Автор: Константинова Антонина Афанасьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: программа дополнительного образования социально-педагогической направленности Тема: КЛИО Раздел: дополнительное образование
записка
Программа
«КЛИО»
расшифровывается
как:
Краеведение,
Толерантность,
История
Якутии,
Обществознание.
(
в
древнегреческой
мифологии
Клио
–
муза
истории).
К – краеведение
То Л ерантность
И стория
О бществознание
Целевое
назначение
–
интеллектуально-познавательная.
Направленность
–социально-педагогическая
Вид
программы
–
модульная.
Тип
программы
–
модифицированная
Программа «КЛИО» состоит из 3 модулей:
1
модуль
–
История
Якутии
(модуль
по
истории
Якутии
составлен
на
основе
учебных
пособий
для
средней
школы:
«История
Якутии»
(с
древнейших
времен
до
1917
г.).
Н.И.
Васильев;
2-е
изд.
–
Якутск:
Бичик,
2007.
–
152
с.,
или
«История
Якутии» (1917 – 2003). Авт.–сост. В.И. Пестерев и др.; Под ред. М.М. Хатылаева. – 2-
е изд., доп. – М.: Омега –Л, 2005. – 229 с., с илл.
2
модуль
-
Основы
духовной
культуры
народов
России (
составлен
на
основе
программы
«Основы
религиозных
культур
и
светской
этики»
А.Я.Данилюк;
-
М.Просвещение.2012.
3
модуль
-
Наше
общество
(составлен
на
основе
учебного
справочника
«Обществознание:
полный
справочник
для
подготовки
к
ЕГЭ.
авт.
–
П.А.
Баранов.
–
М.: АСТ: Астрель, 2012. – 478с.
Модули
Углубленный
Базовый
Общекультурный
4
I
История
Якутии
II
Основы
духовной
культуры
III
Наше
общество
творч
е ские
групп
ы
шк
ол
ы
школы
творче
ские
группы
ознакомительный
Актуальность
-заключается
в
ознакомлении
подрастающего
поколения
с
историей
Якутии.
Изучение
курса
по
истории
Якутии
позволит
расширить
представление
учащихся
об
истории
России.
Ведь
история
Якутии
является
неотъемлемой
частью
истории
России.
-
заключается
в
приобщении
воспитанников
к
духовным
и
культурным
ценностям
народов
России,
которые
необходимо
рассматривать
в
контексте
задач
по
социализации
подрастающего
поколения.
Чрезвычайно
важной
задачей
является
знакомство
детей
с
духовно-нравственной
основой
религиозного
мировоззрения,
тесной
связью
религий
с
культурно-историческим
прогрессом
человече ства.
Проблема
воспитания
толерантности
и
нравственной
идентификации
подрастающего
поколения
сегодня
волнует
общественность
во
всем
мире.
-Актуальность
заключается
в
том,
что
обществознание
обладает
большим
потенциалом
интеграции
знаний
из
различных
наук
(социологии,
философии,
психологии,
экономики,
политологии,
юриспруденции)
и
интегрирует
их
достижения
с целью подготовить подростка к жизни в обществе.
Новизна
п р о г р а м м ы
п о
б л о к у
« И с т о р и я
Я к у т и и »
о п р е д е л я е т с я
непосредственно
самим
предметом.
На
сегодняшний
день
история
Якутии
не
преподается
в
школах
как
отдельная
область
знаний.
У
детей
через
систематические
занятия
в
кружке
«История
Якутии»
появляется
возможность
изучить
предмет,
который
в
перспективе
формирует
чувства
гражданина
–
патриота.
По
блоку
«Основы
духовной
культуры
народов
Ро ссии»
,
имеющего
комплексный
характер,
знакомит
учащихся
с
основами
различных
мировоззрений
и
опирающегося
на
нравственные
ценности,
гуманизм
и
духовные
традиции
на
практическом
примере,
включающего
проектную
деятельность
по
тематике
курса.
