Педагогические компетенции учителя – условие формирования исследовательских умений учащихся.
Автор: Новокшонова Ольга Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Акбулакская СОШ №2" Населённый пункт: п. Акбулак, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: Педагогические компетенции учителя – условие формирования исследовательских умений учащихся. Раздел: среднее образование
Педагогические компетенции учителя – условие формирования
исследовательских умений учащихся.
Учитель живет до тех пор,
пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Формирование исследовательских умений учащихся зависит от педагогических
компетенций
учителя.
Учитель
руководствуется
коллективными
личностными
и
учебными возможностями учащихся, поэтому научить учащихся деятельностному
общению
в
формировании
различного
рода
умений,
а
в
нашем
случае
исследовательских,
очень
важно.
Результативность
этого
процесса
зависит
от
интеграции предметно-профессиональных компетенций учителя.
Личностные и
профессиональные
компетенции
учителя,
степень
компетентно стной
осведомлённости – решающее условие в реализации требований к образованию на
современном этапе развития общества.
Педагогическую компетентность учителя можно определить как способность к
эффективной реализации в образовательной практике системы профессиональных и
личностных компетенций.
К профессиональным компетенциям в контексте деятельности учителя (по
А.К. Марковой) можно отнести следующие:
1) профессиональные, психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя;
В рамках концепции деятельности выявляют несколько групп педагогических
умений,
составляющих
основу,
стержень
профессиональной
компетенции.
Назову некоторые из них:
- проектировочные (умения спланировать любой вид работы);
- адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях);
- организационные (умения организовать любой вид работы);
- мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности);
- коммуникативные (умения общаться на уроке и вне его);
- умения контроля и самоконтроля;
- познавательные (умения вести исследовательскую деятельность);
- вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, рисовать и
т.п.).
В
контексте
темы
нашей
статьи
обратим
внимание
на
те
педагогические
компетентности
учителя,
которые
в
наибольшей
степени
способствуют
востребованности
возможностей
коллектива
учащихся
по
формированию
исследовательских умений.
Рассмотрим несколько фрагментов урока русского языка, в которых проявляется
практическая
деятельность
учителя
по
применению
мотивационных,
адаптационных, коммуникативных и организационных умений.
Целью первого
этапа урока – самоопределение деятельности – как раз и
является мотивирование учащихся на постановку
цели деятельности, путей её
достижения. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность (доброжелательное общение, беседа): знакомит с темой
урока, предлагает поделиться мыслями, которые возникли при знакомстве с ней,
определить, что неизвестно пока, какие догадки появляются, как «навести мосты»
между известным и неизвестным (что нужно вспомнить), какие «дороги проложить»;
побуждает к высказыванию своего мнения. В результате такой
работы учащиеся
настраиваются на общение, на работу, ощущают сопричастность к общему делу.
На
этапе
актуализации
знаний,
выявляя
степень
усвоения
изученного,
определяя пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся, адаптационные
умения
учителя
помогут
подобрать
приёмы
обучения
(упражнения,
задания),
адекватные для любого уровня
обученности,
соответственно индивидуальности
учащегося
(адаптация
к
индивидуальности).
Важно
настроить
класс
на
внимательное прослушивание и обсуждение; учитель, не нарушая взаимоотношений
речевого партнерства, предлагает одноклассникам исправить, дополнить, оценить
ответы.
Умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его
подготовленности,
коммуникативность
обучения
требуют
дифференциации
учащихся
(по
способностям,
уровню
обученности).
Ведущими
являются
здесь
личностные свойства: контекст деятельности, личный опыт, мировоззрение, сфера
интересов,
эмоциональная
сфера
и
статус
личности
в
коллективе.
Обучение
школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации
в предложенном понимании ее.
В связи с адаптационными умениями хочется
высказать
еще
одну
мысль.
Все
входящие
в
эту
группу
умения
объединяет
творческое
начало.
Поэтому
творчество,
как
важнейший
элемент
методической
культуры, должно стать объектом специального целенаправленного развития.
Адаптационные
умения
тесно
связаны
с
коммуникативными,
от
речевой
атмосферы,
коммуникабельности
зависит
умение
настроиться
на
урок
соответственно его содержанию и характеру и настроить соответствующим образом
учащихся. Коммуникативные умения учитель проявляет на всех этапах урока, при
любых приемах.
Так на этапе закрепления новых знаний и способов действий,
обеспечивая осмысление и понимание изученного материала, учитель акцентирует
внимание
на основных положениях правила, используя слайдовую презентацию,
учебник; проверяет усвоение материала, предлагая по опорам озвучить правило,
привести примеры;
предлагает оценить свой уровень понимания темы
и указать
дальнейшее направление деятельности. Формируя навык основных мыслительных и
речевых действий учащихся, учитель выражает все необходимое с помощью речи,
мимики,
пантомимы;
говорит
выразительно
и
эмоционально
и
очень
часто
экспромтно.
Организационные умения очень важны на этапе усвоения новых знаний и
способов действий, чтобы обеспечить восприятие, осмысление, обобщение и
первичное запоминание изучаемого материала. Работая по теме «Тире между
подлежащим и сказуемым», учитель:
- предлагает 8-9 предложений с расставленными знаками препинания (в них есть
случаи выражения подлежащего именем существительным, местоимением, случаи
выражения сказуемого глаголом, кратким и полным именем прилагательным,
именем существительным; есть слова это, вот, есть);
- организовывает деятельность детей по обработке информации: предлагает работу в
парах или в малых группах по 3-4 человека;
- дает возможность детям определить цель работы, план действий;
- наблюдает за деятельностью учащихся, отмечает степень вовлеченности каждого в
работу;
-
организовывает
обсуждение
результатов
деятельности,
формулирование
пунктуационного правила.
Организация такой работы способствует
установлению рабочих отношений,
способности эффективно сотрудничать в малой группе; проводить анализ; объяснять
языковые
связи
и
отношения,
выявленные
в
ходе
исследования
структуры
предложения; формированию навыков основных речевых действий.
Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны.
Таким образом, педагогическую компетентность учителя можно определить как его
способность
к
эффективной
реализации
в
образовательной
практике
системы
социально
одобряемых
ценностных
установок
и
достижению
наилучших
педагогических результатов за счет предметно-профессионально саморазвития.
Литература:
1.
Жигалева А.В.Система «учитель-ученик» и ее составляющие.\\Вопросы
психологии. – 2008. - №4.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //
Педагогика. 2003. № 3. С. 34–41.
3. Зинченко В.П. Вопросы педагогической компетентности. – М.: Перспектива. –
2008
4. Компетентность педагога\\Учительская газета. – 2008. - №34.
5. Липатова А.В. Ресурсы качества образования. – М.: Перспектива. – 2009.
6. Талызина Н.Ф.Вопросы профессиональной компетентности учителя. – М.:
Проспект. – 2009.
7. Чемогарова А.В.Вопросы реализации профессиональной компетенции учителя. –
М.: Педагогика. – 2007.