Напоминание

Экологическое образование в школе как одно из приоритетных направлений воспитания школьников.


Автор: Брухно Лилия Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 им. А.К. Ерохина г.Томска
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование в школе как одно из приоритетных направлений воспитания школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическое образование в школе

как одно из приоритетных направлений воспитания школьников.

Л. Г. Брухно

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №5 им. А.К.Ерохина г. Томска

1.

В 2016 году наша школа вступила в сетевое межрегиональное партнерство «Учимся жить

устойчиво в глобальном мире», тема школы «Природное культурное наследие: спасти и

сохранить».

На протяжение тысячелетий наша планета развивалось как в биологическом так и в культурном

плане, что способствовало развитию человечества на земле . Понимание, в необходимости

сохранения природного и культурного разнообразия родилось только в конце ХХ

века и нашло отражение в ряде международных соглашений. Повреждение или

исчезновение любых объектов культурного или природного наследия несет за собой пагубное

воздействие не только на жителей отдельного региона, но и достояния всего человечества

2.

Каждое государство признает, что сохранение и передача будущим поколениям своего культурного

и природного наследия возлагается на него самого. Огромная роль в сохранении и популяризации

культурного наследия отводится школам, именно в школе к ребенку приходит осознание того, что

он является частью того общества в котором он живет, а наша задача создать устойчивое общество,

основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

3.

Конечно, целью любому педагогического коллектива является повышение качества образования,

желание заинтересовать ребенка в получении необходимой информации. Ведь всем известно, что

информация, которая заинтересовала ребенка, лучше усваивается, а полученные знания, навыки,

умения остаются на долгие годы. Как сделать так и что предпринять, чтобы ребенок

заинтересовался и начал понимать, что он является неотъемлемой частью общества которое

развивалось на протяжении тысячелетий и несет в себе огромный культурный пласт наших

предков?

4.

Школа №5 находится в районе Белого озера, в окружении улиц с высотными домами и частным

сектором. Контингент учащихся сильно отличается друг от друга. Это дети из семей с разным

материальным достатком, дети из многодетных семей, неполных семей, дети находящиеся под

опекой, в сложных жизненных ситуациях, к тому же наш микрорайон многонациональный.

Именно поэтому принимая во внимание все эти факторы, учителя школы на протяжение

многих лет работают над сближения и взаимопонимания между детьми, стараются увлечь,

заинтересовать детей где неоценимую роль играет культурное наследие нашего края, региона,

страны.

5.

Что же такое наследие в житейском понимание?

НАСЛЕДИЕ – это то, что мы получаем в наследство

от наших предков и что дорого сердцу каждого из нас:

это ордена дедушки, кружева бабушки, мамины сказки,

семейные традиции, наша родословная,

любимые места родной природы, музеи, театры…

Пока дети учатся в школе они овладевают фольклором, изучают литературу, музыкальные или

иных произведения, изготавливают предметы декоративно- прикладного искусства, проводят

творческие вечера, публикуют очерки, готовят краеведческие словари, летописи и т.п. Любое

действие ученика может находиться в рамках программы культурное наследие, где школьники

могут приобщиться к культуре родного края.

6.

Основными общешкольными мероприятиями, направленными на формирование ценностного

отношения к культурному и природному наследию стал фестиваль «Томск-мультикультурный».

Фестиваль направлен на просветительскую деятельность среди школьников и родителей. Это

наиболее эффективная форма знакомства жителей микрорайона с культурой народов проживающих

в районе Белого озера , и нашего города. Через танец, национальную игру, просветительскую газету

и национальные блюда ребята старались передать энергию, дух той или иной страны, того или

иного народа. Данный фестиваль создаёт условия для активного взаимодействия родителей, детей и

педагогов.

Фестиваль «Томск мультикультурный» стал толчком в участие учителей в

экспертной работе на этнокультурном фестивале «Разных народов большая семья».

7.

Для параллелей 5-7 классов были написаны программы по ВУД «Летопись г.Томска» и

«Энциклопедия г. Томска», учителями были проведены экскурсии по городу и микрорайону,

8.

Детьми изучалась краеведческая литература.