По
блоку
«Наше
общество»,
данная
программа
позволяет
пол учить
представление
о
возможностях,
которые
существуют
в
современном
российском
обществе
для
самореализации
в
многообразных
видах
деятельности,
помогает
формированию
опыта
применения
полученных
знаний
для
решения
типичных
задач
в
области
социальных
отношений,
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности,
межличностных
отношений,
отношений
между
людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий,
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Целью
образовательной
программы
является
создание
благоприятных
условий
для
гражданского
становления
и
личностного
развития
учащихся,
формирование
5
к л и о
активной
жизненной
позиции
и
чувства
ответственности
в
решении
общественно
значимых
задач,
повышение
культуры
правовых
и
деловых
отношений,
изучение
истории
родного
края
Предметные (обучающие)
задачи:
-
формирование
представлений
о
различных
сторонах
жизни
с во е го
населенного пункта и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего края;
-
знакомство
учащихся
с
основами
православной,
мусульманской,
буддийской
культур
и
светской
этики;
-
познание
и
понимание
социальных
свойств
человека,
его
место
в
системе
общественных
отношений;
закономерности
развития
общества
как
сложной
самоорганизующейся
системы;
Метапредметные
(развивающие)
задачи:
-
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творче ских
способностей,
стимулирование
самостоятельной
познавательной
деятельности.
-
выражение
и
обоснование
своей
позиции
по
вопросам,
касающимся
ценностного
отношения
к
историческому
прошлому;
-
постановка
проблемы,
формирование
задач
и
цели,
поиск
нужной
информации,
анализ
проблемных
ситуаций;
-
стимулирование
участия
учащихся
в
повседневной
реальной
жизни
своего
населенного
пункта,
развитие
установки
на
стремление
внести
личный
вклад
в
совершенствование
жизни
своего
края.
Личностные
(воспитывающие)
задачи:
-
развитие
гражданских
качеств,
патриотического
отношения
к
России
и
своему
краю,
формирование
личностно-целостного
отношения
к
своему
краю,
пробуждение
деятельной
любви
к
родному
месту
жительства;
-
формирование
толерантности
и
толерантного
поведения
в
условиях
полиэтничности,
поликонфессиональности
и
поликультурности
региона;
Отличительная
особенность
программы:
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
то,
что
она
нацелена
на
формирование
гуманистических
и
демократических
ценностей
и
одновременно
на
усиление
пра ктиче с кой
направленности
обучения,
особенно
в
содержании
экономических,
правовых,
духовных
и
политических
знаний,
их
применение
в
жизни
и
подготовке
к
сознательному
выполнению
типичных
социальных
ролей
(семьянина,
труженика,
потребителя,
собственника,
гражданина).
Возраст
воспитанников :
История Якутии -
дети с 9 до 16 лет, т.е. на учащихся 3-10 классов.
«Основы духовной культуры народов России» – дети с 10 до 12 лет, т.е. учащиеся 4-6
классов
Наше общество - дети
с 14 до 16 лет, т.е. на учащиеся 9-11 классов.
Срок
реализации : 1 год.
Формы и режим занятий:
1 .
лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы);
2 .
семинары;
3 .
экскурсии;
4 .
видео – уроки;
6
5 .
практические
занятия
на
основе
работы
учащихся
с
различными
источниками
знаний;
6 .
индивидуальные
консультации;
7 .
уроки
проверки
знаний
учащихся
(тематические
и
итоговые)
8 .
игровые
формы
уроков;
9 .
конференции.
Количество
учебных
часов
в
неделю :
1 модуль – История Якутии – 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов в год)
2 модуль - Основы духовной культуры народов России – 1 раз в неделю 1 час( 34
часа)
3 модуль - Наше общество - 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов)
Количество
учащихся
в
творческой
группе
–
15,
в
школьных
группах
в
среднем по 33.
Формы
подведения
итогов :
-
защита творческих проектов
-
высказывание
и
обоснование
собственного
мнения,
- эссе,
-
устный
опрос,
-
письменные
работы,
-
терминологические
диктанты,
-
практикумы,
-
дискуссии,
дебаты,
-
работа
с
различными
источниками
информации,
в
форме
защиты
презентаций,
-
тестирование,
-
участие
в
научно-практических
конференциях,
конкурсах,
олимпиадах
(в
том
числе
и
дистанционных).
Продвижение детей
НПК, олимпиады, конкурсы, викторины
заочные конкурсы
7
I
Истори
я
Якутии
II
Основы
духовной
культуры
I
История
Якутии
III
Наше
общество
творч
е ские
групп
ы
шк
ол
ы
школы
творче
ские
группы
Способы
определения
результативности.
