Напоминание

Календарно-обрядовый и игровой фольклор в этнохудожественном воспитании детей


Автор: Ситникова Татьяна Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Брянск
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-обрядовый и игровой фольклор в этнохудожественном воспитании детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий » г. Брянск

Методическая разработка

Календарно-обрядовый и игровой фольклор в этнохудожественном

воспитании детей

Составитель: Преподаватель высшей

квалификационной категории

Ситникова Т. В.

Брянск, 2020 г.

1

«Давайте детям больше и больше

содержания общего, человеческого, мирового,

но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и

национальные явления»

В. Г. Белинский, русский философ и мыслитель

Этнохудожественное воспитание, его роль в формировании

национального характера

В

народной

культуре

за

многие

тысячелетия

сконцентрировались

общечеловеческие

нравственные

устои,

выступая

в

качестве

критерия,

образца.

Идеалы

добра,

справедливости,

красоты,

заложенные

в

ней,

способствуют

формированию

основополагающих

качеств

человеческой

личности.

Выдающийся русский писатель И.А. Ильин (1882-1954) писал:

«Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и

довести его до способности самовоспитания. Воспитать личность – значит

сформировать в ней качества национального достоинства.

Незаменима

роль

искусства

в

формировании

такой

личности,

ему

присуща способность влиять на духовный мир человека, делая его добрее,

умнее и счастливее. Искусство в значительной степени выполняет главную

задачу образования и воспитания – «вложить» в личность в сжатом виде

культурную

«программу»,

«культурный

багаж»,

обеспечивая

тем

самым

возможность движения вперед, опираясь на предшествующий опыт. Базовым

элементом национального искусства выступает народная художественная

культура .

Национальная культура находится в гармонии с национальным

характером. Она отражает и реализует его в художественной форме. Глубоко

вникнув в родную культуру, усвоив и полюбив родные песни и обряды,

устное народное творчество, человек может воспринимать ее ценности и

нравственные установки.

Современному

российскому

обществу,

государству,

экономике,

науке,

технике,

искусству,

требуется

всесторонне

образованный,

гармонично

2

развитый

специалист,

умеющий

грамотно

выполнять

определенные

профессиональные функции, думающий, видящий перспективу, творчески

относящийся к своей деятельности, жизни, обладающий высоким духовным

потенциалом. Такая личность предстает как носитель этнической культуры,

преобразующий мир на основе его познания, переживания и отношения к

нему с обязательной ответственностью за его судьбу и свои действия.

В

настоящее

время

образование

совершенствуется

за

счет

новых

педагогических технологий, методик и учебного оборудования, а воспитание

остается

трудным

процессом

воспроизводства

человека.

Воспроизводство

национально-патриотической

личности

опирается

на

включение

в

образовательную систему такого самобытного феномена отечественной и

мировой культуры, как традиционное искусство, фольклор во всех его видах

и формах.

Народ

в

течение

тысячелетий

накопил

эмпирическим

путем

определенные знания о психологических и возрастных особенностях детей,

подростков,

которые

могут

быть

использованы

для

организации

полноценного и эмоционально привлекательного воспитательного процесса.

Традиции

и

новации

выступали

как

две

взаимосвязанные

системы

воспитательного

воздействия

на

подрастающее

поколение.

Особое

внимание

обращалось

на

воспитание

в

раннем

детстве.

Народная

художественная

культура

изначально

воспитательна

и

дает

уроки

стройности,

порядка,

нравственности

и

образованности.

Мне

представляется особенно важным подчеркнуть, что в народной педагогике

воспитание ребенка строилось на национально-культурной основе и в этом

ее

неоспоримая

ценность

на

сегодняшний

день.

Целенаправленное

ознакомление

детей

и

юношества

с

народной

культурой,

то

есть

этнохудожественное

воспитание

является

актуальным

для

современного

ребенка

и

представляет

собой

процесс

решения

совокупности различных задач, из которых наиболее важными являются

духовное развитие. Формирование у детей общего представления о культуре

3

собственного

народа,

ее

богатстве

и

красоте,

развитие

творческого

потенциала,

творческого

самовыражения

ребенка,

усвоение

этических

нравственных

ценностей,

лежащих

в

основе

народной

культуры.

Это

позволяет

гармонизировать

социально-семейную

среду,

укрепляя

связь

между

поколениями.

Мудрость

народной

традиции

состоит

в

том,

что

человек с детства приучается поддерживать для будущей жизни природные

ресурсы, не убивать без нужды животных, не загрязнять воду, беречь землю.

Знакомство и изучение с народной культуры является наиболее простым и

в тоже время мощным средством духовного развития

подрастающего

поколения.

Н а

м о й

в з гл я д ,

о с о бу ю

з н ач и м о с т ь

д л я

ф о р м и р о в а н и я

этнохудожественного воспитания детей играет фактор этничности в рамках

образовательного учреждения. Наиболее продуктивно она формируется через

воспитательную

систему

образовательного

учреждения

воспитательными

делами эстетической направленности на основе традиционного народного

искусства. Вот почему изучение народной культуры включается в основное и

дополнительное образование подрастающего поколения.