И как итогом своей работы ребята представили в виде альбома «Летопись г.Томска»,

9.

а так же разработали проекты памятников основателям города.

На городской сетевой научно-практической конференции «Эврика» 10 учеников

представили исследования и проекты, связанные с изучением культурного и исторического

наследия микрорайона. 5 работ из 6 заняли призовые места.

10. В рамках проекта Общероссийского народного фронта «Имя героя – школе» школа №5 приняла

участие. Благодаря этому учителя и дети смогли создать карту подвигов о героических поступках

земляков, ознакомиться с их биографией, разработать классные часы, посвященные героям ВОВ,

встретились

с

родственниками,

ветеранами

ВОВ.

Одним

словом

провели

огромную

исследовательскую

и

творческую

работу,

а

также

приняли

участие

в

запланированных

патриотических мероприятиях. В 2016 и 2017 годах было открыто две мемориальных доски героям

Сов. Союза обучающихся в предвоенные годы в наше школе. И в прошлом учебном году школе

было присвоено имя героя Сов. Союза А.К. Ерохина.

11. Дети узнавали не только о героических подвигах на войне, но и в тылу, воспоминания женщин и

детей войны так потрясло ребят, что они создали док фильм «ул. Октябрьская в лицах».

12.

Но этим не ограничиваются наши возможности. Учителя русского языка и литературы в рамках

разработанной программы «Знай наших – читай наших», вместе с ребятами 6-7 классов

разрабатывали проекты, проводили исследования по литературному наследию томских писателей

Учащиеся 7 классов разработали сборник «Стихи и песни о Томске», свою работу они представили

на родительском собрании, а так же участвовали в программе «Люби и знай свой город и край» где

стали победителями.

13. Наиболее ярким событием стал школьный поход на набережную р.Ушайка. Важно, что ребята с

родителями, учителями посетили городской парк «Петропавловская поляна», который находится

рядом с их домом, но о котором не многие знают. Всего в походе приняли участие 20 учителей и

114 учеников разных классов. Одним из важных моментов стала организация досуга ребят на

привале. Учащиеся старших классов подготовили старинные

игры и учили их со всеми

желающими. Каждый ребёнок мог выбрать игру по интересу: подвижную или сидячую,

интеллектуальную или спортивную. В играх участвовали не только дети, но родители и учителя.

Не маловажно и то, что дети старших классов не только помогают организовать поход для

малышей, сами с знакомятся и с природными памятниками Томской области – это «Таловские

чаши».

Конечно в любом походе не зависимо находися он в черте города, или за пределами города,

ребятам сначала облагораживают территорию перед тем как разместиться на ней, очищают её от

листвы, мусора, так и после отдыха – убирают за собой все следы, не навредив экологии.

14. Школьники посещают парки и природные заповедники не только с целью коллективного отдыха,

изучения местности, но и помогают братьям нашим меньшим. Вместе с учителем технологии

Георгием Петровичем Калашниковым ежегодно мастерят домики для уток, которые обитают в

районе Белого озера, для птиц мастерят кормушки, скворечники, которые устанавливают как в

нашем районе, так и за городом. Мальчики побывали в Ларинском заповеднике на Звёздном ключе

под руководством сотрудника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды

Томской области Татьяны Юрьевны Черниковой, где и установили самодельные скворечники.

15. Если говорить о предмете технология, то это один из благодатных предметов, где детей можно

погрузить в культуру родного края через декоративно-прикладное творчество, как в процессе

урока, так и через проектную деятельность, внеурочную и кружковую деятельность.

В течение XVII — в начале XVIII века была осуществлена титаническая работа по

освоению Западной Сибири, переселенцы из других регионов России стали обеспечивать Сибирь

не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. Поэтому культурное наследие

Сибири очень не однозначно. Декоративно-прикладное творчество в Западной Сибири –

переплетается с культурный наследием всех регионов страны.

Изучая роспись которую широко использовали на территории Сибири, украшая ею прялки,

деревянную утварь, сундуки, посуда, и многое другое. Несмотря на разное назначение изделий,

можно увидеть общее в стилистике росписи, которую назвали сибирской - это цветной фон и

растительный орнамент живописного типа. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить

омскую, новосибирскую, томскую и кемеровскую и многие другие.