- контрольные задания и тесты
-
диагностика
личностного
роста
-
Педагогическое
наблюдение.
-
Педагогический
анализ
-
анкетирование,
-
тестирования,
-
Мониторинг.
-
оформление фотоотчётов
Ожидаемые
результаты :
после
освоения
программы
к
концу
обучения
учащиеся
должны
показать
углубленный
уровень
знаний
по
предмету:
в
обучении :
-
знание
содержания
и
основных
этапов
исторического
развития
Якутии,
основных
понятий
и
терминов,
периодов,
конкретных
фактов
истории
Якутии,
духовной
культуры
народов
Ро ссии,
имена
и
характеристики
в и д н ы х
исторических
личностей,
деятелей
Якутии,
особенности
материальной
и
духовной
культуры
народов
Якутии,
обществоведческие
термины
и
понятия;
в
развитии:
-
умение
активно
оперировать
знаниями,
применять
в
повседневной
жизни;
-
способность
устанавливать
связи
между
явлениями,
понятиями,
фактами,
делать
обобщения,
выводы,
выражать
свою
позицию.
в
воспитании
-
строить
толерантное
отношение
с
представителями
разных
мировоззрений
и
культурных
традиций;
-
развить
свом
гражданские
качества,
патриотического
отношения
к
России
и
своему
краю.
8
к л и о
к л и о
Модуль
1.
Учебно-тематический
план
для
групп школ на 34 часа «История Якутии»
№
Наименование
темы
Количество
часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ
1
1
2
Раздел
1.
.
Древняя
история
Якутии.
2
2
3
1.1. Жизнь древнего человека в Якутии
1 . 2 . Ж и з н ь
я к у т о в
д о
п р и х о д а
р у с с к и х
землепроходцев.
1
1
1
1
4
Раздел
2.
Якутия
в
составе
Российского
государства
3
3
5
2.1.
Основание
первых
русских
по селений.
Ленский
острог.
2.2.
Русские
первопроходцы
17
в.
(С.Дежнев,
М.Стадухин,
Е.Хабаров,
и
т.д.)
2.3.
Русские
путешественники
в
Якутии
1
1
1
1
1
1
6
Р а з д е л
3 .
С о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к и е
отношения
и
общественный
строй
в
Якутии
в
дореволюционный
период.
6
6
7
3.1.Ясак
и
другие
формы
повинностей.
3.2.Василий
Манчары.
3.3.Христианизация
Якутии
3.4.Распространение
земледелия
3.5.Административное
управление.
3.6.Степная
Дума.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Раздел
4.
Политическая
ссылка
4
4
9
4.1.Ранний
период
якутской
ссылки.
4.2.Декабристы
в
Якутии.
4.3. Ссылка 2 половины Х1Хв
4.10.
К.Г.
Неустроев
–Урсик
–
первый
якутский
революционер.
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Раздел
5.
Революции
1917г.
и
гражданская
война в Якутии
3
3
11
5.1. Революции 1917г в Якутии
5.2. Гражданская война в Якутии
5.3.Герои
гражданской
войны.
1
1
1
1
1
1
12
Раздел
6.
Выдающиеся
государственные
и
партийные
деятели
Якутии
2
2
13
6.1 . М.К. Аммосов. П.А. Ойунский
2
2
14
Раздел
7.
Якутия в годы ВОВ
2
2
15
7.1.
Участие
якутян
в
военных
операциях
1941-
1945гг.
2
2
9
16
Раздел
8.
Якутия
в
советский
период
2
2
17
8.1. Якутия в 20-40-е годы
8.2. Якутия в 50-80-е годы
1
1
1
1
18
Раздел
9.
Культура
народов
Якутии
7
7
19
9.1.
Материальная
и
духовная
народов
Якутии.
Жилища,
утварь,
одежда,
украшения.
9.2.Устное
народное
творчество.
Обычаи
и
верования.
9.3.Зачатки
просвещения.
Открытие
учебных
заведений.
9.4.Культура
Якутии
в
советский
период.
1
2
2
2
1
2
2
2
20
Раздел
10
. Якутия на современном этапе
1
1
21
10.1.Республика
Саха
(Якутия)
–
как
субъект
российской
Федерации
1
1
22
Итоговое
занятие
1
1
23
Итого
33
1
34
10
Модуль
1.