Приоритетными

целями

своей

педагогической

деятельности

я

считаю

следующие:

активизация, пробуждение интереса у учащихся

к

национальным,

традиционным

обычаям,

обрядам,

народной

культуре,

искусству, истории родного края, то есть комплексное освоение народной

песенной и инструментальной культуры, этнографически достоверное

воссоздание

образцов

музыкально-поэтического

и

хореографического

фольклора. Учащиеся отделения обучаются по авторским

программам

«Фольклорный

ансамбль»

и

«Потешный

фольклор», которые

были

созданы

на

основе

большого

практического

опыта

в

системе

дополнительного

образования.

В ы бо р

т е м ы

и

п е д а г о г и ч е с к а я

целесообразность создания данных программ по музыкальному фольклору

актуальны в

связи

с

тем,

что современное подрастающее поколение

должно войти в мир, не отрываясь от национальных и культурных

4

корней своих предков. Результатом высокого освоения данных программ у

учащихся

является

формирование

устойчивого

интереса

к

родной

традиционной

песенной,

танцевальной,

инструментальной

культуре

Брянского края

Календарно- обрядовый и игровой фольклор в воспитании детей

Именно

календарно-обрядовый

и

игрой

фольклор

в

силу

своей

специфики,

многофункциональности

и

синкретизма

создает

прекрасные

условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и

развития их креативных способностей. Многие народные игры и забавы –

незаменимая

составляющая

физического,

умственного

и

нравственного

воспитания. На Брянщине детский календарный фольклор наиболее полно

представлен

песнями

календарно-земледельческого

круга:

колядками,

щедровками, веснянками, троицкими , купальскими. Я обращаю внимание

на то,

что

обрядовая песня в исполнении детского фольклорного

ансамбля

звучит

достоверно

при

инсценировки

календарно-обрядового

действа.

Тогда

происходит

погружение

участников

ансамбля

в

сферу

обряда,

возникает

необходимая

эмоциональная

окраска,

чем

и

обеспечивается нужный характер исполнения. Самое главное - довести

песни и обряды до живого звучания, чтобы каждый ощутил прелесть нашей

традиции.

Календарные действа - это настоящие театрализованные представления

с

игрищами,

плясками,

ряженьем,

пиршеством.

Сами

же

сюжеты

праздничных гуляний напоминают детские игры. Тут и раскачивание на

качелях, плетение венков, катание с ледяных горок, сжигание соломенных

кукол, завоевание снежных городков. Во многих обрядах участвовали дети.

Исполнение

песен

детьми

приучает

их

видеть,

подмечать

поэзию

окружающей природы во всякое время года. Календарные песни составляют

основу театрализованных фольклорных праздников, вошедших в сценарии,

разработанные мною для ансамбля «Зарянка».

5

Я

совершенно убеждена, что руководитель детского фольклорного

коллектива при составлении репертуара должен опираться на свои местные

и

художественные

традиции,

национальные.

Есть

они

и

на

Брянщине.

Главными в репертуаре детского коллектива должны быть песни и обряды,

которые до тебя никто не пел, или скажем хорошо забытое старое. Причем

они должны быть замечательными по ритму, мелодии и обязательно по

содержанию.

Народ

сочиняет

песни

для

сохранения

этноса,

нации.

В

народных песнях отражена и его история, и духовно-нравственный кодекс,

который надо соблюдать. Только так народ остается народом. Если связь

поколений утеряна, народ исчезает с лица земли.

Фольклор на сцене имеет несколько иную задачу, нежели в хате или на

завалинке. Фольклор в чистом виде интересен лишь той нации, внутри

которой был создан. Поэтому, вынося фольклор на сцену, надо добиваться

высокого художественного сценического образа. Конечная цель – звучание.

Я много раз говорила, что песня тогда звучит, когда трогает за душу.

Предлагаемые сценарии календарно-обрядовых праздников составлены

и

апробированы

на

деятельности

образцового

фольклорного

ансамбля

«Зарянка»

Песенный

материал

составлен

с

учетом

возрастных

особенностей учащихся и его основу составляет экспедиционный материал

записанный мною в 1993 году в селах села Княгинино и Сенное Севского

района Брянской области.

У

коллектива

активная

концертная

и

конкурсная

деятельность.

Программа «А ты вылети, черна галочка» была высоко отмечена главным

хормейстером Государственного Российского Дома народного творчества

П.А.Сорокиным

на

Международном

конкурсе

«Онежская

волна»

г.

Петрозаводск (Диплом Лауреата I степени)

«Чтобы

крепко

стоять

на

ногах,

нужно

иметь

глубокие

корни».

И

ценность

в

глубоком

изучении

этнохудожественного

воспитания

детей

подтверждена самой жизнью.

6

Праздник – это Радость,

подаренная Богом человечеству.

Методические рекомендации руководителям детских фольклорных

коллективов

по

проведению

календарно-обрядовых

праздников

Работа руководителя детского фольклорного ансамбля над постановкой

фольклорного

праздника

начинается

с

режиссерского

замысла,

определяющего

образный

сквозной

ход,

атмосферу

и

форму

будущего

праздника. Основными этапами освоения обрядового фольклора являются:

просветительская

беседа

о

народном

празднике,

разучивание

песенного

материала

для

обрядов,

постановка

танцевальных

номеров,

подготовка

театрального представления. Часто руководитель детского фольклорного

коллектива и режиссер – одно лицо, поэтому еще в процессе создания

сценария

должны

быть

найдены

ответы

на

ряд

основных

вопросов.

Что делать? – Определение формы календарного праздника и

праздничного

действия,

необходимых

для

сценического

воплощения

Для кого делать? – Социальный и возрастной портрет аудитории.

