Автор: Павлова Елена Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН ЦСПСиД Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Социально бытовое ориентирование подростков с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире
Раздел: высшее образование
«
Социально бытовое ориентирование подростков с девиантным
поведением
».
8-5
Тема:
Социально бытовое ориентирование подростков с девиантным
поведением в условиях проживания в специализированной
социальной квартире.
Павлова Елена Павлова
Воспитатель
СПб ГБУ СОН ЦСПСиД
Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
2020 год
1
Введение
3-4
Особенности работы в специализированной социальной
квартире
5-6
Понятие
Социально бытовое ориентирование
7-8
Основные направления работы по формированию
социально бытовое ориентирование подростков с
девиантным поведением в условиях проживания в
специализированной социальной квартире.
9
Традиционные
и
инновационные
формы
работы
по
формированию
социально бытовому ориентированию
подростков
10-11
Рекомендации по формированию
Социально бытовому
ориентированию
в
условиях
специализированной
социальной квартиры.
12-14
Заключение
15
Литература
16
Приложение
17-23
2
ВВЕДЕНИЕ
В реформируемом российском обществе в условиях разрушительных
криминально-рыночных
отношений,
утраты
нравственных
идеалов,
наблюдается тревожная тенденция отчуждения человека от коллектива, семьи,
культуры и от самого себя. В настоящее время мы можем наблюдать
негативные
процессы
социальной
дезадаптации
и
утраты
ценностных
ориентиров, а также слабое знание основ правовой культуры у молодого
поколения.
Проблема
воспитания
правовой
культуры,
формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних
в настоящее время
достаточно актуальна.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер
и средств воздействия на сознание воспитанников приобретает актуальность в
14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность
законов. Именно в таком возрасте и происходит становление интересов и
ценностных ориентаций человека, активно формируется мировоззрение,
ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает
и статистика: в совершаемые преступления чаще всего
оказываются
втянутыми несовершеннолетние. Для решения данной проблемы неоценима
роль правового воспитания, как регулятора поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного
осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Также в последние годы проблема безнадзорности, беспризорности
детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и
преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост
неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном
положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является
основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного
поведения, как учащихся, так и их родителей.
Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в
разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для
взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни
в условиях
рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую
роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность
и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне
равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей,
родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется
ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство
протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к
объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы,
интересов
и
склонностей,
которые
порождают
группы
безнадзорных
правонарушителей.
В
основном
противоправные
деяния
отчетливо
проявляются в детской и в подростковой среде. Часто молодежь утрачивает
ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных
3
стрессовых
ситуаций.
Отсюда
опасность
увеличения
количества
несовершеннолетних, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению,
алкоголизму, наркомании.
Воспитанники СПБ ГБУ СОН ЦСПСиД - это дети, оказавшиеся в
трудной жизненной ситуации. Это дети, находящиеся в кризисном или
пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием
пребывания
в
асоциальной
среде.
Такие
дезадаптированные
дети
характеризуются
неадекватными
формами
общения
и
поведения:
неуравновешенностью,
плаксивостью;
ненормативной
речью;
резкими
перепадами настроения, переходящими в агрессию. По данным диагностики
большое
количество
детей
имеют
сенсорное
недоразвитие,
задержку
психического развития или интеллектуальную недостаточность. Поэтому моя
профессиональная
деятельность
состоит
в
том,
чтобы
дать
ребёнку
качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми,
снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребёнка к жизни
в социально здоровой среде, вернуть к важнейшим формам человеческой
жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Одна
из
целей
данной
работы
является
предложение
мер
и
рекомендаций
по
формированию
правовой
культуры
и
навыков
законопослушного поведения несовершеннолетних.
4
1. Особенности работы в специализированной социальной квартире.
Я работаю воспитателем в СПб ГБУ СОН ЦСПСиД на отделения
временного проживания несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет.
