Напоминание

«Оценивание в условиях реализации ФГОС. Как? Зачем? Почему?»


Автор: Шушлина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усолье-Сибирское Иркутской области
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: статья
Тема: «Оценивание в условиях реализации ФГОС. Как? Зачем? Почему?»
Раздел: начальное образование





Назад




«Оценивание в условиях реализации ФГОС.

Как? Зачем? Почему?»

Система

оценки

достижений

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования

Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО - один из

инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

и

направлена

на

обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную

деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Функции оценивания:

1.

стимулирующая

2.

диагностическая

3.

проверка эффективности

4.

формирование у учащихся адекватной самооценки

5.

мощный мотив

6.

изменения межличностных отношений

Оценивание

Формирующее

осуществляется до начала и в ходе

обучения, проекта

обеспечивает учащимся обратную связь

по поводу их успехов в процессе

обучения.

Итоговое

осуществляется в конце проекта и дает

учащимся и учителям представление о

полученных навыках и знаниях

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных

достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов,

продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам

обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на

конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания

образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе

такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели

изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину,

определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение

максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы

улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное

образование.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если

представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений

есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны

для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее

(формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то,

что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

Формирующее оценивание

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из

неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия

учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые

результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики

должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени

понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или

операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый

результат.

Формирующее оценивание формирует

- Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в

организации своей учебы.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные

достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо

делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

Суть процесса основные принципы формирующего оценивания.

– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают,

что они делают, для чего и к чему должны прийти.

- Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям,

возможно, даже введены совместно с учениками.

- Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к

учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая

показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как

он может с ними справиться…

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить,

какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать,

как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии

и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной

информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества

учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего

оценивания как оценивания для обучения.

Значение формирующего оценивания

Для учащихся

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них

получается;

может помогать обнаруживать, что они

не знают;

может помогать обнаруживать, что они

не умеют делать.

Для учителя

четко сформулировать образовательный

результат, подлежащий формированию

и оценке в каждом конкретном случае, и

организовать в соответствии с этим

свою работу;

сделать учащегося субъектом

образовательной и оценочной

деятельности.

Способы организации формирующего оценивания

Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные

действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

совокупность самооценки ученика и оценки учителя.

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной

задачи); те же линеечки.

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа

действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных

ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять

операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение

существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа

действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к

словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать

причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их

основе разработка проверочных заданий); тестов

ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА

+, -, ? светофор

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА

КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Таблица готовности к уроку

Способы организации формирующего оценивания

лист самооценки

предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь

задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях

в тетради)

портфолио

мини-обзор

Способы организации формирующего оценивания

таблицы показателей правильности выполнения заданий

диагностические карты

оценочные листы

недельные отчёты

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому язы

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли

ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

Лист самооценки выполнения домашнего задания

Лист самооценки работы в группе

Т.К. первая составляющая любой оценки – самооценка, то было бы неплохо

освежить в памяти технологи. Формирования самооценки в ОС Школа 2100

Технология оценивания учебных успехов

Таблица метапредметных результатов



В раздел образования