Как делать? – Необходимые творческие силы, участвующие в

празднике.

Где делать? - Определение места проведения фольклорного праздника.

Когда

делать?

-

Определение

времени

проведения

праздника.

Режиссуру детского фольклорного праздника можно определить как

организационно-педагогическую

деятельность,

состоящую

из

основных

э т а п о в :

п о д г о т о в и т е л ь н о г о

и

р е п е т и ц и о н н о г о .

1-й этап (подготовительный) включает подготовку руководителя

и

участников

фольклорного

коллектива,

всех

участников

и

ведущих

к

праздничному

действию.

В

ходе

названного

этапа

необходимо

учесть

с л е д у ю щ и е

м о м е н т ы :

- ознакомление участников фольклорных коллективов, отдельных

воспитанников с последовательностью выполнения действий в сценарии;

7

-

уточнение

репертуара,

включенного

в

сценарий

праздника

с

участниками фольклорного коллектива и иными участниками праздника;

-

ознакомление

с

последовательностью

и

нормами

и

правилами

поведения участников праздника;

-

предварительное

мизансценирование,

т.е.

распределение

всех

участников фольклорного праздничного действия на сценической площадке;

-

о ф о р м л е н и е

с ц е н и ч е с к о й

п л о щ а д к и .

2-й этап (репетиционный) – непосредственный процесс работы с

участниками фольклорного коллектива и отдельных участников, занятых в

праздничном

действии,

с

другими

персонажами

сценария

и

ведущими.

Проводится работа над сценической речью, дикцией и словом при помощи

скороговорок и упражнений, постановка отдельных театральных номеров;

работа над режиссурой: выходы на сцену, уходы со сцены, сценография;

подготовка

декораций,

костюмов

атрибутики,

работа

над

концертными

номерами.

В ходе этой работы необходимо решить следующие задачи:

- найти способ введения в материал сценария конкретных номеров,

исполняемых

фольклорным

коллективом

и

иных

задумок

и

эпизодов

сценария;

- определить метод вовлечения зрителей и гостей, иных участников

праздника в исполнение песен, танцев и иных моментов творчества;

- наметить манеру и стиль поведения ведущих и иных персонажей

праздника;

- обозначить эффективные приемы активизации зрительского зала и

иных гостей;

- расставить смысловые и эмоционально-психологические акценты в

праздничном действии.

Специфика детского фольклорного праздника заключается в том, что

для одной группы участников, сидящих в зале – это зрелище, которое

оценивается,

а

для

другой,

находящейся

на

площадке,

-

это

форма

организации особого типа поведения.

8

Такая

двойственность

фольклорного

праздника

ставит

перед

педагогом-режиссером две группы задач. Первая направлена на то, чтобы

праздничное

действие

как

зрелище

давало

возможность

участникам

и

зрителям следить за развитием сюжета, воспринимать и оценивать во всех

полный комплекс элементов фольклорного и обрядового действия. Другая –

создание максимальных условий и удобств для выполнения участниками

всей системы действий, заложенных в сценарии фольклорного праздника. В

связи

с

этим

необходимо

использовать

репетиционный

процесс,

способствующий осознанию, формированию примерного представления об

а т м о с ф е р е

и

р е з у л ь т а т а х

з а д а н н о г о

д е й с т в а .

Думается, что технология разработки сценарного плана, построения

содержания праздника в соответствии с основными правилами организации

массовых

мероприятий,

профессиональный

подход

к

режиссуре,

учет

специфических

особенностей

организации

и

проведения

праздничного

действия, основанного на фольклорном материале, позволят руководителю

фольклорного коллектива

получить наивысший оптимальный результат

проводимого фольклорного праздника.

Пока гости собираются на праздник, можно предложить им поиграть в

несложные

народные

игры,

которые

проведут

с

ними

участники

фольклорных

коллективов.

Игры

должны

быть

простыми

и

веселыми,

чтобы в них могло принять участие наибольшее число гостей.

По окончании праздника необходимо провести педагогический анализ

проведенного

воспитательного

действа.

Руководителю

коллектива

необходимо определить, насколько решены поставленные педагогические

задачи

и

реализована

цель

фольклорного

праздника;

что

участники

ансамбля получили

в интеллектуальном, эмоциональном и практическом

планах

развития

личности,

действовали

участники

коллектива

сообща,

сплоченно

и

дружно,

насколько

реализованы

воспитательные

задачи

праздника у руководителя коллектива, участников ансамбля и гостей.

9

Театральные действия, которые используются в календарно-обрядовых

постановках,

способствуют

развитию

импровизационно-творческой

и

организационной

деятельности

у

детей.

Именно

в

них

ребята

могут

проявить инициативу и умение работать в коллективе. Принимая участие в

народных

календарных

праздниках,

а

именно

ряженье

на

Рождество

(колядование);

на

Масленицу

сжигание

Масленицы;

на

Сороки

закликание весны и многих других, дети соприкасаются с прошлым своих

предков, тем самым духовно обогащаются и несут народное музыкальное

наследие

в

широкие

массы,

т ак

как

являют ся

н о с и т е л я м и

этнохудожественных

традиций

и

обычаев

русского

народного

творчества.

