Напоминание

КЛИО


Автор: Константинова Антонина Афанасьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: программа дополнительного образования социально-педагогической направленности
Тема: КЛИО
Раздел: дополнительное образование





Назад





Республика

Саха

(Якутия)

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Дворец

детского

творчества»

г.Якутска

Программа

дополнительного

образования

КЛИО

Разработала:

Константинова

Антонина

Афанасьевна

педагог

дополнительного

образования

высшей

категории

Якутск

2016
2

Содержание

1 .

Пояснительная

записка……………………………………………………3

2 .

Модуль

1.

Учебно-тематический

план

3 .

для

групп школ на 34 часа «История Якутии»……………………….8

4 .

Модуль

1.

Учебно-тематический

план

для

творческих

групп

История

Якутии………………………………………………….…………10

5 .

Учебно-тематический план по модулю 2

«Основы духовной культуры

народов

России»…………………………………………………………….15

6 .

Учебно - тематический план

по модулю 3 «Наше общество»…….17

7 .

Методическое

обеспечение………………………………………………21

8 .

Литература

для

педагога………………………………………………….22

9 .

Литература

для

воспитанников………………………………………….23
3

Пояснительная

записка
Программа «КЛИО» расшифровывается как: Краеведение, Толерантность, История Якутии, Обществознание. ( в древнегреческой мифологии Клио – муза истории).
К
– краеведение То
Л
ерантность
И
стория
О
бществознание Целевое назначение – интеллектуально-познавательная. Направленность –социально-педагогическая Вид программы – модульная. Тип программы – модифицированная Программа «КЛИО» состоит из 3 модулей:
1

модуль



История

Якутии
(модуль по истории Якутии составлен на основе учебных пособий для средней школы: «История Якутии» (с древнейших времен до 1917 г.). Н.И. Васильев; 2-е изд. – Якутск: Бичик, 2007. – 152 с., или «История Якутии» (1917 – 2003). Авт.–сост. В.И. Пестерев и др.; Под ред. М.М. Хатылаева. – 2- е изд., доп. – М.: Омега –Л, 2005. – 229 с., с илл.
2

модуль

-

Основы

духовной

культуры

народов

России
( составлен на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк; - М.Просвещение.2012.
3

модуль

-

Наше

общество
(составлен на основе учебного справочника «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. авт. – П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 478с.
Модули
Углубленный Базовый Общекультурный 4 I История Якутии II Основы духовной культуры III Наше общество творч е ские групп ы шк ол ы школы творче ские группы
ознакомительный
Актуальность
-заключается в ознакомлении подрастающего поколения с историей Якутии. Изучение курса по истории Якутии позволит расширить представление учащихся об истории России. Ведь история Якутии является неотъемлемой частью истории России. - заключается в приобщении воспитанников к духовным и культурным ценностям народов России, которые необходимо рассматривать в контексте задач по социализации подрастающего поколения. Чрезвычайно важной задачей является знакомство детей с духовно-нравственной основой религиозного мировоззрения, тесной связью религий с культурно-историческим прогрессом человече ства. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. -Актуальность заключается в том, что обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, политологии, юриспруденции) и интегрирует их достижения с целью подготовить подростка к жизни в обществе.
Новизна
п р о г р а м м ы п о б л о к у « И с т о р и я Я к у т и и » о п р е д е л я е т с я непосредственно самим предметом. На сегодняшний день история Якутии не преподается в школах как отдельная область знаний. У детей через систематические занятия в кружке «История Якутии» появляется возможность изучить предмет, который в перспективе формирует чувства гражданина – патриота. По блоку «Основы духовной культуры народов Ро ссии» , имеющего комплексный характер, знакомит учащихся с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции на практическом примере, включающего проектную деятельность по тематике курса. По блоку «Наше общество», данная программа позволяет пол учить представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для самореализации в многообразных видах деятельности, помогает формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности.
Целью
образовательной программы является создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития учащихся, формирование 5 к л и о
активной жизненной позиции и чувства ответственности в решении общественно значимых задач, повышение культуры правовых и деловых отношений, изучение истории родного края
Предметные (обучающие)

задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни с во е го населенного пункта и края и его населения; - ознакомление с историей и современной жизнью своего края; - знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской культур и светской этики; - познание и понимание социальных свойств человека, его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
Метапредметные

(развивающие)

задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче ских способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. - выражение и обоснование своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - постановка проблемы, формирование задач и цели, поиск нужной информации, анализ проблемных ситуаций; - стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Личностные

(воспитывающие)

задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-целостного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
Отличительная

особенность

программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она нацелена на формирование гуманистических и демократических ценностей и одновременно на усиление пра ктиче с кой направленности обучения, особенно в содержании экономических, правовых, духовных и политических знаний, их применение в жизни и подготовке к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, потребителя, собственника, гражданина).
Возраст

воспитанников
: История Якутии - дети с 9 до 16 лет, т.е. на учащихся 3-10 классов. «Основы духовной культуры народов России» – дети с 10 до 12 лет, т.е. учащиеся 4-6 классов Наше общество - дети с 14 до 16 лет, т.е. на учащиеся 9-11 классов.
Срок

реализации
: 1 год.
Формы и режим занятий:
1 . лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы); 2 . семинары; 3 . экскурсии; 4 . видео – уроки; 6
5 . практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний; 6 . индивидуальные консультации; 7 . уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые) 8 . игровые формы уроков; 9 . конференции.
Количество

учебных

часов

в

неделю
: 1 модуль – История Якутии – 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов в год) 2 модуль - Основы духовной культуры народов России – 1 раз в неделю 1 час( 34 часа) 3 модуль - Наше общество - 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов)
Количество
учащихся в творческой группе – 15, в школьных группах в среднем по 33.
Формы

подведения

итогов
: - защита творческих проектов - высказывание и обоснование собственного мнения, - эссе, - устный опрос, - письменные работы, - терминологические диктанты, - практикумы, - дискуссии, дебаты, - работа с различными источниками информации, в форме защиты презентаций, - тестирование, - участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах (в том числе и дистанционных). Продвижение детей НПК, олимпиады, конкурсы, викторины заочные конкурсы 7 I Истори я Якутии II Основы духовной культуры I История Якутии III Наше общество творч е ские групп ы шк ол ы школы творче ские группы

Способы

определения

результативности.
- контрольные задания и тесты - диагностика личностного роста - Педагогическое наблюдение. - Педагогический анализ - анкетирование, - тестирования, - Мониторинг. - оформление фотоотчётов
Ожидаемые

результаты
: после освоения программы к концу обучения учащиеся должны показать углубленный уровень знаний по предмету:
в

обучении
: - знание содержания и основных этапов исторического развития Якутии, основных понятий и терминов, периодов, конкретных фактов истории Якутии, духовной культуры народов Ро ссии, имена и характеристики в и д н ы х исторических личностей, деятелей Якутии, особенности материальной и духовной культуры народов Якутии, обществоведческие термины и понятия;
в

развитии:
- умение активно оперировать знаниями, применять в повседневной жизни; - способность устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы, выражать свою позицию.
в

воспитании
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - развить свом гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю. 8 к л и о к л и о

Модуль

1.

Учебно-тематический

план

для

групп школ на 34 часа «История Якутии»

Наименование

темы

Количество

часов

теория

практика

всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ

1

1
2
Раздел

1.
.
Древняя

история

Якутии.

2

2
3 1.1. Жизнь древнего человека в Якутии 1 . 2 . Ж и з н ь я к у т о в д о п р и х о д а р у с с к и х землепроходцев. 1 1 1 1 4
Раздел

2.

Якутия

в

составе

Российского

государства

3

3
5 2.1. Основание первых русских по селений. Ленский острог. 2.2. Русские первопроходцы 17 в. (С.Дежнев, М.Стадухин, Е.Хабаров, и т.д.) 2.3. Русские путешественники в Якутии
1

1

1

1

1

1
6
Р а з д е л

3 .