Основной функциональной задачей
своей работы считаю создание
условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, их
успешной социализации в обществе, сохранения неповторимости и раскрытия
его
потенциальных
способностей,
формирование
у
воспитанников
нравственных и духовных ориентиров.
Для этого необходимо выработать индивидуальный подход к каждому
воспитаннику, создать благоприятные условия для
адаптации ребенка в
условиях специализированной социальной квартиры. Дети поступают в
квартиру
после проведенного консилиума в Центре, где
составляется
программа индивидуальной медико-социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетнего и закрепляется ответственный воспитатель.
Работа с вновь поступившим ребенком, начинается с ознакомления с
социальным
и
медицинским
статусом,
рекомендациями
психолога.
Ответственный
воспитатель
проводит
первичную
диагностику
несовершеннолетнего, оценивает состояние:
культурно – гигиенических
навыков,
трудовых
умений
и
навыков,
дисциплину,
отношение
со
сверстниками, отношение с взрослыми, отношение к учебной деятельности,
познавательные интересы (чтение, рисование, лепка, спорт). В дальнейшем
воспитатель ежемесячно вносит наблюдения динамики формирования КГН и
СБО, отношение к учебной деятельности, дисциплины, взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми в реабилитационную карту ребенка.
В процессе своей деятельности я вступаю с детьми в непосредственное
общение,
для передачи им
собственных личностных
гуманистических
ценностей. Вовлекаю воспитанников в различные виды деятельности -
игровую, познавательную, наблюдаю за поведением ребенка в новых условиях
проживания в контексте подчинения правилам и требованиям, взаимодействие
с другими воспитанниками, наблюдаю за сном, приемом пищи, овладением
социально-бытовыми
навыками,
за
спецификой
общения
ребенка
с
посещающими
его
родителями,
друзьями.
Результаты
вношу
в
реабилитационную карту, на основании которых разрабатывается
и
составляется ежедневное и ежемесячное планирование, включая мероприятия
по социальной и трудовой адаптации несовершеннолетних и социально –
психологической реабилитации. Важным в работе является организация
досуга воспитанников через вовлечение их в художественное творчество,
рукоделие, спортивные секции, кружки. Провожу с воспитанницами мастер-
классы по приготовлению пищи , мыловарению, вышивке .
Осуществляя консультативную поддержку родителей воспитанников,
разрабатываю и довожу до их сведения практические рекомендации, советы
специалистов центра. В работе с родителями стараюсь учитывать их
социальный статус, интересы, пожелания. С родителями использую такие
5
формы работы, как беседа, что способствует установлению доверительных
отношений.
Мною проводится плановая работа по:
- формированию правовой грамотности воспитанников;
- формированию адекватного поведения в опасных жизненных ситуациях;
- формированию нравственных потребностей: потребности в труде, в
общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных
способностей;
- формированию и повышению мотивации к обучению;
- формированию основных социальных навыков;
- формированию культуры поведения в общественных местах и других
жизненных ситуациях;
- формированию и развитию навыков и умений хозяйственно-бытового
труда, привитию навыков самообслуживания, социально – бытового
ориентирования;
-
формированию
потребности
воспитанников
выполнять
культурно-
гигиенические процедуры по собственной инициативе;
-совершенствованию
навыков
взаимоконтроля
и
самоконтроля
воспитанников;
- развитию самостоятельности воспитанников;
- организации досуговых мероприятий;
- расширению знаний воспитанников о профессиях, их специализации,
занятости населения в регионе, востребованных специальностях в регионе,
средних и высших профессиональных учебных заведениях города.
