Автор: Бодрова Татьяна Петровна
Должность: преподователь
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 г.Мичуринска"
Населённый пункт: город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эстрадное волнение и пути его преодоления"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Эстрадное волнение и пути его преодоления»
Вступление.
На эффективность любого вида деятельности человека несомненное
влияние оказывают чувства, эмоции, т.е. его психологическое состояние,
характерное для него в данный момент времени. Больше всего это относится
к людям публичных профессий. Волнуются лекторы, артисты, педагоги во
время открытого урока, воспитанники музыкальных и спортивных школ и
даже маститые профессионалы-исполнители. Как считают психологи, часто
причиной повышенного волнения, страха выступления перед аудиторией
является боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих
действиях. Сценическое волнение ученые рассматривают как реакцию
организма человека как стрессовую ситуацию – потеют, холодеют и дрожат
руки, учащенно бьется сердце, прерывается дыхание. Реакция на стрессовую
ситуацию у всех разная, в зависимости от личности человека, и большую
роль в этом вопросе играет психологическая саморегуляция музыканта-
исполнителя, направленная на достижение следующих целей:
-
решение
возникающих
в
процессе
исполнительства
проблем
психологического плана (устранение разного рода «зажимов», тревожных и
депрессивных состояний и т.д.);
- поиск индивидуальных состояний, оптимально обеспечивающих
свободу творческого самовыражения данной конкретной личности;
- самосовершенствование и раскрытие неиспользованных внутренних
резервов исполнителя.
Большое значение для творческого процесса исполнителя имеют также
психологические установки, вызывающие то или иное внутреннее состояние
и располагающие его к определенным действиям, целесообразность которых
он считает лучшим способом достижения поставленной цели.
Существует
несколько
психологических
установок
исполнителя.
Рассмотрим некоторые из них.
1.
«Установка на результат работы».
Положительное
воздействие
ее
заключается
в
воспитании
целеустремленности, настойчивости в решении исполнительских задач,
стремлении доводить дело до конца, формировании осознанного отношения
к профессии и ее целям. Однако при определенных обстоятельствах данная
установка может оказать и отрицательное воздействие, потому что на
единичном творческом выступлении сосредотачиваются все чаяния и
надежды исполнителя, он видит в нем единственный итог всей своей
многочасовой
(а
зачастую
–
и
многомесячной)
работы.
Предельно
обостряется чувство ответственности, повышается эстрадное волнение.
Музыканты, имеющие установку исключительно на результат деятельности,
очень болезненно переживают свои неудачные выступления, что приводит к
фиксации в сознании отрицательных эстрадных состояний, их закреплению и
повторению в таких же условиях. «Установка на результат» очень характерна
для начинающих музыкантов. С появлением опыта она постепенно уступает
место «Установке на процесс работы».
2. «Установка на процесс работы».
Суть ее заключается в стремлении получать удовольствие от деловой
стороны работы, а не только от ее удачного результата. Данная установка
основана на возбуждении интереса к творческому поиску, способствует
появлению азарта в преодолении трудностей, ощущения радости познания
нового, воспитывает терпение, тщательность в изучении произведений, что
положительно сказывается и на качестве результата. У такого человека
значительно повышается самооценка, он меньше тревожится по поводу
исхода выступления, ему легче понять, что из неудачного выступления, как и
из
любой
ошибки
можно
извлечь
для
себя
определенную
пользу.
Исполнитель
должен
воспитывать
в
себе
отношение
к
неудачным
выступлениям как явлениям, во-первых, временным, а во-вторых – отнюдь не
бесполезным, являющимся важной составной частью исполнительского
опыта.
Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться,
не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты – не хирург».
Саморегуляция музыканта-исполнителя включает в себя не только
навыки управления сценическими состояниями. Не менее важным является
психологически грамотное поведение музыканта на всех стадиях его
повседневной работы – от разбора нового произведения до его конкретного
выступления,
включающего
в
себя
три
основных
периода,
подразделяющихся на более мелкие этапы:
- подготовительный (стадии разбора, технического и художественного
овладения произведением);
- концертный (включающий все этапы предконцертной подготовки,
репетицию и само выступление);
- период после выступления, психологически чрезвычайно важный для
исполнителя.
Работоспособность музыканта зависит от индивидуальных ресурсов
его организма и имеет два показателя: количественный и качественный.
