Автор: Жукова Юлия Николаевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУСО
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие предметно - манипулятивной деятельности у детей раннего возраста с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование
«Развитие предметно - манипулятивной деятельности у детей
раннего возраста с ОВЗ»
Жукова Ю.Н.
учитель-дефектолог ГБУСО «Ставропольский РЦ»
Раннее детство - период развития от 1 года до 3 лет. В этот период
изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей.
К числу важных новообразований раннего детства относят овладение
ребенком предметной деятельностью, которая является ведущей, потому,
что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности
ребёнка в раннем возрасте. Предметная деятельность ребенка, возникающая
на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении
предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как
объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие
определенное назначение и определенный способ употребления.
Считая игру ведущей деятельностью ребенка раннего возраста, А.Н.
Леонтьев
указывает
на
необходимость
научиться
управлять
ею:
«Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается,
прежде всего, путем управления основным ведущим отношением его к
действительности».
Отечественный педагог А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал
решающее влияние игры на формирование личности ребенка. Так, он писал:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков
во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история
отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в
развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития
всех познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к
вещам, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); в действиях с
предметами развивается практическое (наглядно-действенное) мышление
ребенка; он учится называть разнообразные свойства предметов и их
функции - это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов
ребенок запоминает, делится ими со взрослыми и ровесниками - это
развивает его память и речь. А для детей с ОВЗ процесс познания
окружающего мира затруднен.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:
нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и
комплексными нарушениями развития.
Среди
детей
с
ОВЗ,
дети
с
органическим
поражением
ЦНС
(центральной
нервной
системы)
составляют
самую
представительную
группу.
У
таких
детей
выражена
интеллектуальная
недостаточность,
нарушены все стороны развития: мотивационно – потребностная, социально
–
эмоциональная,
моторно-двигательная,
познавательная
деятельность
(восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии
всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего
возраста – предметно - манипулятивной.
В раннем возрасте у детей с ОВЗ в основном наблюдаются
манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество
неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается
лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта.
Процесс овладения специфическими манипуляциями без специального
обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к
окружающему их предметному миру.
Например, когда ребенок надевает на стержень вначале колпачок, а
затем пытается нанизывать колечки, стучит куклой по столу и т. д.. В данном
случае отсутствует познавательная и ориентировочная деятельность и эти
действия не способствуют развитию ребенка.
И лишь под влиянием длительного обучения у детей формируется
умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого
(покатать куклу в коляске, покормить куклу и т.п.).
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие
психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В
процессе игры происходит становление функции замещения, с которой
ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится
планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но,
чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь
от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры.
При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом
отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость,
собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются
нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и
способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.
В ГБУСО «Ставропольский РЦ» оказывают раннюю психолого-
педагогическую помощь детям с ОВЗ и их родителям. В своей работе
учителя-дефектолога я использую систему психологического обследования и
коррекционную психолого-педагогическую работу с детьми раннего возраста
с ОВЗ ,разработанную такими профессорами как, Пантюхина Г.В., Печора
К.Л. и описанной в учебном пособии «Методы диагностики нервно-
психического развития детей раннего возраста», а так же на основе
методического пособия «Коррекционная помощь детям раннего возраста с
органическим поражением центральной нервной системы в группах крат-
ковременного пребывания» под редакцией Е.А. Стребелевой.
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего
возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса
развития детского организма в определенных условиях воспитания. При
диагностике
нервно-психического
развития
перед
ребенком
ставятся
определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности,
уровень
развития.
Цель
диагностики
-
своевременное
выявление
первоначальных
отклонений
в
развитии
и
поведении
ребенка
для
необходимой коррекции.
По окончании занятий на реабилитационном цикле родителям даются
письменные рекомендации для закрепления сформированных умений и
дальнейшему развитию ребенка дома.
В результате ранней целенаправленной, систематической работы с
ребенком раннего возраста с ОВЗ удается добиться положительной динамики
в развитии предметно - манипулятивной деятельности.
Литература:
1.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-
психического развития детей первых трех лет жизни: Методические
рекомендации. М., 1983. - 86с.
2.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим
поражением центральной нервной системы в группах кратковременного
пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е
изд. — М.: Издательство «Экзамен»,
2004. — 128 с. (Серия «Ранняя
помощь»).