Наибольшую трудность в своей работе специалисты нашего центра
испытывают
с
детьми
агрессивными,
лживыми,
неуравновешенными,
имеющими нервно-психические расстройства. Затруднения, возникающие в
процессе работы с несовершеннолетними, связаны с такими проблемами, как
воровство, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной
лексики, неадекватное сексуализированное поведение, драки, ненависть к
своим родителям, совершение правонарушений. Поэтому основная задача
специалистов
-
личностное,
интеллектуальное,
физическое,
трудовое,
нравственное, правовое воспитание детей в сочетании с повышением уровня
их правового сознания, правовой культуры и законопослушного поведения.
2. Понятие социально – бытовое ориентирование
6
На сегодняшний день существует много определений понятия «правовая
культура»,
но
наиболее
закрепившимся
является
понимание
правовой
культуры как совокупности мировоззренческих установок в области права,
подкрепленных
правовыми
знаниями.
Овладение
правовой
культурой
подразумевает готовность молодого человека к жизни в правовом государстве,
в гражданском обществе, умение принять знание закона в любых жизненных
ситуациях,
цивилизованно
решать
возникающие
проблемы.
Вовремя
сформированная, систематически укрепляемая правовая культура становится
мощным фактором профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Важнейшей частью формирования правовой культуры является правовое
воспитание.
Оно
состоит
в
распространении
правовых
знаний,
сформированного представления о важности и ценности правового поведения,
законности и других правовых явлений в жизни общества с целью их
восприятия и последующего усвоения и применения. Правовые знания нужны
всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных
ситуациях. Незнание правовых норм, неуважение к закону может стать
причиной асоциального поведения подростка. И сейчас крайне необходимо
формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону,
знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
Таким образом, актуальность правового просвещения очевидна – она
обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни:
экономики, культуры, политики. Повышение уровня правовой культуры во
многом зависит даже не столько от объема полученных правовых знаний,
сколько от умения их правильного использования в повседневной жизни.
Поэтому моя задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в
обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми, имея
уже сформированные навыки законопослушного поведения.
Законопослушное поведение
-
это ответственное правомерное
поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям
закона.
Преступность несовершеннолетних является посягательством на
социально-политические
и
нравственные
устои
общества,
на
личную
безопасность и благополучие граждан. Рост ювенальной преступности
представляет угрозу стабильности и безопасности общества и личности в
настоящем и будущем. У несовершеннолетних часто отсутствует понимание
ответственности за содеянные поступки, поэтому одним из
направлений
профилактической
деятельности
является
формирование
навыков
законопослушного поведения,
чтобы к достижению возраста уголовной
ответственности
ребенок
понимал,
что
его
ждет
за
совершение
противоправного
деяния.
Через
восприятие,
переосмысление
и
воспроизводство
правовых
ценностей
формируется
правовая
культура
ребенка.
Вопрос формирования законопослушного поведения человека —
проблема, актуальная на протяжении многих веков. Люди всегда были
озабочены тем, как сделать, чтобы отдельный индивид (группа, класс) в своей
7
деятельности и поведении поступал соответственно нормам и правилам,
установленным в обществе, как добиться, чтобы послушание закону стало его
внутренней потребностью.
3.
Основные
направления
работы
по
социально
–бытовому
ориентированию в условиях специализированной социальной квартиры.
8
Формирование
правовой
культуры
и
навыков
законопослушного
поведения несовершеннолетних в условиях специализированной социальной
квартиры направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
- вооружение воспитанников системой правовых знаний, развитие умений и
навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
- воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в
обществе;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение;
- формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка
Решение данных задач реализуется с использованием следующих форм и
методов работы специалистов.
1. Проведение опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового
воспитания, изучение личностных особенностей воспитанников, влияющих на
формирование правового самосознания.
2. Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для
воспитанников, родителей в области правового воспитания.
3. Привлечение к работе в решении поставленных задач всех служб,
работающих
с
воспитанниками,
родителями
по
вопросам
правового
воспитания.
4. Выявление и устранение источников отрицательных влияний на подростков,
которые могут сформировать антиобщественную позицию личности и
способствовать совершению преступлений.