Учебно-тематический
план
для
творческих
групп
История
Якутии
№
Наименование
темы
Количество
часов
теория
практи
ка
всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ
1
1
2
Раздел
1.
.
Древняя
история
Якутии.
2
2
1.1. Жизнь древнего человека в Якутии
1
1
1.2.Жизнь
Якутского
народа
до
прихода
русских
землепроходцев.
1
1
3
Раздел
2.
Якутия
в
составе
Российского
государства
3
2
5
2.1.
Основание
первых
русских
поселений.
Ленский
острог
1
1
2.2.
Русские
первопроходцы
17
в.
(С.Дежнев,
М.Стадухин,
Е.Хабаров,
и
т.д.)(практическая
работа
с
картой)
1
1
2.3.
Русские
путешественники
в
Якутии
(практическая
работа
с
картой)
1
1
2.4.Общая
характеристика
присо единения
Якутии
к
России.
Итоговое
занятие
по
разделам
1
и
2(викторина)
1
1
2
4
Р а з д е л
3 .
С о ц и а л ь н о - э ко н о м и ч е с к и е
отношения
и
общественный
строй
в
Якутии
в
дореволюционный
период.
7
14
21
3.1.Якутский
тойонат
1
1
3 . 2 . Я с а к
и
д ру г и е
ф о рм ы
п о в и н н о с т е й .
Обострение
классовой
борьбы
1
1
3.3.Василий
Манчары.
1
1
3.4.Христианизация
Якутии
(экскурсия
в
православный
храм)
1
1
2
3.5.Распространение
земледелия
1
1
3.6Административное
управление.
1
1
3.7.Степная
Дума.
1
1
3.8.Открытие
Ленских
золотых
приисков
1
1
3 . 9 . Н ау ч н о е
и зу ч е н и е
Я к у т и и ( р а б о т а
с
источниками)
1
1
3.10.Итоговое
занятие
по
3
разделу(игровая
форма)
1
1
11
3.11.Подготовка
к
НПК:
-ознакомление
с
оформлением,
выбор
темы
-поиск
материала
-оформление
текста
-Составление
презентаций
-Подготовка
к
устному
выступлению
2
2
2
2
2
10
5
Раздел
4.
Политическая
ссылка
10
6
16
4.1.Ранний
период
якутской
ссылки.(работа
с
картинами и с картой)
1
1
2
4.2.Декабристы
в
Якутии.(работа
с
историческими
источниками)
1
1
2
4.3.Польские революционеры и их роль в
научном
изучении
Якутского
края
1
1
4.4.Н.Г.
Чернышевский
в
Вилюйском
заточении.(работа
с
произведениями
Н.Г.
Чернышевского)
1
1
4.5.Народники
в
Якутии.
1
1
2
4.6.«Монастыревская
трагедия»
1889г.
1
1
4.7.Ссыльные
социал-демократы.
1
1
4.8.«Романовский
протест»
1904г
1
1
4.9.Революционная
деятельность
ссыльных
большевиков.
(экскурсия
в
музей
«Якутская
ссылка)
1
1
2
4.10. К.Г. Неустроев – Урсик – первый якутский
революционер.(сочинение-
размышление)
1
1
2
4.11.
Итоговое
занятие
по
4
разделу(викторина)
1
1
6
Раздел
5.
Революции
1917г.
и
гражданская
война в Якутии
15
6
21
5.1.Обстановка
в
Якутии
накануне
Февральской
революции.
1
1
2
5.2.Якутская
интеллигенция
1
1
5.3.Деятельность
Якутского
комитета
общественной
безопасности,
Совета
рабочих
и
солдатских
депутатов,
профсоюзов.(экскурсия
в
музей
молодежного
движения)
1
1
2
5.4.Установление
Советской
власти
в
Якутии.
1
1
5.5.Приход
отряда
Красной
армии
под
командованием
А.С.
Рыдзинского
1
1
5.6.Комиссия
Центросибири
во
главе
с
П.А.
Ойунским.
1
1
5.7.Первые
мероприятия
Советской
власти
летом
1918г.
1
1
5.8.Контрреволюционный
переворот
в
августе
1918г.
