Напоминание

"Эстрадное волнение и пути его преодоления"


Автор: Бодрова Татьяна Петровна
Должность: преподователь
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 г.Мичуринска"
Населённый пункт: город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эстрадное волнение и пути его преодоления"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Эстрадное волнение и пути его преодоления»

Вступление.

На эффективность любого вида деятельности человека несомненное

влияние оказывают чувства, эмоции, т.е. его психологическое состояние,

характерное для него в данный момент времени. Больше всего это относится

к людям публичных профессий. Волнуются лекторы, артисты, педагоги во

время открытого урока, воспитанники музыкальных и спортивных школ и

даже маститые профессионалы-исполнители. Как считают психологи, часто

причиной повышенного волнения, страха выступления перед аудиторией

является боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих

действиях. Сценическое волнение ученые рассматривают как реакцию

организма человека как стрессовую ситуацию – потеют, холодеют и дрожат

руки, учащенно бьется сердце, прерывается дыхание. Реакция на стрессовую

ситуацию у всех разная, в зависимости от личности человека, и большую

роль в этом вопросе играет психологическая саморегуляция музыканта-

исполнителя, направленная на достижение следующих целей:

-

решение

возникающих

в

процессе

исполнительства

проблем

психологического плана (устранение разного рода «зажимов», тревожных и

депрессивных состояний и т.д.);

- поиск индивидуальных состояний, оптимально обеспечивающих

свободу творческого самовыражения данной конкретной личности;

- самосовершенствование и раскрытие неиспользованных внутренних

резервов исполнителя.

Большое значение для творческого процесса исполнителя имеют также

психологические установки, вызывающие то или иное внутреннее состояние

и располагающие его к определенным действиям, целесообразность которых

он считает лучшим способом достижения поставленной цели.

Существует

несколько

психологических

установок

исполнителя.

Рассмотрим некоторые из них.

1.

«Установка на результат работы».

Положительное

воздействие

ее

заключается

в

воспитании

целеустремленности, настойчивости в решении исполнительских задач,

стремлении доводить дело до конца, формировании осознанного отношения

к профессии и ее целям. Однако при определенных обстоятельствах данная

установка может оказать и отрицательное воздействие, потому что на

единичном творческом выступлении сосредотачиваются все чаяния и

надежды исполнителя, он видит в нем единственный итог всей своей

многочасовой

зачастую

и

многомесячной)

работы.

Предельно

обостряется чувство ответственности, повышается эстрадное волнение.

Музыканты, имеющие установку исключительно на результат деятельности,

очень болезненно переживают свои неудачные выступления, что приводит к

фиксации в сознании отрицательных эстрадных состояний, их закреплению и

повторению в таких же условиях. «Установка на результат» очень характерна

для начинающих музыкантов. С появлением опыта она постепенно уступает

место «Установке на процесс работы».

2. «Установка на процесс работы».

Суть ее заключается в стремлении получать удовольствие от деловой

стороны работы, а не только от ее удачного результата. Данная установка

основана на возбуждении интереса к творческому поиску, способствует

появлению азарта в преодолении трудностей, ощущения радости познания

нового, воспитывает терпение, тщательность в изучении произведений, что

положительно сказывается и на качестве результата. У такого человека

значительно повышается самооценка, он меньше тревожится по поводу

исхода выступления, ему легче понять, что из неудачного выступления, как и

из

любой

ошибки

можно

извлечь

для

себя

определенную

пользу.

Исполнитель

должен

воспитывать

в

себе

отношение

к

неудачным

выступлениям как явлениям, во-первых, временным, а во-вторых – отнюдь не

бесполезным, являющимся важной составной частью исполнительского

опыта.

Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться,

не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты – не хирург».

Саморегуляция музыканта-исполнителя включает в себя не только

навыки управления сценическими состояниями. Не менее важным является

психологически грамотное поведение музыканта на всех стадиях его

повседневной работы – от разбора нового произведения до его конкретного

выступления,

включающего

в

себя

три

основных

периода,

подразделяющихся на более мелкие этапы:

- подготовительный (стадии разбора, технического и художественного

овладения произведением);

- концертный (включающий все этапы предконцертной подготовки,

репетицию и само выступление);

- период после выступления, психологически чрезвычайно важный для

исполнителя.

Работоспособность музыканта зависит от индивидуальных ресурсов

его организма и имеет два показателя: количественный и качественный.

