Автор: Шушлина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усолье-Сибирское Иркутской области
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: статья
Тема: «Оценивание в условиях реализации ФГОС. Как? Зачем? Почему?»
Раздел: начальное образование
«Оценивание в условиях реализации ФГОС.
Как? Зачем? Почему?»
Система
оценки
достижений
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования
Общие положения
•
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО - один из
инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
и
направлена
на
обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную
деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Функции оценивания:
1.
стимулирующая
2.
диагностическая
3.
проверка эффективности
4.
формирование у учащихся адекватной самооценки
5.
мощный мотив
6.
изменения межличностных отношений
Оценивание
Формирующее
•
осуществляется до начала и в ходе
обучения, проекта
•
обеспечивает учащимся обратную связь
по поводу их успехов в процессе
обучения.
Итоговое
•
осуществляется в конце проекта и дает
учащимся и учителям представление о
полученных навыках и знаниях
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных
достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов,
продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам
обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на
конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания
образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе
такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели
изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину,
определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение
максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы
улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное
образование.
Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если
представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений
есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны
для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее
(формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то,
что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )
Формирующее оценивание
•
Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из
неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия
учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».
•
В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые
результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики
должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени
понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или
операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый
результат.
Формирующее оценивание формирует
- Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в
организации своей учебы.
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные
достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо
делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
Суть процесса основные принципы формирующего оценивания.
– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают,
что они делают, для чего и к чему должны прийти.
- Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям,
возможно, даже введены совместно с учениками.
- Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к
учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая
показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как
он может с ними справиться…
•
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить,
какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
•
Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать,
как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии
и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной
информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества
учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего
оценивания как оценивания для обучения.
Значение формирующего оценивания
Для учащихся
•
может помогать учиться на ошибках;
•
может помогать понять, что важно;
•
может помогать понять, что у них
получается;
•
может помогать обнаруживать, что они
не знают;
•
может помогать обнаруживать, что они
не умеют делать.
Для учителя
•
четко сформулировать образовательный
результат, подлежащий формированию
и оценке в каждом конкретном случае, и
организовать в соответствии с этим
свою работу;
•
сделать учащегося субъектом
образовательной и оценочной
деятельности.
Способы организации формирующего оценивания
Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные
действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
совокупность самооценки ученика и оценки учителя.
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной
задачи); те же линеечки.
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа
действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных
ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять
операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение
существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа
действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к
словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать
причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их
основе разработка проверочных заданий); тестов
ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА
+, -, ? светофор
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА
КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Таблица готовности к уроку
Способы организации формирующего оценивания
•
лист самооценки
предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь
задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях
в тетради)
•
портфолио
•
мини-обзор
Способы организации формирующего оценивания
•
таблицы показателей правильности выполнения заданий
•
диагностические карты
•
оценочные листы
•
недельные отчёты
Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому язы
Недельный отчёт
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли
ли они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
Лист самооценки выполнения домашнего задания
Лист самооценки работы в группе
Т.К. первая составляющая любой оценки – самооценка, то было бы неплохо
освежить в памяти технологи. Формирования самооценки в ОС Школа 2100
Технология оценивания учебных успехов
Таблица метапредметных результатов