Автор: Дородникова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат №3 г.о. Тольятти
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация обучающихся (воспитанников)коррекционной школы - интерната в социум
Раздел: среднее образование
Социализация обучающихся (воспитанников) коррекционной
школы – интерната в социум.
Дородникова Нина Анатольевна
Воспитатель
ГБОУ школа – интернат №3 г.о. Тольятти
В «Проекте специального федерального государственного стандарта
образования детей с ОВЗ» наряду с «академическим» выделен компонент
«жизненной компетенции» в структуре образования детей с ОВЗ, который
предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми
ребенку в обыденной жизни, обеспечивает развитие отношений с
окружением в настоящем.
Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным
нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Это
не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие
личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых
умений и навыков. Поэтому одной из задач, которую решает коллектив
нашей школы – интерната для детей с ОВЗ, является создание условий,
способствующих становлению социального опыта, коррекции личности на
протяжении всего периода обучения и воспитания в школе.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:
1.
Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии
происходит некритическое усвоение социального опыта, главным
механизмом социализации является подражание.
2.
Появление желания выделить себя среди других – стадия
идентификации.
3.
Стадия интеграции, внедрение в жизнь общества, которая может
проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение
социального опыта, воздействия на среду.
5.
В настоящее время государство ставит перед образованием следующие
задачи:
- реализация потребностей каждого человека в образовательной сфере;
- постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие
с образовательными потребностями личности, общества и государства,
нормами отечественного и международного права.
- подготовка обучающихся к жизнедеятельности в условиях
современного общества;
- формирование разностороннее развитой личности, способностей
успешно взаимодействовать с окружающим ее обществом.
Реализация основных направлений по социализации и интеграции
обучающихся (воспитанников) в социум.
1.
Направление – обеспечение возможности доступа, учащегося к
максимальногоширокому спектру видов деятельности.
2.
Обеспечение возможности выбора учащимися способа предъявления
своей успешности.
Важность данного направления определяется следующим
обстоятельством, формируя образовательное пространство, школа
должна обеспечивать максимальную включенность в него (через самый
широкий спектр видов деятельности в учебном процессе и
дополнительном образовании) максимального числа учащихся.
Проводя данную работу постоянно расширяю и обогащаю круг интересов и
общения учащихся, включая в новые виды деятельности. Дети принимают
участие в классных, общешкольных мероприятиях, конкурсах различного
уровня. Провожу экскурсии с целью не только расширить знания о каком-
либо объекте, но и приобрести необходимый коммуникативный опыт с
незнакомыми людьми. Посещая различные организации, учреждения,
выставки, учащиеся приобретают навыки и развивают способность вступать
в общение с незнакомыми им сотрудниками данных учреждений, получать
определенную информацию и самостоятельно ее использовать, выполняя
несложные практические задания.
Особую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни играет
ученическое самоуправление.
Передо мной стояла задача привлечь к управлению жизни класса как
можно больше учащихся. Помочь каждому раскрыться, показать свои
лучшие стороны, которые помогут утвердиться среди сверстников.
Я всегда считала, что именно ученическое самоуправление является
хорошим средством сплочения коллектива, под чутким руководством
воспитателя. Но прежде всего, нужно расположить к себе детей, чтобы
они не только уважали, доверяли, но и любили своего наставника. И
такое взаимодействие воспитанника и педагога должно быть взаимным.
Структура самоуправления в классе строилась следующим
образом.
Классное ученическое собрание
Совет класса.
Учебна
я
служба.
Служба
здоровья
и спорта.
Служба
досуга.
Служба
порядка
и труда.
Информационная
служба.
Творческая
группа.
Основные функции органов ученического самоуправления класса:
Классное
ученическое
собрание
–
высший
орган
самоуправления класса.
Ученический совет – форма управления в классе.
Организация деятельности.
Классное собрание:
1.
Определяет перспективы развития и основные направления
классной жизни.
2.
Обсуждает вопросы жизни и деятельности класса.
3.
Совместно с воспитателем рассматривает и утверждает план
внеурочной деятельности.
4.
Избирает командира, актив класса, обсуждает поведение и
успеваемость учащихся.
Актив класса.
1.
Организует выполнение решений классного собрания.
2.
Организует помощь в учебе учащимся, имеющих проблемы с
успеваемостью.
3.
Готовит и проводит классные собрания.
4.
Отражает всю важную информацию в классном уголке.
Командир:
Обеспечивает порядок в классе, отвечает за дисциплину.
Эта система делает активными всех учащихся.
Направление работы органов самоуправления.
Учебная служба. – Проводит рейды по проверке дневников,
учебных принадлежностей, школьной формы. Дежурства по
школе.
