие
характеристики
познавательных
процессов
(внимание,
восприятие,
память,
воображение,
мышление
и
речь),
необходимость которых
связана с поступлением в школу.
Поступление в школу (общеобразовательную, музыкальную и т.п.) –
переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и
условиям
деятельности,
новому
положению
в
обществе,
новым
взаимоотношениям
со
взрослыми
и
сверстниками.
Отличительная
особенность положения школьника состоит в том, что его учёба является
обязательной,
общественно
значимой
деятельностью.
Жизнь
ученика
подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается
перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств,
свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них
виды деятельности и систему межличностных отношений. Основные виды
деятельности,
характерные
для
ребенка
младшего
школьного
возраста
–
учение, общение, игра и труд – выполняют специфические функции в его
развитии.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка
становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Возрастная
педагогическая
психология
описывает
следующие особенности
младшего
школьного возраста:
1. Изменение социального статуса: превращение дошкольника в
школьника. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется
принципиальным
изменением
места
ребёнка
в
системе
общественных
отношений и всего его образа жизни. Прежде всего, изменяется социальная
среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Меняется
положение ребенка в семье. Значительно возрастают требования к умениям
ребенка, его развитию.
2. Учебная деятельность в связи с поступлением в школу становится
ведущей деятельностью
ребенка
в
этом
возрасте.
Наряду
с
учёбой
дети
достаточно
много
времени
заняты
и
игрой,
которая,
как
известно,
тоже
является
необходимой
формой
деятельности
ребенка
в
этот
период
его
возрастного развития
.
Д.Б. Эльконин писал, что «свою ведущую функцию та или иная
деятельность
осуществляет
наиболее
полно
в
период,
когда
она
складывается,
формируется.
Младший
школьный
возраст
и
есть
период
наиболее интенсивного формирования учебной деятельности».
3. Произвольное управление действиями, которое необходимо в
учебной
деятельности,
возможно
на
первых
порах,
когда
ребёнку
ясны
близкие цели, и когда он знает, что время его усилий ограничено малым
числом заданий. Длительное напряжение внимания к учебным действиям
затрудняет и утомляет ребёнка.
Таким образом, в этот период происходит психологическая перестройка
в
деятельности
ребёнка:
положение
школьника
становится
для
него
ступенькой к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все
относятся с уважением. Изменяются мотивы поведения школьников. Все дети
испытывают
трудности
при
адаптации
к
новым
условиям
обучения
и
воспитания:
1. Психологическое напряжение ребёнка – эффект неопределённости,
связанный с совершенно новой жизнью в школе.
2.
Изменение
режима
жизни,
деятельности
(расписания,
домашние
задания,
правила
поведения
в
школе,
на
уроках).
Новый
режим
ломает
прежние стереотипы, что незамедлительно сказывается на психологическом
состоянии ребёнка.
Психологическая
напряжённость проходит через
полтора-два месяца.
3.
Специфика взаимоотношений с учителем, с одноклассниками.
В процессе обучения огромное значение имеет взаимодействие
(взаимная деятельность) учителя и ученика. Учитель – самая авторитетная
личность для младшего школьника, особенно в первые два года обучения.
Дети любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что
он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как
это подчёркивает серьёзность и значительность их деятельности. Его оценки,
суждения, воспринимаются как истина, неподлежащая проверке. Ребёнок
тянется к учителю, в котором видит справедливого человека, пример для
подражания. Очень заметен у детей настрой на то, чтобы исполнять указания
учителя, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во
многом благоприятствует процессу учебной деятельности.
4. Трудности при включении ребёнка в учебную деятельность, в
процесс выполнения домашних заданий. Формирование мотивации учебной
деятельности.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к
достижениям.
Поэтому
основным
мотивом
деятельности
ребенка
в
этом
возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид
этого мотива — мотив избегания неудачи.
Развитие познавательных способностей
Проблема развития познавательной активности младших школьников,
как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с
давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что
процесс
обучения
проходит
эффективнее,
если
школьник
проявляет
познавательную активность.
Озвученная проблема является актуальной, поскольку данное качество
играет
большую
роль
в
развитии
личности
ребенка.
Познавательная
активность
необходима
человеку,
чтобы
он
смог
познать
себя,
раскрыть
заложенные
в
себе
способности,
найти
свое
место
в
жизни.
Целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно
важная задача.
Основными характеристиками познавательной активности являются
- Естественное стремление школьников к познанию;
- Положительное отношение к учебе;
-
Активная
познавательная
деятельность,
направленная
на
осознание
предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
- Проявление воли в процессе овладения знаниями.
В
начальный
период
учебной
работы
с
детьми
следует,
прежде
всего,
опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее
развиты.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но
еще довольно долго, особенно в начальном периоде обучения, наряду с
произвольным,
непроизвольное
внимание
у
детей
продолжает
играть
значительную роль. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация
произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же,
как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного
вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.
Главное условие устойчивого внимания – интерес младших школьников к
тому, чем он занимается. Важна мотивация той или иной деятельности. Для
концентрации
внимания
младших
школьников
необходима
частая
смена
деятельности, включение игры в учебный процесс.