5. Применение конкретных мер по организации контроля за поведением
несовершеннолетних и индивидуальной воспитательно-профилактической
работы с подростками, допускающими правонарушения.
6. Мероприятия по профилактике правонарушений и употребления ПАВ.
7. Формирование у подростков личностно значимых жизненных целей и
перспектив.
8. Профессиональная ориентация и самоопределение воспитанников.
9. Культурно-творческая деятельность воспитанников.
10. Привлечение воспитанников к занятиям в кружках, секциях.
4. Традиционные и инновационные формы работы по формированию
социально –бытовому ориентированию подростков.
9
Одной из таких форм работы стало ток-шоу. Впервые в такой форме
мы провели мероприятие на тему «Ответственность за деяния, связанные с
оборотом наркотиков», на которое были приглашены сотрудники ФСКН.
Подготовленные мною вопросы адресовались сначала гостям, а потом
выносились на всеобщее обсуждение. Таким образом, получился интересный
диалог, который помог донести до ребят значимую и нужную информацию.
Новой формой работы стало проведение дискуссий. Такая форма работы
способствует заинтересованному отношению подростка к мероприятию,
позволяет вовлечь его в диалог, тем самым развивая его интеллектуальную
активность. Одним из показательных мероприятий в такой форме стала
дискуссия «Твои права и обязанности при общении с органами правопорядка».
Цель данного мероприятия – ответить на вопросы подростков, возникающие
при
общении
с
органами
правопорядка:
права
и
обязанности
правоохранительных
органов,
права
и
обязанности
граждан
при
взаимодействии с правоохранительными органами, порядок разрешения
конфликтных
ситуаций,
возникающих
при
общении
граждан
с
представителями правоохранительных органов.
Деловая игра « Уроки Фемиды» позволила воспитанникам не только
блеснуть знаниями из области права, проявить смекалку и нестандартное
мышление, но и познакомиться с профессией служителей закона. Узнали, что
с помощью справочно-правовых систем и компьютера можно быстро находить
практически
любые
документы
и
эффективно
работать
с
ними.
В деловой игре по профориентации: «Я и мир профессий"
воспитанникам
были
предложены различные
ситуации,
связанные
с
конкретными профессиями. Чтобы правильно ответить, как поступил бы
представитель профессии в данной ситуации, подростки должны были хорошо
представлять себе особенности конкретной профессии, профессиональную
этику.
Поэтому
заранее
я
знакомлю
участников
игры
с
основными
требованиями, предъявляемыми к представителям данного круга профессий.
Новой и популярной формой проведения мероприятий стал «Час
откровенного разговора». Данная форма привлекательна тем, что в
неформальной
обстановке
можно
обсудить
волнующие
современную
молодежь
проблемы.
Очень
интересным
и
поучительным
получился
проведенный час откровенного разговора «Бойся равнодушия!» - взрослый
разговор по книге Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" В ходе разговора
показана суть равнодушия, ведь ни для кого не секрет, что вот уже несколько
поколений читателей обсуждают эту книгу, повествующую о собаке, умном
черноухом сеттере, и о людях, добрых и злых, которых встречает на своем
пути Бим. Автор книги учит доброте, защищает правду и справедливость.
Обсуждение книги «Белый Бим Черное ухо» вызвало большой интерес у
воспитанников. Они поднимали очень сложные «взрослые» вопросы, страстно
защищали все живое на земле, говорили об огромной ответственности
человека
перед
четвероногими
друзьями.
Еще одной формой работы является актуальный разговор. Чем
10
привлекательна
такая
форма
работы?
Я
поднимаю
актуальную
на
сегодняшний день молодежную проблему, и активно ее обсуждаем с
воспитанниками. Например, актуальный разговор «Стиль и тон поведения».
Одним из пунктов этой встречи был разговор о том, что такое стиль и тон
поведения и для чего это нужно. Ребятам было предложено составить свой
«Кодекс поведения». Насущные, злободневные, имеющие непосредственное
отношение к подросткам проблемы – это всегда эмоции, бурная дискуссия и
множество различных мнений, поэтому такие мероприятия всегда интересные
и
запоминающиеся.