С о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к и е

отношения

и

общественный

строй

в

Якутии

в

дореволюционный

период.

6

6
7 3.1.Ясак и другие формы повинностей. 3.2.Василий Манчары. 3.3.Христианизация Якутии 3.4.Распространение земледелия 3.5.Административное управление. 3.6.Степная Дума.
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
8
Раздел

4.

Политическая

ссылка

4

4
9 4.1.Ранний период якутской ссылки. 4.2.Декабристы в Якутии. 4.3. Ссылка 2 половины Х1Хв 4.10. К.Г. Неустроев –Урсик – первый якутский революционер.
1

1

1

1

1

1

1

1
10
Раздел

5.

Революции

1917г.

и

гражданская

война в Якутии

3

3
11 5.1. Революции 1917г в Якутии 5.2. Гражданская война в Якутии 5.3.Герои гражданской войны.
1

1

1

1

1

1
12
Раздел

6.

Выдающиеся

государственные

и

партийные

деятели

Якутии

2

2
13 6.1
.
М.К. Аммосов. П.А. Ойунский
2

2
14
Раздел

7.

Якутия в годы ВОВ

2

2
15 7.1. Участие якутян в военных операциях 1941- 1945гг.
2

2
9
16
Раздел

8.

Якутия

в

советский

период

2

2
17 8.1. Якутия в 20-40-е годы 8.2. Якутия в 50-80-е годы
1

1

1

1
18
Раздел

9.

Культура

народов

Якутии

7

7
19 9.1. Материальная и духовная народов Якутии. Жилища, утварь, одежда, украшения. 9.2.Устное народное творчество. Обычаи и верования. 9.3.Зачатки просвещения. Открытие учебных заведений. 9.4.Культура Якутии в советский период.
1

2

2

2

1

2

2

2
20
Раздел

10

. Якутия на современном этапе

1

1
21 10.1.Республика Саха (Якутия) – как субъект российской Федерации
1

1
22
Итоговое

занятие

1

1
23
Итого

33

1

34
10

Модуль

1.

Учебно-тематический

план

для

творческих

групп

История

Якутии

Наименование

темы

Количество

часов

теория

практи

ка

всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ

1

1
2
Раздел

1.
.
Древняя

история

Якутии.

2

2
1.1. Жизнь древнего человека в Якутии 1 1 1.2.Жизнь Якутского народа до прихода русских землепроходцев. 1 1 3
Раздел

2.

Якутия

в

составе

Российского

государства

3

2

5
2.1. Основание первых русских поселений. Ленский острог 1 1 2.2. Русские первопроходцы 17 в. (С.Дежнев, М.Стадухин, Е.Хабаров, и т.д.)(практическая работа с картой) 1 1 2.3. Русские путешественники в Якутии (практическая работа с картой) 1 1 2.4.Общая характеристика присо единения Якутии к России. Итоговое занятие по разделам 1 и 2(викторина) 1 1 2 4
Р а з д е л

3 .

С о ц и а л ь н о - э ко н о м и ч е с к и е

отношения

и

общественный

строй

в

Якутии

в

дореволюционный

период.

7

14

21
3.1.Якутский тойонат 1 1 3 . 2 . Я с а к и д ру г и е ф о рм ы п о в и н н о с т е й . Обострение классовой борьбы 1 1 3.3.Василий Манчары. 1 1 3.4.Христианизация Якутии (экскурсия в православный храм) 1 1 2 3.5.Распространение земледелия 1 1 3.6Административное управление. 1 1 3.7.Степная Дума. 1 1 3.8.Открытие Ленских золотых приисков 1 1 3 . 9 . Н ау ч н о е и зу ч е н и е Я к у т и и ( р а б о т а с источниками) 1 1 3.10.Итоговое занятие по 3 разделу(игровая форма) 1 1 11
3.11.Подготовка к НПК: -ознакомление с оформлением, выбор темы -поиск материала -оформление текста -Составление презентаций -Подготовка к устному выступлению 2 2 2 2 2 10 5
Раздел

4.

