Напоминание

"Социализация обучающихся (воспитанников)коррекционной школы - интерната в социум


Автор: Дородникова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат №3 г.о. Тольятти
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация обучающихся (воспитанников)коррекционной школы - интерната в социум
Раздел: среднее образование





Назад




Социализация обучающихся (воспитанников) коррекционной

школы – интерната в социум.

Дородникова Нина Анатольевна

Воспитатель

ГБОУ школа – интернат №3 г.о. Тольятти

В «Проекте специального федерального государственного стандарта

образования детей с ОВЗ» наряду с «академическим» выделен компонент

«жизненной компетенции» в структуре образования детей с ОВЗ, который

предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми

ребенку в обыденной жизни, обеспечивает развитие отношений с

окружением в настоящем.

Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным

нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Это

не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие

личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых

умений и навыков. Поэтому одной из задач, которую решает коллектив

нашей школы – интерната для детей с ОВЗ, является создание условий,

способствующих становлению социального опыта, коррекции личности на

протяжении всего периода обучения и воспитания в школе.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

1.

Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии

происходит некритическое усвоение социального опыта, главным

механизмом социализации является подражание.

2.

Появление желания выделить себя среди других – стадия

идентификации.

3.

Стадия интеграции, внедрение в жизнь общества, которая может

проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4.

Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение

социального опыта, воздействия на среду.

5.

В настоящее время государство ставит перед образованием следующие

задачи:

- реализация потребностей каждого человека в образовательной сфере;

- постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие

с образовательными потребностями личности, общества и государства,

нормами отечественного и международного права.

- подготовка обучающихся к жизнедеятельности в условиях

современного общества;

- формирование разностороннее развитой личности, способностей

успешно взаимодействовать с окружающим ее обществом.

Реализация основных направлений по социализации и интеграции

обучающихся (воспитанников) в социум.

1.

Направление – обеспечение возможности доступа, учащегося к

максимальногоширокому спектру видов деятельности.

2.

Обеспечение возможности выбора учащимися способа предъявления

своей успешности.

Важность данного направления определяется следующим

обстоятельством, формируя образовательное пространство, школа

должна обеспечивать максимальную включенность в него (через самый

широкий спектр видов деятельности в учебном процессе и

дополнительном образовании) максимального числа учащихся.

Проводя данную работу постоянно расширяю и обогащаю круг интересов и

общения учащихся, включая в новые виды деятельности. Дети принимают

участие в классных, общешкольных мероприятиях, конкурсах различного

уровня. Провожу экскурсии с целью не только расширить знания о каком-

либо объекте, но и приобрести необходимый коммуникативный опыт с

незнакомыми людьми. Посещая различные организации, учреждения,

выставки, учащиеся приобретают навыки и развивают способность вступать

в общение с незнакомыми им сотрудниками данных учреждений, получать

определенную информацию и самостоятельно ее использовать, выполняя

несложные практические задания.

Особую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни играет

ученическое самоуправление.

Передо мной стояла задача привлечь к управлению жизни класса как

можно больше учащихся. Помочь каждому раскрыться, показать свои

лучшие стороны, которые помогут утвердиться среди сверстников.

Я всегда считала, что именно ученическое самоуправление является

хорошим средством сплочения коллектива, под чутким руководством

воспитателя. Но прежде всего, нужно расположить к себе детей, чтобы

они не только уважали, доверяли, но и любили своего наставника. И

такое взаимодействие воспитанника и педагога должно быть взаимным.

Структура самоуправления в классе строилась следующим

образом.

Классное ученическое собрание

Совет класса.

Учебна

я

служба.

Служба

здоровья

и спорта.

Служба

досуга.

Служба

порядка

и труда.

Информационная

служба.

Творческая

группа.

Основные функции органов ученического самоуправления класса:

Классное

ученическое

собрание

высший

орган

самоуправления класса.

Ученический совет – форма управления в классе.

Организация деятельности.

Классное собрание:

1.

Определяет перспективы развития и основные направления

классной жизни.

2.

Обсуждает вопросы жизни и деятельности класса.

3.

Совместно с воспитателем рассматривает и утверждает план

внеурочной деятельности.

4.

Избирает командира, актив класса, обсуждает поведение и

успеваемость учащихся.

Актив класса.

1.

Организует выполнение решений классного собрания.

2.

Организует помощь в учебе учащимся, имеющих проблемы с

успеваемостью.

3.

Готовит и проводит классные собрания.

4.

Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Командир:

Обеспечивает порядок в классе, отвечает за дисциплину.

Эта система делает активными всех учащихся.

Направление работы органов самоуправления.

Учебная служба. – Проводит рейды по проверке дневников,

учебных принадлежностей, школьной формы. Дежурства по

школе.

