Автор: Брухно Лилия Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 им. А.К. Ерохина г.Томска
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование в школе как одно из приоритетных направлений воспитания школьников.
Раздел: среднее образование
Экологическое образование в школе
как одно из приоритетных направлений воспитания школьников.
Л. Г. Брухно
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №5 им. А.К.Ерохина г. Томска
1.
В 2016 году наша школа вступила в сетевое межрегиональное партнерство «Учимся жить
устойчиво в глобальном мире», тема школы «Природное культурное наследие: спасти и
сохранить».
На протяжение тысячелетий наша планета развивалось как в биологическом так и в культурном
плане, что способствовало развитию человечества на земле . Понимание, в необходимости
сохранения природного и культурного разнообразия родилось только в конце ХХ
века и нашло отражение в ряде международных соглашений. Повреждение или
исчезновение любых объектов культурного или природного наследия несет за собой пагубное
воздействие не только на жителей отдельного региона, но и достояния всего человечества
2.
Каждое государство признает, что сохранение и передача будущим поколениям своего культурного
и природного наследия возлагается на него самого. Огромная роль в сохранении и популяризации
культурного наследия отводится школам, именно в школе к ребенку приходит осознание того, что
он является частью того общества в котором он живет, а наша задача создать устойчивое общество,
основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.
3.
Конечно, целью любому педагогического коллектива является повышение качества образования,
желание заинтересовать ребенка в получении необходимой информации. Ведь всем известно, что
информация, которая заинтересовала ребенка, лучше усваивается, а полученные знания, навыки,
умения остаются на долгие годы. Как сделать так и что предпринять, чтобы ребенок
заинтересовался и начал понимать, что он является неотъемлемой частью общества которое
развивалось на протяжении тысячелетий и несет в себе огромный культурный пласт наших
предков?
4.
Школа №5 находится в районе Белого озера, в окружении улиц с высотными домами и частным
сектором. Контингент учащихся сильно отличается друг от друга. Это дети из семей с разным
материальным достатком, дети из многодетных семей, неполных семей, дети находящиеся под
опекой, в сложных жизненных ситуациях, к тому же наш микрорайон многонациональный.
Именно поэтому принимая во внимание все эти факторы, учителя школы на протяжение
многих лет работают над сближения и взаимопонимания между детьми, стараются увлечь,
заинтересовать детей где неоценимую роль играет культурное наследие нашего края, региона,
страны.
5.
Что же такое наследие в житейском понимание?
НАСЛЕДИЕ – это то, что мы получаем в наследство
от наших предков и что дорого сердцу каждого из нас:
это ордена дедушки, кружева бабушки, мамины сказки,
семейные традиции, наша родословная,
любимые места родной природы, музеи, театры…
Пока дети учатся в школе они овладевают фольклором, изучают литературу, музыкальные или
иных произведения, изготавливают предметы декоративно- прикладного искусства, проводят
творческие вечера, публикуют очерки, готовят краеведческие словари, летописи и т.п. Любое
действие ученика может находиться в рамках программы культурное наследие, где школьники
могут приобщиться к культуре родного края.
6.
Основными общешкольными мероприятиями, направленными на формирование ценностного
отношения к культурному и природному наследию стал фестиваль «Томск-мультикультурный».
Фестиваль направлен на просветительскую деятельность среди школьников и родителей. Это
наиболее эффективная форма знакомства жителей микрорайона с культурой народов проживающих
в районе Белого озера , и нашего города. Через танец, национальную игру, просветительскую газету
и национальные блюда ребята старались передать энергию, дух той или иной страны, того или
иного народа. Данный фестиваль создаёт условия для активного взаимодействия родителей, детей и
педагогов.
Фестиваль «Томск мультикультурный» стал толчком в участие учителей в
экспертной работе на этнокультурном фестивале «Разных народов большая семья».
7.
Для параллелей 5-7 классов были написаны программы по ВУД «Летопись г.Томска» и
«Энциклопедия г. Томска», учителями были проведены экскурсии по городу и микрорайону,
8.
Детьми изучалась краеведческая литература.
И как итогом своей работы ребята представили в виде альбома «Летопись г.Томска»,
9.