Таким образом, осваивая календарно-обрядовый и игровой фольклор,

дети получают определенный набор знаний о традициях и обычаях своего

народа,

у

них

формируются

исполнительские

навыки

в

области

пения,

движения, музицирования, формируется познавательная активность в сфере

музыкальной культуры своего края. При этом развивается эмоциональная

сфера

ребенка,

его

сенсорные

способности

через

восприятие

музыки;

получают развитие специальные музыкальные способности (чувство ритма,

ладовое

чувство,

музыкально-слуховые

представления),

развивается

самостоятельность,

инициатива,

интерес

к

творческой

деятельности

по

освоению элементов народной музыкальной культуры (пение, исполнение,

хореография).

В

заключении

хочется

еще

раз

сказать,

что календарно-обрядовый

фольклор способствует формированию любви к родной земле, уважение к

традициям

своего

народа

и

людям

труда,

формированию

у

детей

миропонимания, воспитанию уважения по отношению к другим детям и

взрослым, пониманию роли семьи и своего места в обществе.

Сценарии календарно-обрядовых праздников из репертуара

образцового фольклорного ансамбля «Зарянка»

«ПРИШЛО РОЖДЕСТВО»

10

В

аудиторию

с

Вифлиемской

звездой

с

песней

«Калядки-калядки»

заходят участники ансамбля и выстраиваются в концертную подкову

Текст:

- Уродилась Каляда накануне Рождества

- Открывайте окно. Запускайте Рождество!

- Открывай двери, подымай с постели!

- Зови всех гулять. Зови всех калядовать, Христославить!!!

Звучит Христославие : «Небо и земля»

Текст:

На

зимний

период

выпадает

один

из

самых

любимых

и

почитаемых

в

народе

праздников

земледельческого

календаря

Святки.

Обряд зимних Святок – солнечный обряд. Он связан с древним языческим

обычаем встречать начало солнечного года, «нового солнца», способствовать

его возрождению, оживанию всех плодоносящих сил природы. «Поворот

солнца», прибавление дня отмечало начало подготовки к будущему урожаю,

от которых полностью зависела жизнь людей и животных. Поэтому зимний

солнцеворот связан с множеством обрядовых действий и поверий, по сей

день

сохраняемых

русским

народом.

Большинство

ритуалов,

уходящих

в

глубокую древность, связанных с языческим культом предков живы и до сих

пор. Живы и Святки – зимний праздник, длящийся две недели – с 6 января –

Рождественского сочельника и до 19 января – праздника Крещения. У нас на

Брянщине до сих пор знают и помнят святочные обычаи и обряды. В канун

Рождества, когда на небе загорается первая звезда дети делают свою звезду и

идут христославить и колядовать.

Колядовщики: Дорогие зрители позвольте каляду кликать!

Зрители: Кличте, дети кличте!!!

Колядовщики поют: «Сею –вею посеваю », «Славите-славите»

Зрители: – Угощают колядовщиков

Колядовщики– Ой, какие щедрые люди. Дай Бог Вам, больше прожить

да побольше нажить: и ягняток, и теляток, и жеребяток, и поросяток! А

пойдемте дальше колядовать! – Пойдемте!!!

11

Колядовщики поют: «Я маленький мальчик».

Колядовщики подходят к другому импровизированному дому. Выходят

Хозяин и Хозяйка.

Колядовщики: Позвольте Хозяева Вас с Рождеством поздравить Христа

прославить!

Хозяева: Славьте дети, славьте!

Колядовщики поют: «Благослави Бог»

Колядовщики: Дай Бог тому, кто в этом дому! Велись бы цыплятки,

велись бы поросятки! Была бы рожь густа, да ужиниста! Уродись хлеб на

каждом месте, пудов по двести! На каждом колосочку - всем по мешочку!

дай Бог тебе хозяин сорок коров, козленочка с ягненочком, Боровка, да бычка.

Бычка пестренького, голохвостенького!

Колядовщики поют: «Давай с тобой миленький домик наживать».

В дом под звучание шумовых инструментов (бубен, трещотки, круговая

вертушка, кокошник и др.)

заходят ряженые: Медведник, медведь и коза,

гусь. Медведь выполняет шутливые задания хозяина, коза бодает, а гусь всех

щиплет.

Медведник: Ну-ка, Мишенька покажи: как веселые охотнички в поля

выезжали, луки тугие натягивали. Стреляли –то в ворону, а попали в корову.

Стоила им та беда в полтора рубля. (Мишка показывает)

Медведник: - Покажи –кА, нам, Мишка, как дед Патрикей колоть дрова

не

спеша

идет,

на

топор

опирается,

тихо

вперед

продвигается.

(Мишка

показывает)

Медведник:

-Покажи-ка,

нам,

Мишенька

как

летом

маленькие

ребятишки горошек воровали: где сухо – там брюхом, где мокро – там и на

коленочках. (Мишка показывает)

Колядовщики поют игровую песню «Летели две птички».

Начинают Медведник и его мишка, гусь и коза.

Колядовщики: Ой, гости удалые, откуда вы такие?

12

Медведник: Мы люди веселые, по всем домам ходим и радость всем

несем!!!

Колядовщики поют: «Каляда – Калядница»

Колядовщики: Здравствуйте,

с

Новым

годом

со

всем

Родом.

Чтоб

Здоровы были, много лет, жили. Воробышек летит, хвостиком вертит, а Вы

люди знайте, столы накрывайте, гостей принимайте, Рождество встречайте.