1
1
5.9.Восстановление
Советской
власти
(декабрь
1919г.).
1
1
5.10.Мероприятия
Советской
власти
1920-
1921гг.
1
1
5.11.Наступление
контрреволюции
в
1921г.
1
1
5.12.Разгром
контрреволюционных
сил
в
1922г
1
1
12
5.13.Оборона
Амги.
Героическая
оборона
«Сасыл-сысыы».(работа
с
картой)
1
1
2
5.14.Разгром
пепеляевщины.
Ликвидация
остатков
контрреволюции.
1
1
2
5.15.Герои
гражданской
войны.
1
1
2
5.16. Итоговое занятие по разделу 5
1
1
7
Раздел
6.
Выдающиеся
государственные
и
партийные
деятели
Якутии
3
3
6
6.1.
М.К.
Аммосов
1
1
2
6.2.
П.А.
Ойунский
(экскурсия
в
Литературный
музей
им.
П.А.
Ойунского)
1
1
2
6.3.
С.М.
Аржаков
1
1
6.4. Итоговое занятие по разделу 6
1
1
8
Раздел
7.
Якутия в годы ВОВ
5
16
21
7.1.Начало
ВОВ.
Мобилизация
сил.
(просмотр
фильма)
1
1
2
7.2.Участие
якутян
в
военных
операциях
1941-
1945гг.
1
1
2
7.3.
Якутяне
–
участники
партизанского
движения.
1
1
2
7.4.Участие
якутян
в
войне
против
Японии.
1
1
2
7.5.Трудовой
подвиг
якутян
в
тылу.
Всенародная
помощь
фронту
(встреча
с
ветераном
тыла)
1
1
2
7.6.Итоговое
занятие
по
разделу
7(брейн-ринг)
1
1
7.7. Проектная работа на тему «ВОВ в жизни
моей
семьи»:
-ознакомление
с
оформлением
-поиск
материала
-оформление
презентаций
-оформление
презентаций
-Оформление
текста
2
2
2
2
2
10
9
Раздел
8.
Якутия
в
советский
период
19
5
24
8.1.Восстановление
и
развитие
народного
хозяйства в 20-е гг.
1
1
8.2.
Образование
ЯАССР(работа
с
историческими
источниками)
1
1
2
8.3.Создание
индустриальной
базы
в
ЯАССР.
Открытие
золота
на
Алдане.
1
1
8.4.Организация
социалистического
соревнования
1
1
8.5.Якутия
в
1928-1941гг.
Развитие
промышленности
1
1
8.6.Колхозы.
Земельная
реформа
1929г.
1
1
8.7.Якутия в сер. 40-х – нач. 50-х гг.
Индустриальное
развитие.(просмотр
фильма)
1
1
2
8.8.Преодоление
последствий
послевоенного
времени
в
сельском
хозяйстве
1
1
8.9.Общественно-политическая
жизнь
республики.
1
1
13
8.10.Якутия в сер. 50-х – сер. 60-х гг.
промышленное
освоение
края.
1
1
8.11.Становление
алмазной
промышленности.
(Просмотр
документального
фильма
об
АЛРОСА)
1
1
2
8.12.Строительство
Вилюйской
ГЭС.
1
1
8.13.
Преобразования
в
сельском
хозяйстве.
Совхозы.
1
1
8.14.Якутия в сер. 60-х – сер. 80-х гг. Развитие
промышленности.
1
1
8.15.Строительство
ж/д
Тында
-
Беркакит.
1
1
8.16.Экологические
проблемы.
1
1
8.17.Общественно-политическая
жизнь
республики.
1
1
8.18.Якутия
на
этапе
перестройки.
1
1
8.19.Города
Якутии.(работа
с
картой)
1
1
2
8.20.Итоговое
занятие
по
разделу
8.
1
1
10
Раздел
9.
Культура
народов
Якутии
10
6
16
9.1.
Материальная
и
духовная
народов
Якутии
до
17в.Жилища,
утварь,
одежда,
украшения.
(экскурсия
в
НХМ)
1
1
2
9.2.Устное
народное
творчество,(встреча
с
алгысчытом,
олонхосутом)
1
1
2
9.3.Обычаи
и
верования.
1
1
2
9.4.
Культура
народов
Якутии
18-нач.
20вв.
Христианство.
