"Влияние устного народного творчества на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"
Автор: Михалени Марианна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Сузунского района "Сузунский детский сад №4" Населённый пункт: р.п. Сузун Наименование материала: статья Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Уважаемые
коллеги
!
В
Сузунском
детском
саду
№4 «
Журавлик
»
я
работаю
в
средней
группе
с
детьми
4-5
лет
.
С
2013
года
моя
тема
по
самообразованию
«
Влияние
устного
народного
творчества
на
развитие
коммуникативных
умений
детей
дошкольного
возраста
»
Современный
этап
развития
выдвигает
новые
задачи
воспитания
детей
дошкольного
возраста
.
Большое
значение
уделяется
проблеме
формирования
культуры
общения
детей
,
в
решении
которой
ведущую
роль
играет
формирование
коммуникативных
умений
,
как
центральное
звено
развития
ребенка
.
Опыт
воспитателя
позволил
мне
заметить
,
что
дети
,
поступив
в
детский
сад
,
с
трудом
усваивают
материал
на
занятиях
,
не
умеют
занять
себя
игрой
,
или
интересным
делом
.
В
ходе
занятий
не
удается
создать
действенную
мотивацию
коммуникативных
умений
,
следствием
чего
является
низкая
речевая
активность
.
Дети
по
большей
части
высказываются
не
по
своему
собственному
побуждению
,
а
лишь
подчиняясь
требованию
взрослого
.
Вопросно
-
ответная
форма
речи
является
самой
распространенной
.
Причем
взрослый
оказывается
единственным
собеседником
детей
даже
в
старшем
дошкольном
возрасте
.
К
сожалению
,
эти
проблемы
в
дошкольном
возрасте
обычно
не
рассматриваются
в
связи
с
нарушениями
коммуникативной
деятельности
,
а
объясняются
искажением
детско
-
родительских
отношений
,
плохим
характером
ребенка
,
его
недисциплинированностью
,
избалованностью
и
пр
.
Главное
препятствие
ребенка
-
это
слабое
развитие
коммуникативного
умения
.
К
оммуникативные
умения
(
или
умение
общаться
) -
это
индивидуальные
особенности
личности
,
обеспечивающие
эффективность
ее
общения
и
совместимость
с
другими
людьми
.
Исследования
В
.
И
.
Логиновой
,
Л
.
Ф
.
Островской
,
М
.
А
.
Саморуковой
утверждают
,
что
одним
из
наиболее
эффективных
средств
формирования
коммуникативных
умений
у
детей
дошкольного
возраста
является
устное
народное
творчество
.
Многие
педагоги
,
психологи
(
В
.
Г
.
Белинский
,
М
.
К
.
Боголюбская
,
Е
.
Н
.
Водовозова
,
Л
.
С
.
Выготский
,
А
.
В
.
Запорожец
,
Н
.
С
.
Карпинская
,
О
.
И
.
Соловьёва
,
В
.
Н
.
Сорока
-
Росинский
,
А
.
П
.
Усова
,
К
.
Д
.
Ушинский
,
Е
.
А
.
Флерина
и
др
.),
фольклористы
(
В
.
Ф
.
Аникин
,
А
.
Ф
.
Афанасьев
,
М
.
А
.
Булатов
,
М
.
Забылин
,
О
.
И
.
Капица
,
ЮГ
.
Круглов
,
Э
.
В
.
Померанцева
,
В
.
Я
.
Пропп
,
И
.
П
.
Сахаров
,
ИМ
.
Снегирев
,
П
.
В
.
Шейн
и
др
.)
определили
важное
значение
устного
народного
творчества
.
Оно
состоит
в
том
,
что
:
*
Дает
возможность
для
развития
речи
детей
.
*
Хорошо
воспринимается
детьми
благодаря
их
мягкому
юмору
и
знакомым
жизненным
ситуациям
.
*
Ребёнок
осваивает
красоту
родного
языка
,
приобщается
к
культуре
своего
народа
,
получает
первые
впечатления
о
ней
.
*
Произведения
русского
народного
искусства
учат
образно
мыслить
*
Влияет
на
образность
и
выразительность
речи
детей
.
*
Происходит
нравственно
-
эстетическое
развитие
детей
.
*
Формируются
разнообразные
нравственные
качества
,
понятия
о
нормах
поведения
в
семье
,
обществе
.
*
Осуществляется
закладка
основ
для
развития
у
дошкольников
патриотических
чувств
.
Начинаю
ознакомление
детей
с
устным
народным
творчеством
с
первых
дней
занятий
и
каждодневно
использую
его
как
в
режимных
моментах
,
так
и
в
игровой
деятельности
.
Вне
занятий
использую
такие
произведения
устного
народного
творчества
,
как
потешки
и
прибаутки
.
Например
:
во
время
одевания
детей
на
прогулку
«
Вот
они
,
сапожки
,
этот
–
с
левой
ножки
,
этот
с
правой
ножки
.
Если
дождик
пойдёт
,
наденем
калошки
:
этот
с
правой
ножки
,
этот
с
левой
ножки
.
Вот
как
хорошо
!»
«
Кто
в
обновку
нарядится
?
Чья
дочурка
–
баловница
?
Настя
!
Вот
кто
!» «
Наша
Карина
-
маленька
,
на
ней
шубка
–
аленька
.
Опушка
–
бобровая
,
Карина
–
чернобровая
.»
Это
очень
нравится
детям
,
у
них
поднимается
настроение
,
они
повторяют
за
воспитателем
и
через
некоторое
время
используют
потешки
для
общения
.
Богатейший
материал
для
формирования
коммуникативных
умений
содержится
в
пословицах
и
поговорках
.