Колядовщики поют «А мы ноня гуляли».

Тексты песен

Песня «Калядки-калядки»

( Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Калядки-калядки собрались ребятки

По деревне прошли – каляду нашли

А чей это дом? Ворота с замком.

А на этих воротах два соколика сидят

А первый сокол – то Иван-Господин

А вторая соколина – то Настасья-Господина.

Вы не будете дарить – мы не будем вас хвалить,

А вы будете дарить – и мы будем вас хвалить.

Христославие « Небо и Земля»

( Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Небо и Земля , Небо и Земля ныне торжествуют

Ангелы людям, Ангелы людям несут весть благую.

Христос родился Бог воплотился – Ангелы поют , славу воздают.

Пастухи играют – пастыря встречают. Чудо-чудо возвещают.

Во Вифлиеме Во Вифлиеме Радость наступила.

Чистая дева Чистая дева сына породила.

Христос родился Бог воплотился – Ангелы поют , славу воздают.

13

Пастухи играют – пастыря встречают. Чудо-чудо возвещают.

Калядка «Сею –вею посеваю»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Сею-вею посеваю с Новым годом поздравляю

На телят, на жеребят и на маленьких ребят.

Вот бы нам калядок. На весь день десяток.

Калядка «Славите-славите»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Славите-славите – сами люди знаете

Я зачем пришел? – за горячим пирогом.

Блин да лепешку бросайте в лукошко

Если нет пятака – то давайте пирога.

Не дадите блины- мы поколем чугуны.

Кто не даст свеклы – мы поколем стеклы.

Кто не даст пышку – тому набьем мы шишку.

Калядка «Я маленький мальчик»

( Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Я маленький мальчик – сяду на диванчик.

Шапочку под бочок дайте мне пятачок.

Я маленький мальчик – сяду на диванчик.

С диванчика вприсядку – пожалуйте десятку.

Сею-вею посеваю с Новым годом поздравляю.

А вы люди знайте – копеечки давайте.

Сею-вею снежок – подавайте пирожок.

Выносите поскорей – не морочьте детей.

Каляд- калядин, я у маменьки один.

Коротенький кожушок – дай хозяйка пирожок

14

Я приехал Христославить – негде лошади поставить.

Дайте лошади сенца - а мне дайте сребреца.

Каляд-каляда я у бабушки одна.

На спине мешочек – подайте пирожочек.

Сею-вею посеваю с Рождеством вас поздравляю.

Многое вам лето – пирожок за это.

Христославие «Благослави Бог» ( Брянская область, Севский район,

с.Сенное)

Благослави Бог – ой каляда.

На счастливай год - ой каляда.

Со рождением Христа - ой каляда.

Отворяйте ворота - ой каляда.

Открывайте сундучки - ой каляда.

Доставайте пятачки - ой каляда.

С Рождеством славим - ой каляда.

Со крестом здравим - ой каляда.

Шуточная песня «Давай с тобой миленький домик наживать»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая курочку себе.

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая уточку себе.

15

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая гусюшку себе.

А гусюшка – га-га

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая индюшку себе.

А индюшка – шалды-валды

А гусюшка – га-га

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая козочку себе.

А козочка – меееееее

А индюшка – шалды-валды

А гусюшка – га-га

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая барашка себе.

А барашек - бееее

А козочка – меееееее

А индюшка – шалды-валды

А гусюшка – га-га

16

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая а бычка себе.

А бычок то - муууу

А барашек - бееее

А козочка – меееееее

А индюшка – шалды-валды

А гусюшка – га-га

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Давай с тобой миленький домик наживать.

Поедем родимый в охотный ряд гулять.

Куплю я милая собачку себе.

А собачка – гав-гав-гав

А бычок то - муууу

А барашек - бееее

А козочка – меееееее

А индюшка – шалды-валды

А гусюшка – га-га

А уточка - кря-кря-кря

А курочка – тюрю-рюрю-рю-рюрюрю.

Игровая песня «Летели две птички»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Летели две птички – ростом невелички.

Тут и лето и зима заморозили меня.

Как они летели – все люди глядели.

17

Тут и лето и зима заморозили меня.

Как они сходились – все люди дивились.

Тут и лето и зима заморозили меня.

Как они встречались – крепко обнимались.

Тут и лето и зима заморозили меня.

Как они прощались – крепко целовались.

Тут и лето и зима заморозили меня.

Калядка «Каляда – Калядница»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

Каляда- калядница. Каляда- новогодница.

Каляда- ходят бродят. Каляда-калядовщички.

Каляда-они ищут. Каляда-да Васильев двор.

Каляда-там живути люди. Каляда- все богатыя.

Каляда- гребуть деньги. Каляда- все лопатами.

Каляда- желаем вам: счастья, здоровья, богатого застолья.

Шуточная песня «А мы ноня гуляли»

(Брянская область, Севский район, с.Сенное)

А мы ноня гуляли. И вчерася гуляли.

Вот барыня-барыня гуляли. Сударыня- барыня гуляли.

Диковинку видали. Диковинку видали.

Вот барыня-барыня видали. Сударыня- барыня видали.

Едет баба на яжу. Шумиты кричиты не сдержу.

Вот барыня-барыня не сдержу. Сударыня- барыня не сдержу.

А другая на свинье. А стремены по земле.

Вот барыня-барыня по земле. Сударыня- барыня по земле.

