Автор: Мурунова Александра Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация младшего школьника к обучению
Раздел: начальное образование
Мурунова А.Е., магистрант
института педагогики и психологии
ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический
университет
Россия, г. Оренбург
Адаптация младшего школьника к обучению
Аннотация: в статье раскрыты научные представления по проблеме
адаптация младшего школьника к обучению.
Ключевые слова: младший школьник, адаптация, готовность к школе
учебная деятельность.
Abstract: the article reveals scientific ideas on the problem of adaptation of
a younger schoolboy to learning.
Key
words:
Junior
school
student,
adaptation,
readiness
for
school
educational activity.
С
поступлением
в
начальное
общеобразовательное
учреждение
у
ребенка происходит смена целого ряда психологических позиций. Важное
значение
для
первоклассника
приобретает
новый
социальный
статус
-
«ученик». На данном этапе осуществляется проверка соответствия личных
результатов достижений в психическом развитии новой социальной роли.
Данный этап в жизни первоклассника является трудным периодом,
поскольку школа ставит ряд условий, которые требует затраты умственных и
физических
сил.
Освоение
учебной
программы
является
стрессовой
ситуацией
для
младшего
школьника:
налаживание
новых
отношений
(с
одноклассниками и педагогом), соблюдение правил и др.
Адаптация ребенка к обучению в школе – это сложный и особый
период в жизни ребенка.
При
легкой
адаптации
напряженное
состояние
организма
восполняется в течение первой четверти. При средней тяжести адаптации
наблюдается нарушение здоровья и плохое самочувствие в течение первого
полугодия, что считается нормальной реакцией организма на поменявшиеся
условия жизни.
У некоторых первоклассников адаптация проходит очень трудно.
При этом усиливаются нарушения в состоянии здоровья от начала учебного
года
к
концу,
и
это
подтверждается
трудностью
распорядка
обучения
и
учебных нагрузок для организма данного младшего школьника.
Критериями
успешной
адаптации
ребенка
к
школе
Марьяна
Михайловна Безруких считает положительную динамику работоспособности
и ее усовершенствование в период первого полугодия, отсутствие явных
негативных изменений показателей здоровья и успешное усвоение школьной
программы.
Показателем
трудности
адаптации
младшего
школьника,
обычно
оказываются изменения в поведении школьников.
Первая
группа
младших
школьников
адаптируется
в
первые
два
месяца обучения. Эти первоклассники активно осваиваются в коллективе,
приспосабливаются в школе, находят новых друзей; у таких детей всегда
хорошее настроение, они приветливы и дружелюбны, прислушиваются к
указаниям учителя. Сложности в отношениях с учителем либо в контактах с
одноклассниками
у
них
наблюдаются
очень
редко.
К
окончанию
первой
четверти обучающийся осваивает новый статус ученика, привыкает к новому
режиму и к новыми указаниям учителя. Это легкая форма адаптации.
Вторая
группа
младших
школьников
имеет
более
долгосрочную
стадию адаптации, момент противоречия их поведения требованиям учителя
затягивается:
первоклассники
не
принимают
общения
с
учителем
и
одноклассниками,
ситуацию
обучения.
Эти
обучающиеся
испытывают
затруднения в школьной программе. Лишь к концу второй четверти такие
первоклассники начинают адекватно реагировать на школьную программу,
требования
педагога
и
принимать
активное
участие
в
жизни
класса.
школьным требованиям. Это адаптация средней тяжести.
Третья группа - школьники, у которых социально-психологическая
адаптация связана с наибольшими сложностями; к тому же, такие дети не
осваивают школьную программу, у них в большей степени присутствуют
отрицательное
поведение,
чрезмерно
выраженное
проявление
негативных
эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Дети третьей группы испытывают
постоянные неудачи в учебной деятельности, не находят контакт с педагогом,
испытывают
коммуникативные
трудности
со
сверстниками.
Среди
первоклассников
данной
группы
могут
оказаться
и
те,
кто
нуждается
в
помощи
специалистов
–
это
дети
с
нарушениями
психоневрологической
сферы,
но
бывают
и
обучающиеся,
не
готовые
к
обучению.
Если
своевременно
не
выяснить
причины
отрицательного
поведения,
не
скорректировать трудности адаптации, то это может привести к высокой
тревожности, отсутствии мотивации, дальнейшей задержке в психическом
развитии и негативно отразиться на здоровье обучающегося. При любых
обстоятельствах, при плохом поведении ребенка нужно обратить внимание и
педагогам вместе с родителями выяснить и устранить причины трудности
адаптации к школе.
В
работах
Г.А.Цукерман,
К.Н.Поливановой
описываются
нормы
сотрудничества педагога с обучающимся. Галина Анатольевна и Катерина
Николаевна считают, что легче работать с 6-7 маленькими группами, чем с
25-30
учениками.
Ученые
доказали,
что
качественной
будет
не
индивидуальная
работа
под
руководством
взрослого,
а
групповая
работа
обучающихся. При этом, влияние негативных психологических и социальных
факторов приводит к дезадаптации личности.
Таким
образом,
ученые
отмечают,
младшие
школьники,
имеющие
достаточно
развитые
коммуникативные
навыки,
сформированные
познавательные
мотивы
адаптируются
к
обучению
успешнее
и
без
психологических травм.
Использованные источники
1. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение ребенка младшего
школьного возраста в процессе формирования социального опыта / Е. А.
Александрова, И. А. Неясова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. –
№ 3. – C. 7–12.
2. Миниярова В.А., Мордвинова Е.А., Шамина Н.П. Специфика содержания
эмоционального благополучия первоклассника в период адаптации к школе //
Вестник научных конференций. – 2015. – № 1-2(1). – С. 110-111.