Напоминание

Адаптация младшего школьника к обучению


Автор: Мурунова Александра Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация младшего школьника к обучению
Раздел: начальное образование





Назад




Мурунова А.Е., магистрант

института педагогики и психологии

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический

университет

Россия, г. Оренбург

Адаптация младшего школьника к обучению

Аннотация: в статье раскрыты научные представления по проблеме

адаптация младшего школьника к обучению.

Ключевые слова: младший школьник, адаптация, готовность к школе

учебная деятельность.

Abstract: the article reveals scientific ideas on the problem of adaptation of

a younger schoolboy to learning.

Key

words:

Junior

school

student,

adaptation,

readiness

for

school

educational activity.

С

поступлением

в

начальное

общеобразовательное

учреждение

у

ребенка происходит смена целого ряда психологических позиций. Важное

значение

для

первоклассника

приобретает

новый

социальный

статус

-

«ученик». На данном этапе осуществляется проверка соответствия личных

результатов достижений в психическом развитии новой социальной роли.

Данный этап в жизни первоклассника является трудным периодом,

поскольку школа ставит ряд условий, которые требует затраты умственных и

физических

сил.

Освоение

учебной

программы

является

стрессовой

ситуацией

для

младшего

школьника:

налаживание

новых

отношений

одноклассниками и педагогом), соблюдение правил и др.

Адаптация ребенка к обучению в школе – это сложный и особый

период в жизни ребенка.

При

легкой

адаптации

напряженное

состояние

организма

восполняется в течение первой четверти. При средней тяжести адаптации

наблюдается нарушение здоровья и плохое самочувствие в течение первого

полугодия, что считается нормальной реакцией организма на поменявшиеся

условия жизни.

У некоторых первоклассников адаптация проходит очень трудно.

При этом усиливаются нарушения в состоянии здоровья от начала учебного

года

к

концу,

и

это

подтверждается

трудностью

распорядка

обучения

и

учебных нагрузок для организма данного младшего школьника.

Критериями

успешной

адаптации

ребенка

к

школе

Марьяна

Михайловна Безруких считает положительную динамику работоспособности

и ее усовершенствование в период первого полугодия, отсутствие явных

негативных изменений показателей здоровья и успешное усвоение школьной

программы.

Показателем

трудности

адаптации

младшего

школьника,

обычно

оказываются изменения в поведении школьников.

Первая

группа

младших

школьников

адаптируется

в

первые

два

месяца обучения. Эти первоклассники активно осваиваются в коллективе,

приспосабливаются в школе, находят новых друзей; у таких детей всегда

хорошее настроение, они приветливы и дружелюбны, прислушиваются к

указаниям учителя. Сложности в отношениях с учителем либо в контактах с

одноклассниками

у

них

наблюдаются

очень

редко.

К

окончанию

первой

четверти обучающийся осваивает новый статус ученика, привыкает к новому

режиму и к новыми указаниям учителя. Это легкая форма адаптации.

Вторая

группа

младших

школьников

имеет

более

долгосрочную

стадию адаптации, момент противоречия их поведения требованиям учителя

затягивается:

первоклассники

не

принимают

общения

с

учителем

и

одноклассниками,

ситуацию

обучения.

Эти

обучающиеся

испытывают

затруднения в школьной программе. Лишь к концу второй четверти такие

первоклассники начинают адекватно реагировать на школьную программу,

требования

педагога

и

принимать

активное

участие

в

жизни

класса.

школьным требованиям. Это адаптация средней тяжести.

Третья группа - школьники, у которых социально-психологическая

адаптация связана с наибольшими сложностями; к тому же, такие дети не

осваивают школьную программу, у них в большей степени присутствуют

отрицательное

поведение,

чрезмерно

выраженное

проявление

негативных

эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Дети третьей группы испытывают

постоянные неудачи в учебной деятельности, не находят контакт с педагогом,

испытывают

коммуникативные

трудности

со

сверстниками.

Среди

первоклассников

данной

группы

могут

оказаться

и

те,

кто

нуждается

в

помощи

специалистов

это

дети

с

нарушениями

психоневрологической

сферы,

но

бывают

и

обучающиеся,

не

готовые

к

обучению.

Если

своевременно

не

выяснить

причины

отрицательного

поведения,

не

скорректировать трудности адаптации, то это может привести к высокой

тревожности, отсутствии мотивации, дальнейшей задержке в психическом

развитии и негативно отразиться на здоровье обучающегося. При любых

обстоятельствах, при плохом поведении ребенка нужно обратить внимание и

педагогам вместе с родителями выяснить и устранить причины трудности

адаптации к школе.

В

работах

Г.А.Цукерман,

К.Н.Поливановой

описываются

нормы

сотрудничества педагога с обучающимся. Галина Анатольевна и Катерина

Николаевна считают, что легче работать с 6-7 маленькими группами, чем с

25-30

учениками.

Ученые

доказали,

что

качественной

будет

не

индивидуальная

работа

под

руководством

взрослого,

а

групповая

работа

обучающихся. При этом, влияние негативных психологических и социальных

факторов приводит к дезадаптации личности.

Таким

образом,

ученые

отмечают,

младшие

школьники,

имеющие

достаточно

развитые

коммуникативные

навыки,

сформированные

познавательные

мотивы

адаптируются

к

обучению

успешнее

и

без

психологических травм.

Использованные источники

1. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение ребенка младшего

школьного возраста в процессе формирования социального опыта / Е. А.

Александрова, И. А. Неясова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. –

№ 3. – C. 7–12.

2. Миниярова В.А., Мордвинова Е.А., Шамина Н.П. Специфика содержания

эмоционального благополучия первоклассника в период адаптации к школе //

Вестник научных конференций. – 2015. – № 1-2(1). – С. 110-111.



В раздел образования