Границы работоспособности строго индивидуальны и требуют постоянного
наблюдения, чтобы определить, через какое время от начала работы
наступает явное, ощутимое утомление. Для этого необходимо делать
перерывы в занятиях, во время которых полезно подвигаться, сделать
несколько специальных упражнений для позвоночника (что очень актуально
для исполнителей разных специальностей). По мнению ученых, на редких,
частых, коротких передышках можно держать себя в состоянии высокой
работоспособности очень долго и качественно.
Важной составляющей в успешной работе над произведением является
также разнообразие форм, приемов и способов занятий, разнообразие
музыкального материала.
Он должен быть развивающим, но построен по принципу: «от простого
– к сложному» и обязательно соответствовать по уровню сложности
возможностям конкретного ребенка. Преподаватель должен учитывать
пожелания ученика, уметь заинтересовать подобранным репертуаром и
аргументировать свой выбор.
О способах ликвидации эмоциональной напряженности, связанной с
эстрадным стрессом (от англ. «stress» - давление, напряжение) написано
много трудов, в основе которых лежит индивидуальность каждого человека:
его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня
личностной тревожности. Однако есть и наиболее общие рекомендации,
актуальные
для каждого музыканта. Они связаны с рациональным
построением
занятий
в
предконцертный
период.
Одна
из
причин
сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать
этого, используем методику «опорных точек». Даже с самыми маленькими
учениками анализируем форму произведения, запоминаем текст по фразам,
предложениям, периодам. Границы разделов должны стать опорными
пунктами. Тогда, даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда
продолжать. Данная методика способствует приобретению учащимся навыка
исполнения произведения, начиная, практически с любого места.
Для осознанного запоминания наизусть очень эффективны методы
проговаривания нотного текста, подробной проработки всех составляющих
музыкальной ткани – мелодии, баса и гармонии.
Очень
важно
выучить
программу
заблаговременно,
чтобы
музыкальный материл «устоялся, прижился».
В период подготовки к концерту необходимо отрепетировать комплекс
сценических ритуалов: выход, поклон, начало игры, завершение и уход со
сцены. Это позволяет ученику чувствовать себя более уверенно, комфортно и
значительно
повышает
его
артицизм.
Очень
полезно
просматривать
видеозаписи других исполнителей, чтобы перенять полезный опыт.
Музыканту также очень важно предварительно изучить акустические
возможности сцены, проиграв на репетиции произведение, адаптироваться к
новым слуховым и двигательным ощущениям, и когда концертная программа
будет достаточно выучена, обязательно «обыграть» ее на публике. При этом
психологическая готовность к выступлению формируется при помощи
многократного
«обыгрывания»,
с
постепенным
увеличением
степени
ответственности. Самый первый, мало «обязывающий» этап обыгрывания –
дома, перед звукозаписывающей аппаратурой. Затем – в классе, перед
педагогом (для учащихся) или перед несколькими доброжелательными
слушателями, присутствие которых не вызывает душевного дискомфорта
исполнителя
(друзьями,
родственниками).
Желательно
постепенно
увеличивать
уровень
компетентности
и
требовательности
публики,
количество слушателей и масштаб аудитории. Кульминацией этого процесса
станет самый ответственный концерт, к которому исполнитель должен
прийти уже достаточно опытным и позитивно психологически настроенным.
В
период,
следующий
сразу
после
выступления,
исполнитель
находится в состоянии повышенной внушаемости: именно в эти моменты
наиболее
прочно
в
его
подсознании
фиксируются
отрицательные
и
положительные
переживания,
формируется
«банк
исполнительских
ощущений». Поэтому очень важно сконцентрировать свое внимание в этот
период на достижениях, а уже потом, успокоившись, сделать объективную
оценку своей игры. Известный польский пианист первой половины XX века
Иосиф Гофман писал о выступлении музыканта на сцене: «Публичная игра
не только хороший стимул к дальнейшим успехам; она еще дает вам весьма
точную оценку ваших способностей и недостатков и тем самым указывает
путь к совершенствованию».
Литература.
1.
Цагарелли
Ю.А.
«Психология
музыкально-исполнительской
деятельности»: Учебное пособие. С.-Петербург: Композитор, 2008.
2.
Базикова А.А. «Психологическая саморегуляция музыканта-
исполнителя»: Учебное пособие. Тамбов: редакционно-издательский отдел
ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2011
3.
Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство». -
М.: Музыка, 1974.
Выполнила:
преподаватель отделения народных инструментов
Бодрова Татьяна Петровна
Мичуринск
2020