Автор: Воронцова Галина Евгеньевна
Должность: Преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Красноярский край,пос. Шушенское
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Основные задачи педагогав в обучении учащихся на первоночальном этапе.
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение «Основные задачи педагога в обучении
учащихся на первоначальном этапе »
Основные задачи первоначального обучения.
Начальное обучение игре на духовом инструменте – часть общего
процесса профессионального обучения . Основная задача на
первоначальном этапе обучения – заложить прочный музыкальный
фундамент т.е. базу для дальнейшего развития учащегося . Педагогу
необходимо огромное внимание уделять чтобы учащийся приобщился к
музыке , культуре . Познакомить их с лучшими образцами музыкальных
произведений , прививать основы правильного восприятия музыки. Период
начального обучения очень важен в воспитательном отношении :
формирование у учащихся взглядов на жизнь , выявление определенных черт
характера , определение морально- этических норм поведения . Все эти
задачи накладывают большую ответственность на педагога , требует от него
хороших знаний и опыта в проведении занятий с начинающими музыкантами
Содержание первого занятия.
После того , как педагог проверил музыкальные и физические данные можно
преступить к первым занятиям на инструменте . Прежде всего педагог
должен познакомить с данным инструментом , сообщить о названии частей и
их роли . Научить учащихся правильному обращению с инструментом .
Показать как собрать , как правильно хранить инструмент . После этого
педагогу необходимо самому поиграть , в том случае когда педагог в
совершенстве играет на инструменте . Затем можно непосредственно
перейти к объяснению правил постановки , что должно быть ясным и
убедительным , почему инструмент необходимо держать так , а не иначе .
Следующим моментом является извлечение звуков на деревянных со звуков с
максимально открытой аппликатурой . Педагогу не следует торопиться с
ознакомлением на первых уроках с аппликатурой . лучше всего добиться от
учащегося ясного , отчетливого извлечения доступного звука , чтобы ученик
научился держать инструмент , научить правильно дышать .
Урок , как основная форма занятий с начинающими .
На начальном
периоде обучение игры на духовых инструментах основной
формой накопления знаний являются занятия непосредственно на уроках под
руководством педагога . Для этого необходимо правильно организовать урок .
Организация правильного урока всегда поднимает интерес учащегося к
занятиям .
Структура построения урока :
1)
Проверка и повторение пройденного материала .
2)
Сообщение новых знаний и их закрепление .
3)
Определение учебных заданий .
Основное содержание урока составляет освоение гамм , упражнений , этюдов
и пьес . При первоначальном проигрывании учебного задания педагог не
должен прерывать игру ученика при первых же неточностях и недостатках
исполнения . Необходимо выслушать до конца . Подобное исполнение пьесы
или этюда дает возможность охватить произведение в целом и одновременно
выявить недостатки своего исполнения . Педагог имеет возможность
оценить , как ученик воспринимает содержание музыки , какие делает
ошибки . После этого педагог должен указать на ошибки , на основные
недостатки . А затем перейти к повторному проигрыванию с последующими
остановками (из-за каких либо погрешностей ) и сразу же объяснить ошибки
в исполнении . В процессе работы над произведением педагог должен
подкреплять словесные указания показом на инструменте , порой это
является важным моментом при изучении того или иного произведения .
Уроки могут часто видоизменяться по содержанию . Педагог должен
подсказывать как построить домашнее занятие , какой цели добиться и как
именно , чтобы ученик правильно использовал время для изучения того или
иного материала .
О роли педагога в начальном обучении .
Важнейшим условием определяющим успех работы педагога с начинающими
музыкантами является правильные взаимоотношения между педагогом и
учениками . Педагог прежде всего должен по- настоящему любить свое дело
и проявлять глубокую заинтересованность в неуклонном творческом росте
своих учеников . Если ученик почувствовал равнодушие со стороны педагога
к занятиям , то он платит тем же . Очень важно , чтобы педагог пользовался
среди учащихся авторитетом (это зависит от качества проводимых уроков ,
его музыкальной и общей культуры , морального облика ) . Влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу , которую
нельзя заменить ни убеждениями , ни системой наказаний и поощрений .
Расчет времени для самостоятельных занятий .
Какое количество времени необходимо уделить музыканту ежедневным
самостоятельным занятиям на духовом инструменте ? Многие музыканты
отвечают : « Чем больше , тем лучше !» В действительности это не совсем
так . Поскольку игра на любом духовом инструменте связана с известным
физическим напряжением и злоупотреблять этим не следует . каждый
играющий должен соблюдать рациональный режим занятий ,
обеспечивающий развитие его исполнительской техники без ущерба для
здоровья . Такой способ занятий вырабатывается музыкантом в прямом
соответствии с его индивидуальными данными , степенью
подготовленности , состоянием исполнительского аппарата и т . д . Одной из
наиболее важных его особенностей является установление правильного
соотношения между работой и отдыхом в процессе игры . Начинающим
музыкантам перерыв между занятиями необходимо устраивать значительно
чаще , чем музыкантам опытным , однако и тем и другим необходимо
придерживаться золотого правила – прекращать игру на инструменте при
первом же появлении признаков утомления . Общее количество времени
необходимое для продуктивных занятий на инструменте , можно ограничить
примерно 3-мя часами , причем желательно , чтобы это были утренние часы ,
т. к . занятия «на свежую голову » будут наиболее продуктивными .
Практика показывает , что ежедневные занятия на духовых инструментах
,лучше всего начинать с исполнения продолжительных звуков (20-25 мин.) .
Игра продолжительных звуков – это своеобразная утренняя зарядка
музыканта , целью которой является приведение всего исполнительского
аппарата играющего ( дыхание , губы . язык , пальцы ) в рабочее состояние .
Проиграв продолжительные звуки ,следует немного отдохнуть (5-10 мин.) и
затем перейти к исполнению гамм о арпеджио . (в течение 45 -50 мин . ,
причем предполагается , что музыкант будет их играть в самых различных
штрихах и динамических оттенках ) .
После работы над гаммами необходимо отдохнуть и затем (40-45 мин.)
уделить внимание этюдам и специальным упражнениям , завершающим
первый этап занятий .
Второй наиболее важный раздел занятий – работа над музыкальными
произведениями .
Для этой цели необходимо уделить не менее одного часа . Исполнение
музыкальных произведений должно являться своеобразным итогом
предшествующей работы ибо здесь в наиболее выпуклой форме проявляется
взаимосвязь технических и художественных навыков .
Таким образом , схемы занятий о которых говорилось выше , составлена из
расчета 3-х часов . При разумном и добросовестном отношении музыкантов к
ежедневным занятиям указанного времени вполне достаточно для
успешного развития профессиональных навыков музыкантов .
Предлагаемый порядок занятий отнюдь не является единственным , этот
лишь один из возможных вариантов .