А мы ноня гуляли. И вчерася гуляли.

Вот барыня-барыня гуляли. Сударыня- барыня гуляли.

18

Сценарий календарно-обрядового праздника

«Масленица»

В

аудиторию

под

песню «А

мы

масленицу

дожидали»

заходят

участники

фольклорного

ансамбля,

выстроившись

по

три

человека,

сформировав «Масленичный поезд». На последнем куплете песни артисты

выстраиваются в «концертную подкову». В центре стоит участник ансамбля,

который держит куклу «Масленицу».

- «Внимание, внимание! Сегодня у нас веселье! Встреча Масленицы!

- Собрались гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли

места хватило?

- Здравствуй дорогая Масленица. Сегодня к тебе гости пришли. Будут

петь, плясать, Масленицу прославлять.

-

Солнце

теплое

в

небе

дразнится.

Здравствуй

гостьюшка

наша

Масленица

Масленичные песни: «Едет Масленица». «Раздайтеся, разойдитеся».

- Эй, девчонки, хохотушки. Запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей,

чтоб порадовать гостей! Звучат шуточные частушки «Тиндра-тиндра»

- Как во городе, во Муроме, петух подрался с курами, козлу остригли

бороду, коза пошла по городу козлу совсем не до смеха, а нам с Вами потеха!

Звучит шуточная песня «Никанориха».

- Сегодня у нас веселье Масленицы продолженье!

- Среда на Масленичной неделе – лакомкой зовется! Пусть она радостью,

весельем в душах отзовется!

- Ой, Масленица, распрекрасница! Ты пришла к нам с добром! С сыром,

маслом, да с блинами! Чтобы долго вспоминали!

- Широкая масленица мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами

объедаемся.

Звучит игровая песня: «Ой, блины мои, блины»

19

- Чем бы Вас еще потешить у ворот честной народ! Лихо пели и плясали

веселили Вас и вот, расступись народ пошире мы заводим хоровод!

Звучит хороводная песня: «Как у наших у ворот»

-Русские

потешки,

скоморошьи

пересмешки.

За

что

купил,

за

то

и

продаю! Купил за пятак, продаю по рублю!

- Ехала деревня мимо мужика, вдруг из - подворотни, лают ворота.

Лошадь съела кашу, мужик овес! Лошадь села в сани, а мужик повез.

Звучит шуточная песня: «Из-за леса, из-за гор»

- Ты прощай, прощай наша масленица! Ты прощай широкая!

- Наступает Великий пост, дадут нам редьки хвост!

- Ах, ты Масленица – обманщица, До поста довела, а сама удрала!

- Масленица воротись, еще раз покажись!

- Честная наша Масленица, Сладко ты нас кормила, славно потешила.

-

Пора

нам

прогуляться!

Весело

было

тебя

встречать,

да

трудно

провожать!

- Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

Звучит

календарная

песня

«Как

на

Масленой

неделе»

.Участник

ансамбля с куклой «Масленицей» стоит в «центре концертной подковы».

Тексты песен

Календарная песня «А мы масленицу дожидали»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

А мы Масленицу дожидали, эх, дожидали люли, дожидали.

Наша Масленка годовая, эх, годовая, люли, годовая.

Она гостьюшка дорогая, эх дорогая, люли,дорогая.

Она пешею все не ходит, эх все не ходит, люли, все не ходит.

Все на троечке разъезжает, эх разъезжает, люли, разъезжает.

У ней слуги то молодые, эх молодые, люли, молодые.

У ней кони то вороные, эх вороные, люли, вороные.

Они зимушку провожают, эх провожают, люли, провожают.

20

Всех блинами то угощают, эх угощают, люли, угощают.

Календарная песня «Едет масленица»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Едет масленица годовая, она гостьюшка дорогая.

На саночках расписных, на лошадках вороных.

Едет к нам с добром, сыром, маслом да яйцом.

Со блинами, пирогами да с оладьями.

Живи масленица семь деньков, оставайся масленица семь годков.

Масленичные припевки «Раздайтеся, разойдитеся»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Раздайтеся, разойдитеся, дайте, дайте ходику веселому народику.

Раздалися, расходилися, дали, дали ходику веселому народику.

У нас масленица- распрекрасница по горам катается, в блины запекается.

Блинов напекла целую телегу, а на горушки насыпала нам много снегу.

Шуточные частушки «Тиндра-тиндра»

(Смоленская область)

Дайте круг, дайте круг, дайте круг пошире.

Не одна пойдет плясать, нас пойдет четыре.

Припев: Тиндра-тиндра, тиндра-тиндра, т

индра-тиндра, тиндра-тиндра на (2 раза)

Пойду плясать на новую доску.

Я надену сарафан и зеленую юбку.

Припев

Ох ты, ох ты, а у меня две кофты.

В одной дома я сижу, в другой на улицу хожу.

Припев

Нога моя левая чего она сделала.

Не спит, не лежит, все на улицу бежит.

21

Припев

Балалайка, балалайка, балалайка семь да сок.

Подберу такие струны, как у милой голосок.

Припев

Ты не стой у ворот, не грози подборами.

Все равно не завлечешь пустыми разговорами.

Припев

Мы танцуем и поем, не стоим на мете.

Сто частушек мы пропели, пропоем и двести.

Припев

Шуточная песня «Никанориха»

(Смоленская область)

Никанориха телегу продала да на те деньги балалайку завела.