Политическая

ссылка

10

6

16
4.1.Ранний период якутской ссылки.(работа с картинами и с картой) 1 1 2 4.2.Декабристы в Якутии.(работа с историческими источниками) 1 1 2 4.3.Польские революционеры и их роль в научном изучении Якутского края 1 1 4.4.Н.Г. Чернышевский в Вилюйском заточении.(работа с произведениями Н.Г. Чернышевского) 1 1 4.5.Народники в Якутии. 1 1 2 4.6.«Монастыревская трагедия» 1889г. 1 1 4.7.Ссыльные социал-демократы. 1 1 4.8.«Романовский протест» 1904г 1 1 4.9.Революционная деятельность ссыльных большевиков. (экскурсия в музей «Якутская ссылка) 1 1 2 4.10. К.Г. Неустроев – Урсик – первый якутский революционер.(сочинение- размышление) 1 1 2 4.11. Итоговое занятие по 4 разделу(викторина) 1 1 6
Раздел

5.

Революции

1917г.

и

гражданская

война в Якутии

15

6

21
5.1.Обстановка в Якутии накануне Февральской революции. 1 1 2 5.2.Якутская интеллигенция 1 1 5.3.Деятельность Якутского комитета общественной безопасности, Совета рабочих и солдатских депутатов, профсоюзов.(экскурсия в музей молодежного движения) 1 1 2 5.4.Установление Советской власти в Якутии. 1 1 5.5.Приход отряда Красной армии под командованием А.С. Рыдзинского 1 1 5.6.Комиссия Центросибири во главе с П.А. Ойунским. 1 1 5.7.Первые мероприятия Советской власти летом 1918г. 1 1 5.8.Контрреволюционный переворот в августе 1918г. 1 1 5.9.Восстановление Советской власти (декабрь 1919г.). 1 1 5.10.Мероприятия Советской власти 1920- 1921гг. 1 1 5.11.Наступление контрреволюции в 1921г. 1 1 5.12.Разгром контрреволюционных сил в 1922г 1 1 12
5.13.Оборона Амги. Героическая оборона «Сасыл-сысыы».(работа с картой) 1 1 2 5.14.Разгром пепеляевщины. Ликвидация остатков контрреволюции. 1 1 2 5.15.Герои гражданской войны. 1 1 2 5.16. Итоговое занятие по разделу 5 1 1 7
Раздел

6.

Выдающиеся

государственные

и

партийные

деятели

Якутии

3

3

6
6.1. М.К. Аммосов 1 1 2 6.2. П.А. Ойунский (экскурсия в Литературный музей им. П.А. Ойунского) 1 1 2 6.3. С.М. Аржаков 1 1 6.4. Итоговое занятие по разделу 6 1 1 8
Раздел

7.

Якутия в годы ВОВ

5

16

21
7.1.Начало ВОВ. Мобилизация сил. (просмотр фильма) 1 1 2 7.2.Участие якутян в военных операциях 1941- 1945гг. 1 1 2 7.3. Якутяне – участники партизанского движения. 1 1 2 7.4.Участие якутян в войне против Японии. 1 1 2 7.5.Трудовой подвиг якутян в тылу. Всенародная помощь фронту (встреча с ветераном тыла) 1 1 2 7.6.Итоговое занятие по разделу 7(брейн-ринг) 1 1 7.7. Проектная работа на тему «ВОВ в жизни моей семьи»: -ознакомление с оформлением -поиск материала -оформление презентаций -оформление презентаций -Оформление текста 2 2 2 2 2 10 9
Раздел

8.