Память у детей младшего школьного возраста, как и все другие
психические
процессы,
претерпевает
существенные
изменения.
Память
ребёнка
постепенно
приобретает
черты
произвольности,
становясь
сознательно
регулируемой
и
опосредованной.
С
6
до
14
лет
активно
развивается
механическая
память.
Чем
старше
становится
младший
школьник,
тем
больше
у
него
преимуществ
запоминания
осмысленного
материала над бессмысленным.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных
занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются
необходимыми условиями развития памяти.
Для развития памяти ребенка
полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание,
сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам,
развитие положительного отношения к ним.
Еще большее значение, чем память, для обучения детей имеет
мышление.
Любознательность,
направленная
на
окружающий
мир.
Особенность мышления – познавательная активность. Мышление ребенка
младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В
этот
период
совершается
переход
от
наглядно-образного
к
словесно-
логическому, понятийному мышлению.
Воображение младших школьников, формируясь в игре, переходит в
другие виды деятельности. Работа воображения – важнейший путь познания
окружающего мира, способ выйти за пределы личного опыта, важнейшая
психологическая предпосылка развития способности к творчеству.
Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного и
младшего школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
1. Восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ
предмета.
2. Оно объединяет все познавательные процессы в совместной
согласованной работе по переработке и получению информации.
3. Восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире
в
форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину
мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
С момента, когда ребёнок пошёл в школу, его эмоциональное развитие в
большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того
опыта, который он приобретает вне дома. В первые годы обучения младшие
школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам
школы.
Следовательно,
уже
на
начальных
этапах
школьной
жизни
необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку
станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят
от его собственной активности.
В младшем школьном возрасте создаётся фундамент для формирования
личности.
Формирование
нравственных
качеств
личности
–
специальная
работа
по
воспитанию
определённых
привычек
поведения,
которые
составляют фундамент качеств личности. Главное условие формирования
начальных
детских
убеждений
–
личностный
подход:
изучение
и
учёт
особенностей
личности.
Опора
на
положительные
качества
и
вера
в
оптимистическую перспективу их развития; реализация потребности ребёнка
ощущать себя неповторимым человеком, чувствовать себя в центре внимания.
В процессе формирования личности ребёнка достаточно важным
является принцип сотрудничества с педагогом. Художественно-творческое
развитие
личности
представляет
собой
сложный,
многогранный
процесс,
включающий
формирование
активного
художественного
восприятия
под
воздействием организованной системы воспитания.
Развитию личности ученика способствует демократический стиль
общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения
и не пытается её подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны
решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые
стороны той или иной позиции. Демократический стиль общения учителя и
ученика характеризуется следующими особенностями:
– признанием за учеником права на самостоятельность суждений и
поощрение такой самостоятельности;
– построением воспитательной работы на стимулировании и
поощрении, а не на угрозе наказания;
– стремлением сформировать высокую самооценку и веру в свои
силы, для чего исключаются унижающие ребёнка насмешки и замечания.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого
возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием,
на
котором
выстраивается
дальнейшее
развитие
ребенка
как
активного
субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с
детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности
каждого ребенка.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные
черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность,
отзывчивость
и
покладистость,
а
также
волевые
черты
личности:
настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми,
особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли
учителей,
служат
образцом
для
подражания
и
основным
источником
разнообразных
знаний.
Коллективные
формы
работы,
стимулирующие
общение, никогда не являются настолько полезными для общего развития и
обязательными
для
детей,
как
в
младшем
школьном
возрасте.
Общение
улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру
интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать действия.
Большой интерес для младших школьников представляют игры,
заставляющие думать, предоставляющие ребёнку возможность проверить и
развить
свои
способности,
включающие
его
в
соревнования
с
другими
детьми. Участие в таких играх способствует самоутверждению учащихся,
развивает
настойчивость,
стремление
к
успеху
и
другие
полезные
мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей
взрослой жизни.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также
иметь в виду потребность в достижении успехов, самооценку и уровень
притязаний. Потребность достижения успехов у ребёнка безусловно должна
доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической
деятельности,
связанной
с
испытанием
способностей,
в
ситуациях,
предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять
как
можно
меньше
тревожности.
Важно,
чтобы
их
самооценка
была
адекватной, а уровень притязаний соответствовал реальным возможностям,
имеющимся у ребенка.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер
ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют
на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. Поэтому
возрастные
особенности
младших
школьников
необходимо
учитывать
в
процессе
обучения.
Важно
постоянно
поддерживать
интерес
ребёнка
к
занятиям – это основа качественного обучения в младшем возрасте.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к
знаниям, мы развиваем творческую личность маленького человека, умеющего
мыслить, сопереживать, творить.
Список использованной литературы:
1.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский;
под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 536 с.
2.
Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин. –
М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
3.
Попова, М. В. Психология растущего человека [Текст] / М. В. Попова.
– М.: Сфера, 2002. – 128 с.
4.
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании
[Текст] / Е. И. Рогов. – М. : 1996. – 529 с.
5.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б.
Эльконин. – М., 1989. – 287с.