Напоминание

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии с помощью загадок


Автор: Денисова Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ЭМТ ж/д траспорта им. А.С.Суханова
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии с помощью загадок
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

с помощью загадок

Денисова О.Г

преподаватель электромеханического

техникума ж. д. транспорта им. А. Суханова

Хорошо известно, что если человек желает узнавать новое, то эффективность процесса

обучения намного возрастает. Обучающиеся успех в овладении знаниями воспринимают

как личную победу. К сожалению, в подростковом возрасте у многих учащихся снижается

природная любознательность, познавательная активность на уроках. Предмет химия

является специфическим и для многих становится сложным для понимания.

В настоящее время идет постоянный поиск новых приемов, методов для мотивирования

учебно-познавательной деятельности на уроке. Учитель должен вызвать интерес к

изучаемому материалу, активизировать познавательную деятельность обучающихся - это

значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Стимулировать интерес к предмету на уроках химии помогают загадки. Загадка —

метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого,

имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого

выражения человек и должен отгадать

задуманный предмет Такие задания можно

использовать на уроках довольно часто, так как работа с ними не занимает много времени,

активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют приобретению

обучающимися опыта самостоятельной поисковой деятельности, стимулируют развитие

мыслительных операций. Загадки заставляют искать нестандартные решения и выходить

за рамки шаблонов.

Использование загадок возможно на различных этапах урока, например, для постановки в

формировании вопроса или темы урока, преднамеренное создание проблемной ситуации в

названии темы урока. Называется не просто тема урока, а задается вопрос, создание

проблемной ситуации на этапе урока. Создание проблемных ситуаций - необходимое

условие активной умственной деятельности обучающихся. Перед обучающимися ставится

определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они

пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и

опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. Использование загадок привлекает

внимание учащися к химическим веществам,процессам происходящим с ними,

способствует расширению кругозора,любознательности.

Например : при изучении раздела «Неорганическая химия» по теме «Металлы» можно

использовать следующие загадки:

1.Каждый день для дела нужен, хлебом индустрии служит(металл).

2.Пахать и строить все оно может, если уголек ему поможет(железо).

3.По призванью инвалид, но крепок в деле и на вид (хром-тугоплавкий металл

t

0

пл=1880

0

,не окисляющийся при обычных условиях, используется для легирования

стали).

4.Металл лежал без дела, но много бед наделал (золото, немало бед происходивших с

людьми из-за металла, но используется в хирургии, микроэлектродах, для золочения

предметов, химически стойкий, простота обработки).

5.Как серебро блестел металл, но с серой подружился и «золотом» стал (олово, сульфид

олова).

6.Богатырем его не зря назвали: друг железа, помощник стали. (титан, один из

распространенных в земной каре металлов0,57% по массе, известно 67 минералов,

содержащих

металл.

Легкий,

прочный,

обладает

антикоррозийными

свойствами.

Используется для раскислителей стали, как легирующая добавка, расходуется основная

часть

на

нужды

авиационной

техники,

морского

судостроения,

хирургических

инструментах, в криогенной технике).

7.Металл красотой своей пленил и первым в печку угодил (медь, встречалась в старину в

виде самородков, в древнем Египте медь восстанавливали из руды углем полученным из

акаций,56 деревьев требовалось для выплавки 1 тонны меди, металл был дорогой).

8.Живое «серебро» и льется и блестит, охотно с золотом дружит. (ртуть, растворяет

другие металлы, образуя сплавы амальгамы. Амальгамация используется для извлечения

золота из руд тонко вкрапленного в руды).

9.Металл в солях опора многих, а нас без него не носили бы ноги (кальций, биогенный

элемент. В живом веществе кальций главный элемент среди металлов. У животных

97_99% всего кальция используется в качестве строительного материала).

Для раздела «Органическая химия» по теме «Углеводороды, природные источники

углеводородов» подходят загадки:

1.

«Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали

хотя живут в одном подвале» (каменный уголь, нефть)

2.

«Пока цело, не идет в дело, пользу получают, когда разломают.» (сырая нефть

почти не находит применение. Ее разделяют на фракции, которые используют

различным способом.)

3.

«Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках» (крекинг

нефтепродуктов)

4.

«Из

газов

сделали

прибор-три

четверти

по

весу-фтор»

(тефлон,

политетрафторэтилен, фторопласт-4 полимер фторопроизводного этилена. По

химической стойкости превосходит платину, кварц, графит и все синтетические

материалы. Устойчив к действию сильных окислителей и восстановителей кислот.

Не изменяется в воде, жидких топливах и маслах, физиологически инертен.

Сохраняет эластичность при t

0

-269)

5.

«Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя»(вода падает на карбид

кальция, при этом выделяется горючий газ ацетилен)

6.

«Четыре атома в частице, а в деле очень пригодится» (частица-молекула ацетилена,

который

служит

исходным

продуктом

для

многих

веществ.

«Ацетилен

неисчерпаем» академик И. Назаров).

7.

«Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась» (каучук).

При изучении темы «Спирты» можно использовать загадки:

1.

«Присвоив водные остатки газ спиртом стал, густым и сладким» (глицерин-

сиропообразная сладкая жидкость, t

0

пл. =17,9,t

0

кип.=290

0

,p-1,26г/см

3

.впервые

получен омылением природных жиров/К.Шееле,1779г/,в промышленности

получают в основном из пропилена.)

2.

«Крупинка может жизнь спасти, а килограммы-дом снести» (нитроглицерин-

маслянистая бесцветная жидкость, не растворим в воде, но хорошо растворим в

ацетоне, бензоле, эфире. Взрывается при очень слабом ударе.1% раствор

применяют при стенокардии. В больших количествах ядовит.)

По теме «Карбоновые кислоты»:

1.

«Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет» (муравьиная кислота

содержится

в

хвое

ели,

крапиве,

фруктах,

выделениях

муравьев.

Обнаружена в XVIIвеке в муравьях.)

2.

С кислотой металл сдружился и, странно в сахар превратился» (ацетат

свинца-свинцовый сахар имеет сладкий вкус, в античные

времена

использовался для подслащивания вина. Ядовитость свинца была доказана

еще в 1 веке. В Германии были изданы законы под страхом смерти

запрещающие добавлять свинец в вино.

По теме «Жиры»

1.

«Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело» (гидрогенизация

жиров в производстве маргарина)

2.

«солей не найдешь ни в воде, ни в земле, но всегда в магазине и в

каждой семье» (мыла-соли высших карбоновых кислот)

Для темы «Углеводы подходят

3.

«Два кольца в стакан кладешь, а много их –в обед

жуешь. (сахароза, крахмал

4.В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят» (дрожжи

производят спиртовое брожение сахаров.

Применение загадок актуально на современных уроках. Загадка — это вопрос, на

который с помощью логических рассуждений нужно найти ответ. Разгадывание загадок –

это средство для развития логики, умения анализировать и доказывать. Для учащихся

разгадать загадку – это умственный труд.



В раздел образования