С
их
помощью
можно
эмоционально
выразить
поощрение
,
деликатно
выразить
порицание
.
Они
оказывают
воздействие
не
только
на
разум
,
но
и
на
чувства
детей
.
У
детей
4-5
лет
уже
достаточно
ярко
выражена
потребность
в
совместных
играх
со
сверстниками
,
в
общении
с
ними
.
Эту
функцию
помогают
выполнять
русские
народные
игры
,
которые
в
большом
количестве
изучаю
с
детьми
:
«
Тра
-
та
-
та
»,
«
Ковылёчек
», «
Шёл
козел
дорогой
», «
Филин
и
пташки
», «
Гори
,
гори
ясно
», «
Как
у
бабушки
курочки
велись
», «
Пастух
вышел
на
лужок
»,
«
Волк
и
гуси
»
и
другие
.
В
игре
дети
легче
овладевают
коммуникативными
навыками
,
и
при
этом
в
игровой
форме
у
них
активно
формируются
основные
двигательные
умения
:
прыжки
,
бег
,
разные
виды
ходьбы
,
развивается
ловкость
,
сноровка
,
выносливость
.
Для
эффективного
использования
собранного
по
народным
сказкам
и
играм
материала
составила
картотеку
.
В
моей
картотеке
содержится
описание
более
15
русских
народных
игр
:
«
Жаворонок
»,
«
Морская
фигура
»,
«
Утка
и
селезень
»,
и
др
.
Они
представляют
интерес
стихотворными
словами
,
наличием
считалок
,
которые
необходимо
выполнять
.
Помимо
подвижных
игр
,
создана
картотека
пальчиковых
игр
на
основе
детского
фольклора
.
Это
не просто
игра
,
а
массаж
руки
,
развитие
мелкой
моторики
пальцев
.
Например
: «
Сорока
-
сорока
»
В
любом
возрасте
дети
любят
слушать
сказки
.
Совместно
с
родителями
в
группе
собрана
детская
библиотека
русских
народных
сказок
.
Там
разместили
разнообразные
книги
,
книги
-
игрушки
,
книги
-
малютки
,
иллюстрации
к
потешкам
.
Сказки
приучают
детей
мыслить
,
являются
веками
проверенным
средством
воспитания
детей
.
Учитывая
это
,
не
только
знакомлю
ребят
со
сказками
,
но
и
активно
играю
с
ними
в
сказочных
героев
.
В
свободное
время
дети
могут
сами
поиграть
в
сказку
.
Все
атрибуты
к
сказкам
находятся
в
доступном
для
детей
месте
.
А
в
волшебном
сундуке
есть
герои
для
придумывания
сюжетов
игры
или
сказки
.
При
помощи
родителей
изготовила
настольные
театры
:
«
Теремок
»,
«
Колобок
»,
«
Заюшкина
избушка
».
Для
изготовления
персонажей
использовала
пластиковые
стаканчики
,
прищепки
,
картон
;
театры
на
фланелеграфе
: «
Три
медведя
», «
Гуси
-
лебеди
»,
«
Маша
и
медведь
»;
вязаный
пальчиковый
театр
для
сказок
«
Репка
»,
«
Рукавичка
».
Самым
первым
нашим
театром
был
ложковый
театр
сказки
«
Курочка
Ряба
»,
осенью
закончила
работу
по
оформлению
театра
на
перчатках
по
сказкам
«
Волк
и
семеро
козлят
»
и
«
Три
поросенка
».
Выбранное
мной
направление
работы
поддерживает
музыкальный
работник
детского
сада
,
включая
в
музыкальный
репертуар
занятий
песенные
произведения
русского
народа
.
Это
не
только
развивает
музыкальный
слух
малышей
,
но
и
помогает
подготовить
детей
к
традиционным
праздникам
.
Например
,
к
празднику
Троицы
дети
выучили
песню
«
Во
поле
берёза
стояла
»,
а
к
«
Осенинам
»
песни
«
Во
садочке
»,
«
Во
кузнице
»,
«
А
у
нас
то
в
мастерской
»,
частушки
,
игру
-
песню
«
Где
ты
был
мой
чёрный
баран
».
Проводя
фольклорные
праздники
,
мы
несем
не
только
воспитательную
,
но
и
информационную
функцию
:
знакомим
детей
и
родителей
с
народными
обычаями
,
обрядами
,
календарём
знаменательных
для
русского
народа
событий
.
Родительские
собрания
у
нас
проходят
тоже
в
русском
народном
стиле
и
обязательно
с
показательным
выступлением
какой
-
нибудь
сказки
.
В
приемной
для
родителей
я
оформляю
папки
-
раскладки
об
истории
возникновения
того
или
иного
праздника
.
Родители
с
удовольствием
откликаются
на
просьбу
сделать
выставку
поделок
к
приближающемуся
празднику
или
испечь
,
например
,
птичек
к
чаепитию
.
В
помещении
детского
сада
создана
отдельная
комната
«
Русская
изба
».
К
оформлению
были
привлечены
родители
.
Они
принесли
старинные
вещи
и
утварь
,
помогли
в
оформлении
«
Избы
».
Приходя
в
«
избу
»
на
экскурсию
,
дети
узнают
что
-
то
новое
.
Например
:
знакомство
с
люлькой
,
русской
печью
,
утварью
,
тряпичными
куклами
.
Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры
,
развивает
не
только
коммуникативные
умения
детей
,
но
и
личность
каждого
ребенка
-
носителя
лучших
черт
русского
характера
.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сузунского района
«Сузунский детский сад №4»
«
Развитие
связной
речи
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством
устного
народного
творчества
»
Выполнила : воспитатель второй
младшей группы Мащенко Л.С.
Сузун 2014г.