Балалаечка наигрывает, да Никанориха наплясывает да пляшет,

пляшет, приговаривает

Припев: Тай тай рита тай тай тай рита рита рита тай тай тай ( 2 раза)

Не хочу да я кухарничати, лучше буду самоварничати.

Да не успела самовар вскипятить, да тут козел в огород вскочил.

Никанориха ругается, да ну а козлик улыбается,

Никанориха его метлой, ну а он то ее бородой.

Припев

Никанориха счастливая была да на баране сено важивала да

руковицей воду нашивала да подъезжала она к новым воротам да

созывала у ворот весь народ да собирайтесь на вечерочки да все

ребята и девчоночки.

Припев

Масленичная песня «Ой, блины мои, блины»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

22

Ой, блины мои, блины, ой, бляночики мои ( 2 раза)

Напекла я бляны на чатыре сковроды ( 2 раза)

Никто бляны не бяреть, никто даром не возьметь ( 2 раза)

Мы на горку выходили, сыры масло выносили ( 2 раза)

Сыром горки насыпали, маслом горку уливали ( 2 раза)

Рита рита, рита та та, вышла кошка за кота ( 2 раза)

За кота-котовича, за Иван Петровича ( 2 раза)

У котика, у кота была мачеха лиха ( 2 раза)

Она била кота, приговаривала ( 2 раза)

Не ходи ка ты коток во чужой то погребок ( 2 раза)

Не тоскай ка ты коток да сметану и творог ( 2 раза)

Ой, блины мои, блины, ой, бляночики мои ( 2 раза)

Хороводная песня «Как у наших у ворот»

(Брянская область)

Как у наших у ворот, как у наших у ворот

Ой барыня, барыня у ворот, сударыня барыня у ворот

Собирался курагод, собирался курагод

Ой барын, барыня курагод, сударыня барыня курагод

Курагодик небольшой, курагодик небольшой

Ой барыня, барыня не большой, сударыня барыня не большой

Там стоял и столик дубовой, там стоял и столик дубовой

Ой барыня, барыня дубовой, сударыня барыня дубовой

И графинчик налитой, и графинчик налитой

Ой барыня, барыня на литой, сударыня барыня налитой

А кто ж его наливал, а кто ж его распивал

Ой барыня, барыня наливал, сударыня барыня распивал

Наливали девчаты, распивали ребяты

Ой барыня, барыня девчаты, сударыня барыня ребяты

23

Шуточная песня «Из-за леса, из-за гор»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Из-за леса, из-за гор выезжал дядя Егор

Он на пегой на телеге, на скрипучей лошади

Припев: То та люли, то та люли, то та люлюшки мои (2 раза)

Он овсом колеса мазал, дегтем лошадь напоил

Топором он подпоясан, кушаком дрова рубил

Припев

А Егорова старуха три дня хату не мела

Накопила много сору и сама гулять пошла

Припев

На заборе сидит утка песни звонкие поет

А Егорова старуха сено свежее жует

Припев

Масленичная песня «Как на Масленой неделе»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Как на масленой неделе из печи блины летели

И сыр и творог, все летело за порог

Едет масленка на льду, везет блинцы на меду

Принимайте молоду, разбирайте по блину

Расскажи-ка масленка как блиночки пекла

Ой, блины наши, блины, блины масляные

Масленица-замараха не постирана рубаха

Сыром, маслом замарала, все блинами заваляла

Масленица Прасковея отпусти гулять на время

На минутку, на часок или вовсе на денек

Мы по улице гуляем, хороводы набираем

Где веселый народ, там и наш хоровод

24

Сценарий календарно-обрядового праздника «Сороки»)

«А ты вылети, черна галочка»

Звучит веснянка «А ты вылети, черна галочка»

Звучит веснянка «Жавороначки»

Текст: - Птички, ласточки прилетите к нам! весну красную принесите

нам! Весну пора звать, а зиму забывать!

Звучит

веснянка «Ой вясна, вясна» На первом куплете участники

ансамбля из концертной подковы образуют круг

Первый куплет: Ой вясна, вясна. Что нам принясла»

Ой ладу, ладу что нам принясла Их!

Дай ты нам вясна годы добрые

Ой ладу, ладу хлебородные!

Текст: Весна-красна нам добра принесла!

Соху-борону да лошадку ворону!

Соха-борона ступай на поля

Вспаши, взборони хлебца новенького, да яровенького!

Звучит календарная песня «Где ж, ты Варварушка гуляла»

Текст: «Приди весна красная. Приди весна ясная.

С солнышком с ливнями с песнями!

Звучит

календарная

песня «Ой

вясна,

вясна»

На

втором

куплете

участники ансамбля из концертной подковы образуют круг

Второй куплет: «Нам Вясну гукать зиму провожать

Ой, ладу, ладу зиму провожать Их!

Приди к нам вясна со великой милостью

ой ладу, ладу со великой радостью»

Звучит игровая песня «Полно горе горевати»

Текст: Весна, где бывала? – В лесу зимовала, огород городила,

Капусту садила, хоровод заводила!

Звучит календарная песня «Ой, наша матушка весна»

25

Текст: Коршун, коршун, колесом, твои дети за лесом

Которые в жите, надо их побити, которые в хате надо их поймати!

Звучит игровая песня «Гори, гори, гарко»

Текст : Жавороначек на проталинке, на завалинке, лето дожидает!