Границы работоспособности строго индивидуальны и требуют постоянного

наблюдения, чтобы определить, через какое время от начала работы

наступает явное, ощутимое утомление. Для этого необходимо делать

перерывы в занятиях, во время которых полезно подвигаться, сделать

несколько специальных упражнений для позвоночника (что очень актуально

для исполнителей разных специальностей). По мнению ученых, на редких,

частых, коротких передышках можно держать себя в состоянии высокой

работоспособности очень долго и качественно.

Важной составляющей в успешной работе над произведением является

также разнообразие форм, приемов и способов занятий, разнообразие

музыкального материала.

Он должен быть развивающим, но построен по принципу: «от простого

– к сложному» и обязательно соответствовать по уровню сложности

возможностям конкретного ребенка. Преподаватель должен учитывать

пожелания ученика, уметь заинтересовать подобранным репертуаром и

аргументировать свой выбор.

О способах ликвидации эмоциональной напряженности, связанной с

эстрадным стрессом (от англ. «stress» - давление, напряжение) написано

много трудов, в основе которых лежит индивидуальность каждого человека:

его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня

личностной тревожности. Однако есть и наиболее общие рекомендации,

актуальные

для каждого музыканта. Они связаны с рациональным

построением

занятий

в

предконцертный

период.

Одна

из

причин

сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать

этого, используем методику «опорных точек». Даже с самыми маленькими

учениками анализируем форму произведения, запоминаем текст по фразам,

предложениям, периодам. Границы разделов должны стать опорными

пунктами. Тогда, даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда

продолжать. Данная методика способствует приобретению учащимся навыка

исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Для осознанного запоминания наизусть очень эффективны методы

проговаривания нотного текста, подробной проработки всех составляющих

музыкальной ткани – мелодии, баса и гармонии.

Очень

важно

выучить

программу

заблаговременно,

чтобы

музыкальный материл «устоялся, прижился».

В период подготовки к концерту необходимо отрепетировать комплекс

сценических ритуалов: выход, поклон, начало игры, завершение и уход со

сцены. Это позволяет ученику чувствовать себя более уверенно, комфортно и

значительно

повышает

его

артицизм.

Очень

полезно

просматривать

видеозаписи других исполнителей, чтобы перенять полезный опыт.

Музыканту также очень важно предварительно изучить акустические

возможности сцены, проиграв на репетиции произведение, адаптироваться к

новым слуховым и двигательным ощущениям, и когда концертная программа

будет достаточно выучена, обязательно «обыграть» ее на публике. При этом

психологическая готовность к выступлению формируется при помощи

многократного

«обыгрывания»,

с

постепенным

увеличением

степени

ответственности. Самый первый, мало «обязывающий» этап обыгрывания –

дома, перед звукозаписывающей аппаратурой. Затем – в классе, перед

педагогом (для учащихся) или перед несколькими доброжелательными

слушателями, присутствие которых не вызывает душевного дискомфорта

исполнителя

(друзьями,

родственниками).

Желательно

постепенно

увеличивать

уровень

компетентности

и

требовательности

публики,

количество слушателей и масштаб аудитории. Кульминацией этого процесса

станет самый ответственный концерт, к которому исполнитель должен

прийти уже достаточно опытным и позитивно психологически настроенным.

В

период,

следующий

сразу

после

выступления,

исполнитель

находится в состоянии повышенной внушаемости: именно в эти моменты

наиболее

прочно

в

его

подсознании

фиксируются

отрицательные

и

положительные

переживания,

формируется

«банк

исполнительских

ощущений». Поэтому очень важно сконцентрировать свое внимание в этот

период на достижениях, а уже потом, успокоившись, сделать объективную

оценку своей игры. Известный польский пианист первой половины XX века

Иосиф Гофман писал о выступлении музыканта на сцене: «Публичная игра

не только хороший стимул к дальнейшим успехам; она еще дает вам весьма

точную оценку ваших способностей и недостатков и тем самым указывает

путь к совершенствованию».

Литература.

1.

Цагарелли

Ю.А.

«Психология

музыкально-исполнительской

деятельности»: Учебное пособие. С.-Петербург: Композитор, 2008.

2.

Базикова А.А. «Психологическая саморегуляция музыканта-

исполнителя»: Учебное пособие. Тамбов: редакционно-издательский отдел

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2011

3.

Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство». -

М.: Музыка, 1974.

Выполнила:

преподаватель отделения народных инструментов

Бодрова Татьяна Петровна

Мичуринск

2020



В раздел образования