1
1
9.5.Зачатки
просвещения.
Открытие
учебных
заведений.
(встреча
с
методистом
музея
истории
развития
образования)
1
1
2
9.6.Архитектура.
1
1
9.7.Культура
Якутии
в
советский
период.
1
1
9.8.Народное
образование.
Научные
учреждения.
Здравоохранение.
(экскурсия
в
СО
РАН)
1
1
2
9.9.Литература.
Искусство.
(экскурсия
в
Галерею
зарубежного
искусства
1
1
2
9.10.Театр
и
музыка.
1
1
11
Раздел
10
. Якутия на современном этапе
1
1
2
10.1.Республика
Саха
(Якутия)
–
как
субъект
российской
Федерации
1
1
2
12
Итоговое
занятие
1
1
13
Итого
76
60
136
14
Учебно-тематический
план
по
модулю
2
«Основы
духовной
культуры
народов
России»
№
Наименование
темы
Количество
часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ
Введение
в
курс
«Основы
духовной
культуры
народов
России»
1
1
2
Основы
православной
культуры
5
1
6
2.1.
Человек и Бог в православной культуре
1
1
2.2.
Основные
понятия
православной
культуры
1
1
2.3.
Православное
учение
о
человеке
1
1
2.4.
Священные
книги,
сооружения
и
праздники
1
1
2.5.
Как
христианство
пришло
на
Русь.
Христианизация
Якутии
1
1
2.6.
Явления
православных
традиций
1
1
3 .
Основы
исламской
культуры
5
1
6
3.1.
Основы
духовной
традиции
ислама.
Мухаммад.
1
1
3.2.
Божественные
писания.
Посланники
Бога
1
1
15
3.3.
Обязанности
мусульман
1
1
3.4.
История ислама в России и Якутии
1
1
3.5.
Нравственные
ценности
ислама
1
1
3.6.
Искусство
и
праздники
ислама
1
1
4
Основы
буддийской
культуры
5
1
6
4.1.
Будда и его учение
1
1
4.2.
Буддийская
картина
мира
1
1
4.3.
Семья и ее ценности в буддийской культуре
1
1
4.4.
Буддизм в России и Якутии
1
1
4.5.
Буддийские
обряды
и
ритуалы
1
1
4.6.
Буддийские
святыни,
праздники
1
1
5
Основы
светской
этики
10
4
14
5.1.
Что
такое
светская
этика
1
1
5.2.
Добро и зло.
1
1
5.3.
Культура
и
мораль.
1
1
1
5.4.
Любовь и уважение к Отечеству
1
1
5.5.
Нравственные
заповеди
в
заповедях
мира
1
1
5.6.
Понятие
греха,
раскаяния
и
воздаяния
1
1
5.7.
Справедливость
1
1
5.8.
Честь.
Совесть
1
1
1
5.9.
Золотое
правило
нравственности.
1
1
5.10
Образцы
Нравственности.
1
1
5.11.
Этикет
1
1
5.12
Россия
-наша
Родина
1
1
8
Итоговое
занятие
1
1
Итого
26
8
34
16
Учебно - тематический план
по модулю 3 «Наше общество»
17
18
№
Наименование темы
Количество часов
теори
я
пра
кти
ка
всего
1
Вводное занятие, ТБ и ПБ
1
1
2
Раздел 1. . Общество
5
5
3
1.1. Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества
1
1
1.2. Социальные институты
1
1
1.3. Многовариативность общественного развития.
Типология обществ.
1
1
1.4. Понятие общественного прогресса
1
1
1.5 Глобальные проблемы человечества.
Процессы
глобализации
1
1
4
Раздел 2. Духовная жизнь общества
3
2
5
5
2.1. Формы и разновидности культуры
1
1
2.2. Наука (экскурсия в СО РАН)
1
1
2.3 Религия. Роль религии в жизни общества(экскурсия в
Ассамблею народов Якутии)
1
1
2.4. Мораль. Нравственная культура
1
1
2.5. Тенденции духовной жизни современной России
1
1
6
Раздел 3. Человек
5
5
7
3.1.Человек как результат биологической и социальной
эволюции.
Потребности и интересы человека
1
1
3.2.Деятельность человека, ее основные формы
1
1
3.3. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация
индивида
1
1
3.4. Внутренний мир человека.
