Автор: Денисова Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ЭМТ ж/д траспорта им. А.С.Суханова
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии с помощью загадок
Раздел: среднее профессиональное
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
с помощью загадок
Денисова О.Г
преподаватель электромеханического
техникума ж. д. транспорта им. А. Суханова
Хорошо известно, что если человек желает узнавать новое, то эффективность процесса
обучения намного возрастает. Обучающиеся успех в овладении знаниями воспринимают
как личную победу. К сожалению, в подростковом возрасте у многих учащихся снижается
природная любознательность, познавательная активность на уроках. Предмет химия
является специфическим и для многих становится сложным для понимания.
В настоящее время идет постоянный поиск новых приемов, методов для мотивирования
учебно-познавательной деятельности на уроке. Учитель должен вызвать интерес к
изучаемому материалу, активизировать познавательную деятельность обучающихся - это
значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Стимулировать интерес к предмету на уроках химии помогают загадки. Загадка —
метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого,
имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого
выражения человек и должен отгадать
задуманный предмет Такие задания можно
использовать на уроках довольно часто, так как работа с ними не занимает много времени,
активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют приобретению
обучающимися опыта самостоятельной поисковой деятельности, стимулируют развитие
мыслительных операций. Загадки заставляют искать нестандартные решения и выходить
за рамки шаблонов.
Использование загадок возможно на различных этапах урока, например, для постановки в
формировании вопроса или темы урока, преднамеренное создание проблемной ситуации в
названии темы урока. Называется не просто тема урока, а задается вопрос, создание
проблемной ситуации на этапе урока. Создание проблемных ситуаций - необходимое
условие активной умственной деятельности обучающихся. Перед обучающимися ставится
определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они
пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и
опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. Использование загадок привлекает
внимание учащися к химическим веществам,процессам происходящим с ними,
способствует расширению кругозора,любознательности.
Например : при изучении раздела «Неорганическая химия» по теме «Металлы» можно
использовать следующие загадки:
1.Каждый день для дела нужен, хлебом индустрии служит(металл).
2.Пахать и строить все оно может, если уголек ему поможет(железо).
3.По призванью инвалид, но крепок в деле и на вид (хром-тугоплавкий металл
t
0
пл=1880
0
,не окисляющийся при обычных условиях, используется для легирования
стали).
4.Металл лежал без дела, но много бед наделал (золото, немало бед происходивших с
людьми из-за металла, но используется в хирургии, микроэлектродах, для золочения
предметов, химически стойкий, простота обработки).
5.Как серебро блестел металл, но с серой подружился и «золотом» стал (олово, сульфид
олова).
6.Богатырем его не зря назвали: друг железа, помощник стали. (титан, один из
распространенных в земной каре металлов0,57% по массе, известно 67 минералов,
содержащих
металл.
Легкий,
прочный,
обладает
антикоррозийными
свойствами.
Используется для раскислителей стали, как легирующая добавка, расходуется основная
часть
на
нужды
авиационной
техники,
морского
судостроения,
хирургических
инструментах, в криогенной технике).
7.Металл красотой своей пленил и первым в печку угодил (медь, встречалась в старину в
виде самородков, в древнем Египте медь восстанавливали из руды углем полученным из
акаций,56 деревьев требовалось для выплавки 1 тонны меди, металл был дорогой).
8.Живое «серебро» и льется и блестит, охотно с золотом дружит. (ртуть, растворяет
другие металлы, образуя сплавы амальгамы. Амальгамация используется для извлечения
золота из руд тонко вкрапленного в руды).
9.Металл в солях опора многих, а нас без него не носили бы ноги (кальций, биогенный
элемент. В живом веществе кальций главный элемент среди металлов. У животных
97_99% всего кальция используется в качестве строительного материала).
Для раздела «Органическая химия» по теме «Углеводороды, природные источники
углеводородов» подходят загадки:
1.
«Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали
хотя живут в одном подвале» (каменный уголь, нефть)
2.
«Пока цело, не идет в дело, пользу получают, когда разломают.» (сырая нефть
почти не находит применение. Ее разделяют на фракции, которые используют
различным способом.)
3.
«Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках» (крекинг
нефтепродуктов)
4.
«Из
газов
сделали
прибор-три
четверти
по
весу-фтор»
(тефлон,
политетрафторэтилен, фторопласт-4 полимер фторопроизводного этилена. По
химической стойкости превосходит платину, кварц, графит и все синтетические
материалы. Устойчив к действию сильных окислителей и восстановителей кислот.
Не изменяется в воде, жидких топливах и маслах, физиологически инертен.
Сохраняет эластичность при t
0
-269)
5.
«Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя»(вода падает на карбид
кальция, при этом выделяется горючий газ ацетилен)
6.
«Четыре атома в частице, а в деле очень пригодится» (частица-молекула ацетилена,
который
служит
исходным
продуктом
для
многих
веществ.
«Ацетилен
неисчерпаем» академик И. Назаров).
7.
«Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась» (каучук).
При изучении темы «Спирты» можно использовать загадки:
1.
«Присвоив водные остатки газ спиртом стал, густым и сладким» (глицерин-
сиропообразная сладкая жидкость, t
0
пл. =17,9,t
0
кип.=290
0
,p-1,26г/см
3
.впервые
получен омылением природных жиров/К.Шееле,1779г/,в промышленности
получают в основном из пропилена.)
2.
«Крупинка может жизнь спасти, а килограммы-дом снести» (нитроглицерин-
маслянистая бесцветная жидкость, не растворим в воде, но хорошо растворим в
ацетоне, бензоле, эфире. Взрывается при очень слабом ударе.1% раствор
применяют при стенокардии. В больших количествах ядовит.)
По теме «Карбоновые кислоты»:
1.
«Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет» (муравьиная кислота
содержится
в
хвое
ели,
крапиве,
фруктах,
выделениях
муравьев.
Обнаружена в XVIIвеке в муравьях.)
2.
С кислотой металл сдружился и, странно в сахар превратился» (ацетат
свинца-свинцовый сахар имеет сладкий вкус, в античные
времена
использовался для подслащивания вина. Ядовитость свинца была доказана
еще в 1 веке. В Германии были изданы законы под страхом смерти
запрещающие добавлять свинец в вино.
По теме «Жиры»
1.
«Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело» (гидрогенизация
жиров в производстве маргарина)
2.
«солей не найдешь ни в воде, ни в земле, но всегда в магазине и в
каждой семье» (мыла-соли высших карбоновых кислот)
Для темы «Углеводы подходят
3.
«Два кольца в стакан кладешь, а много их –в обед
жуешь. (сахароза, крахмал
4.В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят» (дрожжи
производят спиртовое брожение сахаров.
Применение загадок актуально на современных уроках. Загадка — это вопрос, на
который с помощью логических рассуждений нужно найти ответ. Разгадывание загадок –
это средство для развития логики, умения анализировать и доказывать. Для учащихся
разгадать загадку – это умственный труд.