а так же разработали проекты памятников основателям города.
На городской сетевой научно-практической конференции «Эврика» 10 учеников
представили исследования и проекты, связанные с изучением культурного и исторического
наследия микрорайона. 5 работ из 6 заняли призовые места.
10. В рамках проекта Общероссийского народного фронта «Имя героя – школе» школа №5 приняла
участие. Благодаря этому учителя и дети смогли создать карту подвигов о героических поступках
земляков, ознакомиться с их биографией, разработать классные часы, посвященные героям ВОВ,
встретились
с
родственниками,
ветеранами
ВОВ.
Одним
словом
провели
огромную
исследовательскую
и
творческую
работу,
а
также
приняли
участие
в
запланированных
патриотических мероприятиях. В 2016 и 2017 годах было открыто две мемориальных доски героям
Сов. Союза обучающихся в предвоенные годы в наше школе. И в прошлом учебном году школе
было присвоено имя героя Сов. Союза А.К. Ерохина.
11. Дети узнавали не только о героических подвигах на войне, но и в тылу, воспоминания женщин и
детей войны так потрясло ребят, что они создали док фильм «ул. Октябрьская в лицах».
12.
Но этим не ограничиваются наши возможности. Учителя русского языка и литературы в рамках
разработанной программы «Знай наших – читай наших», вместе с ребятами 6-7 классов
разрабатывали проекты, проводили исследования по литературному наследию томских писателей
Учащиеся 7 классов разработали сборник «Стихи и песни о Томске», свою работу они представили
на родительском собрании, а так же участвовали в программе «Люби и знай свой город и край» где
стали победителями.
13. Наиболее ярким событием стал школьный поход на набережную р.Ушайка. Важно, что ребята с
родителями, учителями посетили городской парк «Петропавловская поляна», который находится
рядом с их домом, но о котором не многие знают. Всего в походе приняли участие 20 учителей и
114 учеников разных классов. Одним из важных моментов стала организация досуга ребят на
привале. Учащиеся старших классов подготовили старинные
игры и учили их со всеми
желающими. Каждый ребёнок мог выбрать игру по интересу: подвижную или сидячую,
интеллектуальную или спортивную. В играх участвовали не только дети, но родители и учителя.
Не маловажно и то, что дети старших классов не только помогают организовать поход для
малышей, сами с знакомятся и с природными памятниками Томской области – это «Таловские
чаши».
Конечно в любом походе не зависимо находися он в черте города, или за пределами города,
ребятам сначала облагораживают территорию перед тем как разместиться на ней, очищают её от
листвы, мусора, так и после отдыха – убирают за собой все следы, не навредив экологии.
14. Школьники посещают парки и природные заповедники не только с целью коллективного отдыха,
изучения местности, но и помогают братьям нашим меньшим. Вместе с учителем технологии
Георгием Петровичем Калашниковым ежегодно мастерят домики для уток, которые обитают в
районе Белого озера, для птиц мастерят кормушки, скворечники, которые устанавливают как в
нашем районе, так и за городом. Мальчики побывали в Ларинском заповеднике на Звёздном ключе
под руководством сотрудника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды
Томской области Татьяны Юрьевны Черниковой, где и установили самодельные скворечники.
15. Если говорить о предмете технология, то это один из благодатных предметов, где детей можно
погрузить в культуру родного края через декоративно-прикладное творчество, как в процессе
урока, так и через проектную деятельность, внеурочную и кружковую деятельность.
В течение XVII — в начале XVIII века была осуществлена титаническая работа по
освоению Западной Сибири, переселенцы из других регионов России стали обеспечивать Сибирь
не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. Поэтому культурное наследие
Сибири очень не однозначно. Декоративно-прикладное творчество в Западной Сибири –
переплетается с культурный наследием всех регионов страны.
Изучая роспись которую широко использовали на территории Сибири, украшая ею прялки,
деревянную утварь, сундуки, посуда, и многое другое. Несмотря на разное назначение изделий,
можно увидеть общее в стилистике росписи, которую назвали сибирской - это цветной фон и
растительный орнамент живописного типа. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить
омскую, новосибирскую, томскую и кемеровскую и многие другие.