Так же еще одна моя задача заключается в том, чтобы научить
подростков ориентироваться в массивах электронной информации,
используя ее себе во благо. Я помогаю воспитанникам
не только
осуществлять поиск информации в Интернете, но и работать с электронными
базами данных, такие как Консультант Плюс, Гарант.
5.
Рекомендации
по
формированию
социально
–бытовому
ориентированию несовершеннолетних в условиях специализированной
11
социальной квартиры:
Хочу выделить необходимые условия, которые нужно соблюдать при
подготовке мероприятия по формированию навыков законопослушного
поведения несовершеннолетних в условиях специализированной социальной
квартиры.
1.
Мероприятия должны быть актуальными и своевременными. Если
мероприятие
запоздает,
оно
может
вызвать
иронию
и
сарказм
воспитанниц.
2.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной.
Разговор не терпит фальши и формализма.
3.
Мероприятия должны быть искренними и максимально откровенными
со стороны взрослого.
4.
Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный
поиск истины.
5.
Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими,
чтобы затронуть внутренние механизмы личности воспитанника.
6.
Мероприятия не должны требовать от воспитанника единства взглядов
со всеми остальными. Они должны поставить его в позицию раздумья.
Таким образом, все мероприятия должны быть не только тщательно
продуманы и организованы, а, прежде всего, направлены на решение
следующих воспитательных и социально-педагогических задач:
- формирование у воспитанников уважительного отношения к правовым
нормам, как к социальным ценностям;
- формирование у воспитанников стойкой убежденности в значимости
законов и форм их применения;
-
культивирование
в
среде
подростков
идей
уважения
закона,
противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению;
- воспитание у воспитанников личной ответственности за свое поведение;
-
формирование
у
воспитанников
стойкой
жизненной
позиции
определяющей стремление активно участвовать в защите законности и
правопорядка;
- осуществление контроля за поведением несовершеннолетних, не допуская
в работе как авторитарный стиль общения, так и попустительство.
Главная психологическая задача - формировать у воспитанников навыки
социально-приемлемого поведения, с целью успешного регулирования
несовершеннолетними своих эмоций, адекватного восприятия критики,
стремления
к
мотивированному
сотрудничеству
со
сверстниками
и
взрослыми,
избеганию
конфликтов,
серьезных
личных,
бытовых
и
ученических проблем. Межличностные отношения подростков должны
12
строиться на принципах терпимости, диалога, позитивного отношения друг к
другу, отвержения насилия.
В своей работе специалистам необходимо руководства принципом
последовательности: единства слов и дел. Наличие несоответствия между
ними умаляет все попытки воспитания, закладывает у воспитанников основы
цинизма, лицемерия, лживости
Все специалисты должны понимать, что необходимо своевременно
поощрять ребенка, одобрить то или иное его положительное действие. Но
также ни один из поступков детей не должен ускользнуть от внимания
воспитателей, причем важно высказывать неодобрение по поводу проступка
сразу. В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует всегда давать
словесную
оценку
неодобряемому
действию
подростка,
пресекать
проявление его эгоизма и эгоцентризма. Такие модели поведения могут быть
не только показателями отрицательных качеств личности, но и стать
причиной
эффекта
неадекватности,
обидчивости,
агрессивности,
потребительства,
что может стать причиной асоциального поведения
несовершеннолетнего.
Необходимо развивать у детей и подростков отрицательное отношение
к распространению, употреблению психоактивных веществ, неприятию
алкоголя, табака и наркотиков, формировать навыки здорового образа жизни,
ценностного отношения к своему здоровью.
В работе с детьми, находящимися на полном государственном
обеспечении, очень важно воспитание здорового потребительства – данный
компонент социального воспитания ориентирован на раннюю профилактику
корыстных
преступлений
несовершеннолетних.