Сознательное и
бессознательное
1
1
3.5. Самопознание.
1
1
8
Раздел 4. Познание
4
4
9
4.1.Познание мира
1
1
4.2.Формы познания
1
1
4.3. Истина, ее критерии. Относительность истины
1
1
4.4.Виды человеческих знаний.
1
1
Раздел. 5 . Политика
10
3
13
5.1. Власть, ее происхождение и виды
1
1
5.2. Политическая система, ее структура и функции
1
1
Методическое
обеспечение
Средства
необходимые
для
реализации
данной
программы :
-
методы
обучения:
словесные
методы,
исследовательские
методы,
наглядные,
проектные,
игровые,
методы
практической
работы,
интерактивные
методы,
групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа.
-
разработки
по
темам,
тематические
материалы,
энциклопедии,
монографии,
презентации,
наглядные
материалы,
географическая
карты
Российской
Федерации,
Республики
Саха
(Якутия),
документальные
и
исторические
фильмы.
19
Темы
по
проектной
работе:
Модуль1:
1)
«Ученые
Якутии»
(ознакомление
с
оформлением
и
тематикой,
поиск
материала,
составление
текста,
оформление).
2)
«ВОВ
в
жизни
моей
семьи»:
ознакомление
с
оформлением,
поиск
материала,
оформление
пре зент аций,
оформление
текста.
3)
«Я
горжусь
моей
семьей!»:
сочинение,
со ставление
генеалогического
древа,
оформление
презентации.
Модуль
2:
1.«Как
я
понимаю
православие»
2.«Как
я
понимаю
ислам»
3.«Как
я
понимаю
буддизм»
4.«Как
я
понимаю
иудаизм»
5.«Что
такое
этика?»
6.«Памятники
духовной
культуры
(в
моем
городе,
селе)»
7.«Мое
отношение
к
миру»
8.«Мое
отношение
к
людям»
Модуль
3:
«Социальный
портрет
моего
сверстника»,
«Знай
свои
права»,
«Защита
правопорядка»,
«Молодой
человек
на
рынке
труда»,
«Как
работает
современный
рынок»,
«Советы
самому
себе:
как
улучшить
свою
учебную
деятельность»,
«Мой
город
–
город
для
всех»,
«Образовательная
карта
моего
города
(куда
пойти
учиться)»,
«Свободное
время
школьника»
Условия
знаний :
тестирование,
выбор
нужной
информации
из
текста,
раскрыть
его
основные
положения,
анализ
социальных
ситуаций,
высказывание
и
обоснование
собственного
мнения,
эссе.
По
программе
предусмотрена
самостоятельная
работа
по
проектной
деятельности
в
соответствии
с
тематикой.
Литература
для
педагога
1 .
Алексеев
А.А. Забытый мир предков. - Якутск, 1993.
2 .
Алексеев
А.Н. Древние культуры Якутии. - Новосибирск, 1994.
3 .
Алексеев
А.Н.
Первые
русские
поселения
XVII-XVIII
вв.
на
Северо-Востоке
Якутии.
-
Новосибирск,
1996.
4 .
Антонов
Н.К. Наследие предков. - Якутск, 1994.
5 .
Аргунов
И.А.
Социальное
развитие
якутского
народа.
-
Новосибирск,
1985.
6 .
Афанасьев
В.Ф.
Школа
и
развитие
педагогической
мысли
в
Якутии.
-
Якутск,
1966.
20
7 .
Багдарын
Сюльбэ. Топонимика Якутии. - Якутск, 1985.
8 .
Бахрушин
С.В.
Исторические
судьбы
народов
Якутии:
Сборник
статей
“Якутия”.
-
Л.,1927.
9 .
Бахрушин
С.В., Токарев С.А. Якутия в XVII в. - Якутск, 1953.
10.
Башарин
Г.П.
История
аграрных
отношений
в
Якутии
(60-е
годы
XVII-
середина XIX вв. ). - М., 1956.
11.
Башарин
Г.П.
История
животноводства
в
Якутии
второй
половины
XIX-начала
XX вв. - 1962.
12.
Башарин
Г.П.
История
земледелия
в
Якутии
(XVII
в.-1917
г.).
Т.1.
-
Якутск,
1989;
Т.2. 1990.
13.
