Напоминание

Педагогические компетенции учителя – условие формирования исследовательских умений учащихся.


Автор: Новокшонова Ольга Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Акбулакская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Акбулак, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические компетенции учителя – условие формирования исследовательских умений учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад





Педагогические компетенции учителя – условие формирования

исследовательских умений учащихся.
Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский Формирование исследовательских умений учащихся зависит от педагогических компетенций учителя. Учитель руководствуется коллективными личностными и учебными возможностями учащихся, поэтому научить учащихся деятельностному общению в формировании различного рода умений, а в нашем случае исследовательских, очень важно. Результативность этого процесса зависит от интеграции предметно-профессиональных компетенций учителя. Личностные и профессиональные компетенции учителя, степень компетентно стной осведомлённости – решающее условие в реализации требований к образованию на современном этапе развития общества. Педагогическую компетентность учителя можно определить как способность к эффективной реализации в образовательной практике системы профессиональных и личностных компетенций. К профессиональным компетенциям в контексте деятельности учителя (по А.К. Марковой) можно отнести следующие: 1) профессиональные, психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; В рамках концепции деятельности выявляют несколько групп педагогических умений, составляющих основу, стержень профессиональной компетенции. Назову некоторые из них: - проектировочные (умения спланировать любой вид работы); - адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях); - организационные (умения организовать любой вид работы); - мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности); - коммуникативные (умения общаться на уроке и вне его); - умения контроля и самоконтроля; - познавательные (умения вести исследовательскую деятельность); - вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, рисовать и т.п.). В контексте темы нашей статьи обратим внимание на те педагогические компетентности учителя, которые в наибольшей степени способствуют востребованности возможностей коллектива учащихся по формированию исследовательских умений.

Рассмотрим несколько фрагментов урока русского языка, в которых проявляется практическая деятельность учителя по применению мотивационных, адаптационных, коммуникативных и организационных умений. Целью первого этапа урока – самоопределение деятельности – как раз и является мотивирование учащихся на постановку цели деятельности, путей её достижения. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (доброжелательное общение, беседа): знакомит с темой урока, предлагает поделиться мыслями, которые возникли при знакомстве с ней,
определить, что неизвестно пока, какие догадки появляются, как «навести мосты» между известным и неизвестным (что нужно вспомнить), какие «дороги проложить»; побуждает к высказыванию своего мнения. В результате такой работы учащиеся настраиваются на общение, на работу, ощущают сопричастность к общему делу. На этапе актуализации знаний, выявляя степень усвоения изученного, определяя пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся, адаптационные умения учителя помогут подобрать приёмы обучения (упражнения, задания), адекватные для любого уровня обученности, соответственно индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности). Важно настроить класс на внимательное прослушивание и обсуждение; учитель, не нарушая взаимоотношений речевого партнерства, предлагает одноклассникам исправить, дополнить, оценить ответы. Умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности, коммуникативность обучения требуют дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности). Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, личный опыт, мировоззрение, сфера интересов, эмоциональная сфера и статус личности в коллективе. Обучение школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее. В связи с адаптационными умениями хочется высказать еще одну мысль. Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. Поэтому творчество, как важнейший элемент методической культуры, должно стать объектом специального целенаправленного развития. Адаптационные умения тесно связаны с коммуникативными, от речевой атмосферы, коммуникабельности зависит умение настроиться на урок соответственно его содержанию и характеру и настроить соответствующим образом учащихся. Коммуникативные умения учитель проявляет на всех этапах урока, при любых приемах. Так на этапе закрепления новых знаний и способов действий, обеспечивая осмысление и понимание изученного материала, учитель акцентирует внимание на основных положениях правила, используя слайдовую презентацию, учебник; проверяет усвоение материала, предлагая по опорам озвучить правило, привести примеры; предлагает оценить свой уровень понимания темы и указать дальнейшее направление деятельности. Формируя навык основных мыслительных и речевых действий учащихся, учитель выражает все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы; говорит выразительно и эмоционально и очень часто экспромтно. Организационные умения очень важны на этапе усвоения новых знаний и способов действий, чтобы обеспечить восприятие, осмысление, обобщение и первичное запоминание изучаемого материала. Работая по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», учитель: - предлагает 8-9 предложений с расставленными знаками препинания (в них есть случаи выражения подлежащего именем существительным, местоимением, случаи выражения сказуемого глаголом, кратким и полным именем прилагательным, именем существительным; есть слова это, вот, есть); - организовывает деятельность детей по обработке информации: предлагает работу в парах или в малых группах по 3-4 человека; - дает возможность детям определить цель работы, план действий; - наблюдает за деятельностью учащихся, отмечает степень вовлеченности каждого в работу;
- организовывает обсуждение результатов деятельности, формулирование пунктуационного правила. Организация такой работы способствует установлению рабочих отношений, способности эффективно сотрудничать в малой группе; проводить анализ; объяснять языковые связи и отношения, выявленные в ходе исследования структуры предложения; формированию навыков основных речевых действий. Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Таким образом, педагогическую компетентность учителя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет предметно-профессионально саморазвития. Литература: 1. Жигалева А.В.Система «учитель-ученик» и ее составляющие.\\Вопросы психологии. – 2008. - №4. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Педагогика. 2003. № 3. С. 34–41. 3. Зинченко В.П. Вопросы педагогической компетентности. – М.: Перспектива. – 2008 4. Компетентность педагога\\Учительская газета. – 2008. - №34. 5. Липатова А.В. Ресурсы качества образования. – М.: Перспектива. – 2009. 6. Талызина Н.Ф.Вопросы профессиональной компетентности учителя. – М.: Проспект. – 2009. 7. Чемогарова А.В.Вопросы реализации профессиональной компетенции учителя. – М.: Педагогика. – 2007.


В раздел образования