Напоминание

"Влияние устного народного творчества на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"


Автор: Михалени Марианна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Сузунского района "Сузунский детский сад №4"
Населённый пункт: р.п. Сузун
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уважаемые коллеги ! В Сузунском детском саду №4 « Журавлик » я работаю в средней группе с детьми 4-5 лет . С 2013 года моя тема по самообразованию « Влияние устного народного творчества на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста » Современный этап развития выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста . Большое значение уделяется проблеме формирования культуры общения детей , в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных умений , как центральное звено развития ребенка . Опыт воспитателя позволил мне заметить , что дети , поступив в детский сад , с трудом усваивают материал на занятиях , не умеют занять себя игрой , или интересным делом . В ходе занятий не удается создать действенную мотивацию коммуникативных умений , следствием чего является низкая речевая активность . Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению , а лишь подчиняясь требованию взрослого . Вопросно - ответная форма речи является самой распространенной . Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте . К сожалению , эти проблемы в дошкольном возрасте обычно не рассматриваются в связи с нарушениями коммуникативной деятельности , а объясняются искажением детско - родительских отношений , плохим характером ребенка , его недисциплинированностью , избалованностью и пр . Главное препятствие ребенка - это слабое развитие коммуникативного умения . К оммуникативные умения ( или умение общаться ) - это индивидуальные особенности личности , обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми . Исследования В . И . Логиновой , Л . Ф . Островской , М . А . Саморуковой утверждают , что одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является устное народное творчество . Многие педагоги , психологи ( В . Г . Белинский , М . К . Боголюбская , Е . Н . Водовозова , Л . С . Выготский , А . В . Запорожец , Н . С . Карпинская , О . И . Соловьёва , В . Н . Сорока - Росинский , А . П . Усова , К . Д . Ушинский , Е . А . Флерина и др .), фольклористы ( В . Ф . Аникин , А . Ф . Афанасьев , М . А . Булатов , М . Забылин , О . И . Капица , ЮГ . Круглов , Э . В . Померанцева , В . Я . Пропп , И . П . Сахаров , ИМ . Снегирев , П . В . Шейн и др .) определили важное значение устного народного творчества . Оно состоит в том , что :
* Дает возможность для развития речи детей . * Хорошо воспринимается детьми благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям . * Ребёнок осваивает красоту родного языка , приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней . * Произведения русского народного искусства учат образно мыслить * Влияет на образность и выразительность речи детей . * Происходит нравственно - эстетическое развитие детей . * Формируются разнообразные нравственные качества , понятия о нормах поведения в семье , обществе . * Осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств . Начинаю ознакомление детей с устным народным творчеством с первых дней занятий и каждодневно использую его как в режимных моментах , так и в игровой деятельности . Вне занятий использую такие произведения устного народного творчества , как потешки и прибаутки . Например : во время одевания детей на прогулку « Вот они , сапожки , этот – с левой ножки , этот с правой ножки . Если дождик пойдёт , наденем калошки : этот с правой ножки , этот с левой ножки . Вот как хорошо !» « Кто в обновку нарядится ? Чья дочурка – баловница ? Настя ! Вот кто !» « Наша Карина - маленька , на ней шубка – аленька . Опушка – бобровая , Карина – чернобровая .» Это очень нравится детям , у них поднимается настроение , они повторяют за воспитателем и через некоторое время используют потешки для общения . Богатейший материал для формирования коммуникативных умений содержится в пословицах и поговорках . С их помощью можно эмоционально выразить поощрение , деликатно выразить порицание . Они оказывают воздействие не только на разум , но и на чувства детей . У детей 4-5 лет уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками , в общении с ними . Эту функцию помогают выполнять русские народные игры , которые в большом количестве изучаю с детьми : « Тра - та - та », « Ковылёчек », « Шёл козел дорогой », « Филин и пташки », « Гори , гори ясно », « Как у бабушки курочки велись », « Пастух вышел на лужок », « Волк и гуси » и другие . В игре дети легче овладевают коммуникативными навыками , и при этом в игровой форме у них
активно формируются основные двигательные умения : прыжки , бег , разные виды ходьбы , развивается ловкость , сноровка , выносливость . Для эффективного использования собранного по народным сказкам и играм материала составила картотеку . В моей картотеке содержится описание более 15 русских народных игр : « Жаворонок », « Морская фигура », « Утка и селезень », и др . Они представляют интерес стихотворными словами , наличием считалок , которые необходимо выполнять . Помимо подвижных игр , создана картотека пальчиковых игр на основе детского фольклора . Это не просто игра , а массаж руки , развитие мелкой моторики пальцев . Например : « Сорока - сорока » В любом возрасте дети любят слушать сказки . Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок . Там разместили разнообразные книги , книги - игрушки , книги - малютки , иллюстрации к потешкам . Сказки приучают детей мыслить , являются веками проверенным средством воспитания детей . Учитывая это , не только знакомлю ребят со сказками , но и активно играю с ними в сказочных героев . В свободное время дети могут сами поиграть в сказку . Все атрибуты к сказкам находятся в доступном для детей месте . А в волшебном сундуке есть герои для придумывания сюжетов игры или сказки . При помощи родителей изготовила настольные театры : « Теремок », « Колобок », « Заюшкина избушка ». Для изготовления персонажей использовала пластиковые стаканчики , прищепки , картон ; театры на фланелеграфе : « Три медведя », « Гуси - лебеди », « Маша и медведь »; вязаный пальчиковый театр для сказок « Репка », « Рукавичка ». Самым первым нашим театром был ложковый театр сказки « Курочка Ряба », осенью закончила работу по оформлению театра на перчатках по сказкам « Волк и семеро козлят » и « Три поросенка ». Выбранное мной направление работы поддерживает музыкальный работник детского сада , включая в музыкальный репертуар занятий песенные произведения русского народа . Это не только развивает музыкальный слух малышей , но и помогает подготовить детей к традиционным праздникам . Например , к празднику Троицы дети выучили песню « Во поле берёза стояла », а к « Осенинам » песни « Во садочке », « Во кузнице », « А у нас то в мастерской », частушки , игру - песню « Где ты был мой чёрный баран ». Проводя фольклорные праздники , мы несем не только воспитательную , но и информационную функцию : знакомим детей и родителей с народными обычаями , обрядами , календарём знаменательных для русского народа событий . Родительские
собрания у нас проходят тоже в русском народном стиле и обязательно с показательным выступлением какой - нибудь сказки . В приемной для родителей я оформляю папки - раскладки об истории возникновения того или иного праздника . Родители с удовольствием откликаются на просьбу сделать выставку поделок к приближающемуся празднику или испечь , например , птичек к чаепитию . В помещении детского сада создана отдельная комната « Русская изба ». К оформлению были привлечены родители . Они принесли старинные вещи и утварь , помогли в оформлении « Избы ». Приходя в « избу » на экскурсию , дети узнают что - то новое . Например : знакомство с люлькой , русской печью , утварью , тряпичными куклами . Приобщение детей к истокам русской народной культуры , развивает не только коммуникативные умения детей , но и личность каждого ребенка - носителя лучших черт русского характера .
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сузунского района «Сузунский детский сад №4» « Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества » Выполнила : воспитатель второй младшей группы Мащенко Л.С. Сузун 2014г.


В раздел образования