Составление

графика

дежурств.

Контроль

над

выполнением

дежурными

своих

обязанностей.

Обеспечение

сохранность школьного имущества.

Служба здоровья и спорта. – Организует пропаганду здорового

образа жизни, физкультуры и спорта. Участвует в городских и

районных соревнованиях. Проводит спортивные состязания и

эстафеты, подвижные игры наулице, школьные спартакиады,

кроссы.

Участие в акциях против наркомании, курения,

употребления алкоголя. Занятие в спортивных секциях. Участие в

проведении дней здоровья.

Служба досуга. – Готовят, сочиняют, организовывают развлекательные

мероприятия и праздники в классе. Участвуют в школьных, городских и

районных мероприятиях:

- Осенние балы;

- Новогодние вечера;

- 8 марта;

- День защитника Отечества;

- День Толерантности;

- концерты;

- чаепития;

-экскурсии

и др. мероприятия.

Служба порядка и труда. – Поддерживает порядок и уют в классе.

Ухаживают за цветами, следят за сохранностью мебели. Организуют участие

в акциях и трудовых десантах по поддержанию чистоты школы, класса.

Информационная служба. – Выпускают стенные газеты. Работа над

заметками, экспресс – новостями класса для школьной газеты. Организует

выставки рисунков. Выпускает поздравительные плакаты к праздничным

датам.

Творческая группа. – Участвует в школьных, городских, районных,

всероссийских конкурсах. Изготавливают различные подарки, сувениры,

украшения к Новому году, к 8 марта, и др. праздникам.

Создание классного самоуправления способствовало тому, что каждый

ученик

ежедневно

включался

в

разнообразные

виды

деятельности,

коллективно – творческие дела, где каждый ребенок может проявить себя,

самоутвердиться. Например, создавая праздничный коллаж ко Дню Матери,

участвовали все дети. Каждый ребенок принес фотографию своей мамы,

написал пожелание, кто-то вырезал из бумаги цветы, кто-то рисовал, кто-то

подбирал стихи, каждый хотел вложить частичку своей души в общее дело.

А это всегда сближает, создает теплую, душевную атмосферу в классе.

Стараясь привить детям нравственные качества, постоянно поощряла их

делать добрые дела. В классном уголке была страничка добрых дел: помог

заправить постельное белье малышам – молодец! Поиграл, занял, успокоил

младшего – здорово!

Дети понимали, что надо быть не только успешными, а еще и отзывчивыми,

добрыми, терпеливыми друг к другу, и к другим людям. В 2018 учебном году

принимали участие в социальном проекте «Дорога добра», который

реализовывался

Центром

информационного

развития

«Генезис»

на

территории Самарской области с использованием гранта Президента

Российской Федерации на развитие гражданского общества при содействии

Министерства образования и науки Самарской области.

Мероприятия в которых учащиеся принимали участие в рамках проекта:

- акция «Птичий марафон»;

- «Урок Добра»;

- изготовление работ для ярмарки в поддержку строительства ветеринарного

центра «Геркулес»;

- раздача листовок проекта;

- выставка рисунков «Мои любимые питомцы»;

- участие в фотовыставке домашних питомцев в рамках проведения

городской благотворительной акции «День Добра».

Была проделана большая работа в экологическом направлении. Участвовали:

- в межрегиональном интеллектуально – творческом марафоне «Экология

природы – Экология души»;

- в XIV Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета

2016»;

- в конкурсе плакатов «Птицы»;

- во Всероссийском конкурсе посвященному Году экологии «Экологический

калейдоскоп».

Результаты самоуправления учащихся:

1.

Развитие навыков работы в группе.

2.

Улучшение дисциплины.

3.

Отсутствие пропусков без уважительной причины.

4.

Разрешение конфликтных ситуаций.

5.

Повысилась ответственность учащихся за свои поступки

6.

Развитие лидерских, творческих и организаторских способностей,

инициативы.

7.

Учащиеся самоопределились в выборе дальнейшего пути.

8.

Работа

учащихся

по

направлениям,

которые

соответствуют

их

способностям и интересам.

Деятельность ученического самоуправления помогла развить в детях:

самостоятельность в достижении поставленной цели, стремление к

здоровому образу жизни, формирование чувства дружбы, взаимопомощи,

отзывчивости, чувство коллективизма, гражданственность.

Все полученные навыки способствуют тому, что наши воспитанники не

боятся столкнуться с трудностями в социуме и могут найти свою дорогу в

жизни. Мои выпускники 2019 года все поступили в колледж. Они очень

дружные, самостоятельные и целеустремленные, некоторые еще и

работают после учебы. Я горжусь своими выпускниками.



В раздел образования