Изучая различные виды росписи, в рамках проекта сестрами Черепановыми были
выполнены две композиции (городецкая роспись и мазенская роспись), так же дети расписывали
разделочные доски, деревянные и керамические ложки, лопатки .
16. На протяжение многих лет дети с удовольствием знакомились особенностях
кожевенной промышленности мещан в городах Томской губернии , изучали виды кожи, структуру
кожи, различные способы обработки и мастерили небольшие поделки в рамках различных уроков.
А учителя города могли побывать на мастер-классах по обработке кожи.
17. Огромное место в урочной и внеур. Деят –ти занимает вышивка. Это развитая форма народного
творчества сибирских женщин. Вышивка в Сибири была не только ремеслом, но и все вышитые
изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали
одежду, полотенца, салфетки а также жилище и т. д. Особый интерес представляют вышитые
крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты. Девочки не только
изучают историю, создают орнаменты, но и пробуют придуманный орнамент вышивать на
полотенцах.
18. В краеведческом музее г. Томска периодически проходят выставки народного творчества, которые
мы с удовольствием посещаем. Одна из запоминающихся выставок «ВЫШИТАЯ СКАЗКА»
19. Знакомясь с разнообразием вышивки и изучая национальные традиции земляков. Девочки
получают возможность творить и самовырожаться. Получив огромное количество
положительных эмоций, ученицы познакомились с различными техниками вышивания, и
принялись за работу.
20. Что из этого получилось можно увидеть на слайде.
21. Это не только вышивка крестом, но и вышивка гладью, бисером, лентами.
22. В традиционную культуру Сибири входила художественная обработка бересты. Оригинальность
изделий заключались в выскабливании орнамента. Изучая быт Сибирских народов, Котова Даша
и Давыдова Катя заинтересовались художественной обработкой бересты и уже на протяжении 3х
лет обучения берут эту тему в качестве проектной работы, но вариант исполнения у девочек более
современный.
23. А в разделе изготовление швейного изделия с цельнокройным рукавом, ученицы нашей школы
сшили для школьных праздников стилизованные мужские рубахи. В качестве оформления
использовали тесьму и ленту с жаккардовым орнаментом.
24. Текстиль и его художественная обработка занимало заметное место в искусстве Сибири. Начиная
с XIX века образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири.
Сибирские махровые ковры с розами своеобразны, но тем не менее перекликаются с курскими,
орловскими и воронежскими коврами подобного типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из
центральных областей в Сибири было множество, и это не могло не сказаться, в частности, на
стиле ковров.
Изучая ткачество девочки создавали не только цветочные панно, но в этой технике украшали
прихватки, которые дарили учителям на 8 марта, а так же в технике ткачества выполняли изделия
с использованием бисера.
25. Известно, что каждый кусочек ткани был на вес золота, поэтому в ход шел самый маленький
кусочек ткани. Текстиль использовали и для изготовления игрушек, при изготовлении подушек,
одеял в технике лоскутной мозаики, оберегов, сумок и т. д.
26. Мы стараемся обхватить все грани декоративно-прикладного творчества, чтобы каждый ребенок
нашел занятие по душе.
Ведь самая лучшая похвала для учителя, когда дети общаясь между собой говорят о ВУД:
- Тебе нравится «Планета творчества»?
- Да!
- Ой, а я очень, очень люблю «Планету творчества»!
Мы организуем жизнь школы максимально разнообразно и разносторонне, потому что треть
детей – из малообеспеченных семей, более ста детей из многодетных и неполных семей.
Нами были достигнуты большие успехи в сфере вовлечения в образование детей всех уровней ,
в частности, трудных подростков. Проводя огромную работу, наблюдается повышение интереса
ребят к истории микрорайона, города и Сибири в целом, к исследовательской и творческой
деятельности. Учитель как никто другой понимает, что только высокообразованный, культурный
гражданин, знающий и любящий свою Родину понимающий взаимозависимость и хрупкость мира
способен сохранить природное равновесие, культуру своего народа и передать ее будущим
поколениям.