Составление
графика
дежурств.
Контроль
над
выполнением
дежурными
своих
обязанностей.
Обеспечение
сохранность школьного имущества.
Служба здоровья и спорта. – Организует пропаганду здорового
образа жизни, физкультуры и спорта. Участвует в городских и
районных соревнованиях. Проводит спортивные состязания и
эстафеты, подвижные игры наулице, школьные спартакиады,
кроссы.
Участие в акциях против наркомании, курения,
употребления алкоголя. Занятие в спортивных секциях. Участие в
проведении дней здоровья.
Служба досуга. – Готовят, сочиняют, организовывают развлекательные
мероприятия и праздники в классе. Участвуют в школьных, городских и
районных мероприятиях:
- Осенние балы;
- Новогодние вечера;
- 8 марта;
- День защитника Отечества;
- День Толерантности;
- концерты;
- чаепития;
-экскурсии
и др. мероприятия.
Служба порядка и труда. – Поддерживает порядок и уют в классе.
Ухаживают за цветами, следят за сохранностью мебели. Организуют участие
в акциях и трудовых десантах по поддержанию чистоты школы, класса.
Информационная служба. – Выпускают стенные газеты. Работа над
заметками, экспресс – новостями класса для школьной газеты. Организует
выставки рисунков. Выпускает поздравительные плакаты к праздничным
датам.
Творческая группа. – Участвует в школьных, городских, районных,
всероссийских конкурсах. Изготавливают различные подарки, сувениры,
украшения к Новому году, к 8 марта, и др. праздникам.
Создание классного самоуправления способствовало тому, что каждый
ученик
ежедневно
включался
в
разнообразные
виды
деятельности,
коллективно – творческие дела, где каждый ребенок может проявить себя,
самоутвердиться. Например, создавая праздничный коллаж ко Дню Матери,
участвовали все дети. Каждый ребенок принес фотографию своей мамы,
написал пожелание, кто-то вырезал из бумаги цветы, кто-то рисовал, кто-то
подбирал стихи, каждый хотел вложить частичку своей души в общее дело.
А это всегда сближает, создает теплую, душевную атмосферу в классе.
Стараясь привить детям нравственные качества, постоянно поощряла их
делать добрые дела. В классном уголке была страничка добрых дел: помог
заправить постельное белье малышам – молодец! Поиграл, занял, успокоил
младшего – здорово!
Дети понимали, что надо быть не только успешными, а еще и отзывчивыми,
добрыми, терпеливыми друг к другу, и к другим людям. В 2018 учебном году
принимали участие в социальном проекте «Дорога добра», который
реализовывался
Центром
информационного
развития
«Генезис»
на
территории Самарской области с использованием гранта Президента
Российской Федерации на развитие гражданского общества при содействии
Министерства образования и науки Самарской области.
Мероприятия в которых учащиеся принимали участие в рамках проекта:
- акция «Птичий марафон»;
- «Урок Добра»;
- изготовление работ для ярмарки в поддержку строительства ветеринарного
центра «Геркулес»;
- раздача листовок проекта;
- выставка рисунков «Мои любимые питомцы»;
- участие в фотовыставке домашних питомцев в рамках проведения
городской благотворительной акции «День Добра».
Была проделана большая работа в экологическом направлении. Участвовали:
- в межрегиональном интеллектуально – творческом марафоне «Экология
природы – Экология души»;
- в XIV Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета
2016»;
- в конкурсе плакатов «Птицы»;
- во Всероссийском конкурсе посвященному Году экологии «Экологический
калейдоскоп».
Результаты самоуправления учащихся:
1.
Развитие навыков работы в группе.
2.
Улучшение дисциплины.
3.
Отсутствие пропусков без уважительной причины.
4.
Разрешение конфликтных ситуаций.
5.
Повысилась ответственность учащихся за свои поступки
6.
Развитие лидерских, творческих и организаторских способностей,
инициативы.
7.
Учащиеся самоопределились в выборе дальнейшего пути.
8.
Работа
учащихся
по
направлениям,
которые
соответствуют
их
способностям и интересам.
Деятельность ученического самоуправления помогла развить в детях:
самостоятельность в достижении поставленной цели, стремление к
здоровому образу жизни, формирование чувства дружбы, взаимопомощи,
отзывчивости, чувство коллективизма, гражданственность.
Все полученные навыки способствуют тому, что наши воспитанники не
боятся столкнуться с трудностями в социуме и могут найти свою дорогу в
жизни. Мои выпускники 2019 года все поступили в колледж. Они очень
дружные, самостоятельные и целеустремленные, некоторые еще и
работают после учебы. Я горжусь своими выпускниками.