Жавороначек, садись на дугу воспевай лугу!

Звучит

календарная

песня «Ой

вясна,

вясна»

На

третьемкуплете

участники ансамбля из концертной подковы образуют круг

Третий куплет: Жаворонушка, вольна пташеныка

Ой, ладу, ладу, вольна пташеныка Их!

Ты воспой вясной, на проталиныке

Ой, ладу, ладу, на проталиныке

Текст: Гори солнце ярче, лето будет жарче!

С рожью зернистой, с пшеницей колосистой!

С овсом кучерявым, с ячменем усатым!

С просом колосистым, с калиной, малиной!

С красной рябиной, с черной смородиной, со всякой садовиной!

Звучит хороводная песня «Калинка»

Тексты песен

Веснянка «А ты вылети, черна галочка»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

А ты вылети, черна, галочка. Ай, люли, люли. Черна галочка.

А ты вынеси, золоты ключи. Ай, люли, люли, золоты ключи.

Ты закрой Боже зиму грозную. Ай, люли, люли, зиму грозную

Ты открой Боже лето теплое. Ай, люли, люли, лето теплое.

Веснянка «Жавороначки»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Жавороначки, полятовачки. К нам прилятите. Вясну принесите.

Нам зима докучила. Без хлебушка замучила.

26

Холод-стужу напустила – ручки, ножки, познобила.

Календарная песня «Где ж, ты Варварушка гуляла»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Где ж, ты Варварушка гуляла. Где ж, ты Варварушка гуляла

Лели-лели гуляла Лели-лели гуляла.

В поле пашенку пахала, огородик городила

Лели-лели городила. Лели-лели городила

Часты борозды гоняла. Часты борозды гоняла.

Лели-лели-гоняла. Лели-лели-гоняла.

Часту капусту садила. Часту капусту садила.

Лели-лели садила. Лели-лели садила.

Я садила-говорила. Я садила-говорила.

Лели-лели говорила. Лели-лели говорила.

Зародись моя капуста. Качаниста, лопушиста.

Лели-лели лопушиста. Лели-лели лопушиста.

Игровая песня «Полно горе горевати»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Полно горе-горевати. Пойдем на улицу гуляти.

Ой, любо, любо, любо, любо. Ой али-лей, а ли Лели.

Пойдем на улицу гуляти. Тама скрипки-балалайки.

Ой, любо, любо, любо, любо. Ой али-лей, а ли Лели.

Тама скрипки-балалайки. Там Арина и Марина

Ой, любо, любо, любо, любо. Ой али-лей, а ли Лели.

Календарная песня «Ой, наша матушка вясна»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Ой, наша матушка, вясна. Да девкамы радость принясла.

Да на улице широкой, разыграем хоровод.

27

Ой, да на улице широкой, разыгыраем хоровод.

А все девки хороши. Чернобровы пригожи.

Да чернобыровы пригожи. Ой, вясну-красну кликали.

Да на шелкову траву. На жемчужную росу.

Хороводная песня «Калинка»

(Брянская область, Севский район, с. Княгинино)

Как по травке, по траве. По широкой мураве.

Калинка, моя, моя малинка моя.

Шла девица за водой, за холодной, ключевой.

Калинка, моя, моя малинка моя.

Серы утицы летели, Сомутить воду хотели.

Калинка, моя, моя малинка моя.

Сомутили, сполоскали воду свеженькую

Калинка, моя, моя малинка моя.

Постояла молода. Устоялася вода

Калинка, моя, моя малинка моя.

Размахнула высоко. Зачерпнула глубоко.

Калинка, моя, моя малинка моя.

Коромысел подняла. Сама в гороньку пошла

Калинка, моя, моя малинка моя.

Список методической литературы

1.

Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М.,1988

2.

Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная.

Детство. Художественная литература. Выпуск 1, 1991

28

3.

Абрамов-ЗабловскиЙ. Казачий словарь - справочник. Из-во

«Кливленд» Т.1-3. 1966-1970

4.

Астафьев А.Н. Древо жизни. Современник, 1983 5.

5.

Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.,1988

6.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991

7.

Гордеев А.А. История казаков. Часть 1-4.

8.

Гобарев В.М. Русь до Рождества Христова. М.,1996

9.

Зайцева Е.А. Коляда. М.,1993

10.

Забылин М. Русский народ. М.,1990

11.

Исторические песни. Баллады. М., 1986

12.

Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр. М.,1973

13.

Круглов Ю.Г. Хрестоматия по фольклористике. М.,1986.

14.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири.

Новосибирск, 1970

15. Миловский А. Песнь жар-птицы. М.,1987

16. Медведева В.М. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе. М.,1992

17. Музыкальный фольклор и дети. Методическое пособие. (Сост.

Шашена Л.А.),1992

18. Народный театр. (Сост. Некрылова Н.И.) М., 1991

19. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения,

зрелища. Л., 1984

20. Православный церковный календарь. Из-во Московской Патриархии.,

1994

21. Руднева А.В. Русский народный хор и работа с ним. М., 1960

22. Русская народная песня. Антология. М., 1963

29

23. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988

24. Сахаров И.А. Народные праздники и обычаи. М., 1991

25. Соколова В.К. Календарные праздники и обряды. Этнография

Восточных славян.

26. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном

музыкальном творчестве.

30



В раздел образования