Напоминание

«Развитие предметно - манипулятивной деятельности у детей раннего возраста с ОВЗ»


Автор: Жукова Юлия Николаевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУСО
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие предметно - манипулятивной деятельности у детей раннего возраста с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие предметно - манипулятивной деятельности у детей

раннего возраста с ОВЗ»

Жукова Ю.Н.

учитель-дефектолог ГБУСО «Ставропольский РЦ»

Раннее детство - период развития от 1 года до 3 лет. В этот период

изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей.

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение

ребенком предметной деятельностью, которая является ведущей, потому,

что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности

ребёнка в раннем возрасте. Предметная деятельность ребенка, возникающая

на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении

предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как

объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие

определенное назначение и определенный способ употребления.

Считая игру ведущей деятельностью ребенка раннего возраста, А.Н.

Леонтьев

указывает

на

необходимость

научиться

управлять

ею:

«Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается,

прежде всего, путем управления основным ведущим отношением его к

действительности».

Отечественный педагог А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал

решающее влияние игры на формирование личности ребенка. Так, он писал:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у

взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков

во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история

отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в

развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития

всех познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к

вещам, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); в действиях с

предметами развивается практическое (наглядно-действенное) мышление

ребенка; он учится называть разнообразные свойства предметов и их

функции - это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов

ребенок запоминает, делится ими со взрослыми и ровесниками - это

развивает его память и речь. А для детей с ОВЗ процесс познания

окружающего мира затруднен.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,

прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:

нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,

с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и

комплексными нарушениями развития.

Среди

детей

с

ОВЗ,

дети

с

органическим

поражением

ЦНС

(центральной

нервной

системы)

составляют

самую

представительную

группу.

У

таких

детей

выражена

интеллектуальная

недостаточность,

нарушены все стороны развития: мотивационно – потребностная, социально

эмоциональная,

моторно-двигательная,

познавательная

деятельность

(восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС

выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии

всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего

возраста – предметно - манипулятивной.

В раннем возрасте у детей с ОВЗ в основном наблюдаются

манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество

неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается

лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта.

Процесс овладения специфическими манипуляциями без специального

обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к

окружающему их предметному миру.

Например, когда ребенок надевает на стержень вначале колпачок, а

затем пытается нанизывать колечки, стучит куклой по столу и т. д.. В данном

случае отсутствует познавательная и ориентировочная деятельность и эти

действия не способствуют развитию ребенка.

И лишь под влиянием длительного обучения у детей формируется

умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого

(покатать куклу в коляске, покормить куклу и т.п.).

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие

психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В

процессе игры происходит становление функции замещения, с которой

ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится

планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но,

чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь

от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры.

При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом

отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость,

собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются

нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и

способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.

В ГБУСО «Ставропольский РЦ» оказывают раннюю психолого-

педагогическую помощь детям с ОВЗ и их родителям. В своей работе

учителя-дефектолога я использую систему психологического обследования и

коррекционную психолого-педагогическую работу с детьми раннего возраста

с ОВЗ ,разработанную такими профессорами как, Пантюхина Г.В., Печора

К.Л. и описанной в учебном пособии «Методы диагностики нервно-

психического развития детей раннего возраста», а так же на основе

методического пособия «Коррекционная помощь детям раннего возраста с

органическим поражением центральной нервной системы в группах крат-

ковременного пребывания» под редакцией Е.А. Стребелевой.

Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего

возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса

развития детского организма в определенных условиях воспитания. При

диагностике

нервно-психического

развития

перед

ребенком

ставятся

определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности,

уровень

развития.

Цель

диагностики

-

своевременное

выявление

первоначальных

отклонений

в

развитии

и

поведении

ребенка

для

необходимой коррекции.

По окончании занятий на реабилитационном цикле родителям даются

письменные рекомендации для закрепления сформированных умений и

дальнейшему развитию ребенка дома.

В результате ранней целенаправленной, систематической работы с

ребенком раннего возраста с ОВЗ удается добиться положительной динамики

в развитии предметно - манипулятивной деятельности.

Литература:

1.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-

психического развития детей первых трех лет жизни: Методические

рекомендации. М., 1983. - 86с.

2.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим

поражением центральной нервной системы в группах кратковременного

пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е

изд. — М.: Издательство «Экзамен»,

2004. — 128 с. (Серия «Ранняя

помощь»).



В раздел образования