Подросток
должен
понимать, что все блага, которым его окружили государство и общество, не
свалились с неба. Он должен их рассматривать, как аванс в счет будущих
дел. Иначе с ростом ребенка будут непомерно расти его желания и уровень
притязаний. Чем больше будет разрыв между притязаниями и реальными
возможностями их удовлетворения, тем в более опасной социальной
ситуации окажется подросток.
Необходимо также опираться на принцип «полной занятости»
воспитанников. Их важно приучать к труду с целью формирования чувства
взрослости, ответственности, дисциплины, а также организовывать свой досуг,
с пользой и интересом проводя свободное время. Следует в меньшей степени
ориентироваться на «развлекательную» форму организации досуга, а больше
показывать
возможности
той
деятельности,
которая
может
реально
осознаваться несовершеннолетними, как социально-полезная. При этом
формировать духовно-нравственную позицию жизни не по принципу «хочу», а
по принципу «нужно».
В условиях специализированной социальной квартиры надо найти «поле»
13
для приложения сил своих воспитанников. Самое пристальное внимание
должно быть уделено организации общественно-полезной деятельности.
Необходимо провести переориентацию активности подростка, переключить
его силы и внимание с негативных форм самореализации к позитивным.
Поэтому
так
важно
развивать
общественно-полезную
деятельность
подростков,
педагогически
управлять
ею.
Чтобы
такая
деятельность
способствовала развитию подростка, она должна отвечать ряду требований:
- быть посильной, чтобы не отбить желание в ней участвовать.
- отличаться привлекательностью, которая обеспечивается новизной,
ощутимым результатом, одобрением окружающих.
- открыть возможности для самовыражения подростка, проявления
его индивидуальности.
Обобщение и анализ практического опыта работы с особенным
контингентом
несовершеннолетних
позволяет
назвать
правовым
воспитанием деятельность, направленную на формирование правового
сознания, правовой культуры, уважения к праву, его целям, убежденности в
его необходимости и ценности, привычку и потребность в любой ситуации
действовать правомерно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
14
В
работе
по
формированию
правовой
культуры
и
навыков
законопослушного поведения
несовершеннолетних
важна правильная
позиция воспитателей: основная направленность этой позиции – стремление
понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с
требовательностью
-
основа
взаимоотношений
взрослых
с
ним.
В
установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в
общении с детьми. Совершено, недопустимы угрозы, резкий и грубый тон,
такого
обращения
дети
не
воспринимают.
Оказывая
воспитательное
воздействие на подростка, нужно быть чутким и внимательным. Не следует
придираться к мелочам. Нельзя воспитывать без доверия, можно лишь
принудить к формальному выполнению требования. Подростки хорошо
чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе.
Необходимо найти положительные черты в каждом, и, опираясь на них,
вовлечь в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом
проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах. Воспитанник должен
заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в
человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее
воспитанника, не упрекая его прошлым. Необходимо помочь подростку в
корне изменить свое поведение, изменить его сознание и стремления, чувства
и волю, помочь перешагнуть через возникший кризис и самостоятельно
изменить всю свою жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
15
1.
УК РФ.
2.
Постановление правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Примерное
положение
о
социально-реабилитационном
центре
для несовершеннолетних».
3.
Приказ Комитета по социальным вопросам Администрации Санкт-
Петербурга №90 от 14.10.1996 г. «О создании государственного
учреждения-социальный приют для детей и подростков «гостиница
Вера».
4.
Устав СПб ГБУ СОН ЦСПСиД
5.
Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 1998.
6.
Григорьева С.В. Криминогенная роль девиантного поведения детей и
подростков: основные направления его профилактики. Монография. –
Псков,
2003.
Роль
правового
воспитания
в
предупреждении
правонарушений. / Под ред. проф. А.В. Мицкевича. – М., 1985.
16
17