Безбородов
А.Б.
Обществознание:
учеб./А.Б.
Безбородов,
М.Б.
Буланова,
В.Д.
Губин. – М., 2008.
14.
Борисов
М.Н. Преобразование быта на Крайнем Севере. - Якутск, 1975.
15.
Василевич
Г.М. Эвенки. - Л., 1969.
16.
Всеякутские
съезды
Советов:
Документы
и
материалы
1922-1937.
-
1972.
17.
Гоголев
А.И.
Якуты
(проблемы
этногенеза
и
формирование
культуры).
-
Якутск,
1993.
18.
Гоголев
З.В.
Социально-экономическое
развитие
Якутии
(1917
-
июнь
1941).
-
Новосибирск,
1972.
19.
Горохов
С.Н. Ысыах. Якутская коллекция в Британском музее. - Якутск, 1993.
20.
Гумилев
Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993.
21.
Гумилев
Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.
22.
Гурвич
И.С.
Культура
северных
якутов-оленеводов
(XVII-XIX
вв.).
-
М.,
1977.
23.
Данилюк
А.Я.
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики.
Книга
для
родителей / А.Я. Данилюк -- М.: Просвещение, 2010.
24.
Дьяконов
А.Л. Пушной промысел в Якутии конца XVIII - середина XX века. -
Новосибирск,
1990.
25.
Иванов
В.Н.
Социально-экономические
отношения
у
якутов
(XVII
век).
-
Якутск,
1966.
26.
Иванов
В.Ф.
Письменные
источники
по
истории
Якутии
XVII
века.
-
Новосибирск,
1979.
27.
Иванов
В.Ф.
Социально-экономические
отношения
в
Якутии
(конец
XVII-
нач.
XIX вв.). - Новосибирск, 1992.
28.
Избеков
Д.Д. Якутяне в боях за Родину. - Якутск, 1966.
29.
Избеков
Д.Д. Золотые звезды. - Якутск, 1963.
30.
Из истории политической ссылки в Якутии. -Якутск, 1977.
31.
Ионова
О.В. Город Якутск. - Якутск, 1951.
32.
Ковлеков
С.И. Сельское хозяйство Якутии (1946-1970 гг.). - Якутск, 1992.
33.
Крывелев И.А. История религии М. 1975.
34.
Латышина
Д.И.«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России.
Основы исламской культуры. 4 — 5 класс: учеб. Для общеобразоват.
Учреждений
/
Д.И.Латышина,
М.Ф.Муртазин.
-
М.:
Просвещение,
2012.
Литература
для
воспитанников
21
1 .
Вейман Р. «История литературы и мифология», М., Наука, 1975
2 .
Гоголев
А.И.
История
Якутии
(обзор
исторических
событий
до
нач. XX
в.):
Монография.
Якутск,
2000
.
3 .
Гоголев
А.И. Якутия: Век ХХ (1917-2000 гг.): Монография. Якутск, 2001.
4 .
Гоголев
А.И.
Мифологический
мир
якутов:
божества
и
духи
покровители.
-
Якутск,
1994.
5 .
Зыков
Ф.М.
Поселения,
жилища
и
хозяйственные
постройки
якутов
(XVII-
начало XX вв.). - Новосибирск, 1989.
6 .
Каверин
Б.И.
Обществознание/Б.И.
Каверин,
П.И.
Чижик.
–
М.,
2007.
7 .
Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 1980
8 .
Мостахов
С.Е.
Русские
путешественники
-
исследователи
Якутии
(XVII
-
начало XX вв. ). - Якутск, 1982
9 .
Петров
Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. - Якутск, 1979;
Ч.2. – 1992
10.
Сафронов
Ф.Г. Древний и средневековый Северо-Восток Азии. - Якутск, 1993
11.
Токарев С.А. «Религия в истории народов мира», М., 1976
12.
Федоров
М.М.
Правовое
положение
народов
Восточной
Сибири
(XVII
-
начало
XIX вв.). - Якутск, 1978.
13.
Хатылаев
М.М.
История
Якутии
(1917-2000).
/
Учебное
пособие.
Якутск,
2001.
14.
Эргис
Г.У. Исторические предания якутов. - М.-Л., 1960
15.
Энциклопедия
Якутии
Т.1. М., 2000
16.
Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975
22