Якутия

в

советский

период

19

5

24
8.1.Восстановление и развитие народного хозяйства в 20-е гг. 1 1 8.2. Образование ЯАССР(работа с историческими источниками) 1 1 2 8.3.Создание индустриальной базы в ЯАССР. Открытие золота на Алдане. 1 1 8.4.Организация социалистического соревнования 1 1 8.5.Якутия в 1928-1941гг. Развитие промышленности 1 1 8.6.Колхозы. Земельная реформа 1929г. 1 1 8.7.Якутия в сер. 40-х – нач. 50-х гг. Индустриальное развитие.(просмотр фильма) 1 1 2 8.8.Преодоление последствий послевоенного времени в сельском хозяйстве 1 1 8.9.Общественно-политическая жизнь республики. 1 1 13
8.10.Якутия в сер. 50-х – сер. 60-х гг. промышленное освоение края. 1 1 8.11.Становление алмазной промышленности. (Просмотр документального фильма об АЛРОСА) 1 1 2 8.12.Строительство Вилюйской ГЭС. 1 1 8.13. Преобразования в сельском хозяйстве. Совхозы. 1 1 8.14.Якутия в сер. 60-х – сер. 80-х гг. Развитие промышленности. 1 1 8.15.Строительство ж/д Тында - Беркакит. 1 1 8.16.Экологические проблемы. 1 1 8.17.Общественно-политическая жизнь республики. 1 1 8.18.Якутия на этапе перестройки. 1 1 8.19.Города Якутии.(работа с картой) 1 1 2 8.20.Итоговое занятие по разделу 8. 1 1 10
Раздел

9.

Культура

народов

Якутии

10

6

16
9.1. Материальная и духовная народов Якутии до 17в.Жилища, утварь, одежда, украшения. (экскурсия в НХМ) 1 1 2 9.2.Устное народное творчество,(встреча с алгысчытом, олонхосутом) 1 1 2 9.3.Обычаи и верования. 1 1 2 9.4. Культура народов Якутии 18-нач. 20вв. Христианство. 1 1 9.5.Зачатки просвещения. Открытие учебных заведений. (встреча с методистом музея истории развития образования) 1 1 2 9.6.Архитектура. 1 1 9.7.Культура Якутии в советский период. 1 1 9.8.Народное образование. Научные учреждения. Здравоохранение. (экскурсия в СО РАН) 1 1 2 9.9.Литература. Искусство. (экскурсия в Галерею зарубежного искусства 1 1 2 9.10.Театр и музыка. 1 1 11
Раздел

10

. Якутия на современном этапе

1

1

2
10.1.Республика Саха (Якутия) – как субъект российской Федерации 1 1 2 12
Итоговое

занятие

1

1
13
Итого

76

60

136
14

Учебно-тематический

план

по

модулю

2
«Основы духовной культуры народов России» №
Наименование

темы

Количество

часов

теория

практика

всего
1 Вводное занятие, ТБ и ПБ Введение в курс «Основы духовной культуры народов России»
1