Изучая различные виды росписи, в рамках проекта сестрами Черепановыми были

выполнены две композиции (городецкая роспись и мазенская роспись), так же дети расписывали

разделочные доски, деревянные и керамические ложки, лопатки .

16. На протяжение многих лет дети с удовольствием знакомились особенностях

кожевенной промышленности мещан в городах Томской губернии , изучали виды кожи, структуру

кожи, различные способы обработки и мастерили небольшие поделки в рамках различных уроков.

А учителя города могли побывать на мастер-классах по обработке кожи.

17. Огромное место в урочной и внеур. Деят –ти занимает вышивка. Это развитая форма народного

творчества сибирских женщин. Вышивка в Сибири была не только ремеслом, но и все вышитые

изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали

одежду, полотенца, салфетки а также жилище и т. д. Особый интерес представляют вышитые

крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты. Девочки не только

изучают историю, создают орнаменты, но и пробуют придуманный орнамент вышивать на

полотенцах.

18. В краеведческом музее г. Томска периодически проходят выставки народного творчества, которые

мы с удовольствием посещаем. Одна из запоминающихся выставок «ВЫШИТАЯ СКАЗКА»

19. Знакомясь с разнообразием вышивки и изучая национальные традиции земляков. Девочки

получают возможность творить и самовырожаться. Получив огромное количество

положительных эмоций, ученицы познакомились с различными техниками вышивания, и

принялись за работу.

20. Что из этого получилось можно увидеть на слайде.

21. Это не только вышивка крестом, но и вышивка гладью, бисером, лентами.

22. В традиционную культуру Сибири входила художественная обработка бересты. Оригинальность

изделий заключались в выскабливании орнамента. Изучая быт Сибирских народов, Котова Даша

и Давыдова Катя заинтересовались художественной обработкой бересты и уже на протяжении 3х

лет обучения берут эту тему в качестве проектной работы, но вариант исполнения у девочек более

современный.

23. А в разделе изготовление швейного изделия с цельнокройным рукавом, ученицы нашей школы

сшили для школьных праздников стилизованные мужские рубахи. В качестве оформления

использовали тесьму и ленту с жаккардовым орнаментом.

24. Текстиль и его художественная обработка занимало заметное место в искусстве Сибири. Начиная

с XIX века образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири.

Сибирские махровые ковры с розами своеобразны, но тем не менее перекликаются с курскими,

орловскими и воронежскими коврами подобного типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из

центральных областей в Сибири было множество, и это не могло не сказаться, в частности, на

стиле ковров.

Изучая ткачество девочки создавали не только цветочные панно, но в этой технике украшали

прихватки, которые дарили учителям на 8 марта, а так же в технике ткачества выполняли изделия

с использованием бисера.

25. Известно, что каждый кусочек ткани был на вес золота, поэтому в ход шел самый маленький

кусочек ткани. Текстиль использовали и для изготовления игрушек, при изготовлении подушек,

одеял в технике лоскутной мозаики, оберегов, сумок и т. д.

26. Мы стараемся обхватить все грани декоративно-прикладного творчества, чтобы каждый ребенок

нашел занятие по душе.

Ведь самая лучшая похвала для учителя, когда дети общаясь между собой говорят о ВУД:

- Тебе нравится «Планета творчества»?

- Да!

- Ой, а я очень, очень люблю «Планету творчества»!

Мы организуем жизнь школы максимально разнообразно и разносторонне, потому что треть

детей – из малообеспеченных семей, более ста детей из многодетных и неполных семей.

Нами были достигнуты большие успехи в сфере вовлечения в образование детей всех уровней ,

в частности, трудных подростков. Проводя огромную работу, наблюдается повышение интереса

ребят к истории микрорайона, города и Сибири в целом, к исследовательской и творческой

деятельности. Учитель как никто другой понимает, что только высокообразованный, культурный

гражданин, знающий и любящий свою Родину понимающий взаимозависимость и хрупкость мира

способен сохранить природное равновесие, культуру своего народа и передать ее будущим

поколениям.



В раздел образования