1
2
Основы

православной

культуры

5

1

6
2.1. Человек и Бог в православной культуре
1

1
2.2. Основные понятия православной культуры
1

1
2.3. Православное учение о человеке
1

1
2.4. Священные книги, сооружения и праздники
1

1
2.5. Как христианство пришло на Русь. Христианизация Якутии
1

1
2.6. Явления православных традиций
1

1
3 .
Основы

исламской

культуры

5

1

6
3.1. Основы духовной традиции ислама. Мухаммад.
1

1
3.2. Божественные писания. Посланники Бога
1

1
15
3.3. Обязанности мусульман
1

1
3.4. История ислама в России и Якутии
1

1
3.5. Нравственные ценности ислама
1

1
3.6. Искусство и праздники ислама
1

1
4
Основы

буддийской

культуры

5

1

6
4.1. Будда и его учение
1

1
4.2. Буддийская картина мира
1

1
4.3. Семья и ее ценности в буддийской культуре
1

1
4.4. Буддизм в России и Якутии
1

1
4.5. Буддийские обряды и ритуалы
1

1
4.6. Буддийские святыни, праздники
1

1
5
Основы

светской

этики

10

4

14
5.1. Что такое светская этика
1

1
5.2. Добро и зло.
1

1
5.3. Культура и мораль.
1

1

1
5.4. Любовь и уважение к Отечеству
1

1
5.5. Нравственные заповеди в заповедях мира
1

1
5.6. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
1

1
5.7. Справедливость
1

1
5.8. Честь. Совесть
1

1

1
5.9. Золотое правило нравственности.
1

1
5.10 Образцы Нравственности.
1

1
5.11. Этикет
1

1
5.12 Россия -наша Родина
1

1
8
Итоговое

занятие

1

1

Итого

26

8

34
16

Учебно - тематический план

по модулю 3 «Наше общество»
17
18 №
Наименование темы

Количество часов

теори

я

пра

кти

ка

всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ

1

1
2
Раздел 1.
.
Общество

5

5
3 1.1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества 1 1 1.2. Социальные институты 1 1 1.3. Многовариативность общественного развития. Типология обществ. 1 1 1.4. Понятие общественного прогресса 1 1 1.5 Глобальные проблемы человечества. Процессы глобализации 1 1 4
Раздел 2. Духовная жизнь общества

3

2

5
5 2.1. Формы и разновидности культуры 1 1 2.2. Наука (экскурсия в СО РАН) 1 1 2.3 Религия. Роль религии в жизни общества(экскурсия в Ассамблею народов Якутии) 1 1 2.4. Мораль. Нравственная культура 1 1 2.5. Тенденции духовной жизни современной России 1 1 6
Раздел 3. Человек

5

5
7 3.1.Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека 1 1 3.2.Деятельность человека, ее основные формы 1 1 3.3. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида 1 1 3.4. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное 1 1 3.5. Самопознание. 1 1 8
Раздел 4. Познание

4

4
9 4.1.Познание мира 1 1 4.2.Формы познания 1 1 4.3. Истина, ее критерии. Относительность истины 1 1 4.4.Виды человеческих знаний. 1 1
Раздел. 5
.
Политика

10

3

13
5.1. Власть, ее происхождение и виды 1 1 5.2. Политическая система, ее структура и функции 1 1

Методическое

обеспечение

Средства

необходимые

для

реализации

данной

программы
: - методы обучения: словесные методы, исследовательские методы, наглядные, проектные, игровые, методы практической работы, интерактивные методы, групповая, коллективная, индивидуальная работа. - разработки по темам, тематические материалы, энциклопедии, монографии, презентации, наглядные материалы, географическая карты Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), документальные и исторические фильмы. 19

Темы

по

проектной

работе:
Модуль1: 1) «Ученые Якутии» (ознакомление с оформлением и тематикой, поиск материала, составление текста, оформление). 2) «ВОВ в жизни моей семьи»: ознакомление с оформлением, поиск материала, оформление пре зент аций, оформление текста. 3) «Я горжусь моей семьей!»: сочинение, со ставление генеалогического древа, оформление презентации. Модуль 2: 1.«Как я понимаю православие» 2.«Как я понимаю ислам» 3.«Как я понимаю буддизм» 4.«Как я понимаю иудаизм» 5.«Что такое этика?» 6.«Памятники духовной культуры (в моем городе, селе)» 7.«Мое отношение к миру» 8.«Мое отношение к людям» Модуль 3: «Социальный портрет моего сверстника», «Знай свои права», «Защита правопорядка», «Молодой человек на рынке труда», «Как работает современный рынок», «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность», «Мой город – город для всех», «Образовательная карта моего города (куда пойти учиться)», «Свободное время школьника»
Условия

реализации

программы:

1.Материально

техническое

обеспечение

программы:
Кабинет, Ноутбук, проектор, экран, сканер, ксерокс, принтер.
Критерии

оценки

полученных

знаний
: тестирование, выбор нужной информации из текста, раскрыть его основные положения, анализ социальных ситуаций, высказывание и обоснование собственного мнения, эссе. По программе предусмотрена самостоятельная работа по проектной деятельности в соответствии с тематикой.
Литература

для

педагога
1 . Алексеев А.А. Забытый мир предков. - Якутск, 1993. 2 . Алексеев А.Н. Древние культуры Якутии. - Новосибирск, 1994. 3 . Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на Северо-Востоке Якутии. - Новосибирск, 1996. 4 . Антонов Н.К. Наследие предков. - Якутск, 1994. 5 . Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа. - Новосибирск, 1985. 6 . Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск, 1966. 20
7 . Багдарын Сюльбэ. Топонимика Якутии. - Якутск, 1985. 8 . Бахрушин С.В. Исторические судьбы народов Якутии: Сборник статей “Якутия”. - Л.,1927. 9 . Бахрушин С.В., Токарев С.А. Якутия в XVII в. - Якутск, 1953. 10. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVII- середина XIX вв. ). - М., 1956. 11. Башарин Г.П. История животноводства в Якутии второй половины XIX-начала XX вв. - 1962. 12. Башарин Г.П. История земледелия в Якутии (XVII в.-1917 г.). Т.1. - Якутск, 1989; Т.2. 1990. 13. Безбородов А.Б. Обществознание: учеб./А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин. – М., 2008. 14. Борисов М.Н. Преобразование быта на Крайнем Севере. - Якутск, 1975. 15. Василевич Г.М. Эвенки. - Л., 1969. 16. Всеякутские съезды Советов: Документы и материалы 1922-1937. - 1972. 17. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирование культуры). - Якутск, 1993. 18. Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии (1917 - июнь 1941). - Новосибирск, 1972. 19. Горохов С.Н. Ысыах. Якутская коллекция в Британском музее. - Якутск, 1993. 20. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993. 21. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990. 22. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов (XVII-XIX вв.). - М., 1977. 23. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк -- М.: Просвещение, 2010. 24. Дьяконов А.Л. Пушной промысел в Якутии конца XVIII - середина XX века. - Новосибирск, 1990. 25. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов (XVII век). - Якутск, 1966. 26. Иванов В.Ф. Письменные источники по истории Якутии XVII века. - Новосибирск, 1979. 27. Иванов В.Ф. Социально-экономические отношения в Якутии (конец XVII- нач. XIX вв.). - Новосибирск, 1992. 28. Избеков Д.Д. Якутяне в боях за Родину. - Якутск, 1966. 29. Избеков Д.Д. Золотые звезды. - Якутск, 1963. 30. Из истории политической ссылки в Якутии. -Якутск, 1977. 31. Ионова О.В. Город Якутск. - Якутск, 1951. 32. Ковлеков С.И. Сельское хозяйство Якутии (1946-1970 гг.). - Якутск, 1992. 33. Крывелев И.А. История религии М. 1975. 34. Латышина Д.И.«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4 — 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин. - М.: Просвещение, 2012.
Литература

для

воспитанников
21
1 . Вейман Р. «История литературы и мифология», М., Наука, 1975 2 . Гоголев А.И. История Якутии (обзор исторических событий до нач. XX в.): Монография. Якутск, 2000 . 3 . Гоголев А.И. Якутия: Век ХХ (1917-2000 гг.): Монография. Якутск, 2001. 4 . Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи покровители. - Якутск, 1994. 5 . Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XVII- начало XX вв.). - Новосибирск, 1989. 6 . Каверин Б.И. Обществознание/Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М., 2007. 7 . Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 1980 8 . Мостахов С.Е. Русские путешественники - исследователи Якутии (XVII - начало XX вв. ). - Якутск, 1982 9 . Петров Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. - Якутск, 1979; Ч.2. – 1992 10. Сафронов Ф.Г. Древний и средневековый Северо-Восток Азии. - Якутск, 1993 11. Токарев С.А. «Религия в истории народов мира», М., 1976 12. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII - начало XIX вв.). - Якутск, 1978. 13. Хатылаев М.М. История Якутии (1917-2000). / Учебное пособие. Якутск, 2001. 14. Эргис Г.У. Исторические предания якутов. - М.-Л., 1960 15. Энциклопедия Якутии Т.1. М., 2000 16. Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975 22


В раздел образования